Лекция Возрастные и методические основы физического воспитания детей школьного возраста



страница1/7
Дата26.07.2022
Размер100 Kb.
#187734
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7
Связанные:
Лекция 3
Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма (сетев.) (1)



Лекция 3. Возрастные и методические основы физического воспитания детей школьного возраста
(2 часа)


Содержание



  1. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста

  2. Возрастные и методические основы физического воспитания детей среднего школьного возраста

  3. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста.

Без знаний возрастных особенностей детей невозможно правильно осуществлять физическое воспитание. Наиболее типичными из них являются следующие:


1. Непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского организма;
2. Незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, легкая ранимость;
3. Высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия;
Основные требования к учету возрастных особенностей:
- содействовать прогрессивному их изменению;
- принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.


1. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста

Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Далее вспомним основные изменения, происходящие в различных системах детского организма (подробное описание изменений вы найдете в курсе возрастной физиологии) и , в этой связи, рассмотрим особенности методики физического воспитания для этого возраста.


Опорно-двигательный аппарат характеризуется несформированностью изгибов позвоночника, нижних ребер грудной клетки. В этом возрасте начинают срастаться кости таза, укрепляются суставы. Незавершено окостенение кисти и стопы. Из этого следует, что не следует давать упражнений:
- с большими отягощениями, отрицательно влияющими на состояние позвоночника;
- с большим количеством прыжков на твердой опоре и особенно упражнений, связанных с прыжками с большой высоты;
- с большими нагрузками на суставы.
Мышечная система: растет мышечная масса за счет формирования крупных мышечных групп. Мышцы отличаются большой эластичностью и хорошей проводимостью нервных импульсов. Наиболее проблемными зонами мышечной системы являются несформированные мышцы вокруг позвоночного столба (мышечный корсет), мышцы свода стопы, мышцы, обеспечивающие мелкую моторику рук, мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, приводящие мышцы нижних конечностей, а у девочек и мышцы пояса верхних конечностей. Естественным является ограничение нагрузок с максимальными и длительными напряжениями мышц брюшного пресса и обязательное введение специальных упражнений на развитие силовых способностей ,в том числе статической выносливости мышц спины при условии отказа от использования дополнительных отягощений,и брюшного пресса, необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, а также использовать в занятиях упражнения в метании, ловле и бросках различных по масштабу и весу мячей и других спортивных снарядов.
Вегетативная нервная система: вегетативные функции отстают в развитии от моторных: во-первых, сердечная мышца не обладает достаточной сократительной способностью, а основные регуляторные механизмы кардиосистемы находятся в стадии становления; во-вторых, несформированность мышц, обеспечивающих дыхательный акт, что приводит к быстрому образованию кислородного долга в организме ребенка. Как следствие из вышесказанного: ЧСС в покое у младшего школьника 90 - 100 уд/мин ( у взрослого - ЧСС 60 - 70 уд/мин), при выполнении физической работы кровоток увеличивается в основном за счет той же частоты сердечных сокращений; а частота дыхания - 20 -24 цикла в мин ( у взрослых - 14-16 циклов в минуту), во время выполнения физической нагрузки легочная вентиляция у детей этого возраста растет за счет частоты дыхания. Отсюда, достаточно быстрая утомляемость детей про выполнении длительных и монотонных нагрузок, но благодаря активности обменных процессов и процессов выведения из организма продуктов обмена дети обладают способностью к быстрому восстановлению. Все это необходимо учитывать при планировании моторной плотности урока и величины физической нагрузки , которую получат дети на занятиях по физической культуре.
Психологические особенности поведения: дети младшего школьного возраста эмоциональны, легко возбудимы; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они легко поддаются внушению и легко “привязываются” к старшим. На занятиях не могут длительное время концентрировать внимание, поскольку объем внимания мал; восприятие - целостное, так как не сформирована способность абстрактного мышления.
Основная направленность физического воспитания в младшем школьном возрасте заключается в попутном стимулировании процесса развития физических качеств, проявляющихся в процессе формирования двигательных умений и навыков.
К основным методам, обеспечивающим эффективность процессов обучения двигательным действиям и развития физических качеств, могут быть отнесены следующие:

  • наглядные - метод натуральной демонстрации (показ должен быть качественным, многократным, непосредственным перед выполнением);

  • словесные - метод образного слова, рассказ, оценка, команда ;

  • методы упражнения - целостный и стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница