«Логические игры как средство формирования математических представлений»



Дата07.04.2021
Размер55 Kb.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №44 г. Липецка

Сообщение на тему:

«Логические игры как средство формирования

математических представлений»

Подготовила:

Веретенникова Т.Н.

Липецк 2017

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как:

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

- создает более благоприятный фон для протекания всех мыслительных процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка – дошкольника является изучение математики в детском саду. Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «… не обрушивайте на ребенка лавину знаний… - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность, умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Поэтому обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства.

В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально-творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач. Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых занимательных материалов. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровая деятельность; активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытия секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересованность математическим материалом, увлекать и развивать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей на занятиях и вне их. Такой занимательный материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия можно использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры и игровых действий. Смекалка, находчивость, инициатива, проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче , логическом упражнении, развлечении, Например , необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет детей задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Среди математических игр немаловажную роль играют сюжетные логико-математические игры Примером сюжетных логико-математических игр могут служить такие как: «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок» и др. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, игровая мотивация, ситуация для обсуждения, выбора материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи. Играя, дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста математике.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, но его многообразие дает основание для систематизации. Наиболее подробную классификацию занимательного математического материал предложила З.А.Михайлова, которая выделила три основные группы:


  1. Развлечения.

  2. Логические игры, задачи.

  3. Развивающие(дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры с палочками на пространственные преобразования, задачи-смекалки, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Пентамино». Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Дети очень активно, настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти выход, преобразовать , которая увлекает его. Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). «Пять братцев в одном домике живут». (варежка)

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными, например: «Сколько ушей у трех мышей?», «У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?». Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Воспитатель их может использовать в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т.е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.



Логические игры, задачи: с блоками, кубиками, игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (На увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие), игры с цветными крышками, шашки, шахматы, блоки Дьенеша, палочки Кюизнера – отражают закономерности, отношения,, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников, При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. Использование логических игр осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка игровой атмосферы, переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельности к более сложным.

Большое значение и развитие основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как палочки Кюизнера и блоки Дьенеша. Как отмечает Р.Л.Непомнящая, палочки Кюизнера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создавать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей, в том числе и для развития основ логического мышления.

Другое универсальное средство развитие основ логического мышления являются обучающие игры на основе использования блоков Дьенеша. Весь комплекс игр и упражнений с блоками – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки, на каждую из которых ребенок должен встать. Логические блоки помогают ребенку овладевать мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции. Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах, геометрических фигурах, пространственную ориентацию. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия; выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действий рассуждает. Итак, играя с блоками Дьенеша, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача – упражнять в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.

Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

- создание предметно-развивающей среды;

- систематизация игр в планировании;

- уровень сенсорного развития дошкольников;

- индивидуально- дифференцированный подход;

- характер мотивации;

- руководство детской деятельности в игре;

- использование проблемных ситуаций, постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.

Таким образом, педагогические возможности логико-математической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей



Для того, чтобы были реализованы задачи развития средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу необходимыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место, доступное детям, где концентрируются все игры и пособия – «уголок занимательной математики». Этим самым, детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница