Лекция 4 Проблема личностного роста в гуманистической психологии



Скачать 373.76 Kb.
Дата25.04.2016
Размер373.76 Kb.
Лекция 4-5. Проблема личностного роста в гуманистической психологии.

Феномен личностного роста зародился в недрах гуманистической психологической практики и отражает концептуальный взгляд на человека как на динамичную, свободно развивающуюся, открытую опыту и ориентированную на высшие ценности личность. Среди важнейших принципов гуманистической психологии — идея двойной детерминации человека и постулирование наличия специфической внутренней природы человека, характеризующей ее неповторимость и уникальность.

А) Сторонники человеко-центристского направления (К.Роджерс, А.Маслоу, С.Джурард, Э.Шостром и др.) предполагают присутствие в человеке изначальной сущности или потенциала, раскрывающегося при наличии соответствующих условий.

Б) Сторонники экзистенциального направления (В.Франкл, Дж.Бьюдженталь, Р.Мэй и др.) утверждают, что в человеке нет изначально заданной сущности, она обретайся им в процессе жизни. Однако специфической особенностью человека является внутренне присущая ему мотивация к росту, «поиску здравого».

Оба взгляда объединяет то, что личность человека рассматривается как изменяющаяся, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в мире. Способом самоосуществления в мире, выполнения человеком своей миссии становится личностный рост, критериями которого выступают свободное творческое самовыражение, саморазвитие, интеграция опыта недуховное самоопределение. Личностный рост представляет собой важную составляющую здоровой полноценной личности. Однако феномен личностного роста стал продуктом длительного исторического и методологического развития психологии и психотерапии, что заслуживаете нашей точки зрения определенного внимания.

Гуманистическая психология во многом зарождалась как развитие идей экзистенциальной философии (С.Къеркегор, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр), феноменологии Э.Гуссерля и понимающей психологии В.Дильтея. Основы развития личности представлены через ряд новых понятий: самоактуализация, личностный рост, принятие решений, ответственность, здоровье, гармония, смысл жизни. Ряд психологов - персонологов начинают изучать здоровых, гармонично развитых личностей, не являясь практикующими терапевтами (А.Маслоу, Г.Мюррей, Г.Мерфи, Г. Олпорт, Дж. Келли и др.). Практикующие психотерапевты и психологи (К.Роджерс, Ф. Перлс, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь, В.Франкл) направляют свои усилия не на исследование клинических симптомов и работу с ними, а на личностный рост пациентов. Раскрытие личностного потенциала, обретение пациентами своих собственных ресурсов. Утверждается взгляд на человека как существо прирожденно активное, борющееся, самоутверждающееся, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Психология роста в рамках концепции становления стала важным уроком, извлеченным гуманистическими психологами из экзистенциализма. Человек никогда не бывает статичен, он изменяется и в ходе изменений приобретает ответственность за реализацию как можно большего числа возможностей своего подлинного существования.

Понятие личностного роста с гуманистических позиций начинает связываться с понятием гармоничной, целостной, здоровой личности, причем изменяется представление о здоровье. В свете теории Г.Олпорта здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: свободу, выражающуюся в ответственном самоопределении; проактивность или целеустремленность; цельную философию жизни или мировоззрение, основанное на определенной системе ценностей. Лидер и теоретик гуманистической психологии А.Маслоу провозглашает свой критерий здоровья — «полную актуализацию возможностей человека» или «самоактуализацию». Он предлагает исследовать «высшие проявления человеческого духа на примере наиболее ярких и одаренных представителей человеческого рода», достигших вершин самоактуализации и являющихся живыми эталонами психического здоровья. С точки зрения психического здоровья, индивидуум может быть охарактеризован, по мнению А. Маслоу, как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации».

В его теории центральное место занимает положение о том, что все индивиды всегда стремятся к личностному росту - концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода выбора и мотивация роста постоянно взаимодействуют, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. Чем выше поднимается человек в иерархии потребностей, тем более свободным он становится в выборе направлений личностного роста, что зависит от того, каким человек хочет стать. Особенно важно то, что при оптимистическом взгляде на природу человека, А.Маслоу не идеализировал самоктуализирующихся людей и считал путь к достижениям медленным и болезненным процессом, связанным с постоянным поиском, а не с прямым достижением фиксированной точки. Исходя из неформального исследования самоктуализирующихся людей, А.Маслоу определяет следующие их характеристики: более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы, непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, автономия, свежесть восприятия, вершинные, или мистические, переживания, общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократичный характер, разграничение средств и целей, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию.

Так, гуманистическая психология предлагает новое наполнение уже известных понятий. Психическое здоровье рассматривается теперь не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенных достоинств в структуре личности. Данное понятие приобретает позитивное содержание - как способность к постоянному росту и обогащению личности. Сам процесс терапии выступает как процесс освобождения ресурсов клиента для нормального роста и развития, цель которого — создание определенных условий для личностного роста. Личностный рост приобретает не просто мотивацию адаптивности, а достижительную мотивацию, в основе которой способность человека к свободному выбору, ответственность в принятии решений, готовность к поиску не только безопасности, но и нового опыта переживаний, самореализации и самоактуализации.

Однако оставались слабо проработанными условия и факторы, способствующие личностному росту, его психологические механизмы. Клиент-центрированная терапия К.Роджерса оказывается способной ответить на этот вопрос. Подчеркивая роль и значение межличностных отношений, К.Роджерс полагал, что только в отношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Суть межличностных отношений, как показал К.Роджерс на примере своей терапевтической практики, заключается в создании «такой атмосферы, в которой по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, в развитии лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми» (Взгляд на психотерапию). Рассматривая психологический рост с феноменологических позиций, К.Роджерс видит в нем такие изменения в развитии личности, которые возрождают способность человека жить полноценной жизнью. В его понимании личностный рост отражает путь становления человека в направлении его истинной самости на основе безусловного принятия себя. Показателями достижения тех или иных ступеней роста являются: открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни «здесь и теперь», доверие к своим внутренним ощущениям в ситуациях выбора, эмпирическая свобода, креативность и творческий образ жизни.

Центральным конструктом теории личности Роджерса является «самость» - «организованный и связный гештальт, доступный осознанию, постоянно находящийся в процессе формирования и изменения по мере изменения опыта восприятия и внутренней системы эталонов, то есть в определенном смысле |внутреннего угла зрения». Давая общую панораму развития Я-концепции, «самости», К.Роджерс вносит понятие идеальной самости, которая отражает те атрибуты Я, которые человек хотел бы иметь, которые он высоко ценит и каким представляет себя в будущем. Как и Я-реальное, Я-идеальное тоже изменяющаяся структура, постоянно подлежащая изменению и переопределению, носящая амбивалентный характер. Идеальная самость может быть движущей силой развития и роста (путь к здоровью), но может быть и причиной невротического срыва. Разительный контраст между идеальной и истинной самостью - один из показателей личностного разлада, дискомфорта, психологического барьера к личностному росту. «Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть (безусловное принятие) - есть признак душевного здоровья».

Следует отметить, что К.Роджерс видел в личностном росте динамический процесс постоянных изменений, обусловленных переживанием нового опыта. Это он относил не только к самому клиенту, но и к терапевту, для которого не менее важен процесс постоянного личностного роста как процесса изменений его взглядов на себя, осознания и обозначения его переживаемых чувств в контакте с клиентом. Революционным ядром терапии К.Роджерса является его уважение к правам человека, убежденность в наличии источника здоровых сил и роста в самом человеке, взгляд на психотерапевта как на «фасилитатора» и «садовника», создающего необходимые и достаточные условия для самоизменения клиента. Общегуманистическая ориентация клиент-центрированной терапии, ее внедрение в широкую практику социальной работы (менеджмент, воспитательные и медицинские учреждения, семейное консультирование) способствовали ее превращению в теорию и практику содействия личностному росту, становлению и развитию человека.

Краткий анализ воззрений ведущих специалистов психотерапевтических направлений «третьей волны» на предмет роста личности свидетельствует о расширяющейся положительной динамике акцентов от устранения только симптома, от создания адаптивных защит до самоактуализации личности, до достижения личностной зрелости. Обобщая позитивные стороны исследования личностного роста в гуманистической психологии, мы признаем в качестве коренного отличия от психоаналитических теорий их направленность не на психологию заболевания и рассмотрение в этом контексте развития личности, а на психологию роста. Вследствие такого подхода подчеркивается роль творческого потенциала человека, социо-культурных факторов его развития при акценте на внутренних детерминантах (саморазвитии), выявляется пространство личностного роста - межличностные отношения - и терапевтические условия, при которых становится возможным взаимный рост каждого из участников этих отношений.

Как нам кажется, это позволяет концептуально очертить феномен личностного роста и определить важнейшие его характеристики. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности, так как потребность саморазвития и обогащения личности принципиально не может быть удовлетворена. концепция личностного роста неотделима от концепции психического здоровья, так как обе предусматривают развитие, сохранение и укрепление психического, социального, духовного потенциала. Жизнеспособность человека определяется не столько анализом глубин человеческого поведения; сколько изучением высот, которых каждый индивидуум может достичь. Личностный рост может быть рассмотрен как «уход от болезни», выбор здорового пути лучшего приспособления к среде, отказ от старых патологических механизмов поведения в пользу приобретения новых на основе нового видения ситуации и позитивного опыта ее проживания, что позволяет раскрыть индивидуальные потенциальные возможности (К.Роджерс, Ф.Перлс, Э.Фромм, Э.Шостром).

Способность к личностному росту является основой адекватного поведения в жизненных ситуациях и служит оптимальной предпосылкой для выполнения человеком намеченных жизненных целей, что в конечном итоге ведет к пониманию, поиску и реализации смысла жизни. В работах Дж.Бьюдженталя, К.Роджерса, В.Франкла, И.Ялома и др. феномен личностного роста приобретает ценностно-смысловое звучание, поскольку включает в себя аспекты экзистенциального бытия и со-бытия. Личностный рост как способ достижения экзистенциальной зрелости актуализирует сознательную способность человека руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, адекватно воспринимать себя и других (соотношение реальных и идеальных представлений о себе и собственных целях), иметь развитую систему ценностей.

Одной из трудностей приложения данной концепции к практической работе является недостаточная определенность понятий «рост» и развитие в западной психологии. Для многих авторов эти понятия тождественны и употребляются в словосочетании, могут быть синонимичны и взаимозаменяемы. Это заставляет нас рассмотреть соотношение понятий «рост» и «развитие», признавая, что «развитие» является базовой и основополагающей категорией прежде всего в теоретических построениях отечественных психологов. В то же время постулат о предпочтении категории «роста» западными психологами в последнее время может быть принят со значительными оговорками.



Теория А. Маслоу.

Самоактуализация

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.". "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуали­зации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного сверше­ния как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестя­щих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творчес­ких людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постарать­ся обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относи­тельно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бене­дикт и Вертхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.

Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он может стать. Это достижение вершины потенциала. Это необязательно творческие усилия. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерар­хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.



Почему самоактуализация так редка

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования приве­ли к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают муж­чинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как мужественные. Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, всё, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Короче, при здоровых условиях (когда удовлетворению основы потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И, напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал – стать тем, чем они могли бы стать - реагируют на депривацию своих основных потребностей.



Исследование самоактуализации

Маслоу начал исследовать самоактуализацию более форма­лизованно, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу утверждает, что более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших представи­телей, каких только удастся найти, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов. "Ясно, что существо с Марса, попав и колонию врожденных калек, карликов горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы най­дем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмо­ции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество".

Изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди мо­гут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю выборку" из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследованиями двум критериям. Во-первых, это были люди относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом ис­пользовавшие свои таланты, способности и другие данные.

"Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов в нечто во-вне себя". А.Маслоу.

Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: временников и девяти исторических личностей - Авраама Лин­кольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализи­рующихся людей:

1) "более эффективное восприятие реальности и более ком­фортабельные отношения с ней"

2) "принятие (себя, других, природы)"

3) "спонтанность, простота, естественность"

4) "центрированность на задаче" (в отличие от центрирован­ности на себе),

5) "некоторая отъединенность и потребность уединении"

6) "автономия, независимость от культуры и среды"

7) "постоянная свежесть оценки"

8) мистичность и опыт высших состояний

9) "чувства сопричастности, единения с другими"

10) "более глубокие межличностные отношения"

11) "демократическая структура характера"

12) "различение средств и целей, добра и зла"

13) "философское, невраждебное чувство юмора"

14) "самоактуализирующееся творчество"

15) "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры".

"Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным". А. Маслоу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, кото­рых он изучал, не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чув­ство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

"Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, по­истине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это дает нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испыты­вать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злы­ми, или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллю­зий относительно нее".



Теория самоактуализации

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человечес­кой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Это нельзя назвать образцом логически-ясного мышления, но это — кульминация размышлений Маслоу о самоактуализации.

1. Прежде всего, самоактуализация означает переживание пол­ное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впиты­ванием". Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит

в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенно­го сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает — в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, меж­ду прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет спои позитив­ные и негативные аспекты. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в не­известном.

"Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислуши­ваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни".

3. Актуализироваться — значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под само­стью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация — это научение сонастраиваться со своей собственной, внутренней природой, значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выг­лядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внут­ренней самостью.

5. Первые пять шагов помогают развить способность "лучше­го жизненного выбора". Мы научаемся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу пола­гает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума - выборам в искусстве, музы­ке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация — это также постоянный процесс раз­вития своих потенциальностей. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность — не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация - это не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийско­му Пути просветления. Это — способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. "Пик-переживания" — переходные моменты самоактуализации. Мы более целостны, более интегрированы, больше созна­ем себя и мир в моменты "пика". В такие моменты мы думаем, ' действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внут­реннего конфликта и тревожности, более способны конструктив­но использовать нашу энергию.

8. Дальнейший шаг самоактуализации — это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Нам нужно лучше созна­вать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира по­средством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Иерархия потребностей.

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает со­стояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и по­требностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения», Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

1. физиологические потребности;

'2. потребности безопасности и защиты;

3. потребности принадлежности и любви;

4. потребности самоуважения;

5. потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствова­ния.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенные вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположение внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположений выше в иерархии, и их участие в мотивации, Таким образом, физиологически потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены т некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать н выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ниче­го». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть моти­вирован в двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей сте­пени; 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют, и частично не удовлетворяют их. Следует также отме­тить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребнос­тей; если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Метамотивация

"Рост теоретически возможен только потому, что вкус "выс­шего" лучше, чем вкус "низшего", и потому что удовлетворение "низшего" становится скучным". А.Маслоу.

Метамотивация касается поведения, вызываемого потребнос­тями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых по определению, удовлетворены более низкие потребности. Мета­мотивация часто принимает форму посвящения себя определен­ным идеалам или целям, чему-то "вне себя". Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальны­ми потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызы­вает "метапатологии". Метапатологии могут проявляться в недо­статке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение.

Жалобы и мета-жалобы

Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсут­ствия техники безопасности, произвола начальства, негарантиро­ванности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных потребнос­тей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующе­го работе признания, угроз потери престижа, недостатка группо­вой солидарности; эти жалобы касаются потребностей принад­лежности или уважения.

"Когда к вам врываются представительницы женского коми­тета и возбужденно жалуются на то, что розы в парке недостаточ­но ухожены, это само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни жалующихся". А.Маслоу.

Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в совершенстве, справедливости, красоте и исти­не. Этот уровень жалоб — хороший указатель того, что актуаль­но все обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуют­ся на неэстетичность среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены. Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца: мож­но надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несо­вершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и т.п. — это здоровые указания на то, что, несмотря на довольно высо­кий уровень фундаментальной удовлетворенности люди стремят­ся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически, Мас­лоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.



Дефициентная и бытийная мотивация

Маслоу указывает, что большинство психологов занимается только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентирован­ным на удовлетворение какой-то потребности, которая неудов­летворена или фрустрирована. Голод, боль, страх — первичные примеры дефициентной мотивации.

Однако внимательный взгляд на поведение людей и живот­ных обнаруживает другой род мотивации. Когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни страха, появляются новые мо­тивации, такие как любопытство или желание игры. При таких условиях деятельность может приносить удовлетворение и ра­дость как таковая, а не только как средство удовлетворения не­коей вне нее лежащей потребности. Бытийная мотивация отно­сится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоя­щем или к желанию искать позитивные ценностные цели (моти­вация роста или мета-мотивация). "Дефициентная" же мо­тивация состоит в потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или фрустрирующее.

"Пик-переживания" в целом относятся к миру бытия, и пси­хология бытия, по-видимому, наиболее применима к само­актуализирующимся людям. Маслоу различает Б- и Д- (бытий­ное и дефициентное) познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь.

Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью дефицитарной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний.

В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения.

Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существую­щих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вы­зывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста также называемые метапотребностями и бытийными или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или метапотребности должны обогатить и рас­ширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Метапотребности также имеют биологические корни, предполагал Маслоу, следовательно, они должны быть так же удовлетворены для того, чтобы человек мог сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Если метапотребности не удовлетворены, появляются метапатологии (апатия, отчуждение, цинизм, депрессия). Метапатологии могут быть ответственны за искажении ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно, а что нет (наркотики, война), потому что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости.



Дефициентное и бытийное познание

В дефициентном познании объекты рассматриваются исклю­чительно как удовлетворяющие потребности, как средства для других целей. Это в особенности справедливо тогда, когда по­требности сильны. Маслоу указывает, что сильные потребности, как правило, канализируют мышление и восприятие, так что ин­дивидуум сознает только те аспекты среды, которые имеют отно­шение к удовлетворению потребности. Голодный человек заме­чает только пищу, нищий — только деньги.

Б-познание более точно и эффективно, потому что восприни­мающий в меньшей степени искажает свое восприятие в соответ­ствии с потребностями и желаниями. Б-познание не судит, не оценивает и не сравнивает. Фундаментальным отношением яв­ляется здесь восприятие того, что есть, и способность ценить это. Стимулы вызывают полное внимание, восприятие кажется более богатым и полным.

Воспринимающий остается в каком-то смысле независимым от воспринимаемого. Внешние объекты ценятся как таковые, в себе и сами по себе, а не в их отношении к личным заботам. Фактически в состоянии Б-познания индивидуум стремится ос­таваться погруженным в созерцание или пассивное наблюдение, активное вмешательство кажется неуместным. Одно из преимуществ Д-познания состоит в том, что человек может быть побуждаем к действию и к попытке изменить существующее состояние.



Дефициентные и бытийные ценности

Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям, хотя ценности описывает детально. Он полагает, что есть определен­ные ценности, присущие каждому индивидууму: "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе, и могут быть там найдены. Это противоречит более старым и привычным взглядам, что высшие ценности приходят лишь от сверхъестественного Бога, или какого-то иного источника, внешнего по отношению к самой человеческой природе".

Маслоу перечисляет следующие Б-ценности: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникаль­ность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Дефициентная и бытийная любовь

Дефициентная любовь — это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважении, или в сексе, или из страха одиночества и т.п.

Бытийная любовь — это любовь к сущности, к "бытию" или "существу" другого. Такая любовь не стремится к обладанию и ланита больше добром другого, чем эгоистически удовлетворени­ем. Маслоу часто описывал Б-любовь как обнаруживающую, да­осское отношение невмешательства, способности давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь "улучшить" что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое, Д-любовь скорее выра­зиться в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

Маслоу утверждает, что Б-любовь богаче, дает больше удов­летворения, и более длительна, чем Д-любовь. Она остается жи­вой и свежей, в то время как Д-любовь утрачивает свежесть и остроту со временем. Б-любовь может быть причиной "пик-пере­живаний" и часто описывается в столь же экзальтированных словах, которыми описывают религиозный опыт.



Феноменологическая концепция личности Роджерса.

Роджерс считал, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Человек – это активное существо, ориентированное на отдален­ные цели и способное вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, дви­жимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализирова­ны, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импуль­сы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ни­что, не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естествен­ное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожден­ных возможностей. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости социальной ответственности, креативнос­ти и зрелости.



Тенденция актуализации.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединя­ющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность».

Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения.

Тенденция актуализации естественно выражается посредством разнообразных форм поведения. Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эво­люцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что орга­низм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохра­нение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразуме­вает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивирова­но потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет про­цесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция являет­ся общей для всех форм жизни — она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому.

Тенденцию актуализации можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на и актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в друге термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут, оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают нега­тивно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет лю­дям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимае­мые иначе.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление человека к самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни, своего потенциала с целью стать полноценно функци­онирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, напол­ненную смыслом, поярками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, по­чему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что жи­вет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остается таланты для развития, навыки для совершенствования, более действен­ные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Одна­ко можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
Роджерс отвергал в большей части теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными фактора­ми, лежащими в основе личности. Поведение не определено прошлыми события­ми. Роджерс подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение.

Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение суще­ственно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее (обратите внимание на сходство с теорией "личностных конструктов Келли). Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруд­нении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Ею управляет самоисполняющееся предвидение, а именно то, что она не сможет заин­тересовать мужчину, потому что лишена социального шарма. Изменение негатив­ного представления, которое она создала о себе, вероятно, способствовало бы ее успеху в будущих сексуальных отношениях. Таким образом, Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте «настоящее — будущее».



Я-концепция.

Самость, или Я-концепция определяется Роджерсом как организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из вос­приятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязатель­но осознаваемый.

Я-концепция озна­чает концепцию человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отра­жает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различ­ными ролями, которые мы играем в жизни. Я-концепция может включать некий набор образов «Я» — родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заме­тить, что «Я» человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах.

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так­же и то, какими, как мы полагаем мы должны и хотели бы быть. Этот послед­ний компонент «Я» называется Я-идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отража­ет те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», кото­рое человек больше всего ценит и к которому стремится.



Развитие «Я»-концепции.

В отличие от таких теоретиков как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не созда­вал специальную систему критических стадий, через которые проходят люди в процессе формирования «Я»-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулиру­ется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, мла­денец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способ­ствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, а пища, вода, безопас­ность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и разви­тию, организма.

Структура «Я» впоследствии формируется через взаимодействие с окруже­нием, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции:

1) потребность в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа — если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

Развитое позитивного внима­ния к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, чело­век вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

2) условия ценности. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и прини­мать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание (условия ценности) означает, что дети получают похвалу, внима­ние, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожида­ют значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хва­лить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или непри­емлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиня­ет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не опреде­лить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

3) безусловное позитивное внимание. Его можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ре­бенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, по­требности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавли­ваться и полноценно функционировать.

Акцент Роджерса на безусловном позитивном внимании как на идеальном подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутствие дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка ценят и лю­бят просто за то, что он есть. Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживают безусловное позитивное внимание к себе. Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Оно раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.

Полноценно функционирующий человек.

Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс высказывал определенные идеи о конкретных, личностных характери­стиках, которые определяют «хорошую жизнь».

Хорошая жизнь — это не фиксированное состояние бытия (то есть не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным, это и не состояние уменьше­ния напряжения или гомеостаза. Хорошая жизнь — это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.

«Полноценно функционирующий» — это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализу­ют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих пережива­ний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.

1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего челове­ка — это открытость переживанию. Она полярно проти­воположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

2. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отме­ченная Роджерсом, — экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить пол­но и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое пережива­ние воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу, то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независи­мо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее «Я» человека и его личность проистекают из переживания, а не пережи­вание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой Я-структуре. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.

3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека яв­ляется то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Организмическое доверие озна­чает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отме­ченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограниче­ний или запретов. Субъективная свобода — это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Дей­ствительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсо­лютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функциониру­ющий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!

5. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологиче­ской зрелостью, — креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, про­екты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потреб­ности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, несомненно, не являются конформиста­ми. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, тео­рия Роджерса в основном была сформулирована благодаря его, работе с людьми, имеющими психологические проблемы. В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализа­ции человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теории личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение пси­хически здоровых людей. И, наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожден­ного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Мас­лоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определеннее «критические ста­дии» жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и яри подходя­щих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал» демонстрирую истинное психическое здоровье.



Практическое занятие – разработка тренинга личностного роста в рамках любого теоретического направления гуманистической психологии, затем выявление достоинств и недостатков разработанных тренингов.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница