Лекция №2 Основные функции культуры Функция



Скачать 499,17 Kb.
страница1/4
Дата06.04.2016
Размер499,17 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4





Лекция № 2

Основные функции культуры
Функция - предназначение, роль какого-либо элемента в си­стеме, или, иными словами, определен­ного рода работа, которая требуется от этого элемента в интересах системы в целом.

Можно говорить о функциях отдельных эле­ментов культуры по отношению ко всей системе культуры (например, о функ­циях языка или науки в культуре). Но правомерен вопрос и о функциях куль­туры в целом по отношению к обще­ству. Это и есть вопрос о ее социальных функциях.



Перечень социальных функций культуры:

  1. защитная;

  2. креативная (лат. creatio – созидание);

  3. сигнификативная (англ. sign – знак) (функция обозначения);

  4. коммуникативная;

  5. интегративная и дезинтегративная;

  6. нормативная;

  7. адаптивная;

  8. регулятивная;

  9. семиотическая;

  10. релаксационная (лат. relaxatio – ослабление, расслабление)


1. Защитная функция

Она состоит в том, что при помощи искусст­венно созданных орудий и приспособлений человек колоссально увеличил возможности своего приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы и управления ими. Вместе с тем, человечество постоянно заботится о своей безопасности и все время совершенствует методы и средства своей защиты.

Однако вопрос об их эффективности остается болезненным вопросом. На смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят дру­гие, порожденные им. Сегодня последствия технического прогресса привели к массе глобальных проблем: освоение природных богатств и постоянное накопление и совершенствование т.н. «благ цивилизации» привели к экологическому кризису на планете; разработка современных биологических средств защиты и медикаментов соседствуют с созданием биологического оружия массового уничтожения, которое не всегда удается контролировать и т.д.

Таким образом, тех­нический прогресс, с одной стороны, снижает угро­зу жизни и здоровью людей, а с другой — повышает ее. Функция сопровождается дисфункцией.


2. Креативная функция

Суть креа­тивной функции — пре­образование и освоение мира. Человек постоянно стремится расширить среду своего обитания. Важно отметить, что в этом выражается не только стремление к более благоприятным условиям бытия, но и проявляется человеческая любознательность. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами человеческой психики. Это находит свое выражение в человеческом творчестве: в науке, искусстве и т.д.


3. Сигнификативная функция

Сигнификация — приписывание значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечест­ва, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астроно­мических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры.



Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначае­мых предметов. В итоге объем культуры и объем пред­метов, приобретших ценность и значение, всегда сов­падают.

Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире. Форма выражения этого представления – не важна (в этом узком смысле равноценны и миф, и религия, и наука, и искусство).


4. Коммуникативная функция

Коммуникация – передача информации, в узком смысле слова – общение. Только коммуникация делает общество жизнеспособным. Только через коммуникацию с миром людей, то есть миром культуры, человек становится человеком. Информационная изоляция от культу­ры наносит непоправимый ущерб человеческому су­ществу, особенно на ранней стадии социализации. Пример - так называемые феральные люди (люди-«маугли»).


5. Интегративная и дезинтегративная функции

Любая социальная общность, в ко­торой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распрост­раняется единая совокупность взгля­дов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколени­ями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении сто­летий общности людей.

Широкие рамки культурной общ­ности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные на­роды, составляющие «христианский мир» или «мир ислама». В еще боль­ших масштабах проявляется объеди­няющая роль науки. По мере своего развития наука все более становится коллективным делом всего человече­ства. Образуется единое всемирное со­общество ученых. Школьники и сту­денты всех стран осваивают одни и те же основы научных знаний. Повсюду на Земле распространяется одинаковая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географи­ческих карт и т. д.).

Но в истории человече­ства возникают и в каждую эпоху су­ществуют различные культуры. Куль­турные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному и тому же культурному кру­гу, воспринимаются как «Мы», а представители других культурных кру­гов — как «Они». Солидар­ность между «нашими» может сопро­вождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Куль­турные различия между сообществами нередко становятся причиной их про­тивостояния и вражды.

Сегодня интегративная функция культуры призвана не уничтожить культурные различия, а соединить мировое разнообразие культур в единую гармоничную общепланетарную мозаику. Интегративная функция культуры нацелена на осознание всем человечеством своего единства.


6. Нормативная функция

Создание, соблюдение и изменения норм, стандар­тов, правил и рецептов поведения людей находятся в пространстве культуры.



Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы пред­писывают образцы поведения и передаются инди­виду в процессе инкультурации.

Культурные нормы — обязательные предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обще­ственно одобряемого) поведения. Они указывают меру необходимости в человеческих пос­тупках; контролируют отклоняющееся поведение; слу­жат образцами, эталонами поведения.

Культурные нормы носят разрешающий и запрещающий характер. Практика не выявила, какой вид норм — разре­шающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Главное – мотивация поведения.



Совокупность взаимосвязанных культурных норм составляет нормативную систему культуры.

Нормативная система культуры:

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм:



  1. обычаи (folk­ways);

  2. нравы (mores);

  3. законы (laws).

Сегодня этот список существенно расширен. К числу основных, наиболее социально значимых культурных норм сегодня относят следующие:

Индивидуальные культурные нормы:

Првивычки – установившиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры основаны на привычках.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям; принятая в особых кругах общения система правил поведения, составляющих единое целое.

Общественные культурные нормы:

Табу – абсолютный запрет, наиболее древняя из коллективных культурных норм. Это самый сильный вид социального запрета, нарушение которого карается особенно строго. Табу стало основой множества позднейших культурных норм.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычках, но, в отличие от манер, касается коллективных форм действия. Обычаи – это всегда одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.



Традиция – ценности, образцы поведения, идеи, взгляды, вкусы и т.п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию, как правило окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом в обществе.

Обряд – одна из разновидностей соблюдения традиций. В основе обряда лежит совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Чаще всего мы можем встретить обряды в культовой религиозной практике. Но обряды имеют не только религиозную природу. Разновидностями обрядов являются церемония и ритуал.

Во всех обрядах все действия глубоко символичны.

Нравы – особо оберегаемые, особо чтимые обществом массовые образцы действий. В нравах отражаются моральные ценности общества. Преступление против нравов наказывается более сурово, чем забвение традиций.

Закон – разновидность нравов, содержащая нормы и правила поведения, оформленная и санкционированная политическим авторитетом общества или государства, зафиксированная в документе и требующая неукоснительного исполнения (см. рис. 1)



Каталог: old -> files
old -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
files -> Контрольная работа по курсу «психология профессиональной деятельности»
files -> Тематика контрольных работ по дисциплине «экономическая психология» Предмет и методы экономической психологии. Понятие «человек экономический»
files -> Темы дипломных работ
files -> Программа и правила проведения вступительного междисциплинарного испытания по направлению подготовки магистра 050700 Педагогическое образование
files -> Контрольная работа по дисциплине «интеллектуальные информационные системы»
files -> Темы контрольных работ
files -> Контрольная работа по курсу «психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница