Лекция Теоретические основы построения системы сопровождения развития в образовании



Скачать 37,69 Kb.
страница1/10
Дата25.01.2023
Размер37,69 Kb.
#200968
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Связанные:
Лекция 1. Псих.пед.сопровождение


Лекция 1. Теоретические основы построения системы сопровождения развития в образовании.
План
1.Понятие и сущность сопровождения. Основные подходы к определению сущности педагогического сопровождения.
2. Системно-ориентационный подход - как основание для формирования теории и методики психолого-педагогического сопровождения.
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
1.Понятие и сущность сопровождения. Основные подходы к определению сущности педагогического сопровождения.
Что же значит "сопровождать"? В толковом словаре читаем: сопровождать - идти, ехать вместе с кем-либо, как спутник провожать кого-либо к определенному месту.
Сопровождение ребенка на жизненном пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться на Пути, понимать и принимать себя. Однако не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И только когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вновь вернуться на свой Путь. Ни сам ребенок, ни его опытный спутник не могут существенно влиять на происходящее вокруг Пути. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, которым непременно нужно идти. Выбор Пути - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большой успех. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его образования и видится его основная цель.
Согласно толковому словарю русского языка, сопровождение обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению, следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя рядом. Этимологически термин происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия. Интересно, что при употреблении данного глагола с возвратной частицей «ся» в содержательной характеристике смещается акцент на курируемого. Таким образом, приобретается следующий смысл - влечь за собой как непосредственное продолжение или следствие, быть снабженным, дополненным чем-либо.
Теоретической основой системы педагогического сопровождения выступает положение о «сопутствии» как осознанной педагогом/специалистом необходимости следовать рядом с ребенком в период его личностного развития, обеспечивая гарантию безопасного разрешения трудных жизненных ситуаций.
Некоторые исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Педагогическая поддержка наиболее полно раскрывается в идеях О.С.Газмана и его последователей. Сопровождение — это специальный вид деятельности, направленный на поддержку деятельности субъекта, то есть предупреждение и преодоление проблем в его становлении посредством составления и реализации совместной с ребенком программы деятельности.
В отличие от коррекции сопровождение предполагает не исправление недостатков и переделку, а поиск скрытых ресурсов субъекта и личности, опору на его возможности и создание на этой основе условий для развития.
Т.Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода субъекта к «самопомощи».
Е.А. Козырева понимает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
В работах Ю.В. Слюсарева – основоположника данной теории в психологическом аспекте, «сопровождение» употребляется для обозначения недирективной формы оказания психологической помощи, направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Сопровождение является многомерным понятием, определяющим в первую очередь позицию педагога по отношению к обучающему, воспитаннику, характеризующую принятие последнего как субъекта его жизнедеятельности и развития. Сопровождение понимается как деятельность, направленная на создание условий, способствующих успешному обучению, развитию ребенка в конкретной среде (М.Р.Битянова).

Скачать 37,69 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница