Локтионова Е. И., учитель начальных классов, моу скош №45 VIII города Томска. Всероссийская научно-практическая конференция «Новое качество образования в новых условиях»



Дата20.04.2016
Размер54 Kb.
Локтионова Е.И., учитель начальных классов,

МОУ СКОШ № 45 VIII города Томска.

Всероссийская научно-практическая конференция

«Новое качество образования в новых условиях»
Использование современных образовательных технологий

в коррекции эмоционально — волевой сферы у детей с ОВЗ.

(Опубликован в сборнике материалов конференции,

март-апрель 2011г. ТОИПКРО)

Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от их умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения в процессе трудовой деятельности и вличной жизни от умения создавать свой быт, организовывать досуг. В неблагоприятных же условиях жизни, при отсутствии специальной педагогической и психологической помощи, в ситуации стойкой школьной неуспешности черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в коррекционной педагогике в процессе образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья используются специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания.



Структура специальных образовательных технологий (схема)

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие позновательных способностей; вторые — способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представлении о становлении, развитии и социализации подрастающего человека как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения и способов воспитания становится в таком случае искусственным, предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Коррекция эмоционально-волевой сферы осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) м способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Для предупреждения и устранения причин эмоционального дискомфорта воспитателем используется следующие методические средства:



  1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

  2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

  • принятие своего имени;

  • принятие своих качеств характера;

  • принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

  1. Коммуникативные игры:

  • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

  • игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

  • игры, обучающие умению сотрудничать.

  1. Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

  2. Игры, направленные на развитие воображения:вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

  3. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники).

Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Игры-драматизации.

Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжете игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

  1. Психогимнастика

Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

  1. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

  1. Коммуникативные упражнения

Это упражнения при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

  1. Мимические и пантомимические этюды

Этюды в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

  1. Психомышечная тренировка

Нацелена на снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения. Закрепление положителных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, и приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

  1. Элементы психологического тренинга

Позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. При чем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

Диагностировать эмоциональное самочувствие детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно систематическим обследованием эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия конкретного ребенка разных жизненных зонах.



Таким образом наиболее существенными напрвлениями в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие:

Комфортная организациыя режимных моментов.

  1. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • оздоровительно-профилактической гимнастики;

  • физкультминуток;

  • спортивных игр;

  • подвижных игр (в том чиле народных);

  • игровых заданий и упражнений;

  • досугов.

  1. Игротерапия:

  • сюжетно-ролевые игры;

  • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

  • коммуникативные игры;

  • дидактические игры.

  1. Арттерапия:

  • рисование;

  • ритмопластика;

  • танец;

  • музыкально-ритмические движения.

  1. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

  2. Психогимнастика:

  • этюды;

  • мимика;

  • пантомимика.

  1. Посещение комнаты психологической разгрузки.

  2. Задания, направленные на:

  • организацию совместной деятельности;

  • составление рассказов;

  • организацию театрализованных игр и т.п.

  1. Использование нагляных пособий:

  • фотографий;

  • рисунков;

  • схем;

  • символов;

  • графических изображений.

Введение щадящего режима, особенно в начальных классах, четкого последовательного чередования умственного труда и отдыха, смены видов занятий, использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.
Каталог: files -> img
img -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
img -> Компетентность ресурс качественного образования
img -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
img -> Российская федерация федеральный закон
img -> Внеурочная деятельность в профильных классах


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница