Личностно-ориентированный подход в образовании



Скачать 78.85 Kb.
Дата22.04.2016
Размер78.85 Kb.
Учитель математики МОУ лицея № 42 г.Люберцы : Соколова А.А.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ.

Медико-демографический анализ в России показывает, что численность населения страны устойчиво снижается; снижается уровень рождаемости; высок уровень смертности населения, наряду с уменьшением количества детей происходит ухудшение качества их здоровья.


Очевидно, что общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и в здоровых (физически, психически, духовно), социализированных, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям детях.
В настоящее время имеют место две парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Личностно-отчужденная парадигма предусматривает передачу ребенку максимально возможного количества накопленных в истории человечества знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка здесь, как правило, не учитываются. Личностно-ориентированная парадигма предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей.
Идея личностно-ориентированного обучения (ЛОО) не является новой так как, ещё в трудах Ж.Ж. Руссо находим: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей". ЛОО позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого.
Личностно ориентированное образование –  образование, обеспечивающее развитие, прежде всего всех тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную позицию.
Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога. Чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник - ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник - учитель.
И.Г.Песталоцци писал: "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Георг Зиммель: "Человек образованный - тот, кто знает,  где найти то, чего он не знает". Мы принимаем и то, что учитель лишь направляет действия ученика, помогает ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.
Цель учителя, работающего в системе ЛОО: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения:



  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность  в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Работа учителя должна быть направлена решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе их деятельности на уроке математики.
Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Соблюдая принцип природосообразности и взяв за девиз слова Паскаля (1623-1662 гг.): "Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным", особое внимание в своей работе обращаю на дидактические игры и игровые моменты. Поэтому первый урок в 5-ом классе провожу нетрадиционно, чтобы он был интересным, запоминающимся.
В этом году на первом уроке после беседы об истории математики, значении ее в жизни человека и связи математики с другими школьными дисциплинами я задала детям домашнее задание написать небольшой рассказ на тему: «Математика в профессии моих родителей».
Начиная работать с пятиклассниками, я чтобы увлечь их своим предметом постаралась представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Мною было предложено ученикам сочинить сказку, действующими лицами которых становятся математические объекты. Сочинение сказок – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Разумеется, придумывание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и овладевать грамотной русской речью, что очень важно в наше время.
Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.
На своих уроках я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам я применяю нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Это такие уроки как: урок-путешествие, урок-игра, урок-конференция, урок-викторина, урок-лекция, урок-зачет, урок обобщающего повторения, урок-аукцион, урок-соревнование, урок-проблема.
Игровые формы обучения способствуют организации взаимодействия педагога и ученика. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Очень много даёт математика для умственного развития человека - заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать, тренирует память, внимание, закаляет характер. Большое внимание на уроках математики я уделяю устному счету, т.е. гимнастике ума. Практика показывает, что устные занятия по математике – это одно из сильнейших средств повышения качества знаний учащихся. При небольшой затрате времени такие занятия позволяют решить на уроке большое количество задач и упражнений по закреплению и углублению изучаемого материала, восстановлению в памяти учащихся ранее пройденного материала.
В 5-6 классах для развития и совершенствования вычислительных навыков я использую так называемые цепочные вычисления. Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. При наполняемости классов по 30 человек это довольно проблематично. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные ученики выполняют все упражнения довольно быстро, что либо приводит к тому, что постоянно отвечают одни и те же, или им становится скучно. Другие же имеют возможность либо вообще отлынивать от устных упражнений, либо выполнять их от случая к случаю.
Поэтому при планировании устной работы в начале урока я поступаю следующим образом: на доске выписываю упражнения для устного счета или №№ из учебника на интересующие разделы иногда по вариантам, иногда одинаковые. Учащимся дается определенное количество времени, в зависимости от количества заданий. Все вычисления и рассуждения учащиеся производят устно, записывая только конечные результаты. Наряду с цепочными вычислениями я также предлагаю каждому учащемуся карточки устного счета. Взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. По вертикали – примеры на разные правила.
Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой. Чтобы лучше понять содержание объяснительного текста учебника при изучении нового материала я использую опорные конспекты. Это помогает ребятам в дальнейшем лучше выделять главную мысль, делить текст на смысловые части, коротко и точно выражать смысл прочитанного.
Систематизируя какие-то свои находки, анализируя удачи и неудачи, я обнаружила важность того, чем вроде бы всегда пользовалась, но по наитию, чему не придавала значения. Личностно-ориентированный подход к работе как с каждым учеником отдельно, так и с коллективом в целом — вот что оказалось главным.
Учительскую деятельность я рассматриваю как взаимный процесс: моя задача способствовать созданию атмосферы, в которой могли бы эффективно развиваться и совершенствоваться познавательные способности личности. В этом процессе учитель и сам узнает много нового. Учитель в некотором роде является учеником, а ученик учителем.
Сделать так, чтобы ученик любил предмет, а значит, заинтересовать его в познании данной дисциплины, причем, так, чтобы он делал это осознанно и во все большей мере самостоятельно, и есть основная моя задача как учителя.
Поэтому создание соответствующей атмосферы на уроке считаю первостепенной задачей. Чтобы заинтересовать моих учеников, стараюсь превратить классную комнату в уютное место.
В работе с детьми мне очень помогло создание некоторых особых отношений с ними. Если говорить о классах педагогической поддержки, то это должны быть доброжелательные отношения, которые применимы в общении только с этим коллективом. Это и приветствие в начале урока, которое характерно только для этого класса, и какие-то наши общие маленькие тайны. Я перестала бояться говорить детям приятные вещи (неприятные-то не так страшно), я стала выражать свои эмоции, связанные и с восхищением, и с негодованием.
Общение с учениками я строю, уважая их личность. Если мое мнение по каким-либо вопросам не совпадает с тем, что делает или говорит ученик, то я готова рассматривать систему его ценностей и принимать его позицию.
Психологический комфорт на уроке позволяет мне создать обстановку осмысленного обучения предмету.
Мне кажется важным, что я вместе с детьми делаю открытия, каждый раз отыскивая все новые оттенки в хорошо известном мне материале. Когда учитель и ученик включены в процесс узнавания нового, когда они становятся двумя гранями целого, тогда, возможно, и происходит чудо, чудо познания.
Хочется поделиться теми принципами, по которым я работаю. Мне кажется, они полезны любому человеку, будь он в роли учителя или ученика. Ведь каждый за свою жизнь бывает неоднократно и тем и другим. Вот они: 

  • Не забывайте, что только интерес способствует успешному обучению. Без мотивации нет и обучения.

  • Смотрите на жизнь положительно. Но и не ожидайте, что вы будете все время выигрывать. Такого не бывает. Учитесь принимать поражение с достоинством.

  • Не бойтесь признать свои ошибки: не ошибается тот, кто ничего не делает.

  • Будьте всегда доброжелательны, несите добро, излучайте радость, больше улыбайтесь.

  • Будьте справедливы к себе, и к окружающим.

  • Относитесь к коллегам и ученикам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

  • Стучитесь - и вам откроют. Нет предела совершенствованию. Высшая цель никогда не достижима. Это побуждает нас постоянно работать над собой. Стремиться, дерзать, пробовать, искать, т. е. жить, а не тлеть, замкнувшись и уверившись в собственной непогрешимости.
    Как когда-то заметил Сенека, «обучая, мы учимся сами».


Выступление на педсовете



Доклад

на тему:
«Личностно-ориентированный



подход в образовании»

Соколова А.А.
учитель математики
МОУ лицея № 42
г.Люберцы


2006 г.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница