Лекция 4 (2) 26. 09. 06 Стиль жизни



Скачать 91.69 Kb.
Дата17.04.2016
Размер91.69 Kb.
ТипЛекция
Лекция 4 (2)

26.09.06

Стиль жизни
Потребление – одна из составляющих стиля жизни.

Сам термин “стиль жизни” введен Вебером и Адлером.



Веблен – один из первых исследователей стиля жизни класса (престижное потребление).

Вебер: не дал формального определения, но внес самый большой вклад в определение “стиля жизни”.
4 направления того, как веберианство повлияло на исследование стиля жизни:

  1. Стиль жизни определяется через категории деятельности или поведения. Стиль жизни – способ поведения.

  2. Стиль жизни исследуется в русле понимающей социологии

  3. Изучение стиля жизни и стратификации

  4. Типологический подход. Идеальные типы. Группы людей и стили жизни.


Предпосылки о стиле жизни:

  1. стиль жизни – групповой феномен. Для единичного человека нет понятия стиля жизни.

  2. стиль жизни обладает свойством дифференциации по разным группам

Чаще всего изучают одну, но понимают, что рядом есть еще и другие группы.

  1. Индивидуальный стиль жизни зависит от того, к какой социальной группе человек принадлежит.

  2. Есть набор социально-демографических характеристик, влияющих на стиль жизни.

  3. Свойство повторяемости (в стиль жизни включается только то, что повторяется), черты, способы деятельности.

  4. Стиль жизни обладает свойством структурированности и комплексности (если мы знаем, как индивид ведет себя в одной ситуации, то можем угадать, как он поведет себя в другой).

  5. Существуют образцы поведения, которые способствуют формированию стиля жизни.


П. Бурдье: “Изучение стиля жизни”

Топология – наука о пространстве.



- топологический подход

- изучение габитуса

- капитал


  1. Все действующие объекты – агенты, это подчеркивает их деятельностный характер.

  2. Практика (способы деятельности – как? и что? – и вещи, которые связаны с людьми).




    1. Топологический подход:

Позиции, которые занимает человек, могут быть связаны и с физическим пространством.

Пространство отношений.



Социальное пространство – отношения и связи между людьми (есть признаки, люди, связи между ними. Все они объединяются определенным образом. Образуется социальное пространство).
Социальное пространство:

  1. символическое

  2. пространство жизненных стилей

  3. пространство статусных групп и жизненных стилей

  4. разные стили жизни и статусные группы.

Стиль жизни – система позиций жизненного пространства (позиции, близкие друг другу).

Это позиции, люди, представления людей.




    1. Габитус:

Габитус – ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир.

Габитус формирует вкус.

Вкус – система оценивания.
Габитус – классифицирующий вкус, а) практики классифицированы и классифицируемы;

б) объективно разделяемы многими людьми.




  1. схема восприятия и оценивания практик

  2. схема порождения практик

Очевидно, но все же… Если у индивидов разные условия жизни, то и стиль жизни другой.





    1. Капиталы

Связал это со стилем жизни. Есть два основных типа капитала, связанных с жизнью людей (экономический и культурный).

Размер дохода измеряет экономический капитал.

П. Бурдье в работе “Изучение стиля жизни” указывал на то, что культурный капитал измеряется объемом образования (объем знаний, навыков).
Именно структуры этих капиталов определяет то, каким габитусом будет обладать => стиль жизни.



Э – экономический капитал

К – культурный капитал




Стиль жизни и социальная стратификация

Понятие “стиль жизни” было рождено классиками теории социальной стратификации.




    1. Маркс:

Исходил из классовой идеи. С основу всех вещей:

- отношения собственности на места производства (различие в системе производства)

- отношение к власти (место этих классов в политической системе)

- различия в идеологии

- стиль жизни зависит от идеологии, носит классовый характер.


    1. Вебер “Класс, статус, партия”

3 иерархии (лестницы):

- классы – экономический капитал

- партии – власть

- статусные группы – престиж

Как правило, между ними есть взаимосвязь. Стиль жизни имеет отношение к статусной лестнице.

Статусная оценка групп определяется уважением.

От тех, кто принадлежит к определенному кругу ожидается определенный стиль жизни.

Стиль жизни позволяет людям отличаться друг от друга, является системообразующим началом.




    1. Дэвис и Мур: стиль жизни – символ обладателя определенного статуса




    1. МакКракен “Культура и потребление”:

Концепция Патины (исиче, ударение на первый слог)

Патина” – то, что отличает старую вещь от новой (потертости, впадины и т.д.); одна из исторических схем потребления (символическое использование и физическое свойство вещи).

Как система потребления патина играла значительную роль до середины XVIII века.

На физической поверхности вещей наблюдаем бег времени.



Патина – средство легитимизации статуса, способ подтверждения подлинности статуса.

Это происходит примерно таким образом: если у людей есть старые вещи => то у них они давно => они давно богаты.


Способы борьбы с социальной мобильностью (неопределенностью статуса):

  1. Патина. Воспевание патины как маркировки

  2. Законодательства. Но не очень эффективен, так как законодательство применяется к тем, кто уже совершил что-либо.

  3. Стратегия невидимых чернил (манеры языка, правила поведения, игры, которые приняты только в данной социальной группе). Причем снаружи они, как правило, не видны.

  4. Символические объекты или вещи (например, значки, нашивки на костюме)

+” патины:



    • Демонстрирует древность

    • Мгновенно распознаваемый статусный символизм

    • Все преимущества стратегии неявных чернил, но концепция патины не имеет недостатка этой стратегии – замкнутость группы.


Цель патины – не утверждение статуса, а его подтверждение, легитимизация.

- Вещь обладает патиной пропорционально возрасту

- Возраст вещи в пропорциональной зависимости с длительностью обладания вещью

- Длительность обладания пропорциональна длительности дохода (чтобы иметь эту вещь)

- Длительность дохода пропорциональна времени обладания статусом.
Потребление в культурологическом и этическом контексте:

Mary Douglas, Baron Isherwood “The World of Goods. Towards an Anthropology of Consumption”. (1979)

Пытаются определить, что такое потребление =)

Значение, которое связано с потреблением ценности, коммуникации, культуры.
Функции потребления:


  1. Потребление благ необходимо, чтобы сделать видимыми и стабильными категории культуры

  2. Подход к ценностям – культурный контекст => благо – часть культуры и выражения культурных отношений.

  3. Формирование и поддержание социальных связей.

  4. NB!!! Потребление придает смысл процессу потребления (пища придает некоторый смысл ее потреблению)

  5. Ритуальная функция. Построение определенно осмысленного мира.

  6. В потреблении блага выступают как источники социальной идентичности.

Выделяют несколько потребительских классов:



    • Бедный (основные блага – в первичном, производственном секторе – одежда, еда)

    • Средний (основные блага – технологические товары)

    • Высший (потребление благ, которые произведены третичным сектором – информация, образование, искусство).

Этический контекст:

К. Кэмпбелл (Colin Campbell) “Romanticism and The Consumer Ethic: Intimations of a Weber-style Thesis” (1983),

“Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism” (1987).

С точки зрения этики, дух, который породил потребление.


  • У людей есть независимые желания в достижении удовольствия

  • В обществе появился гедонизм

  • Потребление носит волюнтаристический, самоуправляемый, творческий характер

  • Вызывает изменение культурных ценностей и идей


Вебер: главное – производство во славу Бога. (производство, ограничение, аскетизм)

Кэмпбелл: потребление на благо себе (этика романизма)
Распространение художественной литературы => распространение романтизма через женщин, которые читали эти романы =) => это привело к распространению мечты => стремление к чему-то недостижимому =>новый гедонизм

Распространение идей => движение к новому => желания неограниченны (“желание желания”) => расширение границ потребления.


2 группы потребления:

1) традиционное



2) современное (с середины XIX века)


Параметры сравнения

Традиционное (до XVIII в.)

Современное

  1. Соотношение производства потребления

Единство производства и потребления (часто совпадали)

Четко разделены (и по месту и по субъекту)

  1. Чему принадлежит главенство

Производству

Потреблению

  1. Тип цивилизации

Доиндустриальная

Индустриальная

  1. Широта потребностей

Ограничена

Не ограничена

  1. Набор благ

Ограничены и по количеству и по качеству

неограниченны

  1. Какие проблемы существуют

Проблема производства

Проблема сбыта

  1. На что направлено желание

Конкретный предмет, благо

Желание желания (люди хотят еще больше хотеть)

  1. Скорость изменения предметов потребления

Медленное

Быстрое

  1. Степень рациональности

Рациональный расчет

Максимальное стремление к удовлетворению желаний

  1. Мотивация

Дисциплина, труд

Индивидуальность, творчество, самовыражение через потребление

  1. Цель потребления

Производство во славу Бога

На благо себе

  1. Соответствующая этика

Протестантство и аскетизм

Этика романтизма (роль удовольствия)




Производственный капитализм на ограничении

Потребительский консьюмеризм

Автономный контроль связан с поиском человеком удовольствий, помогает человеку контролировать свои удовольствия, но, не ограничивая их, а получая их там и тогда, когда хочет. Удовольствие не от благ, ощущений, а уже от эмоций.

Переход от необходимости к роскоши.

Человек может вызывать эти эмоции сам. Если раньше эмоции, страх, например, нельзя было получить неестественным путем, то сейчас можно (фильмы ужасов).




Традиционный гедонизм

Современный гедонизм

Удовольствие от блага (конкретного блага)

Удовольствие от контролирования блага

Связано с ощущениями от благ

Связано с эмоциями

Эмоции сдерживаются, но не контролируются

Эмоции контролируются человеком

Контроль над благом (событие, практики)

Контроль над значением этих благ

Контроль социальными группами

Контроль человеком

Есть пределы удовольствия, они часто диктуются физиологическими потребностями

Нет пределов гедонизму








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница