Личностно-ориентированный подход в обучении школьников младших классов



Дата25.04.2016
Размер39 Kb.
Чернова Татьяна Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Лицей №2»

Выступление на научно-практическую конференцию педагогов «Развитие инновационных процессов - одно из важнейших средств модернизации»



Личностно-ориентированный подход в обучении школьников младших классов

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика. С этой целью было разработано направление «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника». Одной из главных составляющих личностного подхода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъективности. индивидуальности.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения массовая школа не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все ученики должны получать одинаковые «порции » учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.

Учителя работающие творчески, систематически изучают особенное™ учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабо успевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности. спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не

столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам. Образование приобретает главный социальный смысл -формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно-ориентированное образование невозможно.

Педагог помогает ученикам осваивать субъективную роль и использовать на уроке свои субъективные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся,

В каком случае возможно достижение такого результата? Где учащиеся должны взять информацию? Такой источник - жизненный опыт ребенка, как бы мал он не был. Говоря языком науки - необходимо актуализировать (востребовать) жизненный опыт учащихся.

Речь идет не о простом соединении школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только востребовать жизненный опыт ребенка, но и помогать его обогащению. Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать ученика в его стремлении преодолеть самого себя

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет з виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем. чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

В то же время саморазвитие личности: зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основ}/ принципа индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Большое значение для развития личности ученика имеет личность учителя.

Ребенок на уроке живет особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке - далеко не идеальное условие обучения.

Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без одобрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Личностный подход не возможен без педагогического такта. когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю, ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения.

Особую роль в личностно-ориентированном подходе играет знание учителем психологии, так же должна быть тесная связь со школьным психологом. Учитель не сможет построить свою работу в русле личяостко-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные.

Все это привело педагогический коллектив МОУ «Лицей№2» к тому, что мы вышли на эксперимент по теме: «Личностно-ориентированный подход в обучении». В мае 2006 учебного года администрация МОУ «Лицей №2» была подана заявка а Педагогическую академию о проведении курсов по методической теме «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников» на базе лицея. Занятия проходили под руководством Ирины Зосимовны Сковородкиной, доктора педагогических наук, профессора, преподавателя Академии последипломного образования. Удостоверения о повышении квалификации по теме получило 34 учителя нашего лицея. Курсы помогли поднять теоретический уровень педагогов лицея по данной проблеме., разобраться в концепциях, целях, принципах, технологиях личностно - ориентированного подхода в образовании.

В 2007-2008 учебном году на базе МОУ «Лицея №2» создана согласно рекомендациям методического совета лицея и заявлениям учителей временная творческая группа по работе в эксперименте «Инновационные технологии в личностно ориентированном подходе в обучении и воспитании учащихся». На основании этого был разработан маршрутный лист, как психолого-педагогическое сопровождение ученика. На протяжении всего обучения в школе в этом листе будут отмечаться все трудности, проблемы, а так же достижения ученика.

Цель данного эксперимента заключается в возможности перевода образовательного учреждения в новое состояние, характеризующееся



повышением качества образования и удовлетворением социального заказа в новых условиях функционирования общеобразовательных школ России.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2011
2011 -> Темы курсовых мероприятий для корпоративного обучения на базе образовательных организаций
2011 -> Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Технологии и методики обучения русскому языку»
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»
2011 -> Приказ № от 20 г. Педагогическим советом Директор гоу гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга
2011 -> Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников успо и унпо и подразумевает повышение качества подготовки специалистов
2011 -> Платонова Татьяна Юрьевна Свет истины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница