Лекция №4. Природа познания. Методы и формы научного познания



Скачать 34.72 Kb.
Дата04.04.2016
Размер34.72 Kb.
Лекция №4. Природа познания. Методы и формы научного познания.

Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Теория познания ( гносеология) – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, формы и уровни познания и др. Процесс познания мира изучают все частные науки, но только философия занимается этим специально, опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития.

Познание бывает:

- обыденно-практическое;

-игровое;

-мифологическое;

- художественно-образное;

- религиозное;

- философское.

Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер( хотя бывают и исключения). Познание, мышление – это всегда искание и открытие нового, активное достижение истины.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые, никогда ранее не существовавшие материальные и духовные ценности. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, логическое и интуитивное дополняют друг друга. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой.

Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики:

- материальное производство ( труд), преобразование природы, естественного бытия людей;

- социальное действие – преобразование общественного бытия определенными массовыми силами( революции, реформы, войны);

- научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства материального мира.

Основные функции практики в процессе познания:

- практика является источником познания;

- практика выступает основой познания, его движущей силой;

- практика является целью познания, чтобы соответствующим образом регулировать человеческую деятельность;

- практика является критерием истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждения.

Любое знание есть единство 2-х противоположных моментов: чувственного и рационального. Чувственное познание( или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств ( зрения, слуха, осязания и т. д.).Через органы чувств в наше сознание проникают знания об окружающем мире. Живое созерцание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение в сознании человека свойств, предметов и явлений материального мира. Восприятие – это целостный образ предмета, синтез данных отдельных ощущений. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент ( образы памяти, воображения). Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление осуществляется в ходе практики – активного процесса обобщенного отражения действительности.

Формы мышления это: понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как: проблема, гипотеза, теория и др.

Понятие – это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.

Суждение – это мысль утверждающая либо отрицающая что-либо.

Умозаключение есть вывод нового знания.

Три формы рационального познания ( понятие, суждение, умозаключение) составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении.



Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов самого познания, мышления и т. д. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на практику, на «руководство к действию» по изменению окружающей действительности. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Взятое в целом, научное знание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание ( чувственное познание). Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация – характерные признаки эмпирического познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе теоретического объяснения и познания законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница