Лекция №9 Жанр романа-антиутопии в английской литературе. Творчество Джорджа Оруэлла



Скачать 66.26 Kb.
Дата27.04.2016
Размер66.26 Kb.
Лекции по зарубежной литературе ХХ века (очное отделение I семестр)

Лекция № 9

Жанр романа-антиутопии в английской литературе. Творчество Джорджа Оруэлла.

В I пол. XX века возникает новый жанр – роман-антиутопия. Его возникновение связано с общественно-политическими событиями ХХ века, происходившими как в Западной Европе, так и в России, разочарованием общественного сознания в идеях коммунизма и социализма, точнее в способах воплощения этих идей в реальность. Началом развития этого жанра в ХХ веке послужил роман русского писателя Е. Замятина «Мы», который был переведен на английский язык и впервые опубликован не на родине писателя, а в Европе. Романы-антиутопии в 1 пол. ХХ века создавали такие авторы, как Г. Уэллс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. Искусствовед Эрих Фромм указывал, что «новая трилогия» («Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла образуют контрапункт с трилогией позитивных утопии («Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Томазо Кампанелла и «Христианополь» Андреа).



Происхождение термина. Термин «антиутопия» включает в себя греческую приставку anti-, что значит «против» и корень «утопия», который также имеет сложное происхождение. Термин «утопия» восходит к греч. topos – место и приставке a- – «против», «не» или, по другой версии eu- – «благой», «хороший». Таким образом, слово «утопия», придуманное англичанином Томасом Мором в XVI веке, можно перевести либо как «страна, которого нет» либо как «блаженная страна». Антиутопия, следовательно, это произведение, направленное против утопии, но в каком смысле? Опровергающее утопические идеи или пародирующее их? В связи с этим, современные исследователи используют также термины «какотопия», «дистопия», негативная утопия, контрутопия (греч. kakos – дурной, dys – нарушение, лат. contra – против). Эти термины используются литературоведами и как синонимы и как обозначающие разные литературные явления.

Итак, по определению ЛЭС «Антиутопия, дистопия – это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствии, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.



В. Чаликова определяет антиутопию следующим образом: «Это изображение общества преодолевшего утопизм и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты сиюминутность». Она отделяет антиутопию от дистопиии в зависимости от того, «что ненавистно автору: миф о будущем рае и сам этот рай как враждебный личности (антиутопия) или сегодняшний ад, который будет длиться и усилится в будущем (дистопия).

А.Ф. Любимова отмечает, что антиутопия исследует негативную модель технократического авторитарного общества как динамическую систему взаимодействия субъективно-объективных факторов в истории определенного социума.

В современном литературоведении рассматривается также вопрос, следует считать антиутопию жанром или наджанровым единством? Классические черты антиутопии выделены на основе романов Замятина, Хаксли и Оруэлла, но в следующих за ними произведениях устойчивая модель антиутопического романа реализуется не полностью. Л.Г. Михайлова считает, что утопия и антиутопия во 2 пол. ХХ века перестали существовать в чистом виде. Можно говорить об отдельных утопических и антиутопических мотивах в произведениях, а также об объединении утопии и антиутопии в рамках одного текста.



Основные жанровые черты антиутопии в сравнении с утопией.

Утопия

Антиутопия

Это образное воплощение представлений об идеальном государстве.

Как сложившийся жанр существует с 1516 г., появления романа Т. Мора «Утопия».

Она воплощает архетипические представления о «золотом веке», существующие в фольклоре и воплощавшиеся в трудах философов античности («Государство» Платона).


Воплощает представления автора об антиидеальном государственном устройстве.

Как жанр начинает складываться на рубеже XIX - XX вв, окончательно оформляется в 1 пол. ХХ века.

Это кенотип (новообразование). Универсальным кенотипом для АУ является тоталитарное государство, маскирующееся под демократию.


Главным объектом изображения для утопии и антиутопии является государство и общество, причем можно отметить черты сходства изображаемых в обоих жанрах обществ, но отношение авторов к изображаемому государственному устройству в одном случае позитивно, в другом – негативно.

Это канонический, риторический, неизменяемый жанр, типичным сюжетным ходом которого является диалог, в котором неофиту, путешественнику объясняется государственное устройство утопии.

Художественный мир утопии отнесен в удаленное пространство, на далекий остров, на Луну и т.п.

В утопии отсутствует конфликт романного типа, она строится на противопоставлении реального государственного устройства идеальному, но герой не вступает в противоречие ни с тем, ни с другим, а просто описывает увиденное.

Герой утопии – путешественник, наблюдатель, чужой для утопического мира. Он с восторгом принимает идеал государства, представленный в утопии.



Жанровые черты антиутопии меняются с течением времени, изменяется образ антиидеального государства, появляются новые мотивы.

Художественный мир антиутопии отделен от реального мира во времени, как правило, он располагается в будущем.

Для антиутопии характерен романный тип конфликта (личность / общество), рефлексирующий герой, действие, а не диалог. Центральный конфликт антиутопии связан с противопоставлением личной свободы и общественного благополучия.

Центральный герой антиутопии – человек, бунтующий против государства. Он житель антиутопии, антиутопический мир раскрывается в этом случае изнутри. Судьбой героя проверяется государство. Как правило, бунт героя против государства заканчивается поражением. Противостоит ему герой-титан, воплощающий в себе идею тоталитарного государства.



Утопия строится на основе рационального мировоззрения, исходит из посылки, что если устранить все неразумное, все противоречия, то человек будет жить счастливо.

Антиутопия появляется как результат краха рационалистического мировоззрения, когда становится понятно, что для человека важно не только рациональное, но и иррациональное начало. Воплощением иррационального начала часто в антиутопии становится любовь, которая не контролируется рассудком.

Творчество Джорджа Оруэлла (1903 – 1950).

Джордж Оруэлл – творческий псевдоним Эрика Блэра. Он родился в Индии, в Бенгалии, но получил престижное образование в Англии, школе Итон. Семья будущего писателя предполагала, что он сделает успешную карьеру полицейского чиновника благодаря родственным связям, но, прослужив несколько лет в полиции Бенгалии, он принимает решение посвятить себя журналистской деятельности, работает в изданиях Парижа и Лондона. Оруэлл опубликовал ряд публицистических произведений, которые принесли ему известность, прежде чем заняться художественным творчеством. Это были книги, посвященные жизни безработных в Англии («Путь на Виген Пьер», 1937), гражданской войне в Испании («Домой в Каталонию», 1938), где он впервые столкнулся с тоталитарным режимом Франко.

Первым художественным произведением Оруэлла стала повесть-притча «Скотный двор» («Animal Farm», 1945). Жанровое определение, данное автором в подзаголовке – «сказочная история», сказка. Основным приемом в повести-притче является аллегория. Каждый персонаж повести представляет собой аллегорию социального типа или пародию на того или иного политического деятеля, а вся ситуация, описанная в произведении пародирует реальную политическую действительность в Советской России 1 пол. ХХ века. Так в образе хряка Наполеона явно прослеживаются черты биографии Сталина, а в образе Снежка – Троцкого. Основная мораль, которую читатель должен вынести из этой притчи заключается в том, что все политические перевороты, хотя и начинаются как события во благо народа, совершаются исключительно ради личной выгоды политиков. Крылатым выражением стала одна из исправленных заповедей животных «Все животные равны, но некоторые равнее других».

Второе художественное произведение Оруэлла – роман-антиутопия «1984», написанный в 1948 году. Название романа сложилось из года написания произведения. Автор относил действие романа в будущее, но четкая дата художественного времени сложилась в последний момент.

Образ государства, изображаемого в романе, складывается на основе приема «перевертыша», превращения какого-либо объекта или факта в свою противоположность. Так в Океании есть три министерства: министерство правды (занимается фальсификацией истории), министерство изобилия (экономика) и министерство любви (государственная полиция). На работе проводят «пятиминутки ненависти», молодежь вступает в «антиполовой союз», браки должны заключаться только без любви, уничтожается язык, смысл слов утрачивается или превращается в свою противоположность.

Особую роль в этом романе играют приложения к роману. В приложении описывается новояз – новый язык, с помощью которого тоталитарное государство влияет на сознание своих граждан. Оруэлл одним из первых обратил внимание на роль языка в тоталитарном обществе и обосновал механизмы воздействия языка на сознание. Целью изменения языка является невозможность двоемыслия – то есть способности думать не так, как приказывает партия.

Для антиутопии необыкновенную важность имеет образ прошлого, в котором сосредотачивается идеал автора. Именно прошлое, воплощающееся в старинной тетради, доме, детской песенке заставляет героев вернуться к истинной нравственности, открыть для себя любовь. Важной для антиутопии является и часто реализуемая оппозиция механизм-организм, природа-цивилизация.

Ярким образом романа является и образ «Большого Брата», виртуального персонажа, воплощающего идею тоталитарного государства. Фраза «Большой Брат смотрит на тебя» вошла в поговорку. Образ государственной машины также воплощает и герой-провокатор, О‘Брайен, сначала подбивающий Уинстона Смита на бунт, а затем уничтожающий его. Имя героя – Уинстон – повторяет имя Черчилля, выдающегося английского политика, к которому у автора было неоднозначное отношение.



Бунт героя подавляется, но не физически, как это происходит у Замятина, а психологически Уинстона и Джулию заставляют предать друг друга и в финале романа мы видим героев сломленными и отрекшимися от своей любви.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница