«Любовь и самосокрушение в жизни христианина в их взаимной связи»



Скачать 100.82 Kb.
Дата24.02.2016
Размер100.82 Kb.


Санкт-Петербургская православная духовная академия

заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Любовь и самосокрушение в жизни христианина

в их взаимной связи ».



Выполнил: Устинов Глеб Станиславович ,

Студент 1 курса семинарии

Проверил: ______________________

Санкт - Петербург

2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1: Роль Любви в духовной жизни. Любовь – как царица добродетелей.……………………………………………………………………4

Глава 2: Любовь и самосокрушение в их взаимной связи в жизни христианина.………………….............................................................................6

Заключение……………………………………………………………………...9

Библиография………………………………………………………………….. 10



Введение.

Любовь – высочайшая добродетель в христианской жизни. Приобретение этой добродетели является важным и необходимым для каждого Православного христианина. Сам Господь Иисус Христос в своем Богооткровенном учении ставит любовь выше всего: : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Это - первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (1 Ин. 4: 7-8). И далее продолжает: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22: 37 - 40). Господь сам является истинной Любовью. Как пишет Св. Апостол Иоанн: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). Но что стоит за таким глубочайшим понятием, как любовь?

Если говорить о любви в общем смысле, то это некая тесная связь с предметом любви. Это сердечное ощущение потребности, необходимости, ценности того, к кому испытываешь это чувство. Но не всякую любовь можно назвать истинной. Предмет любви может быть и недостойным, да и сама эта связь или привязанность, может полагаться самоцелью. Путь такой любви ведет только в одну сторону: только ко греху. Истинная любовь полагает свое основание только в Боге! И отсутствие любви есть самая настоящая смерть! Апостол Иоанн пишет: «не любящий брата пребывает в смерти». ( Ин. 3: 14).

Об этом же замечательно пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «Кто любит Христа и других людей, тот живет полноценной жизнью. Жизнь без Христа – это смерть, это ад, это не жизнь. Ад – это и есть отсутствие любви. Жизнь – это Христос. Любовь – это жизнь Христова».1 Но, как учат Святые Отцы, приобретение этой добродетели требует многочисленных усилий от человека: молитвы, поста, борьбы с множеством искушений., и главное нужны дела покаяния. И это без сомнения правильное понимание, но это только одна сторона. Как мы увидим далее, существует еще один «легкий путь». Мнение, о котором пойдет речь ниже, принадлежит Афонскому старцу Порфирию Кавсокаливиту.

Но, к сожалению, в современном богословии, его мнение часто критикуется. В частности, особенно сильной критике, учение старца Порфирия подвергает известный православный богослов и профессор, наш соотечественник – А. И. Осипов. В своей статье: «Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)», которая и будет разбираться в данном реферате, указывает на ложность учения старца о пути любви к Христу в жизни христианина. А. И. Осипов пишет: «Каково учение о. Порфирия о самой духовной жизни? Оказывается, «два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь - это путь любви. Им следуйте и вы...».2 Однако, А. И. Осипов совершенно против такого пути, называя его ложным, поскольку, по его мнению, отрицается любая борьба с грехом, отсутствует покаяние и самосокрушение.

Итак, цель данной работы, проанализировать статью А. И. Осипова, рассмотреть труды старца Порфирия Кавсокаливита, и на основании этого разобраться в вопросе взаимосвязи любви и самосокрушения ы жизни православного христианина. Но чтобы подойти непосредственно к основной проблеме, рассмотрим в начале роль любви в духовной жизни православного христианина.



Глава 1

Роль Любви в духовной жизни. Любовь – как царица добродетелей.

Таким образом, целью духовной жизни христианина является любовь. Все наши духовные подвиги должны быть направлены на приобретение этой добродетели. Конечно, это сопряжено с огромными трудностями, и человеку необходимо пройти «тернистый путь», прежде чем он сможет достигнуть желаемой цели. «Весь подвиг наш своею целью должен иметь любовь. Стяжать ее в сердце своем – великий труд. Всякие скорби, неудачи, болезни – всякого рода страдания, мужественно с благодарностью Богу претерпеваемые, - делают землю сердца нашего плодородною, могущею взрастить любовь».3

Любовь, как уже было сказано выше, есть настоящая вечная жизнь, и стремящиеся к приобретению любви, стремятся в вечную жизнь. Как пишет архим. Софроний (Сахаров): «Странная вещь. Ведь любовь Христова по существу своему есть вечная жизнь, но как же возможно, что она в условиях нашего земного бытия то «начинается» или «зарождается», то «растет» или «умаляется» и даже «исчезает» иногда? Появившись – делает нас осязательно бессмертными, вечными, исчезнув – повергает опять в долину смерти».4 Здесь мы видим, что стяжание любви тесно связано с очищением души, ее т. н. «выздоровлением» от греха, которое происходит постепенно, не сразу, благодаря собственным усилиям человека и помощи Божией. Это настоящая Синергия, т.е. соработничество человека и Бога.

Как пишет преп. Исаак Сирин: «Ясно же, что любовь может быть приобретена после душевного здравия; а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая».5 Итак, любовь стяжается посредством личного подвига христианина, а также конечно помощи Божией, без которой любое человеческое усилие оказалось бы бесплодным. Поэтому самое важное в деле стяжания любви - помощь и содействие благодати Святого Духа. ).

О том, что чистейшая христианская любовь приходит именно от Духа Святого подтверждается мысль Ап. Павла, который пишет: " Плод Духа любовь, ..." (Гал. 5:22). То, что именно Святой Дух движет любовь, иожно увидеть также на примере жизни первых христиан в общине. Недавно сошедший в День Пятидесятницы Святой Дух, подал верующим замечательную крепкую взаимную любовь между собой. Об этом повествует книга Деяний Апостольских: «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4: 32).

Из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что Любовь – явялется неким «венцом» добродетели, наивысшей добродетелью, в духовной лестнице, по которой восходит человек, в деле Богоуподобления. Да и сама любовь сама по себе – есть уподобление Богу, ведь Бог сам является истиннейшей Любовью. Замечательно об этом пишет преп. Иоанн Лествичник: : «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения».6

Говоря о любви, как «венце» добродетелей, мы говорит только об одной из ее сторон. Любовь – это еще и самая настоящая движущая сила всей духовной жизни христиан. Здесь стяжание любви уже не является целью получения благ, которые обещал Господь всем верующим и любящим его, а любовь ради самой любви к Христу. Это наивысшая цель каждого христианина. Это совершеннейшая любовь! Об этой Любви прекрасно пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «Будем любить Христа, Он – единственная наша надежда и забота. Будем любить Христа лишь ради Него Самого. Никогда ради себя. Пусть Он поставит нас туда, куда пожелает. Пусть даст нам то, чего Сам хочет. Не будем любить Его за Его дары. Это эгоизм говорить: Христос поместит меня в саму прекрасную обитель, которая у Него есть. Христос приготовил ее, об этом говорит Евангелие: «В доме Отца Моего обителей много…. чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2, 3).

Правильно говорить так: «»Христе мой, пусть будет так, как пожелает Твоя любовь, лишь бы жить мне в Твоей любви».7 Именно такой Любви желает от нас Господь наш Иисус Христос. Итак, рассмотрев роль любви в жизни православного христианина, перейдем теперь непосредственно, рассмотрению статьи А. И.Осипова и книги старца Порфирия Кавсокаливита.



Глава 2

Любовь и самосокрушение в их взаимной связи в жизни христианина.

Итак, в своей статье А. И. Осипов подвергает категоричной критике «путь любви», о котором было сказано выше, любви, как движущей силе самой духовной жизни, которую старец Порфирий Кавсокаливит называет «легким путем». Главное положение, которое отстаивает А. И. Осипов – это невозможность так называемого «возгревания» любви для новоначального христианина. Это духовное состояние открывается для человека толко после долгих упорных трудов, подвигов покаяния и самосокрушения, очищения от страстей. И это единственный правильный путь. Другие варианты не принимаются и отрицаются как ложные и ведущие к прелести. Критикуя мысли старца Порфирия Кавсокаливита проф. А. И. Осипов пишет: «Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них...  И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», - например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти...  Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!» И так далее. Все эти настойчивые «не» просто поражают своим откровенным вызовом Евангелию, учению святых Отцов».8

Понимая, как уже было сказано выше, любовь только односторонне, А. И. Осипов, естественно ищет подтверждение своих взглядов у Св. Отцов, в частности он обращается к свт. Игнатию Брянчанинову, вырывая его мысли, не понимая общего контекста. «Церковь Великим постом призывает не просто молиться, но с земными поклонами об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения.... Святитель Игнатий такой «легкий путь посредством любви» прямо называет душепагубной прелестью….А о. Порфирий к чему призывает: Оставьте все немощи. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них. И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», - например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти!»9 Понятно, что такой «легкий путь» абсолютно не приемлем для А. И. Осипова. По его мнению этот путь никаким образом не сопряжен с духовным подвигом, с покаянием, с очищением от страстей. Продолжая свою критику А. И. Осипов пишет: «Поэтому совсем не удивительно, что призывая к легкому пути, о. Порфирий «забывает» о главнейшем в духовной жизни - покаянии, о котором все святые Отцы учат как о необходимейшем условии спасения, и без которого невозможна духовная жизнь ни одного человека….Отец Порфирий призывает вместо сурового и утомительного пути сражений против зла стать на легкий путь любви. Но что это за любовь, как она достигается - об этом ни слова. И это понятно, поскольку истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние. Господь прямо сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14,15). Как же в таком случае можно оценить ту любовь к Богу, которая противопоставляется о. Порфирием борьбе со страстями?»10

Но обратимся теперь у мыслям старца Порфирия Кавсокаливита и попробуем разобраться в том, что же имел ввиду старец под наименованием «легкий путь»? И здесь мы видим замечательную вещь: старец вовсе не отрицает духовную борьбу, покаяние и самосокрушение. Вот, например, он пишет: «Поститесь столько, сколько сможете; делайте столько поклонов, сколько в ваших силах; бдений совершайте столько, сколько в ваших силах, но будьте радостными. Имеете радость Христову. Это та радость, которая простирается на века, которая имеет вечное веселие».11 А о самосокрушении и покаянии он пишет: «Я окаянный, что могу сказать вам…я весьма немощен. Я не достиг великой любви ко Христу, чтобы томилась по Нему душа моя…Но не отчаиваюсь. Вверяю себя любви Божией, говорю Христу: «Я знаю, что недостоин. Пошли меня туда, куда пожелает любовь Твоя. Этого я желаю и хочу. Всю жизнь я служил Тебе».12

Из этого видно, что старец ни в коем случае не входит в противоречии с православным учением. Но здесь возникает вполне справедливый вопрос: почему старец Порфирий Кавсокаливит предлагает именно такой путь? И ответ на этот вопрос также содержится в его учении, и он абсолютно прост и очевиден: «Цель состоит не в том, чтобы ранить себя, насиловать себя, стараться стать лучше. Цель состоит в том, чтобы жить, поучаться, молиться, преуспевать в любви, в любви Христовой, в любви Церкви».13

Заключение

Итак, после рассмотрения и анализа статьи А. И. Осипова и учения старца Порфирия Кавсокаливита, можно ясно увидеть, что на самом деле, «путь любви», никаким образом не противоречит взглядам проф. А. И. Осипова, который утверждает необходимость покаяния и самосокрушения, как неотъемлемого условия приобретения христианской любви. Проблема возникает лишь от одностороннего понимания самой сущности любви.

Таким образом эти два пути ни в коем случае не противоречат друг другу. Они являются двумя частями одного духовного делания, единого процесса стяжания христианской любви.

Библиография.

Источники:

1. Библия с комментариями. М.: Российское Библейское общество, М: 2006 г. 2048с.

2. Иоанн Синайский, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2005 г. 590 с.

3. Исаак Сирин, прп. Слово 55. Послание преподобному отцу Симеону Чудотворцу./ Слова подвижнические. М., 1993 г. 432 с.

4. Порфирий Кавсокаливит, старец., Житие и слова. Малоярославец., 2006 г. 367 с.

5. Софроний (Сахаров), архим. Подвиг Богопознания. Эссекс – М., 2002 г. 367 с.

Интернет –ресурсы:



1. Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова):http://www.bogoslov.ru/text/421396.html

1 Порфирий Кавсокаливит, старец., Житие и слова. Малоярославец., 2006 г. стр. 148.


2 Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова):http://www.bogoslov.ru/text/421396.html

3 Софроний (Сахаров), архим. Подвиг Богопознания. Эссекс – М., 2002 г. стр. 191

4 Софроний (Сахаров), архим. Подвиг Богопознания. Эссекс – М., 2002 г. стр. 227 – 228.

5 Исаак Сирин, прп. Слово 55. Послание преподобному отцу Симеону Чудотворцу./ Слова подвижнические. М., 1993 г. стр. 242

6 Иоанн Синайский, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2005 г. стр. 394

7 Порфирий Кавсокаливит, старец., Житие и слова. Малоярославец., 2006 г. стр. 148 – 149.

8 Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова):http://www.bogoslov.ru/text/421396.html

9 Осипов А. И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова):http://www.bogoslov.ru/text/421396.html

10 Там же

11 Порфирий Кавсокаливит, старец., Житие и слова. Малоярославец., 2006 г. стр. 146

12 Там же. стр. 149

13 Там же. стр. 204


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница