Литература Германии 917-1945 годов. (Л. Фейхтвангер, Г. Манн, Э. М. Ремарк, Келлерман, Фаллада, А. Зегерс). Анализ романа Г. Гессе «Степной волк»



страница1/32
Дата06.02.2018
Размер1,47 Mb.
#62644
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Связанные:
1-я половина 20 века. ИЗЛ

Оглавление


1. Общая характеристика зарубежной литературы 1917-1945 годов. Основные литературно-художественные направления. Понятие о модернизме как феномене культуры ХХ века. Своеобразие модернистского миропонимания и эстетики. 1

2. Литература Германии 1917-1945 годов. (Л. Фейхтвангер, Г. Манн, Э. М. Ремарк, Келлерман, Фаллада, А. Зегерс). 3

5. Анализ романа Г. Гессе «Степной волк» или «Игра в бисер» (по выбору). 9

6. Немецкий экспрессионизм: поэзия, проза, драма. Творчество Э. Ласкер-Шюлер, Г. Гейма, И. Бехера, В. Борхерта, Г. Кайзера и др. 10

7. Эпический театр Б. Брехта: теория и практика. Анализ пьесы Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети». 11

8. Эпический театр Б. Брехта: теория и практика. Анализ пьесы Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани» или «Кавказский меловой круг». 12

9. Литература Швейцарии 1920-1930-х годов (Р. Музиль, Г. Брох, С. Цвейг). 15

10. М. Пруст – создатель модернистского психологического романа. «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. 16

12. Идейно-художественное своеобразие творчества А. де Сент-Экзюпери. 17

13. Анализ философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 19

14. Французская сюрреалистическая поэзия. П. Элюар, Л. Арагон, А. Бретон и др. 21

15. Французская поэзия в годы антифашистского Сопротивления. П. Элюар, Л. Арагон и др. 22

18.Французский экзистенциализм. Творческий путь А. Камю. Анализ одного из романов («Посторонний», «Чума»). 26

19. Английский модернизм в 1920-1930-х г. Творчество Джойса 29

20. Психоаналитический роман. Творчество В. Вульф: периодизация, модернистская поэтика романов «Миссис Дэллоуэй» и «На маяк». 31

21. Творчество Г. Лоуренса: периодизация, тематика, проблематика. Анализ романа «Любовник леди Чаттерлей». 33

23. Английская антиугопия ХХ века. Творчество Дж. Оруэлла. Анализ произведений «Скотный двор», «1984». 35

24. Английская антиутопия ХХ века. Творчество О. Хаксли. Анализ романа «Дивный новый мир». 36

25. Р. Олдингтон как представитель «потерянного поколения». Анализ романа «Смерть героя». 38

26. Общая характеристика литературы США в 1920-1940-е гг. Ф. Скотт Фицджеральд, Уайлдер 39

27. Жизнь и творчество в 1920-е гг. Эрнест Хемингуэй 1899-1961 40

28. Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя (1930-1950-е годы). 42

29. Анализ повести Э. Хемингуэя «Старик и море» в сравнении повестью У. Фолкнера «Медведь». 42

30. Эволюция У. Фолкнера от модернизма к реализму. Анализ романов «Шум и ярость» и «Деревушка». 43

31.  Поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля» и «Полые люди» (мифологизм, тема «смерти при жизни») 44

32. Творчество Т. Драйзера второго периода. Анализ романа Т. Драйзера «Американская трагедия» в сравнении с романом Ф.С. Фицджеральда «Великий Гетсби». 45

33. Жизненный и творческий путь Ф. Кафки. Особенности художественного метода. Анализ романа «Процесс» или «Замок» (по выбору) 45

34. Анализ новеллы «Превращение» Ф. Кафки 46

35. Поэзия Испании 1920-1930 гг. Ф. Лорка, А. Мачадо 47

36. Чехословацкая литература Я. Гашек («Похождения Швейка»), К. Чапек («Саламандры..), Ю. Фучик («Репортаж с петлёй на шее») 49

37. Драматургия США: О’Нил, Миллер, Уильямс 53

38. Пути развития лит-ры 1 половины 20 века 55





1. Общая характеристика зарубежной литературы 1917-1945 годов. Основные литературно-художественные направления. Понятие о модернизме как феномене культуры ХХ века. Своеобразие модернистского миропонимания и эстетики.


В истории зарубежной литературы ХХ века выделяются два периода – 1917–1945 и 1945–1990-е годы.

ХХ век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий – войну и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

Первая половина ХХ века известна художественными экспериментами. Литература пробует новые изобразительные средства, разрушает канонические формы и ритмы. Дальнейшее развитие получает модернизм – на стадии авангардизма.

Качественно новой становится паралитература, так называемая «массовая», популярная или коммерческая, по сути альтернативная искусству. В первой половине ХХ века происходят две мировые войны (1914–1918 гг.) и (1939–1945 гг.) и Октябрьская революция, рухнули Австро-Венгерская и Османская империи, царская Россия. На карте мира образовались новые государства: обрели независимость, восстановили государственность Чехия и Словакия, Польша, государства Югославии. Литература реагирует на все эти исторические события, и прежде всего на Октябрьскую революцию, за которой последовала волна революционного и национально-освободительного движения в разных странах мира – от Германии и Скандинавских стран до Китая и Африки.

Основные темы в литературе первой половины ХХ века:

1) тема войн и социально-политических катастроф;

2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию;

3) проблема веры и безверия;

4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического.

Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм ХХ века отличается от реализма века минувшего.

В реализме ХХ века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации.

Реализм ХХ века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни.

Философия входит в литературу в новом качестве, как приём, глубоко проникает в художественную ткань произведения.
Продуктивно развивается жанр притчи (Ф. Кафка, К. Чапек, А. Камю, А. Экзюпери). Меняется герой, человек предстаёт более усложнённым и нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и подсознания.

На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн – «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора»), эффект «отстранения» (драматургия Б. Брехта), ирония и подтекст (Э. Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (М. Булгаков). Реализм продуктивно использует многие модернистские приёмы, например, «поток сознания» (У. Фолкнер), деформацию, абсурд и другие ранее недоступные приёмы.


Модернизм (фр. modernisme – от moderne – новейший, modo – только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии (выделяем условно):

Авангардизм, по времени расположенный между войнами;

Неоавангардизм (50–60-е гг.);

Постмодернизм (70–80-е гг.).

Общие черты:

1) утрата точки опоры;

2) разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;

3) субъективизм, деформация мира или художественного текста;

4) утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника;

5) формализм.

Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах З. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приёмов, оказавших существенное влияние на стиль художника (М. Пруст, В. Вулф).

Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имеет следующие национальные разновидности:

французский и чешский сюрреализм;

итальянский и русский футуризм;

английский имажизм и школа «потока сознания»;

немецкий экспрессионизм;

американский и итальянский герметизм;

шведский примитивизм;

французский унанимизм и конструктивизм;

испанский ультраизм;

латиноамериканский креасьонизм.


Слово авангард (от франц. аvant-garde – передовой отряд) пришло из военной лексики, где им обозначается небольшой элитный отряд, прорывающийся на территорию противника впереди основной армии и прокладывающий ей путь, а искусствоведческий смысл этот термин, на правах неологизма употреблённый Александром Бенуа (1910), обрёл в первые десятилетия XX века. С тех пор классическим авангардом называют совокупность разнородных и разнозначимых художественных движений, направлений и школ.

Дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и имажизм как наиболее заявившие о себе авангардистские течения зарубежной литературы первой трети XX века.


ДАДАИЗМ (от фр. dada – детский лепет без смысла) – непосредственный предшественник сюрреализма.

Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа «Дада». Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан Тзара (1896–1963), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931), известной «Песенки дада»

СЮРРЕАЛИЗМ (от фр. sure′alite – сверхреальность) сложился во Франции; его программа изложена в «Манифесте сюрреализма», написанном А. Бретоном при участии Л. Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения «автоматическое письмо», метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого

. Для поэтики сюрреализма характерны: разъятие предмета на составные части и «перекомпоновка» их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф. Супо, Ж. Кокто.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. ехpression – выражение). В предвоенные годы и в период Первой мировой войны недолгий, но яркий расцвет переживает экспрессионизм – искусство выражения. Основной эстетический постулат экспрессионистов – не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение.

Представители экспрессионизма: в искусстве (Э. Барлах, Э. Кирхнер, О. Кокошка, А. Шенберг, Б. Барток), в литературе (Ф. Верфель, Г. Гракль, Г. Гейм и др.).


ФУТУРИЗМ (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х ХХ в., наиболее полно проявившееся в Италии (родине футуризма) и России. Футуристы были и в других европейских странах – Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке. лючевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал лозунг – «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.

ИМАЖИЗМ возник как течение в 1908 году в недрах лондонского «Клуба поэтов». Окаменелость привычных поэтических форм заставила молодых литераторов искать новые пути в поэзии. Первые имажисты – Томас Эрнест Хьюм и Фрэнсис Флинт.


Лидером и непререкаемым авторитетом в группе являлся Томас Эрнест Хьюм. К тому времени у него сложились твердые убеждения: «Образы в стихе – не просто декорация, но самая суть интуитивного языка», назначение же поэта – искать «внезапность, неожиданность ракурса». По Хьюму, «новые стихи подобны скорее скульптуре, чем музыке, и обращены более к зрению, нежели к слуху». Интересны ритмические эксперименты имажистов. Хьюм призывал «расшатать каноническую рифму», отказаться от правильных метрических построений.

Рассмотрев несколько авангардистских направлений и творчество крупнейших писателей, можно утверждать, что для авангардизма как художественного течения характерны субъективизм и в целом пессимистическое воззрение на прогресс и историю, внесоциальное отношение к человеку, нарушение целостной концепции личности, гармонии внешней и внутренней жизни, социального и биологического в ней. В плане мировоззренческом модернизм спорил с апологетической картиной мира, был настроен антибуржуазно; в то же время его настораживала негуманность революционной практической деятельности. Модернизм выступал в защиту личности, провозгласил её самоценность и суверенность, имманентную природу искусства. В поэтике он апробировал нетрадиционные, противопоставленные реализму приёмы и формы, ориентированные на свободное волеизъявление творца, и тем самым оказал влияние на реалистическое искусство.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница