Лекция для родителей «Компьютер и здоровье школьника»



Скачать 82.77 Kb.
Дата22.04.2016
Размер82.77 Kb.
ТипЛекция


Лекция для родителей

«Компьютер и здоровье школьника»

 

Вопросы для обсуждения

1.Значение компьютера в жизни школьника

2.Негативные факторы влияния компьютерных игр и профилактика

3.Симптомы и профилактика компьютерной зависимости.

4.Правила техники безопасности при работе за компьютером

 
2. Значение компьютера в жизни школьника

Компьютерные игры развивают:



  • Быстроту реакции



  • Мелкую моторику рук



  • Визуальное восприятие объектов в комплексе



  • Память, внимание



  • Логическое мышление



  • Зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат:

  • Классифицировать, анализировать и обобщать



  • Находить нестандартные решения в сложной ситуации



  • Добиваться своей цели



  • Совершенствовать интеллектуальные навыки

Компьютерные игры часто выполняют и важную психотерапевтическую роль.

  • Они помогают ребенку изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния ("выпускать пар"), поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.

  • Считается, что увлечение компьютерными играми ограничивает и обедняет общение ребенка со сверстниками. Но это не совсем верно. Часто бывает наоборот. Компьютерные игры помогают даже необщительным детям найти себе приятелей со схожими интересами, так как у них появляется тема для совместного обсуждения. Детям становится интересно встречаться друг с другом, чтобы поделиться своим опытом, достижениями, обсудить новинки, обменяться играми. Встречи по интересам дают повод к обсуждению и других проблем — учебных, межличностных, семейных, а также новостей кино, музыки, спорта.

  • Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребенка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Дети хотят быть компетентными, читают специальные журналы, смотрят тематические телепередачи, пытаются систематизировать свой опыт и знания.

В многообразном мире компьютерных игр каждый ребенок начинает понимать свои возможности и интересы. Кто-то выбирает для себя бродилки, а кто-то гонки, стратегии, квесты. Так вырабатывается собственный стиль, осознается своя индивидуальность. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют и представление ребенка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом, с информацией, полученной на школьных уроках, из книг, телепередач, из общения с родителями, сверстниками.

3. Негативные факторы влияния компьютерных игр и их профилактика

При не соблюдении правил работы за компьютером наблюдаются следующие симптомы:


  • Покраснение глаз, бледность, тошнота, головокружение. Перевозбуждение, излишне эмоциональная, нервная реакция при общении как со взрослыми, так и со сверстниками .Снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания. Потливость (это признак не только общей тревожности, но и виртуальной перегрузки). Онемение пальцев, ощущение, что в подушечках бегают мурашки. Негативного воздействия компьютера на организм человека выражается в следующем:

  • Нагрузка на зрение. Зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения. Причина близорукости - наследственность, «общение с телевизором, чтение в темноте, работа на компьютере в полной темноте. Важным условием является качество монитора (ж/м). Оптимальное расстояние от экрана до глаз 50—60 см. Нельзя чтобы ребенок сидел спиной к окну, т.к. блики на экране способствуют утомлению глаз.

  • Нагрузка на организм в целом. Стесненная поза при длительном сидении приводит к искривлению позвоночника. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, что может привести к развитию приступов кашля и астмы. Беспрерывное выполнение мелких движений руками приводит к хроническим заболеваниям суставов. Важным условием является организация рабочего места – специальный стол, кресло.

  • Излучение. Электростатическое поле. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубки кинескопа не страшен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей и они «впиваются» в кожу пользователя.

  • Воздействие на психику. Главный вопрос всех споров и волнений касается пользы и вреда компьютерных игр и игрушек. Результаты исследования показали, что более 92 процентов опрошенных детей регулярно играют в компьютерные игры. Виртуальные увлечения одинаково распространены и среди мальчиков и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени. У мальчиков отмечается рост самоуважения при высоких игровых результатах. Девочки же, наоборот, не связывают самоуважение со своим компьютерным опытом и достижениями в играх.

4. Симптомы и профилактика компьютерной зависимости.

Проблема современности - компьютерная и телевизионная зависимость. Кз - болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.


Родителей может беспокоить нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Одной из причин может являться нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером .В увлечении компьютерными играми имеет место существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья.. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения .Цензура компьютерных игр. Компьютерная игра должна развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничного отношения к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям, не учить противозаконным вещам, не искажать (уродовать) внешний облик человека, не содержать сексуальной тематики (рисунков подобного типа)

Простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи.

1-й уровень-просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3й степени.

2-й уровень – в случае, если ребенок вёл себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Выделяют также ряд симптомов КЗ:

равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внеклассным мероприятиям;



  • чрезмерно длительное пребывание за компьютером;

  • быстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;

  • «выпадение» из режима реального времени;

  • бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;

  • неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

  • погружение в Интернет как средство ухода от проблем, плохого настроения, тревоги;

  • нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Интернет;

  • отрицание компьютерной зависимости.

  1. Исследователи выделяют несколько этапов попадания в психологическую зависимость:

  2. Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных душевных затрат (которые, например, необходимы при просмотре серьезного фильма). Потом, вместо того, чтобы ходить в школу, подросток идет в компьютерный клуб, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

  3. Подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

  4. Наступает полная деградация. Успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.

Профилактика КЗ:

  1. Познакомить ребенка с временными ограничениями, нормами;

  2. Контролировать разнообразную занятость ребенка (кружки, секции);

  3. Приобщать к домашним обязанностям;

  4. Культивировать семейное чтение;

  5. 5. Ежедневно общаться с ребенком, быть в курсе его проблем, конфликтов. Говорить с ним об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения и деградации личности;

  6. Контролировать круг общения ребенка, знать место, где он проводит свободное время.

  7. Учить правилам общения, способам снятия эмоционального напряжения, выходам их стрессовых состояний.

  8. Осуществлять цензуру компьютерных игр и программ;

  9. Контролировать выход в Интернет, установить запрет на некоторые программы;

  10. Привлекать в настольные и другие игры;

  11. Родители – образец для подражания. Необходимо самим соблюдать установленные правила.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих правил и ограничений;

2.Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние;

3.Попробуйте выйти на диалог;

4. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы;

5. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту.



5.ТБ при работе за компьютером:

  • Глазам помогут очки с перфорацией – этот тренажер для глаз целесообразно использовать несколько раз в день (каждый час) на 5-7 минут. Через 1-1,5 часа – сделать гимнастику для глаз.

  • Правильно держать «мышку», не зажимая и не сдавливая ее руками. Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам свободно располагаться на нем.

  • Регулярная влажная уборка. Монитор способен собирать на себе пыль, что может вызвать высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

  • Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения;

  • Перекусы (бутербродами, чипсами, и т.д.) во время длительного пребывания за компьютером, могут привести к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к ожирению.

  • Монитор должен находиться в 60-70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.

  • Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Или же его пребывание за компьютером не должно быть больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.

 

  • Для детей 7-12 лет – норма – 30 минут в день, но не ежедневно.



  • 12-14 летние – 1 час в день.



  • 14-17 летние - 1,5 часа в день.



  • Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов.



  • Давать организму отдохнуть – целый день не садиться за компьютер.

Каталог: media
media -> Департамент образования и молодежной политики
media -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница