Лингвистика наука о языке



страница1/576
Дата10.06.2018
Размер2.56 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   576

I четверть
§1. Лингвистика – наука о языке (уроки 1-2).
Урок 1. Знакомство с учебником.
Цели урока: 1) познакомить с учебником, его содержанием и структурой, способами предъявления теоретического материала и основными типами упражнений; 2) дать представление о содержании курса русского языка в пятом классе.

I. Учебник русского языка.


  1. Рассмотрение обложки, форзацев, оборота титульного листа части 1-ой учебника (с. 2).

Обратим внимание пятиклассников на оформление обложки учебника: на ней изображён русский лес, который в нашем сознании связан с представлением о России, нашей родине. Русский язык для нас родной, на нём общаются люди в нашей стране, и процесс общения запечатлён на фотографии, расположенной ниже.

Слева изображена клавиатура компьютера. Современную жизнь трудно представить без возможности получения необходимой информации и общения с помощью компьютера, а это требует хорошего знания языка и умения правильно использовать его в речи.

Организуем рассмотрение форзацев и подчеркнём, что они содержат важную информацию, которую можно будет использовать в течение учебного года: на первом форзаце представлены разделы русской орфографии и система правил, на втором -- классификация частей речи с указанием их общего грамматического значения, вопросов и примеров.

Познакомим ребят с условными обозначениями учебника, которые вынесены на оборот титула, и попросим найти примеры таких обозначений на страницах книги.



  1. Просмотровое чтение оглавления (упр. 1). На этом этапе обращаем внимание учащихся на то, что:

  • курс 5-го класса состоит из двух частей: «Введение в лингвистику» -- вводный курс (первая часть учебника) и «Основные разделы лингвистики» -- систематический курс (вторая часть учебника);

  • названия частей вводного курса соответствуют названиям основных разделов науки о языке.

  1. Ознакомление с организацией и предъявлением материала в параграфах учебника. Акцентируем внимание учащихся на том, что:

  • вступительный параграф и каждый раздел предваряют эпиграфы (обсуждаем их назначение: раскрыть цель изучения каждого раздела и подчеркнуть его важность, отмеченную писателями-классиками или известными лингвистами);

  • перед теоретическими сведениями и после них предлагаются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста;

  • на плашках помещена информация, разъясняющая значение и происхождение лингвистических терминов;

  • в учебник включены репродукции картин, большое количество рисунков, фотографий (учащиеся пробуют определить их назначение в книге).

4. Знакомство с приложением к учебнику (упр. 3 (частично)).


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   576


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница