Любознательность – как ступень к индивидуальному развитию речи ребенка



Скачать 85.37 Kb.
Дата14.02.2016
Размер85.37 Kb.
Любознательность – как ступень

к индивидуальному развитию речи ребенка.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развивать речь дошкольника, не включая ее в познавательно-исследовательскую деятельность, невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную активность детей. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача нас – взрослых не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Итак, целью познавательно-речевого развития является:

- всестороннее развитие личности ребенка;

- приобщение к человеческим ценностям;

- активизация речи дошкольников, расширение словарного запаса;

- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.



Задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

- обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявлению самостоятельности, любознательности в их познавательно-речевом развитии;

- поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

При организации речевого развития детей через познавательную активность и любознательность можно опираться на следующие направления:

Совершенствование собственной речи. Дошкольник воспринимает речь взрослых, как образец. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.

Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадывать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения, определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо.

Поэтому, занимаясь с детьми, стараться, чтобы они чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:

- в процессе наблюдения, игры, задания создавать проблемную ситуацию;

- поощрять ребенка высказывать предположение о том, что он будет изучать, узнавать на этот раз;

- в ходе познания постоянно обмениваться вопросами, догадками, различными вариантами;

- во время наблюдения, изучения, беседы открывать ребенку новые для него знания;

- дать возможность дошкольнику определить правильность своих предположений;

- выслушать объяснения ребенка о том, что он узнал нового, чему научился и как оценивает то, что у него получилось.

Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

Игра, т.к. она является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Большое значение для развития речи через познавательный интерес детей имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Изучение природы, основываясь на желании ребенка узнавать и открывать для себя что-то новое, имеет уникальные возможности для развития речи дошкольников.

Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:


  • поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

  • в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

  • загадать загадку и найти отгадку;

  • поискать приметы времени года;

  • познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

  • прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

  • поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться природой, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Но как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Как использовать познавательный интерес и любознательность, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе?



1. Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».

2. Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

3. Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

4. Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

5. Загадайте загадки по сказкам.

а) Из муки он был печён, б) Нашла однажды мышка


На окошке был стужён. Совсем пустой домишко.
Убежал от бабки с дедом, Стала жить да поживать,
А лисе он стал обедом. (Колобок) Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
в) Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту. Можно придумать с ребёнком свою сказку. Подобные занятия развивают не только речь, но и воображение, мышление, в целом познавательную сферу личности ребенка.

Можно использовать также игры по системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для развития речи через любознательность и творческий потенциал детей. Подобные игры в целом учат нестандартно мыслить, придумывать. В свою очередь, такие психические функции, как мышление и воображение, напрямую способствуют расширению словарного запаса, умению излагать свои мысли и др.

«Где живет?»

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира: неживые объекты и объекты живой природы, дети называют среду обитания объектов.

Ход игры:

Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! (Выбрали медведя).

Ведущий: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Ведущий: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках, на конфетной обертке.

И т.д.

«Хорошо – плохо»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Ведущий: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Ведущий: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.



«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ведущий: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.



«Теремок»

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы, туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки


- ластики.

Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

- Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто)? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.



- Например, у велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Подготовила педагог – психолог Кульгейко О. В.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница