Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса



страница1/15
Дата10.02.2016
Размер3.05 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»
На правах рукописи

САМКОВА Мария Андреевна

ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

(на материале англоязычных учебных текстов-полилогов)

Специальность 10.02.19 – теория языка


Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Научный руководитель –

доктор филологических наук,

доцент Н. С. Олизько

Челябинск – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….

4

ГЛАВА 1. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ…..……….………………………..

14


1.1. Основные подходы к изучению дискурса………………….….……....

14

1.1.1. Многозначность понятия «дискурс»…………………………….…..

15

1.1.2. Основные типы и категории дискурса………………………............

20

1.2. Своеобразие педагогического дискурса…………………..….............

25

1.2.1. Педагогический дискурс как вид институционального общения…

26

1.2.2. Учебно-педагогический дискурс как разновидность педагогического дискурса………………………………………….……………………………

30


1.2.3. Учебный текст как основа учебно-педагогического дискурса…….

34

1.2.4. Основные категории учебного текста…………………….…………

37

Выводы по главе 1…………………………………………………...............

42

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА…………………………………………………………..……....

45


2.1. Синергетика как универсальная научная парадигма…………….…..

45

2.1.1. История становления синергетики как науки. Лингвосинергетика и синергетическая педагогика…………………….…………………...………

45


2.1.2. Принципы синергетики………………………………….………...….

58

2.2. Лингвосинергетические особенности учебно-педагогического дискурса………………………………………………………………..……..

74


2.2.1. Элементы самоорганизации учебно-педагогического дискурса….

75

2.2.2. Внешняя среда учебно-педагогического дискурса…………..…..…

81

2.2.3. Фрактальная модель учебно-педагогического дискурса……….….

86

2.2.4. Лингвосинергетическая интерпретация особенностей организации учебного текста…………………………………………….…………………

92


Выводы по главе 2……………………………………………….………..…

104

ГЛАВА 3. САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СЛОЖНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ………..

106


3.1. Структура учебного текста-полилога как системообразующего элемента учебно-педагогического дискурса…………………………….…

106


3.1.1. Повтор и объем как параметры организации структуры учебного текста…………………………………………………….…………….………

108


3.1.2. Зеркально-симметричный тип структуры учебного текста……….

120

3.1.3. Асимметричный и диссимметричный типы структуры учебного текста…………………………………………………………………….…….

133


3.2. Самоорганизация и организация учебного текста-полилога в рамках учебно-педагогического дискурса……………………………………….….

141


3.2.1. Моделирование структуры учебного текста…………………...…...

141

3.2.2. Локализация креативного аттрактора в структуре учебного текста-полилога……………………………………………….………………………

153


3.2.3. Форма учебного текста-полилога………………………………...….

169

3.2.3.1. Спирально-цилиндрический тип формы учебного текста-полилога...

176

3.2.3.2. Спирально-конический тип формы учебного текста-полилога…

186

Выводы по главе 3…………………………………………….………..……

204

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………..…

208

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……….....

212

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

213

СПИСОК АНАЛИЗИРУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ…………….……

239

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….

241

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….

244

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….

254


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях постоянного межкультурного взаимодействия появляется необходимость быстрого овладения навыками иноязычной речи с целью их эффективного использования в деловой, научной и обиходно-бытовой сферах общения. Одним из способов приобретения знаний и совершенствования навыков общения на иностранном языке в максимально сжатые сроки становится моделирование разнообразных коммуникативных ситуаций и практика общения в рамках краткосрочных интенсивных курсов и модульной системы обучения в школе и в вузе.

В сложившейся ситуации остро встает вопрос сохранения качества долгосрочного обучения при реализации интенсивных методов овладения навыками иноязычного общения. В ответ на потребности современного общества формируется новая научная парадигма. В частности, в языкознании развивается направление, изучающее проблемы языка, текста, дискурса с использованием идей синергетики – теории самоорганизации сложных систем. Постулаты языкознания во многом согласуются с синергетическими принципами и свидетельствуют о необходимости интеграции двух наук.

Настоящая работа выполнена в рамках трансдисциплинарного лингвосинергетического подхода с применением методологических принципов исследования дискурса. В данной области исследования мы изучаем процесс самоорганизации учебно-педагогического дискурса, структурообразование и формообразование учебного текста как способа оптимизации учебного процесса педагогом с целью создания условий адекватного восприятия и запоминания текстов-полилогов учащимися.



Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного анализа процесса самоорганизации учебно-педагогического дискурса как сложной динамической системы речемыслительной деятельности субъектов, взаимодействующих посредством учебных текстов. Теоретического осмысления требует использование учебных текстов-полилогов как основного способа формирования коммуникативных умений и навыков. Представляется перспективным изучение процесса организации учебного текста-полилога в рамках учебно-педагогического дискурса с целью выявления наиболее оптимальной для восприятия формы, обеспечивающей эффективность последующей смысловой обработки текста.

Объектом исследования выступает учебно-педагогический дискурс, рассматриваемый как сложно организованное единство процесса и результата рече- и текстообразования. Предметом исследования являются структурообразующие признаки первичных и вторичных учебных текстов как системообразующих элементов учебно-педагогического дискурса. Исследуемые учебные тексты-полилоги, основной целью которых является отработка лексико-грамматического материала, являются инвариантной моделью устных форм общения, предусматривающих эффективное продуцирование, адекватное восприятие и усвоение целостной формы текста, последовательно раскрывающей содержание учебного материала в ходе всего цикла обучения, а не в рамках одной темы.

Цель работы заключается в выявлении и описании лингвосинергетических особенностей самоорганизации учебно-педагогического дискурса и организации учебного текста. Для достижения цели настоящей работы необходимо решить ряд задач:

1) описать учебно-педагогический дискурс и учебный текст в стадии динамического равновесия: определить иерархические уровни, проанализировать структуру учебного текста как результат его самоорганизации в пространстве учебно-педагогического дискурса как открытой нелинейной системы;

2) описать учебно-педагогический дискурс и учебный текст в стадии динамического неравновесия: выявить параметры порядка, управляющие учебными текстами каждого уровня и организующие процесс перехода учебного текста с одного уровня на другой;

3) охарактеризовать внутритекстовые флуктуации и аттракторы как элементы самоорганизации учебного текста;

4) рассмотреть структуру-аттрактор как результат процесса самоорганизации учебно-педагогического дискурса;

5) сопоставить формы первичных учебных текстов-полилогов автора/авторов и вторичных учебных текстов-полилогов, продуцируемых педагогом и воспринимаемых учащимися;

6) выявить оптимальную форму и определить структурные особенности учебных текстов-полилогов, зафиксированных в учебнике и реализуемых в коммуникативной ситуации на уроке.

Материалом исследования служат 202 учебных текста-полилога (15 379 предложений) и 209 текстов разной жанровой принадлежности, связанных с проблематикой полилогов, используемых в качестве текстов для дополнительного чтения (13 167 предложений). Первичные учебные тексты созданы в рамках интенсивного коммуникативного подхода к изучению иностранного языка и входят в учебно-методические комплекты “There is nothing like travelling”, “A step forward!”, “Step three”, “Hello, Britain!”, “America the beautiful”, “Streamline English. Departures”, “Streamline English. Connections”, “Streamline English. Directions”, “Streamline English. Destinations”. Данные тексты сопоставляются со 152 вторичными текстами-полилогами, которые педагог и учащиеся воспроизводят во время урока (17 554 предложения).

Выбор материала исследования обусловлен эффективностью учебных текстов-полилогов, установкой учащихся на адекватное восприятие и быстрое запоминание, а также коммуникативной направленностью и ориентированностью на личность учащегося.

Материал выборки базируется на аутентичных и созданных в соавторстве с носителями языка речевых произведениях на английском языке, моделирующих речевое поведение каждого учащегося и объединенных единой деятельностью коллектива в ситуациях, приближенных к реальному общению.

Теоретической основой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых: в области изучения дискурса и общей теории текста (Н. Ф. Алефиренко, Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, О. П. Богатырева, А. Р. Габидуллина, И. Р. Гальперин, Т. А. ван Дейк, В. З. Демьянков, Т. В. Ежова, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, Ю. Кристева, Е. С. Кубрякова, Ю. М. Лотман, М. Л. Макаров, О. И. Москальская, М. Ю. Олешков, В. В. Петров, М. Пешё, П. Серио, Л. Филлипс, М. Фуко, З. Харрис, Н. В. Черемисина, В. Е. Чернявская, У. Эко); в психолингвистике (В. Г. Борботько, И. А. Зимняя, В. В. Красных, А. А. Леонтьев, Ю. А. Сорокин); в синергетике (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, С. П. Капица, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, И. Р. Пригожин, А. А. Самарский, И. Стенгерс, Г. Хакен); в математической лингвистике (Б. Н. Головин, Р. Келер, Р. Г. Пиотровский); в лингвосинергетике (Т. В. Андурсенко, Н. А. Белозерова, К. И. Белоусов, Н. А. Блазнова, Э. Т. Болдырева, Н. В. Добрынина, В. А. Дорофеева, Н. В. Дрожащих, И. А. Герман, М. Н. Ельцова, Л. П. Киященко, Л. В. Кушнина, А. Ю. Корбут, Е. А. Коржнева, И. Ю. Моисеева, Н. С. Олизько, Я. Н. Ронжина, Е. Л. Словикова, Н. В. Солодянкина, Г. Г. Москальчук, Н. Л. Мышкина, Л. С. Пихтовникова, В. А. Пищальникова, Е. В. Пономаренко, И. Н. Пономаренко, В. В. Тарасенко); в педагогической синергетике (И. Н. Бабич, Л. К. Гейхман, С. К. Гураль, М. А. Федорова).

Методологической базой выступают исследования структурной организации текста на основе пропорции золотого сечения в виде метроритмической текстовой организации. Использование метроритмической матрицы позволяет осуществить единообразную обработку текстов разной жанровой принадлежности и стилистической направленности и выявить типичные формы текстов и их универсальные структурные характеристики.

С позиций текстосимметрики – раздела общей теории текста, описанного в диссертации А. Ю. Корбут, текст определяется как «функционально-информативная единица, имеющая целостную форму (зафиксированную в звучащем или графическом виде), использующая лингвистический субстрат, распределенный по законам баланса симметрии и асимметрии» [Корбут, 2005, с. 45]. Основы текстосимметрики помогают локализовать и описать нелинейный процесс организации и самоорганизации учебного текста как целого и определить оптимальную форму для порождения и восприятия учебного текста-полилога. В рамках текстосимметрики разработана классификация текстов с учетом объема. Учебные тексты делятся на две группы: мидитексты и минитексты.

В работе используются общенаучные (описательный и сопоставительный) методы и частнонаучные методы (позиционный анализ, структурно-инвариантное моделирование, а также анализ режимов развития системы и статистический анализ).

Метод позиционного анализа, разработанный Г. Г. Москальчук в рамках лингвосинергетики и текстосимметрики, позволяет определить структуру и форму учебного текста, выявить основные элементы самоорганизации структуры учебного текста: аттрактор (точечный, циклический, креативный), внутритекстовые флуктуации. Данный метод предполагает построение инвариантной модели структуры текста с учетом расположения повторов в последовательности позиционных интервалов, выявленных с помощью пропорции золотого сечения. Сильные и слабые позиции в структуре учебного текста определяются в долях от единицы. За единицу анализа принимается общее число предложений в тексте.

Структурно-инвариантное моделирование и анализ способствуют определению признаков подобия форм, которые указывают на эффективность продуцирования и адекватность восприятия учебного текста. Обнаружение отклонений объема формообразующих элементов в конкретном интервале от стабильного пропорционального объема позиционного интервала позволяет выявить участки упорядоченности структуры текста. Подобие упорядоченных участков структуры учебных текстов указывает на гармонизацию учебного текста.

Посредством анализа режимов функционирования учебного текста и сопоставления с режимами стабильного развития сложноорганизованной системы (S-режим), быстрого роста (LS-режим) и ослабления интенсивности процессов (HS-режим) и режимов с обострением, смоделированных и описанных научной школой, сложившейся в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша, в структуре текста выявляется креативный аттрактор.

Статистический анализ используется для систематизации полученных данных, определения вероятности и частоты появления элементов, параметров, процессов в учебном тексте и в учебно-педагогическом дискурсе. С применением лингво-статистического анализа формулируются закономерности функционирования учебного текста на мега-, макро- и микро- уровнях учебно-педагогического дискурса.

Научная новизна работы заключается в описании процессов самоорганизации и построении фрактальной модели учебно-педагогического дискурса. Выявляется форма учебного текста как параметр порядка, управляющий текстопорождением и текстовосприятием. Обосновывается эффективность использования полилога в учебно-педагогической деятельности как обладающего оптимальной для восприятия формой, вмещающей тождественное себе содержание. Доказывается, что учебный текст – это структура-аттрактор учебно-педагогического дискурса, обладающая самой устойчивой формой и доминантным смыслом. В работе предлагается алгоритм локализации креативного аттрактора с помощью сопоставления структур первичных и вторичных учебных текстов-полилогов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса вносит вклад в развитие общей теории текста и в изучение структуры дискурса как целостной динамической системы. Выводы настоящего исследования значимы для методики обучения навыкам иноязычной речи.

Практическая ценность работы заключается в том, что теоретические положения и практические результаты могут быть применены при разработке курсов «Теория дискурса», «Теория текста», «Математические методы в лингвистике», «Квантитативная лингвистика», «Лингвосинергетика», «Теория и методика преподавания иностранного языка». Полученные результаты могут быть полезны авторам учебников и учебных пособий по преподаванию иностранного языка.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-педагогический дискурс как разновидность педагогического дискурса является сложной системой целостно организованного единства речемыслительной динамической деятельности автора/авторов учебника, педагога и учащихся, взаимодействующих посредством учебных текстов, дискурсивно реализуемых в целостной коммуникативной ситуации на уроке, погруженного в сферу организованного обучения общению на иностранном языке в образовательной среде языковых курсов, школы и вуза.

2. В процессе самоорганизации учебно-педагогического дискурса в последовательности текстов локализуется структура-аттрактор – учебный текст как целостный устойчивый смысловой и структурный элемент учебно-педагогического дискурса, притягивающий элементы симметрии и компоненты доминантного смысла многоуровневой системы учебно-педагогического дискурса.

3. Ориентированный на продуктивную иноязычную речевую деятельность педагога и учащихся, учебный текст-полилог как системообразующий элемент учебно-педагогического дискурса обладает нелинейной формой, характеризующейся спирально-коническим типом симметрии, управляющей процессами эффективного текстопорождения и адекватного текстовосприятия.

4. Режим развития учебно-педагогического дискурса оказывает непосредственное влияние на организацию структуры учебного текста, под которой понимается определенный зеркальной симметрией порядок расположения структурообразующих элементов и обусловленное внутритекстовыми флуктуациями расположение границ смысловых блоков относительно позиционных срезов.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в форме докладов на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании’2011» (Одесса, 2011), VI Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2012), VI Международной научной конференции «Языки профессиональной коммуникации» (Челябинск, 2013), XXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Новосибирск, 2013), II Международной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, 2013), Международной научно-практической конференции по гуманитарным и естественнонаучным проблемам «The International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science» (Лондон, 2013), Всероссийском научно-практическом семинаре «Когнитивная лингвистика и когнитивное термининоведение» (Челябинск, 2013).

По материалам исследования опубликованы статьи в научно-практических журналах «Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты» (Москва – Челябинск, 2012), «Приволжский научный вестник» (Ижевск, 2013) и в сборнике научных трудов «Общетеоретические и частные вопросы современного языкознания» (Чебоксары, 2013).

По теме диссертации опубликована глава в коллективной монографии «Лингвистика и межкультурная коммуникация – инновационные подходы и пути развития» (Одесса, 2013).

Результаты работы обсуждались на межвузовском теоретическом семинаре Челябинского регионального отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов в г. Челябинск (2013), а также на расширенных заседаниях кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (2011-2014). Всего по теме диссертации опубликовано шестнадцать работ, из них пять – в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук: «Вопросы когнитивной лингвистики» (2013), «Вестник Челябинского государственного университета» (2013), «European Social Science Journal» (2013).



Структура и объем диссертации определены поставленной целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка использованной литературы, включающего 250 источников на русском и английском языках, списка анализируемых учебных текстов и приложений. В тексте диссертации содержится 34 рисунка, 37 таблиц.

Во Введении определяется общее направление исследования, формулируются цель, задачи, обосновывается актуальность работы, научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, описываются материал, основные подходы и методы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Учебно-педагогический дискурс в современной лингвистической парадигме» рассматриваются ведущие подходы к изучению дискурса и текста, характеризуются основные типы и категории дискурса, описывается учебно-педагогический дискурс как разновидность институционального общения и учебный текст как основа учебно-педагогического дискурса.

Во второй главе «Теоретические основы лингвосинергетического подхода к исследованию учебно-педагогического дискурса» характеризуются основные направления синергетики, лингвосинергетики и синергетической педагогики, приводится классификация синергетических принципов организации сложной системы, описывается внутренняя организация, определяются компоненты внешней среды учебно-педагогического дискурса.

В третьей главе «Самоорганизация учебно-педагогического дискурса как сложной динамической системы» изучается организация и самоорганизация учебного текста, определяется его структура и форма как наиболее оптимальное для восприятия образование, дается характеристика учебного текста как структуры-аттрактора, локализованного в учебно-педагогическом дискурсе в состоянии динамического неравновесия.

В Заключении излагаются основные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, подводятся итоги и определяются перспективы дальнейшего изучения учебно-педагогического дискурса.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница