Литература для учащихся медицинских училищ издание третье, переработанное и дополненное



страница1/50
Дата24.04.2016
Размер9.77 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Е А. Воробьева А.В.Губарь Е. Б.Сафьянникова

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся медицинских училищ

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для учащихся медицинских училищ

ББК 28.76

В75

УДК 61+612/(075.8)



Рецензент Л. Н. Беседина, канд. мед. наук, директор Медицинского училища при I ММИ им. И. М. Сеченова МЗ СССР

Воробьева Е. А. и др.

В75 Анатомия и физиология: Учебник / Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б.- М.: Медицина, 1988.- 432 с: ил.- (Учеб. лит. Для учащихся мед. училищ).

ISBN 5-225-00818-6



В

2007010000

74-87




039(01)-88

ББК 28.76

ISBN 5-225-00818-6 © Издательство "Медицина",

Москва, 1975 © Издательство "Медицина", Москва, 1987, с изменениями

Учебник


ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА ВОРОБЬЕВА,

АРИАДНА ВИКЕНТЬЕВНА ГУБАРБ, ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА САФБЯННИКОВА

Анатомия и физиология

Зав. редакцией О. В. Карева Редактор Б. А. Спирин Редактор издательства М. Г. Фомина Художественный редактор Т. К. Винокурова Технический редактор Л. А. Зубова Корректор М. X. Яшина

ИБ № 4665

Сдано в набор 14.10.86. Подписано к печати 25.03.87. Т-03710. Формат бумаги 84x108/32. Бумага книжно-журн. Гарнитура тайме. Печать высокая. Усл. печ. л. 22,68. Усл. кр.-отт. 22,68. Уч.-изд. л. 24,62. Доп. тираж 100 000 экз. Заказ 1377. Цена 1 р. 20 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Медицина". 101000, Москва, Петроверигский пер., Д. 6/8.

Набрано в ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО "Первая Образцовая типография" имени А. А. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 113054, Москва, Валовая, 28.

Отпечатано в Московской типографии № 11 Союзполиграфпрома при Государственном Комитете СССР по делам издательств, полиграфист и книжной торговли. 113105, Москва, Нагатинская, 1.

Введение

Анатомия и физиология человека - основные предметы теоретической и практической подготовки медицинских работников.

Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупов (отсюда название: от греч. anatemne - рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

Физиология изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности целостного живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, а также развитие функций, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и при различном состоянии организма.

Анатомия и физиология являются составными частями биологии - науки о развитии, строении, функциях, взаимоотношениях живых существ и о связи их с внешней средой. В биологии выделяют морфологию - науку о форме (сюда же входит анатомия) и физиологию. Деление это условно и базируется главным образом на различии задач и методов исследования. В анатомии главными являются причинный, функциональный и исторический подходы. Они базируются на законах и категориях материалистической диалектики о неразрывности, взаимосвязи и взаимообусловленности структуры и функции, связи целого и его частей, соотношения количественных и качественных показателей. Законы единства и борьбы противоположностей во взаимоотношениях организма с внешней средой вскрываются для понимания причинности в изменении структур организма. Большое значение имеют правильная оценка социального и биологического в человеке, объяснение решающей роли труда в эволюции человека. Анатомия и физиология имеют большое значение в формировании материалистического мировоззрения, так как раскрывают материальную природу строения и функций человеческого организма и его развития. Человеческий организм является целостной системой, все части которой связаны между собой и с окружающей средой. Он изменяется в процессе эволюции и на протяжении всей жизни человека. Структура является материальным субстратом для любой функции организма. Ф. Энгельс в книге "Диалектика природы" писал: "...морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга"1.

Морфология животных представляет собой совокупность наук, к которым относятся анатомия, гистология - наука о тканях, цитология - наука о клетке и эмбриология - наука о развитии организма от момента оплодотворения (зачатия) до рождения.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов. Отсюда возникло название "описательная анатомия". Описательный метод господствовал в анатомии вплоть до XX столетия, когда в связи с бурным развитием физиологии, хирургии и других отраслей прикладной медицины он перестал удовлетворять возрастающим потребностям медиков. Организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием,- возникла систематическая анатомия. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов в теле. Так выделилась топографическая анатомия, которую нередко называют хирургической. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, объясняющая внешние формы и пропорции тела человека. Наряду с анализом в анатомии используют синтез - обобщение полученных данных об отдельных органах и системах в единое целое в связи с их функцией. Такой подход к изучению человеческого тела определяют как функциональный, выделяя функциональную анатомию. Раздел анатомии человека, занимающийся изучением двигательного аппарата с функциональных позиций, называют динамической анатомией. Она имеет важное значение для правильного физического воспитания человека. В последнее время большое значение приобрела возрастная анатомия, изучающая возрастные изменения органов и тканей.

Анатомия исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии, развитие человеческого рода в процессе эволюции животных - в филогенезе. Для этого используют данные сравнительной анатомии, которая сравнивает строение животных разных классов и человека. К анатомии человека примыкает антропология - наука, изучающая естественную историю человека с учетом исторического развития общественной группы, к которой он принадлежит.

Современная анатомия располагает самыми разнообразными методами исследования, использует современную оптику, рентгенографию (анатомия живого человека), пластические материалы для наполнения сосудов и полых органов. Новейшие достижения химии и физики позволяют применять новые вещества и методы консервации трупов и препаратов.

Гистология изучает структуры животного организма и человека в связи с их функциями, взаимосвязь обмена веществ и структурных элементов вплоть до субмикроскопических структур. Гистологию делят на цитологию (учение о клетке), общую гистологию, или собственно учение о тканях, и частную гистологию, или микроскопическую анатомию, изучающую тканевый и клеточный состав органов на препаратах, представляющих собой срезы органов толщиной от 5 до 50 мкм, обработанные специальными фиксаторами и красителями. Организм представляет собой единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Клетки существуют в составе тканей, ткани образуют органы, структура которых в большой степени обусловлена взаимосвязью тканей. Учение о взаимосвязи структур клеток, тканей и органов с их функцией теснейшим образом переплетается с физиологией и получило название гистофизиологии. Последняя является одним из основных направлений гистологии.

Большое развитие в гистологии в последние годы получили гистохимическое и цитохимическое направления. В этих разделах гистология сливается в биохимией, в связи с чем в гистологии выделены особые разделы - гистохимия и цитохимия.

Современная гистология вооружена сложной оптической аппаратурой, пользуется световой, люминесцентной и электронной микроскопией, очень чувствительными гистохимическими реакциями и другими методами, позволяющими изучать субмикроскопические структуры клетки с физиологических позиций.

Каждая структура развивается в процессе онтогенеза - индивидуального развития организма, от момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти, поэтом анатомия и гистология тесно связаны с наукой, изучающей развитие организма до его рождения,- эмбриологией.

Физиологию делят на общую физиологию, одним из разделов которой является физиология клетки (цитофизиология), изучающая общие закономерности реагирования живой материи на воздействие окружающей среды, основные жизненные процессы, свойственные всем живым организмам. Выделяют сравнительную физиологию - науку о специфике организмов разных видов или одного и того же вида в процессе индивидуального развития. Задачей сравнительной (эволюционной) физиологии является изучение закономерностей видового и индивидуального развития функций. Наряду с общей и сравнительной физиологией существуют специальные, или частные, разделы физиологии. К ним относят физиологию пищеварения, кровообращения, выделения и др. В физиологии человека выделяют также физиологию труда, питания, физических упражнений и спорта, возрастную физиологию.

Физиология в своих исследованиях опирается на законы физики и химии, в связи с чем в последнее время особое распространение получили биологическая физика и биологическая химия. Значительных успехов достигла электрофизиология, изучающая электрические явления в живом организме. Немалое значение для физиологии приобретает и кибернетика. Физиология близко связана со всеми медицинскими специальностями, ее достижения постоянно используются в практической медицине, которая в свою очередь поставляет материал для физиологических исследований.

Физиология - наука экспериментальная. Применение в физиологии физических, химических и технических методов позволило оснастить физиологические лаборатории приборами, позволяющими получать информацию о сложнейших процессах, происходящих в организме.

Методы физиологических экспериментов очень разнообразны. Среди них можно назвать методы раздражения, удаления (экстирпация), регистрации биотоков, пересадки органов (трансплантация), денервации (перерезка нервных проводников), сосудистых анастомозов, фистул, изолированных органов и др.

Крупнейшим достижением физиологии является применение радиотелеметрии, т. е. передачи на расстояние физиологической информации при помощи радиосвязи. Этот способ, в частности, используется для изучения различных функций человека во время космических полетов. Разработаны новейшие методы одновременной регистрации многообразных процессов, протекающих в организме. В последние годы физиологи для анализа и обработки данных используют электронные счетнорешающие устройства.

Указанные разделы морфологии и физиологии изучают здорового человека, а потому называются соответственно нормальной анатомией и нормальной физиологией в отличие от патологической анатомии и патологической физиологии.
Краткий исторический очерк развития анатомии и физиологии

Правильное понимание современных анатомии и физиологии возможно лишь при знании их становления и развития.

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека - при бальзамировании (предохранение от разложения) трупов царственных особ. Отрывочные сведения о строении человеческого тела были недостаточными для правильного представления о нем. Техника анатомирования при бальзамировании была крайне примитивна.

Медицина в античной Греции достигла небывалых для того времени успехов и пользовалась признанием далеко за пределами страны. Врачи были окружены исключительным почетом, был даже утвержден особый культ бога врачевания Асклепия (Эскулапа - сына Аполлона), служителей которого называли асклепиадами.

Впервые наиболее точные сведения о строении тела животных и человека встречаются в трудах величайшего врача и мыслителя древности Гиппократа (460 - 377 гг. до н. э.).

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - виднейший представитель книдосских асклепиадов, указал на сердце как главный орган, приводящий в движение кровь. Однако представления Аристотеля о движении крови были ошибочными и крайне запутанными.

Большое влияние на развитие анатомии и медицинской науки вообще имела Александрийская медицинская школа. Этому способствовало то, что врачам в Александрии не воспрещалось вскрывать трупы людей с научной целью. Среди врачей-теоретиков этой школы, внесших значительный вклад в развитие анатомии, были Герофил (род. около 304 г. до н. э.) и Эразистрат (род. около 300 г. до н. э.). Герофил объединил все известные до него сведения по анатомии человека и дополнил их своими наблюдениями. Эразистрат сделал полное и точное по тому времени описание печени и желчных ходов. Александрийской медицинской школе принадлежит открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечениях.

К началу нашей эры была уже подготовлена почва для развития медицины. Выдающимся врачом этого периода был Клавдий Гален (130 - 201 гг. н. э.). Своими публичными выступлениями, которые сопровождались вскрытием трупов животных, Гален завоевал широкую известность. Развивая идеалистический взгляд Аристотеля на природу организма, он рассматривал организм как аппарат, посредством которого душа осуществляет свои функции. Особенно большое значение в то время имела созданная им теория кровообращения. Согласно этой теории, печень считалась центральным кроветворным и кровеносным органом, от которого кровь распространяется по всему телу, а сердце - центральным органом циркуляции "жизненной пневмы" в организме.

Неправильное представление о строении сосудов было результатом недостаточного анатомического наблюдения и переноса данных о строении животных на человека. Авторитет Галена в медицине и анатомии был огромен, и в течение 13 веков медики обучались по его произведениям. Даже в XV веке не допускали возможности проверки его положений. Господствующие в странах Запада и Востока религиозные запреты резко тормозили развитие медицины, и лишь отдельным ученым удавалось внести что-либо новое в эту науку. Яркой личностью был таджикский ученый, врач и философ Абу Али Ибн Сина (Авиценна), родившийся возле Бухары (980 - 1037). Он написал "Канон медицины", в котором содержались все имевшиеся сведения о медицине, и "Введение в анатомию и физиологию".

Средневековая наука находилась почти в полном подчинении у служителей церкви и отличалась оторванностью от жизни, односторонностью и трафаретностью мышления, пронизанного религиозными предрассудками. Однако и в это время неоднократно производились попытки реформации медицины. Выделились специальные школы во Франции и Италии.

Знаменитый художник и ученый Леонардо да Винчи (1452 - 1519) усердно занимался анатомией и сделал сотни рисунков с препаратов. Эти рисунки составили ценнейшие анатомические материалы.

андреас везалий
Андреас Везалий

Реформатором средневековой и основоположником современной анатомии считают Андреаса Везалия, (1514 - 1564). Воспитанный на учении Галена, он не довольствовался редкими вскрытиями трупов, которые производили тогда "для банщиков и медиков", а добывая для изучения трупы на кладбищах. В 1543 г. в Базеле вышел его монументальный труд "Семь книг о строении тела человека". Это было первое обстоятельное руководство по анатомии, изложенное на основании препарирования.

Вслед за Везалием в анатомии и физиологии выделяются такие ученые, как Фаллопий (1523 - 1562), Евстахий (умер в 1574 г.), Фабриций (1537 - 1619), продолжившие его исследования.

Серветом и Гарвеем было опровергнуто представление Галена о кровообращении. Сервет (1509 - 1553) - врач и богослов, родился в Испании, выступал против догматов церкви, за что подвергался преследованию церковников. Изучая медицину и анатомию, он правильно описал малый (легочный) круг кровообращения, разгадав его физиологический смысл.



вильям гарвей
Вильям Гарвей

В 1628 г. Гарвей (1578 - 1657) установил наличие большого круга кровообращения. Для его изучения он с успехом применил экспериментальный метод. Гарвей сравнил работу сердца с работой насоса, нагнетающего кровь в сосуды. Для утверждения его теории кровообращения особо важное значение имело открытие в 1661 г. Мальпиги (1628 - 1694) видимых под микроскопом мельчайших сосудов - капилляров.

Одновременно с открытием Гарвея Азелио (1581 - 1626) обнаружил в брыжейке собаки лимфатические сосуды и описал их.

Одним из важнейших условий развития морфологии было открытие и совершенствование увеличительных оптических приборов.

Создателем общей теории анатомии является Биша (1771 - 1802). В книге "Общая анатомия" (1801) он объединил по функциональным признакам разрозненные ранее представления о тканях, органах и системах органов.

Достижения анатомии предшествовали успехам физиологии, так как знание строения органов является необходимой предпосылкой к изучению их функций. Исследования в области анатомии в XVI веке подготовили почву для физиологических наблюдений, в частности для открытия кровообращения Гарвеем. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в первой половине XVII века рефлекса французским философом Декартом. В этот период в физиологии преобладало анатомическое направление, хотя все большее значение приобретали успехи развивающихся физики и химии. В XVII - XVIII веках господствовал метафизический образ мышления, идея развития была чуждой, а все явления в природе рассматривались как постоянные и неизменные.

Для развития эволюционной морфологии огромное значение имело учение Дарвина (1809 - 1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также наследование их потомством. Основное положение эволюционной теории Дарвина, состоит в том, что развитие организмов происходит в условиях борьбы за существование и под их влиянием. Ф. Энгельс отметил, что Дарвин нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек суть продукты процесса развития, длившегося миллионы лет.

Шванн (1810 - 1882) в 1839 г. создал общепризнанную теперь клеточную теорию строения организмов, которая быстро стала ведущей в биологии. Открытие клеток в составе организма дало основание выделить из анатомии и методически определить содержание и задачи гистологии и эмбриологии.

В России до XVII века врачи были лишь при царском дворе. Только в XVII веке в Москве создается первая медицинская школа при Аптекарском приказе. Петр I поставил задачу привлечь в Россию врачей, которые могли бы обучать русских людей анатомии и медицине. Находясь в Голландии, он сам изучил анатомию человека и вывез оттуда коллекцию анатомических препаратов Рюиша, которая и сейчас хранится в музее редкостей (кунсткамере) в Ленинграде.

Первый госпиталь и медицинская школа были учреждены Петром I для нужд армии в Москве, а затем в Петербурге. В 1755 г. в Москве был открыт первый в России университет, а в его составе медицинский факультет. В Петербурге в 1798 г. была основана Медико-хирургическая академия. В Московской госпитальной школе анатомию изучали не только по рисункам, но и по трупам, однако трупы доставляли для занятий лишь в зимнее время, так как бальзамирование их было слишком дорого.

По мере развития анатомии, разработки новых методов исследования, создания теорий развития, строения и функций органов выделился ряд новых дисциплин: патологическая анатомия, гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология. Изучение функций органов и систем производилось специальными методами и было выделено в особую науку - физиологию.

В XVIII - XIX веках в естествознании и анатомии человека в России особенно выделялись работы М. В. Ломоносова, А. Ф. Каверзнева, М. И. Шеина, К. И. Щепина, А. П. Протасова, С. Г. Зыбелина, А. М. Шумлянского, П. А. Загорского, Е. О. Мухина, И. В. Буяльского, Н. И. Пирогова и др.

М. В. Ломоносов (1711 - 1765) одним из первых обосновал явления универсальной изменчивости природы и сформулировал закон сохранения вещества. Это существенно отразилось на развитии материалистического естествознания. Он подчеркивал необходимость изучения строения человеческого тела.

Основателем первой научной анатомической школы были П. А. Загорский (1764 - 1846) - руководитель кафедры анатомии и физиологии Медико-хирургической академии. Он написал учебник анатомии, выдержавший пять изданий. Замечательны его сравнительно-анатомические исследования артерий.

Ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789 - 1866), профессор кафедры анатомии, Военно-медицинской академии, выдающийся хирург и блестящий анатом, читал лекции по нормальной, топографической и патологической анатомии, предложил метод бальзамирования трупов. Особое значение для анатомии имеет его атлас "Таблицы хирургической анатомии".

В Московском университете работали профессора-анатомы И. Е. Грузинов (1781 - 1813) и Е. О. Мухин (1766 - 1850), более 40 лет преподававшие анатомию и физиологию. Е. О. Мухин составил "Курс анатомии для воспитанников, обучающихся медико-хирургической науке", и перевел с латинского языка на русский ряд научных книг.

В конце XIX столетия кафедрой нормальной анатомии медицинского факультета Московского университета заведовал Д. Н. Зернов (1843 - 1917). Широко известны его работы по изучению индивидуальных особенностей борозд и извилин головного мозга человека. Составленное им "Руководство по описательной анатомии человека" в течение многих лет являлось одним из лучших учебников по анатомии. Д. Н. Зернов преподавал анатомию и на Высших женских курсах в Москве. Его сменил на кафедре Московского университета проф. П. И. Карузин (1864 - 1939); а заведующим кафедрой анатомии Высших женских курсов был избран ученик Д. Н. Зернова А. А. Дешин (1869 - 1946). В дальнейшем эта кафедра преобразовалась в кафедру анатомии II Московского медицинского института. А. А. Дешин был активным участником всесоюзных съездов анатомов, постоянно выступал с обстоятельными сообщениями по проблемам практической медицины. С 1931 г. во II Московском медицинском институте была выделена кафедра анатомии педиатрического факультета, которой заведовал П. П. Дьяконов (1882 - 1953).

н. и. пироговв. п. воробьев
Н. И. Пирогов В. П. Воробьев

Основоположником топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810 - 1881). Он предложил и разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучил и описал фасции и их отношение к кровеносным сосудам, придавая этому вопросу большое практическое значение.

Особое место среди русских медиков занимает П. Ф. Лесгафт (1837 - 1909), заложивший основы физического воспитания. Замечательный лектор и популяризатор, он создал функциональное направление в анатомии применительно к задачам физической культуры. Особую известность приобрел его труд "Основы теоретической анатомии".

Основы эмбриологии были заложены работавшими большую часть своей жизни в России К. Ф. Вольфом, К. М. Бером и X. П. Пандером. К. М. Беру принадлежит открытие яйцеклетки (у собаки), двух первичных зародышевых листков, из которых развиваются органы, и другие эмбриологические исследования.

Морфология XX века характеризуется как наука, накапливающая, синтезирующая и систематизирующая факты о строении и развитии организмов, полученные благодаря совершенным методам исследования и техники. Этому способствовали труды в области биологии и анатомии И. И. Мечникова, В. М. Бехтерева, К. А. Тимирязева, A. Н. Северцова и др. Их исследования коренным образом повлияли на содержание и задачи анатомии.

Среди видных исследователей анатомии человека XX века следует отметить Д. Н. Зернова, А. А. Дешина, B. П. Воробьева, Ф. А. Стефаниса, Г. М. Иосифова, В. Н. Тонкова, В. Н. Шевкуненко, Г. Ф. Иванова, Д. А. Жданова, В. В. Куприянова, М. Г. Привеса.

В. П. Воробьев (1876 - 1937) - крупный ученый-анатом, работал в Харькове. Он разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой исследуемого материала слабыми кислотами. Этим методом он изучил нервы сердца человека и животных на макро- и микроскопическом уровне. Одновременно с этим он проводил изыскания и практические опыты по бальзамированию. В 1924 г. после смерти В. И. Ленина партия и правительство поручили В. П. Воробьеву совместно с Б. И. Збарским сохранить для будущих поколений облик В. И. Ленина. В. П. Воробьевым был составлен "Атлас анатомии человека", работа над которым была продолжена его учеником Р. Д. Синельниковым.

в. н. тонков
В. Н. Тонков

Развитие анатомии в Ленинграде после Октябрьской революции связано с именем В. Н. Тонкова (1872 - 1954), руководившего кафедрой анатомии Военно-медицинской академии с 1915 по 1950 г. В. Н. Тонков разрабатывал анатомию человека как науку, неразрывно связанную с эмбриологией и сравнительной анатомией. Продолжая традиции Н. И. Пирогова и П. Ф. Лесгафта, В. Н. Тонков и его ученики проводили исследования сосудистой системы. В опытах на животных исследователи выключали главные артериальные стволы, а также крупные вены и прослеживали формирование окольных путей кровотока. Эти исследования продолжил и обобщил ученик В. Н. Тонкова Б. А. Долго-Сабуров (1900 - 1960), возглавивший впоследствии кафедру анатомии Военно-медицинской академии. Исследованием кровеносных сосудов и периферических нервов на протяжении многих лет занимался В. Н. Шевкуненко (1872 - 1952) на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии Военно-медицинской академии. За фундаментальный атлас индивидуальной изменчивости сосудов и нервов В. Н. Шевкуненко с соавторами был удостоен Государственной премии. Большой вклад в разработку рентгеноанатомии и ее внедрение в преподавание в медицинских институтах внес М. Г. Привес.

Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Г. М. Иосифова, Ф. А. Стефаниса, Д. А. Жданова и др. Г. М. Иосифову (1870 - 1933) принадлежит первая крупная работа по строению лимфатической системы "Лимфатическая система человека с описанием аденоидных органов и органов движения лимфы". Продолжал дело своего учителя Д. А. Жданов, монография которого "Хирургическая анатомия грудного протока" была удостоена Государственной премии. Исследования школы Д. А. Жданова обобщены в монографии "Общая анатомия и физиология лимфатической системы".

В последнее время значительное место в разработке вопросов строения и функции сосудистой системы заняла проблема строения микроциркуляторного русла в органах и тканях, разрабатываемая В. В. Куприяновым и его учениками.

Достижения морфологов и биологов в Советском Союзе в последнее время особенно велики в связи с усовершенствованием методов исследования, в частности применением электронной, люминесцентной микроскопии, гистохимических и других новейших методов.

и. м. сеченов И. М. Сеченови. п. павлов И. П. Павлов

В XIX веке физиология стала самостоятельной наукой. Грандиозные успехи, достигнутые в этой области, были обусловлены открытиями и достижениями в смежных областях. Особое значение имели успехи органической химии, доказательство закона сохранения и превращения энергии, открытие клетки и создание теории развития органического мира. Значительные результаты были получены благодаря созданию новых методик, в частности методики электрической регистрации деятельности органов при помощи кимографа, миографа, сфигмографа и пр. В этом отношении особенно велики заслуги Дюбуа-Реймона, Людвига, И. М. Сеченова, Марея.

Изучение строения и функции клетки поставило физиологию перед важной и трудной проблемой объяснения функций многоклеточного организма. Возникшим при этом виталистическим и идеалистическим концепциям о строении организма противостоит прогрессивное материалистическое направление - нервизм, разработанное в XIX веке главным образом русскими фмзиологами И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, С. П. Боткиным, В. М.Бехтеревым и др. Нервизм исходит из представления об организме как целом и о подчиненности его частей нервной системе. У человека и животных центральная нервная система регулирует и согласовывает функции всего организма и приспосабливает его жизнедеятельность к условиям внешней среды. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии XIX столетия. Особое значение имели труды И. М. Сеченова, открывшего в 1862 г. процесс торможения в центральной нервной системе и опубликовавшего гениальный труд "Рефлексы головного мозга".

Успехи физиологии способствовали научному обоснованию материалистического миропонимания, которое стало главным в естествознании XIX века.

Огромным достижением физиологии начала XX века было созданное И. П. Павловым учение о высшей нервной деятельности. Он блестяще разработал и подтверди высказанную И. М. Сеченовым мысль о рефлекторном характере деятельности коры полушарий большого мозга. И. П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и сотрудниками показал, что кора полушарий большого мозга обеспечивает наиболее сложные формы отношений организма и внешней среды и объединение функций всех органов и тканей (высшая интеграция). Результатом исследований явилось учение о двух сигнальных системах и о том, что вторая сигнальная система присуща только человеку и связана с речью и абстрактным мышлением.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности нанесло удар идеализму и явилось естественнонаучным обоснованием созданной В. И. Лениным теории отражения.

Огромны заслуги И. П. Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения.

Основы современной физиологии пищеварения созданы трудами И. П. Павлова и его учеников. Ими разработан метод физиологической хирургии для исследований функций органов пищеварения в длительных хронических опытах на здоровых собаках. В 1904 г. за книгу "Лекции о работе главных пищеварительных желез" И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Больших успехов в настоящее время достигло исследование физиологических процессов, происходящих не только в органах и тканях, но и в отдельных клетках и их структурных элементах (ядро, митохондрии и др.). Расширение исследований в области химической физиологии обусловило создание новых разделов: эндокринологии, учения о витаминах и медиаторах.

Успехи электрофизиологии теснейшим образом связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое практическое применение в медицине. Тонким диагностическим приемом стала регистрация электрических проявлений сердечной деятельности - электрокардиография, головного мозга - электроэнцефалография.

Крупные успехи достигнуты в изучении функций внутренних органов.

Много новых фактов и теоретических построений появилось в физиологии в XX веке. Организация научных исследований приобрела новые формы и небывалый размах. Решение сложных физиологических проблем требует совместной работы физиологов, морфологов, биохимиков, биофизиков, математиков и других специалистов.



Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница