Лекция 5 Психология личности. Межличностные отношения



Скачать 87.11 Kb.
Дата15.02.2016
Размер87.11 Kb.
ТипЛекция
Лекция 5

Психология личности. Межличностные отношения.

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
План:


  1. Психология личности.

  2. Межличностные отношения.

  3. Психология малых групп.

  4. Межгрупповые отношения и взаимодействия.



1.Психология личности.

В психологии понятие личность является одной из основных базовых категорий. Но на вопрос о том, что такое личность нет однозначного ответа в психологии.


Первоначально слово «личность» (персона) в римском театре обозначало маску актера, которая была закреплена за определенным типом действующих лиц. Позже это слово стало означать самого актера и его роль.

Итак, личность в своем первоначальном значении – это определенная социальная роль человека.

Сегодня личность в психологии определяют как совокупность социальных, приобретенных качеств человека. Эти качества человек приобретает общаясь с другими людьми. В понятие личность включают наиболее устойчивые свойства личности, значимые при определении черт поведения и поступков человека.

Личность – это человек, занимающий определенное место в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся от других людей своими, присущими только ему, индивидуально- и социально-психологическими характеристиками.

Психология личности оформилась как наука недавно, хотя исследования в этой области ведутся уже давно. В истории исследования личности выделяют ряд этапов:

1.Философско-литературный (V в. до н.э. – нач. 19 в.). Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм и др. Основными проблемами изучения в это период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

2. Клинический ( Нач. 19- 20 в.) Фрейд,Адлер, Юнг и др. В нач.19 в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести наблюдения за личностью больного человека, изучать историю его жизни с тем, чтобы лучше понять его поведение.

На основе таких наблюдений были сделаны не только выводы о лечении и диагностике душевных болезней, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности.

3. Экспериментальный ( нач. 20 в.) А.Ф.Лазурский, Г.Айзенк, Р.Кэттел, Г. Олпорт.

В н. 20 в. в психологию личности проник экспериментальный метод. С этого времени психология превратилась из науки описательной в науку измерительную и объяснительную. Психологические данные подвергались математико-статистической обработки с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов.

Экспериментальные исследования личности в нашей стране были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кэттелом.

А.Ф.Лазурским была разработана техника ведения наблюдений личности и процедура проведения естественного эксперимента.

Г.Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений.

Г.Оллпорт заложил основы «теории черт», а Р.Кэттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка придал исследованиям личности экспериментальный характер..

Он ввел метод факторного анализа в исследование личности, выделил и описал ряд (16) факторов (черт) личности и заложил основы современной тестологии.

Структура личности.

А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

• темперамент (структуру природных свойств);

• направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

• способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом).

Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

• социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

• биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

• опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

• индивидуальные особенности различных психических процессов.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

• определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

• динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

• статус и социальные функции-роли;

• мотивация поведения и ценностные ориентации;

• структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:


1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3) жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

4) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

5) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.

Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т.д. даются в курсе "Теории личности".


Психические свойства личности.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.


Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. 
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия 
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям. 
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные 
отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.


Свойства личности - темперамент, характер.

Темперамент


Деятельность и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей природной организации человека.
Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности.
Установлены три основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:
1. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент.
II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.
III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент.
IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.
Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиника, желтой желчи (холэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" происходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент.
1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.
2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям - экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия.
3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость - ригидность).
4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.
Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с

одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко

контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно

вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и

сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент

характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются,

все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника

создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек

деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и

однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и

сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,

вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и

недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не

отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же

быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника

быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В

деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как

правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика

протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они

обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность

нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в

меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека

флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и

явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У

человека флегматического темперамента легко выработать выдержку,

хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему

качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял

безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут

сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента

может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и

даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,

возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.

Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического

темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом

реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики

легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти

переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического

темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с

малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,

повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система – нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы,оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека,необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить,что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте

человека соединяются черты разных темпераментов.

"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Общее понятие о характере.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В

психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер- это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера,

своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, неспеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться

к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Характер

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое,

как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных

проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом,и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком".

Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как

общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В.Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот,который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая

самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих

вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность,

самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное

самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств,

придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.

"Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных

качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в

широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

2.Межличностные отношения

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Отношения можно классифицировать на устойчивые и ситуативные. Первый вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, определяемым зависимостью от чего-либо или кого-либо.

Следует различать психологические отношения и общественные отношения. Последние – это такие отношения, которые возникают в процессе взаимодействия индивидов в обществе при производстве и распределении материальных благ. Такие отношения могут быть экономическими, правовыми, идеологическими, политическими, а также национальными, классовыми, конфессиональными и др.



межличностные отношения

Все виды общественных отношений пронизаны психологическими отношениями, поскольку участниками таких отношений всегда выступают конкретные люди, каждый из которых обладает своими неповторимыми и уникальными индивидуальными психологическими свойствами и особенностями. Психологические отношения людей (синоним взаимоотношения) – это субъективные связи, которые возникают в результате фактического их взаимодействия и сопровождаются различными внутренними проявлениями у их участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.). Психологические отношения – это живая внутренняя «человеческая ткань» любых общественных отношений.

Межличностные отношения можно классифицировать по глубине вовлеченности личности в отношения на:

• отношения знакомства,


• приятельские отношения,
• товарищеские отношения,
• супружеские отношения,
• любовные отношения.

Названные виды отношений имеют другой порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений.

Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – родственные отношения и отношения знакомства.

Кроме этого, каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).

3.Психология малых групп.
Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.

Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное состояние малой группы.

Имеются некоторые психологические критерии, по которым малые группы отличаются от больших.
взаимозависимость, которая развивается с течением времени между членами группы.
Самой важной задачей для малой группы понять психологию каждого участника. Познать суть философии можно посредствам процесса и инструментов коммуникации.

Каждой малой группе должны быть присущи такие отличительные признаки, как:


1) определённое количество членов (два и более);
2) постоянно поддерживаемые контакты;
3) стремление к реализации общей цели;
4) эмоциональная привязанность к другим членам группы;
5) осознание членами группы целостности своего коллектива и как следствие отождествление себя с ним;
6) выработка общих для всех членов группы норм поведения;
7) наличие иерархии в группе;
У каждой малой группы как у целостного организма имеются свои психологические особенности, которые нельзя получить, просто объединив отдельных людей с определёнными качествами. В каждый отдельно взятый момент можно проследить общий настрой членов группы, их поведение, которое в большей или меньшей мере отличается от действий других людей.
Стоит отметить, что каждая малая группа все равно является частью более крупного сообщества, например, религиозного, национального, возрастного, профессионального, а потому между ними прослеживаются некоторые общие черты.
Все малы группы можно определённым образом классифицировать. Ниже мы приведём групп, наиболее часто встречающихся на практике:
1) естественные – существуют в реальной жизни, успешно взаимодействуют с социумом;
2) лабораторные – созданы специально для изучения отношений между людьми или подтверждения каких-либо гипотез;
3) формальные – созданы и функционируют по заранее продуманному сценарию, руководствуются своеобразными уставами, директивами и т.п.;
4) неформальные – создаются спонтанно, люди в них объединены исключительно по критерию общности интересов, большую роль играют личные привязанности внутри коллектива;
5) диффузные – отличаются слабыми эмоциональными связями между членами, возникают обычно на короткий срок и так же быстро распадаются;
6) слаборазвитые – группы, стоящие на начальном этапе создания крепких эмоциональных связей между их членами;
7) хорошо развитые (высокоразвитые) – отличаются хорошо налаженным взаимопониманием между участниками, сплоченностью и тщательно продуманной организационной структурой;
Малые группы являются теми кирпичиками, из которых строится человеческое общество. Именно в таких условиях каждый человек проявляет максимум своих способностей, оттачивает навыки общения и нахождения в социуме.
4.Межгрупповые отношения и взаимодействия

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются яркоэмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм). Несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.
Каталог: fulltext -> UMK -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%95%20%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%95 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Основные психические процессы
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> План: Эмоции и чувства
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 7 Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Регулятивную функцию
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Управление образовательными системами
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Темы рефератов Мозг и психика человека
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Семинарское занятие №1 Тема: Психология как наука (2 часа)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница