Лекция №3 специфика искусства



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер255 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
ЛЕКЦИЯ № 3
0.3. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА
Слово искусство – многозначно (существует около 50-ти определений). Мы же под «искусством» будем иметь в виду художественную деятельность, а также то, что является ее результатом (произведение). В качестве художественного творчества искусство было отделено от искусства в более широком значении (как умения, мастерства, ремесла) в 19 веке. Уже Гегель подчеркивал принципиальную разницу между искусно сделанными вещами и произведениями искусства.

Для искусства как одного из явлений общественного сознания (наряду с моралью, философией, правом, наукой, религией) характерно:



  1. наличие творческого, созидательного начала. Творчество – это одухотворенная, инициативная деятельность людей во имя сохранения, укрепления и приумножения существующих ценностей. Творческое начало присутствует почти что во всех сферах и формах общественной деятельности людей, включая их повседневные разговоры. Однако наиболее полно реализуются творческие импульсы в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственно-технической, государственно-правовой, философской, художественной. Не случайно искусство называют художественным творчеством;

  2. взаимосвязь трех аспектов:

а) эстетического. Искусство – явление прежде всего эстетическое. Его сфера – созданные творческими усилиями людей произведения, предназначенные для эстетического восприятия. Эстетическое – (в древности) – воспринимаемое органами чувств (зрением и слухом). Все, что создавалось ремесленниками (будь то амфора или музыкальная арфа), имело утилитарно-практическое значение, т.е. создавалось для эксплуатации (амфора – для хранения и перевозки оливкового масла или вина; арфа – чтобы на ней играли и т.д.). Т.е. красота и практицизм для древних людей соединялись в одном предмете. Постепенно, к 19 в., оформилось новое представление об эстетическом, под которым стали понимать особый род эмоционально-критического освоения действительности. Эстетическая деятельность – это лицезрение единичных предметов, которые воспринимаются как законченные и целостные. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического восприятия. Н-р, представьте себя в картинной галерее. На стене перед вами – 5 разных картин. Чтобы понять, что на них изображено, вам нужно всмотреться в каждую по отдельности, – так срабатывает закон единичности восприятия. Если бы вы пришли в мастерскую к художнику и воспринимали незаконченную картину, понять ее смысл не было бы никакой возможности, т.к. картина представляет собой только набросок, – так срабатывает закон законченности, необходимый для эстетического восприятия произведения. Наконец, восприятие каждой из картин по физическим законам нашего организма происходит сначала «целиком», а после «углубляется» в детали, – так работает закон целостности восприятия.

б) познавательного. Искусство познает мир через сферу чувств, эмоционального, духовного и с помощью художественного образа. Но в какой же степени это познание адекватно самой действительности? Искусство – не фотография, а воспроизведение, моделирование действительности с определенной точки зрения. В этом проявляется следующий,

в) миросозерцательный аспект художественного творчества (или аспект авторской субъективности). В произведении действительность отражена не полностью, не все ее стороны, а лишь определенный аспект, выбраны те или иные подробности, дано то или иное освещение, та или иная оценка изображаемого автором, его сознанием. И даже если в произведении будет смоделирована вся действительность, без малейшего изъяна, – все равно следует помнить о «кривизне зеркала», отображающего, н-р, вашу внешность. Ведь в зеркале вы видите не самого себя, как вам кажется, а только свое отражение, потому что зеркало – это предмет, сделанный из стекла определенной толщины. Именно поэтому оно обладает кривизной отражения. В произведении такой кривизной является сознание творца.

3) искусство связано с аксиологией – учением о ценностях. Ценность – это то, что обладает позитивной значимостью. Она м.б. реальным предметом или метафизическим (представляемым). Выделяют:
ЦЕННОСТИ

Природные ценности – реки, озера, воздух, полезные ископаемые, горы и т.д.

Культурные – это все то, что было создано человеком, а не природой. К материальным культурным ценностям относят и обычные предметы, создаваемым для нужд людей, и произведения искусства (с учетом художественной функции этих предметов искусства). Духовные культурные ценности – это категории представляемые: н-р, добро, милосердие, счастье, любовь, красота, все категории морали и т.д.

Т.о., искусство ориентировано и направлено на создание и приумножение ценностей.



4) художественность в широком смысле как категория, которая выражается:

а) включенностью произведения в сферу искусства;

б) яркое и последовательное раскрытие в произведении свойств и черт искусства. Т.е., художественность присутствует там, где автор полностью раскрыл свой талант, т.е. решил творческие задачи, позитивно значимые для культуры данного народа и всего человечества.
0.3.2. Виды искусства.
Разделение искусств на виды осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Еще Аристотель говорил, что «произведения искусства отличаются средствами подражания». Т.о., границы между видами искусства определяются формами, способами художественного выражения (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т.д.). Другими словами, материальный носитель образности у каждого вида искусства свой, специфический. Н-р, у живописи – цветовая гамма, скульптура, архитектура, прикладное искусство – материал, музыка – звуки, литература – письменное слово, пантомима, танец, хореография – движение; кино – пространственно-временные изображения, театр – слово + движение + звук и т.д.
Классификация видов искусств

І. По признаку связи с действительностью:



  1. изобразительные (литература, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Все эти виды имеют предметный характер, поскольку отражают прямые связи с действительностью (здесь создаются персонажи, отражаются события, предметы, настроения, волевые импульсы и т.д.);

  2. экспрессивные (непредметные: музыка, танец, архитектура, пантомима, абстрактная живопись): здесь изображается общий характер переживания вне его прямых связей с действительностью;

  3. синтетические (кино, театр, цирк, телевидение): сочетают в себе аспекты предметности и экспрессии.

ІІ. По признаку соотнесенности со временем и пространством:

  1. Пространственные: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

  2. Временные: литература, музыка.

  3. Пространственно-временные: хореография, театр, кино, цирк, телевидение (синтетические).

ІІІ. По признаку изображения развития объекта/субъекта:

  1. Статические: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

  2. Динамические: литература, музыка.

  3. Синтетические: кино, театр, цирк, телевидение.


0.3.3. Функции искусства.

Искусство выполняет множество функций, важнейшими их которых являются:

1) эстетическая, т.к. искусство приобщает к Прекрасному и учит эмоционально-критически откликаться на произведения искусства;

2) познавательная: ее специфика – в способе познания (через образы) и в объекте познания (не только окружающая действительность, но и внутренний мир человека, его душа);

3) гедонистическая: искусство доставляет интеллектуальное наслаждение;

4) воспитательная: способствует формированию личности;

5) самовыражения: с помощью искусства выражает себя не только автор, но и реципиент.
0.4. Литература как вид искусства.

0.4.1. Суть литературы.

Материальный носитель образности в литературе – слово, получившее письменное воплощение. В связи с этим традиционно литературу называют искусством слова. На самом ли деле это так?

Художественная литература многопланова. В ее составе выделяют две стороны:


  1. выдуманная предметность, образы «несловесной» реальности;

  2. собственно речевые конструкции.

Последний аспект литературы двупланов. Здесь речь представлена:

во-1, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценки «несловесной» реальности;

во-2, как предмет изображения (кому-то принадлежат высказывания и кого-то характеризуют);

в-3, только в литературе человек – говорящее существо (в литературных произведениях встречаются рассуждения героев на философские, религиозные, политические, исторические темы). Благодаря подобным высказываниям литература напрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, сохраняет их духовные и интеллектуальные отношения, что не дано «несловесным» искусствам.


0.4.2. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика.

Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе предопределено тем, что слово является условным знаком, оно не похоже на предмет, который им определяется. Словесные картины, в отличие от живописных, скульптурных, сценических, является невещественным. Др. сл., в литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Обращаясь к видимой реальности, писатель в состоянии дать ее косвенное, опосредованное воспроизведение. Писатели обращаются к нашему воображению, а не к прямому читательскому восприятию.

Невещественность словесной ткани определяет изобразительное богатство литературных произведений, поскольку словом можно обозначить абсолютно все, что находится вокруг читателя.

Являясь невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем апеллируют к зрению читателя. Эта сторона литературных произведений называется словесной пластикой. Живописание посредством слов организуется больше по законам воспоминаний о виденном. В этом смысле литература – «зеркало другой жизни» видимой реальности, а именно – ее нахождения в человеческом сознании.

Тем не менее в литературных произведениях не менее важны и непластические начала образности: сфера психологии и мыслей персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах.
0.4.2. Литература и другие виды искусства.

а) Литература и музыка.

Музыка – это мир звуков, существующих в природе, которые организуются в музыкальном произведении по особым законам звуковой гармонии. Вот как об этом сказал поэт:

Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звук капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки..

…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой! (М. Ивенсен)

Иногда это реальные звуки, которые легко запоминаются и создают, как в живописи, очертания предмета. Этот предмет м.б. назван словом. Пластические образы пьесы, рожденные образами музыкальными, возникают уже в представлении человека, слушающего музыку. При желании он может переложить эти образы на язык слов: постараться описать картины, возникшие в его воображении.

В слове музыку окружающего мира может передать поэзия, существующая по тех же законах звуковой гармонии. Не зря встречаются такие словосочетания, как «музыка стиха», «мелодия стиха», ритм стиха. Выразительные средства музыки и выразительность речевой интонации сближает свойство передавать в звуке эмоциональное состояние человека. Появляются звуковые ассоциации – возникает звуковой образ.

б) Литература и живопись.

Словесная живопись – насколько возможно подобное определение литературы? Можно ли изобразить невидимый мир души человека без живописного изображения явлений внешнего мира? Ведь именно через отношение ко внешнему миру проявляются чувства человека, его мироощущение.

Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура – могут представить изображаемый предмет наиболее видимо, «объемно». Художественный образ, воспринимаемый зрителем, пластичен и многоцветен, но статичен: художник может изобразить только 1 момент жизни человека (портрет), предмета (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж).

Писатель воспроизводит видимый мир с помощью образов, олицетворяющих его мысль и будящих фантазию читателя. Он способен отразить не только один момент события, но и показать его в развитии, когда очертания картины, ее цвет меняется.

в) Литература и театр.

Взаимосвязь этих видов искусств особенно органична. В сущности, литературное произведение драматургического характера в равной степени принадлежит и литературе, и театру. Сценическое предназначение – главная специфическая черта драмы как рода литературы. Драма живет в театре и получает законченную форму только при сценическом воплощении.

Восприятие и понимание драмы требует развитого воображения читателя: при чтении он должен создать в своем воображении некоторое действие, в мыслях представить, как бы оно происходило на сцене.

Общие структурные элементы драмы как литературного произведения и театрально представления:



    1. афиша / программа – список действующих лиц; особый вид рекламы, рассказ о времени и месте действия, сведения о постановщиках;

    2. разделение на законченные большие части – акты; в театре между ними антракт;

    3. явление – часть акта, границы которого определяются уходом одного персонажа и появлением другого;

    4. ремарки – в тексте выделяются особым шрифтом; появляются перед каждым актом, объясняя, где происходит действие, и перед каждым явлением, указывая на появление персонажа на сцене и его уход.

г) Литература и кино.

Кино – молодой вид искусства. Как техническое приобретение оно вошло в жизнь человечества только 100 лет назад и за это время успело превратиться в самое массовое из искусств, потеснив другие виды. И это естественно: кинематограф зародился в лоне искусств, существовавших тысячелетиями, и активно обогащался их опытом.

Кино и литературу объединяет изображение жизни во времени и пространстве. И при чтении книги, и при просмотре кинофильма перед нами возникают зрительно-словесные образы, происходят события. Зрительные образы при чтении рождаются силой нашего воображения, а кинообразы мы видим непосредственно.

По своей природе художественный кинообраз наиболее близок образу поэтическому. Их объединяет смысловое преображение, значимость, новизна восприятия обычных слов – в поэтическом контексте, обычных жизненных явлений – в кинокадре. Разница – в «материале» художественного образа. В литературе – слово; синтетичность «материала» кинообраза, преобразовывающего словесный образ, возникает на пересечении всех видов искусства: изобразительных (фотография, живопись, скульптура), музыкальных, театральных.

Со словесным литературным образом у кинообраза особая связь – возможность развития во времени и в пространстве. Художественный способ такого пространственно-временного объединения терминологически определяется как монтаж.
0.4.3. Место литературы в ряду искусств.

В разные эпохи предпочтение отдавалось разным видам искусства: в античности – скульптуре, в эпоху Возрождения и в 17 в. – живопись, в эпоху Романтизма – музыка, в 18 в. и особенно в 19 на авансцену «выходит» литература.

20 в. ознаменовался серьезными изменениями в отношениях между искусствами. Возникли и укреплялись новые формы, основывавшиеся на новых средствах массовой коммуникации: с письменным и печатным словом начинает соперничество устная речь, звучащая по радио, и визуальная образность кинематографа и телеэкрана. По мнению М. Маклюэна (Канада), теоретика телевидения, человечество переходит от понятийно-словесной к визуальной и зрелищной культуры. Телевидение получило огромный идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрителям тот или иной взгляд на вещи. Если раньше позиции людей определялись традицией и индивидуальными предпочтениями, а потому оно были устойчивыми, то теперь индивидуальное самосознание перечеркнуто.

В противовес крайностям и традиционного литературоцентризма, и современного телецентризма, скажем, что художественная словесность в наше время является первым среди равных видов искусств. Своеобразное лидерство литературы (начиная с 19 в.) связано не только с ее собственно эстетическими свойствами, а и с ее познавательно-коммуникативными возможностями, поскольку слово – это всеобщая форма человеческих взаимоотношений, а также:

1) литература – это такой инструмент, который наиболее чутко улавливает состояние нравственного здоровья нации; она говорит о главном для человека – о его душе и влияет на нее;

2) литература способна решать важные общественные проблемы;

3) многие виды искусства заключают в себе литературную основу (кино, театр, телевидение);

4) литература дает другим видам искусства свои сюжеты, образы и темы (театр, кино, музыка, живопись, скульптура);

5) литература основана на 2-й сигнальной системе (связана с мышлением), тогда как все другие виды искусства – на 1-й (сигналы органов чувств).
ЛЕКЦИЯ № 4
0.5. Художественный образ.

0.5.1. Суть понятия.

В широком смысле, художественный образ – это форма мышления в искусстве. В более узком значении художественный образ – это конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. «Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония» (Лит. энц. словарь).

Выделяют художественные образы первичные, т. е. зафиксированные прежде всего в художественном произведении как результат творчества художника, и вторичные – возникающие в сознании читателя, слушателя, зрителя. От первичных они отличаются тем, что существуют в сознании, а также своим содержанием, т.к. являются результатом интерпретации и оценки первичного образа.

Свойства художественного образа:



    1. метафоричность и ассоциативность: художественный образ – иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое;

    2. многозначность и недосказанность: образная мысль всегда многозначна. Она такая же богатая и глубокая по своему содержанию и значению, как сама жизнь. Э. Хемингуэй говорил: «Художественное произведение как айсберг: небольшая часть его видна, а основная спрятана под водой». Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения становится сотворчеством, дорисовкой образа;

    3. индивидуализированное обобщение и типизация: первое раскрывает в конкретно-чувственной форме сущностное для ряда явлений. Характерно для классицизма – художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя; для романтизма – идеализация, обобщение путем воплощения идеалов; а для реализма характерна типизация – художественное обобщение через индивидуализацию отбора сущностных черт личности;

    4. единство мысли и чувства, рационального и эмоционального: художественный образ связывает воедино сознание и эмоции;

    5. единство объективного и субъективного: в образ входит не только «материал» действительности, но и отношение к ней автора;

    6. оригинальность: образ неповторим, как неповторимы и сами авторы произведений искусства.

0.5.2. Образы и понятия.

Существуют два способа познания действительности – художественный и научный.

Художественное миропонимание всегда выражается через художественную модель. Глубинная разница между научным и художественным освоением жизни как раз и заключается в том, что в основе художественного отражения лежит моделирующее сознание, а в основе научного – сознание рефлектирующее. Научное исследование опирается на понятия. Понятие является способом упаковки специфического вида информации, оно «приспособлено» для адекватного постижения сущности предметов и явлений. Понятийное мышление абстрактно, поэтому ему подвластна любая реальность: природа, социум и человеческое мышление.

ПОНЯТИЕ

ОБРАЗ

1) выделяет в предмете общие, су-щественные (родовые, видовые) черты;

1) есть проявление свободы творчества, раскрывает истину через имитацию;

2) выполняет познавательную функцию; является объективным знанием, не имеет экспрессивной окраски;

2) выполняет познавательную функцию; содержащееся в нем знание во многом субъективно, экспрессивно воздействует на чувства читателя;

3) апеллирует к объективным за-кономерностям, стимулируя деятельность сознания;

3) апеллирует к мироощущению человека, его жизненному опыту, обогащая его, стимулируя деятельность сознания;

4) воспринимается разумом.

4) воспринимается всеми пластами сознания, всей палитрой души.

Следовательно, и понятия, и образы в равной мере «работают» на человека.
0.5.3. Виды литературных образов по смысловой обобщенности.

Говоря о художественном образе, имеют в виду образы героев, действующих лиц произведения и прежде всего людей. Однако в понятие художественный образ часто включаются также различные предметы или явления. Существует принципиальное отличие образа человека от образа животного или образа вещи, не позволяющее серьезно анализировать последние, т.к. в самом их художественном изображении присутствует нарочитость (н-р, внутренний мир животного характеризуется посредством понятий, относящихся к человеческой психологии). Очевидно, что с полным основанием образами в произведение можно назвать персонажей-людей. В иных же случаях употребление этого термина предполагает некоторую долю условности, хотя и расширительное его использование вполне допустимо.

По характеру обобщенности художественные образы бывают:


  1. индивидуальные: она неповторимы; являются плодом воображения писателя. Встречаются у романтиков и писателей-фантастов: Квазимодо у В. Гюго, Воланд у М. Булгакова, Свитязянка – у А. Мицкевича;

  2. характерный: является обобщающим, в нем содержатся черты характеров и нравов, присущих многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер: персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского, «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси;

  3. типичный: высшая степень образа характерного, это наиболее образцовое для определенной эпохи: отец Горио и Гобсек, Анна Каренина, мадам Бовари, Андрей Лобанович; вечные образы – сочетают как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера героя (Дон Кихот, Гамлет, Обломов, Тартюф…);

  4. образы-мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов-героев. Мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока). Топос обозначает общие и типические образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации (образ «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Зощенко, Платонова);

  5. архетип – общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение (К. Юнг). «Мне как врачу приходилось выявлять образы греческой мифологии в бреду чистокровных негров». Гениальные писатели не только носят в себе эти образы, как и все люди, но и способны их репродуцировать, причем репродукция не является простой копией, а наполняется новым, современным содержанием. Ими м.б. образы мифологических героев (Прометей) и общечеловеческие символы – огонь, небо, дом, дорога и т.д.;

  6. мифологема: включает в себя как мифологические образы, так и мифологические сюжеты или их части (н-р, мифологемы женской судьбы – и греческие Мойры).



Каталог: documents
documents -> Программы
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница