Лекция Психика и организм. План: филогенез психики. Онтогенез психики. Нервная система материальная основа психики. Функции психики



Скачать 63.24 Kb.
Дата27.04.2016
Размер63.24 Kb.
ТипЛекция
Лекция 2. Психика и организм.
План:
  1. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ.

  2. ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ.

  3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА – МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ.

  4. Функции психики.



1. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ.


Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:

♦ безусловные рефлексы;

♦ инстинкты;

♦ условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»);

♦ условные рефлексы 2 рода (инструментальные);

♦ рассудочная деятельность (интеллектуальные действия);

♦ разум, сознание, мышление.

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного

Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая – в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта (рис. 2.1).

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_016.png

Рис. 2.1. Формы отражения

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Этапы развития психики



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_017.png

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_018.png

ОТ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА


В эволюции психики важную роль играют инструментальные рефлексы, служащие переходным этапом между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Они реализуются через двигательную активность, которая может подкрепляться неким «вознаграждением», помогающим реализовать актуальную потребность.

Например, орел в дикой природе обучается поднимать черепаху в воздух и разбивать ее о камни, обезьяны могут использовать палки для добычи фруктов и т. д. В подобных случаях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а те движения, которые способствуют удовлетворению потребности, затем закрепляются и повторяются.

Рассудочная деятельность представляет собой более совершенную форму инструментальных рефлексов, так как новое действие может возникнуть не только путем многократных проб, но и спонтанно, в виде «инсайта» (внезапного озарения).

Однако в отличие от разумной деятельности человека животные остаются в рамках первой сигнальной системы и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Особенно наглядно это отличие показал И. П. Павлов в опытах на высших приматах. Обезьяна, обученная гасить огонь водой из бака (чтобы достать банан), не могла «догадаться», что для этой цели также подходит вода из расположенного рядом водоема (рис. 2.2).



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_019.png

Рис. 2.2. Сравнение рассудочной деятельности животных и разумной деятельности человека


2. ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ


Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

А. Н. Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ребенка:

♦ новорожденный (от рождения до 1–2 месяцев);

♦ ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);

♦ поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев);

♦ преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);

♦ дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

♦ младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет);

♦ подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет).

Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Этапы онтогенеза психики человека

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_020.png

 

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_021.png


3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА – МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Функции нервной системы


Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Даже там, где процессы регулируются эндокринной системой при помощи гормонов, все равно высший контроль остается за нервной системой. Мозг является своеобразным «центральным процессором», который получается информацию извне, обрабатывает ее и дает приказы исполнительным органам.

Эта система человека выполняет ряд функций. Наиболее важные из них показаны на рис. 3.1 и описаны в табл. 3.1.



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_022.png

Рис. 3.1. Основные функции нервной системы в организме человека

Последняя из представленных функций имеет наиважнейшее значение для науки психологии.

Таблица 3.1. Примеры выполнения нервной системой ее функций



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_023.png

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_024.png

Клеточное строение нервной системы


Виды нервных клеток показаны на рис. 3.2.

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_024.png

Рис. 3.2. Виды нервных клеток (функциональная классификация)

Большинство нервных клеток имеют многочисленные отростки (рис. 3.3). Короткие ветвящиеся отростки называют дендритами. По ним информация поступает к нейрону, и после сложного взаимодействия процессов возбуждения и торможения нейрон выдает серию электрических импульсов. Длинный отросток, по которому электрические сигналы покидают нейрон, называется аксон. Посредством особых электрохимических устройств – синапсов – информация переходит от одного нейрона к другому. При передаче информации используются специальные химические вещества – медиаторы. Примером медиатора является адреналин, который выделяют нейроны симпатической нервной системы. Медиаторы вырабатываются в теле нейрона, а затем по аксону перемещаются в область синапса.

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_025.png

Рис. 3.3. Строение нервной клетки: 1 – дендриты; 2 – аксон; 3 – синапс; 4 – тело нейрона

Существует два основных принципа разделения нервной системы человека: по функциональному и анатомическому принципу. По функциональному принципу ее делят на вегетативную (она управляет внутренними органами и обменом веществ) и соматическую (управляет связью с внешней средой). По анатомическому принципу нервную систему принято разделять на две части – центральную (центры принятия решений) и периферическую (чувствительные, исполнительные и вспомогательные компоненты) (рис. 3.4).

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_026.png

Рис. 3.4. План строения нервной системы

Более подробно строение и функция отдельных составляющих нервной системы человека показано в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Строение и функция периферической нервной системы



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_027.png

Рефлекторный принцип работы нервной системы


Усиление активности органа или отдела ЦНС называют возбуждением. Снижение активности (когда нейрон уменьшает или прекращает выработку нервных импульсов) называют торможением.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы (рис. 3.5).

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_028.png

Рис. 3.5. Схема строения соматической рефлекторной дуги: 1 – рецептор; 2 – чувствительный нерв; 3 – чувствительный нейрон; 4 – вставочный нейрон; 5 – мотонейрон (двигательный нейрон); 6 – двигательный нерв; 7 – рабочий орган (мышца); 8 – вегетативная рефлекторная дуга


СТРОЕНИЕ ОТДЕЛОВ МОЗГА И ИХ ВКЛАД В ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


Особенности устройства и функционирования отдельных отделов мозга и их вклада в психические явления отражены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Отделы центральной нервной системы



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_029.png

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_030.png

В коре больших полушарий находятся как чувствительные, так и двигательные (моторные) зоны. Последние располагаются в лобной доле коры больших полушарий, причем каждый участок коры соответствует определенной группе скелетной мускулатуры. Соответствие между определенными зонами коры и мышцами впервые установил ученый Пенфилд, составивший соответствующую карту мозга. Получившийся при этом образ человека был назван по его имени – «человечком Пенфилда» (рис. 3.6).



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_031.png

Рис. 3.6. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга


  1. ФУНКЦИИ ПСИХИКИ


Функции психики человека представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Функции психики человека



http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_038.png

http://read.aif.ru/static/bookimages/00/20/37/00203745.bin.dir/h/i_039.png



Каталог: company -> personal -> user -> 11436 -> files -> lib -> %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Лекция темперамент. Характер. Способности
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Лекция Психология личности
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Темы рефератов по учебной дисциплине Психология делового общения наименование дисциплины
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Регуляция действий и самоконтроль. Общее представление об эмоциональных процессах. Классификация эмоциональных процессов
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Лекция Высшие психические функции
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Тема 3: Познавательные процессы
%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Лекция №10 Этикет и культура делового общения. Общие этические принципы и характер делового общения. Деловой этикет
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Мышление как познавательный процесс. Развитие мышления
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> Лекция Психология малых групп и коллективов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница