Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей



Скачать 135.12 Kb.
Дата11.02.2016
Размер135.12 Kb.
Северный филиал Государственного автономного учреждения

Республиканский центр социально-психологической помощи

семье, детям, молодежи Аскинского района

Лекция


Как важно понимание семьи

Категория: ветераны боевых действий

и члены их семей
Разработала: социальный педагог

Саяпова Г.М

Аскино-2014г.


Цель - ознакомить семейными взаимоотношениями, как фактором ее благополучия.

Задачи - рассмотреть проблемы взаимоотношения в семье, а также проблему взаимоотношения между родителями и детьми, привлечение родителей к воспитанию детей.
Семья – это больше, чем коллекция отдельных личностей; это система, органическое целое, части которой функционируют таким образом, что выходят за пределы своих отдельных характеристик.

Но даже как члены семейных систем мы не должны переставать быть личностями с собственными сердцем, умом и волей…

М. Николе, Р. Шварц. Семейная терапия. Концепции и методы
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительно жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень не многие задумываются о счастье и благополучие воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально - экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Современная семья переживает сложный этап - переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни.

Семья - древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Семья - это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями проблемам, которой чутко и очень быстро реагирует на все изменения в социально-экономическом устройстве общества, обнажая как позитивные, так и негативные его черты.

В условиях трансформации экономических отношений и общества в целом в нашей стране социально-экономические проблемы семейного воспитания стали более актуальны. Переход к рынку осуществляется болезненно, сопровождаясь кризисными процессами, а о всех сферах национальной экономики. Любые экономические преобразования несут и социальные потрясения, т.к. данные сферы тесно взаимосвязаны между собой и наиболее полно отражаются в сфере бытовых отношений, в семье, где всесторонне и явно раскрываются гуманный или антигуманный смысл протекающих в обществе процессов.

Низкий социально-экономический уровень жизни негативно отражается во взаимоотношении родителей с детьми. Повышенная тревожность взрослых в таких семьях создает социально-психологический дискомфорт в жизни ребенка, влияющий на его судьбу И как следствие этого растет число детей, отличающихся повышенным уровнем беспокойства, невроза, неуверенности, эмоциональной и психологической неустойчивости и девиантным поведением.

Неблагополучная семейная и бытовая обстановка являются основными причинами возникновения девиантного поведения. Обычно это семьи, где родители мало времени уделяют воспитанию и духовному контакту с детьми, тогда как душа ребенка питается впечатлениями, получаемыми в семье Отягощенные повседневными житейскими проблемами, родители часто конфликтуют, не имея возможности при этом понять, какие тяжелые чувства переживает их ребенок. Конфликты между родителями дети переносят очень болезненно, пребывая в большинстве случаев в состоянии тревоги и беспокойства.

Следовательно, проблемам семьи должно уделяться первостепенное значение со стороны общества и государства в организации правильного воспитательного воздействия, что обуславливает необходимость исследования, следующих проблем:

1. Социально-экономическое положение семьи, как один из факторов развития личности ребенка.

2. Педагогическая диагностика семьи, с целью выявления ее воспитательного потенциала и педагогической компетентности.

3. Влияние изменяющихся социально-экономических факторов на процесс воспитании и обучения детей и др.

Самой сложной проблемой остается привлечение родителей к развитию и воспитанию детей. Многие десятилетия в нашей стране признавался приоритет общественного воспитания над семейным. Родителей освобождали от общения с детьми (насколько это было возможно) путем создания государственной системы воспитания, Это давало возможность переключить родителей на строительство коммунизма, не отвлекаясь на воспитание детей, Все это привело к исчезновению многих функций семьи, например, производственная, охранительная и др., ослабление ее воспитательных функций, предание забвению воспитательных традиций.

Издревле считалось, что семья начинается с межличностных отношений основанных на взаимном познании, интересе друг к другу, взаимной совместной деятельности. Появившийся в такой благополучной семье ребёнок, получая достаточно тепла, нежности; заботы и внимания формируется и развивается как личность. Если он всего этого недополучает, у него могут появиться различные психологические проблемы вплоть до деформации личности и нарушения здоровья.

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте - около 5 лет Капризность же развивается обычно начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения - проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.

На ходе социального развития малыша, в первую очередь, сказываются особенности семьи - первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Представьте себе молодую семью, только-только встающую на ноги с проблемами общения, с жилищными и материальными проблемами... А дети перенимают особенности поведения взрослых, их привычки, манеру общаться.

На упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. Как правило, это ведет к обострению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно «обогащается» все новыми разновидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребенок иногда может «добиваться победы» и тогда постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда и во всем, не пытаясь никого понять.

Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей, особенно не церемонясь в выборе средств.

Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым.

Отношения с родителями у таких детей остаются, на всю жизнь омрачены их вынужденным подчинением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви и нежности, т.к. не в состоянии понимать «лучших чувств», которые движут их родителям, искореняющими их нежелательное упрямство. Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребенка - неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками, страх перед учителем. Дети такого типа очень страдают из-за того, что не могут найти себе друга. А если им это удается, то они часто попадают в полную эмоциональную зависимость от него и подчиняются во всем и даже с удовольствием. Излишне говорить, что это является достаточно серьезным нарушением личностного развития.

Искажения такого рода наиболее сильно проявляются в подростковом возрасте, когда развевающаяся личность вступает в бой с принятыми в семье формами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители обычно не в состоянии справиться с «упрямством» своего детища. Стремительное «высвобождение» подавленных возможностей личности вступает в противоречие с привычным семейным укладом, подросток компенсирует недостаток «свободы» самыми разными (как правило, не одобряемыми родителями) способами, и часто отчуждение детей и родителей на этом этапе достигает наибольшей степени. Очень тяжелый подростковый период - нередко расплата за ущемление самостоятельности, которая впервые проявляется к 3 годам, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

Прежде чем ломать ребенка подумайте: «А есть ли смысл бороться так настойчиво с своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло?» Это возможно только при одном обязательном условии - уважении к малышу. А это значит понять ребенка, встать мысленно на его место, ведь если малыш упрямится, значит, его действительно что-то не устраивает. Будьте разумными в своих требованиях.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья - это своего рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт. Поэтому очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания Положительные воздействия на личность ребенка состоит в том. что никто, кроме самых близких для него людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально понести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние (гипо- и гиперопека и т.д.) семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутренние психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-Принимать активное участие в жизни семьи;

-Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

-Интересоваться с проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои способности и таланты;

-Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

-Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

-Уважать право ребенка на собственное мнение;

-Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает мнением, жизненным опытом;

-С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи, делать карьеру и самосовершенствоваться.

На современном этапе развития общества все активнее высказываются точки зрения, которые решительно выступают за духовное возрождение общества. Идет интенсивный поиск нравственных идеалов, приобщение к общечеловеческим ценностям. В русле этих изменений обращается внимание на семью ее физическое, духовное, нравственное и т.п. здоровье. Это не случайно. Ведь все что происходит с нашим обществом кризисы и катаклизмы так или иначе касаются семьи, влияют на нее. Но мир, покой, стабильность и благополучие любого общества так же "покоятся" в колыбели семьи. Об этом во все времена говорили самые разные известные люди политики, священники, философы, психологи, педагоги, врачи, писатели и другие.

Жизнь каждого человека на всех ее этапах проходит в семье. Если с семьей все в порядке, то и жизнь человека складывается благополучно. В этом случае общество получает здоровую, активную, полноценную, адаптивную личность. А вот за недостатки семейного воспитания зачастую приходится "платить" не только человеку, но и обществу, в котором он живет.

Конечно, радостно видеть, что со стороны государства делается попытка уделять внимание проблемам семьи, объявляется год семьи ребенка, матери. Но на все казенного внимания может не хватить. Ведь не только оно в состоянии решать проблемы связанные с семьей.

На современном этапе можно выделить именно такую проблемную зону, как молодая семья. Упрямые цифры статистики в разных источниках говорят о том, что 1/3 часть всех регистрируемых браков распадается, причем в первые пять лет. Растет число разводов повторных браков и это все определенным образом сказывается на психологическом состоянии людей взрослых и детей. Помочь сохранить молодую семью - вот точка приложения работы и психолога, и педагога, и врача, и юриста и т.д. Государственными квотами здесь не обойдешься. Помните: "Не нужен и клад, когда в семье лад". Молодой семье нужна и важна поддержка извне. Подолгу службы часто сталкиваешься с семейными историями и ловишь себя на мысли, что обратись эти люди за помощью раньше, то можно было бы избежать многих семейных кризисов и наконец, разводов.



Несколько правил, чтобы сойтись характерами
Правило№1. Старайтесь не идти на конфликт. Скажите себе, если ваш супруг затевает ссору: «Стоп! Не поддавайся» Скажите ласковое слово, обнимите и поцелуйте, чтобы ваш супруг оттаял, опомнился. Помните: то один, то второй супруг должен роль сдержанного и терпимого. Преодолевайте скверное настроение с помощью чего-нибудь приятного.

Правило№2. Не старайтесь скрыть обиду, отложить её на завтра. Говорите о сути конфликта, не напоминая старых грехов.

Правило№3. Учитывайте настроение супруга, даже если уверены, что он неправ. Он не может совпадать с вашим, поэтому старайтесь не требовать выполнения ваших желаний тогда, когда у супруга плохое настроение.

Правило№4. Не упрекайте для того, чтобы вызвать замешательство и натиском принудить выполнять то или иное требование. Психологи советуют: «Хочешь упрекнуть -похвали!». Этот аванс может дать хорошие результаты.

Правило№5. Прежде чем сказать о своей обиде супругу, подумайте один на один с собой, что именно вас не устраивает. Часто причиной обиды становится ваша усталость раздражение.

Правило№6. Учитесь мириться друг с другом. Включитесь в общую работу, употребляя общие слова«мы», «наше», «у нас». Потом садитесь за стол переговоров, где возможны будут признания ошибок.

Правило№7. Проявляйте искренний интерес к человеку. Старайтесь вникать в то, что волнует вашего супруга. Это поможет избежать ссор.

Правила общения в семье

• Не старайтесь переделать своего супруга. Важно быть самому подходящим человеком. Уступайте друг другу. Считайтесь с интересами и потребностями супруга.

• Не навязывайте супругу свою точку зрения. Пусть каждый изложит свой взгляд на проблему и подумает над возражениями другого.


  • Считайтесь настроением друг друга. Не срывайте «зло» на близких.

  • Не будьте злопамятны, не старайтесь отомстить.

  • У каждого человека есть недостатки. Стремитесь видеть в своём спутнике только хорошее.

  • Уважайте друг друга. Старайтесь быть достойны уважения. Гордитесь своими близкими. Это помогает верить в себя. Поддерживайте друг друга.

Атмосфера дома напрямую зависит от возможностей и желания членов этого сообщества понимать друг друга, обмениваться информацией, эффективно «пристраиваться» к партнеру, реально использовать многообразные секреты, которыми обладают профессиональные коммуникаторы и люди, у которых от Бога есть талант общения. Ведь личность представляет собой содержание, центр и единство разнообразных действий, актов, направленных на другие личности.

Семья – это целая коммуникативная система, а коммуникативная парадигма – самая главная составляющая личности. Восемьдесят процентов нашего существования мы находимся в процессе принятия или передачи сообщений, то есть в границах разнообразных коммуникаций.

Родительство, в свою очередь, невозможно без лидерства. Это одно из важнейших качеств, необходимых, в частности, для успеха в воспитании детей.

Ну а о творческом мышлении мы вспоминаем, когда бьемся над решением тысячи и одной дилеммы (финансовых, организационных, коммуникативных), когда пытаемся сделать все возможное, чтобы «любовная лодка не разбилась о быт» (быт – это и жизнь, в которой не осталось места чувству, экспромту, свежести восприятия). Новизна и яркость ощущений, творческий подход нужны и в решении конфликтов, и в вопросах воспитания, и в создании семейных традиций, и в сексуальных отношениях…

В общем, семья – это образ жизни, а следовательно, она требует от нас массы разнообразных качеств и умений.



Благополучие в семье зависит от того, насколько вы уживчивы и терпеливы, чего ждете от брака, как вы общаетесь – это главное.

Использованная литература:

  1. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.

  2. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Молодая семья: проблемы, тенденции, перспективы» г. Уфа 2001 г.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница