Лекция 1 Предмет и задачи психологии и этики делового общения



страница1/34
Дата17.07.2022
Размер0,67 Mb.
#162208
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Лекция 1 Предмет и задачи психологии и этики делового общения
Под предметом обычно понимается круг проблем, изучаемых той или иной дисциплиной или наукой. Предметом данной учебной дисциплины являются проблемы культуры коммуникаций.
Для того чтобы детально осознать предметные особенности курса, необходимо уяснить смысл основных понятий “коммуникация” и “культура”. Термин коммуникация имеет латинское происхождение и означает “общее”, “объединяющее”, “совместное”. В широком смысле термином “коммуникация” обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей и взаимосвязей. При таком широком определении понятие “коммуникация” становится общим по отношению к общению, если последним обозначать лишь непосредственные формы взаимодействия между людьми. В психологическом словаре [7, с. 168] коммуникация трактуется как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называют коммуникативными действиями.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей.
В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.
В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.
При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.
В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.
Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным, светским). Деловое общение связано с трудовой, хозяйственной деятельностью, неофициальное – с досугом. В настоящем конспекте внимание концентрируется преимущественно на деловом общении. Неофициальное взаимодействие людей рассматривается постольку, поскольку оно связано с тем или иным бизнесом.
Деловое общение включает также служебное общение.
Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Деловое общение шире служебного, так как включает в себя взаимодействие и работников, находящихся на службе у кого-то, и бизнесменов-работодателей. Деловое общение происходит не только на предприятиях и в офисах, но и на деловых приемах, семинарах, выставках и т. д.
Есть различия и у понятий “деловое общение” и “деловые (служебные) отношения”. Отношения – это устойчивые связи и состояния взаимодействия людей. Они бывают хорошими или плохими, производственными, политическими, семейными, дружескими. Общение, в отличие от отношений, включает в себя не только процесс взаимодействия, но и различные виды коммуникаций: деловую переписку, беседы и переговоры, общение по телефону, электронной почте, интернету и т. д.
Понятие культура употребляется в разных значениях. В самом общем значении это совокупность созданных человечеством (народом или группой народов) материальных и духовных ценностей (именно людьми, а не природой). В зависимости от характера этих ценностей культуру делят на материальную и духовную. Однако нередко бывает, что между творениями ума и рук человеческих трудно провести четкую грань с позиции материального и духовного. Книга, идея, воплощенная в компьютер или станок, письмо, скульптура и многие другие предметы, и результаты умственной деятельности можно отнести одновременно к материальной и духовной культуре [1].
В обиходе под культурой часто понимают явления духовной жизни людей: образование, науку, мораль, искусство. Безусловно, все они имеют прямое отношение и к деловому общению. Чтобы умело организовать и вести его, необходимы научные знания и обучение людей. Деловое общение строится на основе совокупности нравственных принципов, этических правил и норм. Оно требует также творческого подхода и высокой степени умений, мастерства, т. е. искусства. Деловая культура предполагает эстетичность в одежде, в оформлении рабочих помещений, деловых приемов (застолья) и т. д.
У понятия “культура” есть еще один важный аспект. Им обозначают уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, а также уровень развития личностных качеств людей.
При всем многообразии смыслов и значений, которые могут быть применены к понятию “культура”, относительно общения рассмотрим основные [2].
Культура общения как альтернатива варварству. В этом качестве культура общения может трактоваться как первый опыт нормативной регуляции человеческих отношений и общения в условиях первобытной общины. На смену сексуально неупорядоченным отношениям пришла система нравственных запретов “табу”, пресекавшая кровно-родственную сексуальную связь, чреватую вырождением рода. В роли инструмента нормативной регуляции человеческих отношений культура общения сохранилась и до наших дней, закрепившись в этике и этикете коммуникативного поведения.
Культура как исторический тип человеческого общения. Это подтверждают различия коммуникативной практики в эпоху варварства и цивилизации, матриархата и патриархата, в процессе смены общественно-экономических формаций и в период переходных состояний от одной эпохи к другой.
Культура как уровневая характеристика общения. Определение уровня адекватности всех коммуникативных функций индивида в ситуации взаимодействия с другими: восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, их отношения и обращения друг к другу, способов реагирования и воздействия друг на друга и др. В зависимости от степени реализованности этих характеристик можно весьма условно говорить, например, о трех уровнях культуры общения – высоком, среднем и низком.
Высокий уровень культуры общения предполагает максимальную обращенность субъектов общения к не силовым средствам достижения согласия и взаимопонимания в отличие от практики грубого психологического давления друг на друга или манипуляции; богатство средств вербальной и невербальной выразительности коммуникативного поведения; формирование и развитие атмосферы взаимной симпатии, расположенности к взаимопомощи и сотрудничеству. По мере снижения уровня общения происходит “вычитание” из коммуникативного взаимодействия партнеров тех или иных качественных характеристик, названных выше.
Культура общения как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. Культура восприятия партнерами друг друга или культура взаимного обращения друг к другу, культура речевого контакта или культура их невербального поведения, культура психического состояния (психологическая включенность, взаимное внимание или, наоборот, безразличие, индифферентность) и реагирования. Здесь же уместно говорить о культуре политического или экономического, научного или духовного, религиозного или эстетического общения и т. д. Сюда могут быть отнесены и типологические характеристики делового или межличностного, делового или игрового, личностного или безличного общения и т. д.
Культура общения как способ регуляции человеческих отношений, отличный от науки и искусства. Культура общения носит нормативный характер, ее предписания, адресованные коммуникативному поведению людей, определенны и однозначны, носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.
Применительно к современному деловому общению культура характеризует, прежде всего, соответствие делового взаимодействия требованиям цивилизованных рыночных отношений, которые обеспечивают высокий уровень производства и бытовых услуг, торговли и других отраслей хозяйственной деятельности, социальную направленность экономики, развитие личностных качеств субъектов рынка (бизнесмены, предприниматели, коммерсанты, потребители).
Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого взаимодействия, который позволяет устанавливать точное межличностное восприятие, понимание и взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности. Главными показателями культуры делового общения являются уровень его мастерства, искусства (технология), соответствие его общечеловеческим и профессиональным этическим требованиям, учет в общении личностных и групповых психологических характеристик. Проблемы, связанные с данными культурными показателями, изучаются в курсе “Коммуникативная культура”. Поскольку понятия “этика” и “психология” являются основными для культуры общения, рассмотрим их содержание.
Этика в научной литературе рассматривается как наука, изучающая мораль. Мораль (нравственность) – это способ регуляции поведения людей в обществе с помощью принятых в нем норм и правил. Нравственность упорядочивает действия человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и хозяйственной. В отличие от права, призванного регламентировать человеческие взаимоотношения посредством государственных законов, выполнение моральных норм контролируется общественным мнением и таким свойством человека, как совесть. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла [8].
Психология в самом общем смысле – это наука о психике человека или групп людей. Психика представляет собой особую форму активного отражения субъектом объективного мира. Ее образуют различные виды психической деятельности, состояний и свойств человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, мотивы, желания, стремления, воля, эмоции, чувства и др. Определяя предмет психологии делового общения, психологи на первый план выдвигают следующие проблемы:
1) психологические функции общения;
2) формирование и функционирование механизмов и средств общения в зависимости от функций общения, от особенностей личности и других психологических факторов;
3) взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.
Выделяя личность как субъекта делового общения в контексте категории “культура”, следует определить понятие “культурный деловой человек”. В основе этого понятия лежат качества, характерные для человека как существа разумного, общественного, сознание и поведение которого определяются общечеловеческими духовными ценностями и культурными требованиями, предъявляемыми ему теми общественными группами, в системе которых осуществляется его жизнедеятельность. Еще древними мыслителями, в частности греческими, выделены такие основные критерии культурного делового человека, как образованность, нравственность, внутренняя собранность и организованность. Позднее, в капиталистическую эпоху, к ним стали добавлять такое качество, как гуманизм (человеколюбие). В последнее время понятие “культурный деловой человек” обогатилось за счет конкретных деловых свойств: высокого профессионализма, предприимчивости, умения общаться с равными себе, подчиненными и др. Безусловно, в определении уровня культуры человека важнейшим критерием
является его нравственность.
Вопросы для повторения
1. Какое из понятий является более общим: “коммуникация” или “общение”?
2. Какое общение называют опосредованным?
3. Назовите различия между деловым и служебным общением.
4. Какие качества присущи культурному деловому человеку?
Рекомендуемая литература
1. Браим, И.Н. Культура делового общения: Учеб. / И.Н. Браим. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1998.
2. Добрович, А. Общение: наука и искусство / А. Добрович. – М.: АОЗТ “Яуза”, 1996.
3. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования
// Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев.
– М.: Мысль, 1975.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: АОЗТ “Яуза”, 1997.
5. Максимовский, М. Этикет делового человека / М. Максимовский.
– М., 1994.
6. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Изд-во “Ин-т практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.
7. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
8. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
Лекция 2 Социальная психология делового общения
Исторический аспект. Представления древних о психологии личности
Социальная психология как наука о человеческом общении возникла довольно поздно – в 20-е гг. XX в. Подобное явление можно объяснить особенностями самого объекта познания. Легче всего было приступить к постижению окружающей нас природы, потому первыми появились естественные науки. Познание общества оказалось куда более трудным, и попытки научного анализа социальных явлений оформились в виде аналитических теорий только в середине XIX в. благодаря трудам К. Маркса (1818–1883) и французского философа О. Конта (1798–1857). Еще сложнее было для человека постичь самого себя, проникнуть в тайны межличностного общения как формы повседневной жизни, раскрыть бессознательные механизмы человеческого поведения. Последнее не означает, что, например, древнеегипетские жрецы не имели никакого представления о психологии личности, но это было скорее “предзнание” о психологии, основанное на здравом смысле, интуиции, жизненном опыте поколений. Тем не менее, уже у самых древних мыслителей мы встречаем поразительно точные характеристики отдельных социально-психологических явлений. Так, древнегреческий философ Платон (ок. 427 – ок. 347 до н. э.) однажды заметил, что отсутствие особой привязанности к деньгам обычно характерно для тех, кто не сам нажил состояние. “А кто сам нажил, те ценят его вдвойне. Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам, не только в меру потребностей, как другие люди, а так, словно это их произведения. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства” [6, с. 94]. Современная российская действительность целиком и полностью подтверждает эту мысль.
Платон и его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) впервые в истории европейской общественной мысли обозначили одну из фундаментальных проблем социальной психологии личности, а именно проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, т. е. соотношение индивидуализма и коллективизма. Так, если Платон ставил интересы общества над интересами отдельного индивида, то Аристотель, напротив, полагал, что именно индивид есть источник всех социальных форм, отстаивал примат интересов личности. Последние понимались Аристотелем не как необузданный эгоизм, а как регулируемые чувством меры. Но на сегодняшний день это не просто факты из истории, например, К. Каутский (1854–1938) считал Платона одним из родоначальников коммунистической идеологии.
Предпосылки социальной психологии в Новое время
Мысль о том, что “коллектив всегда прав” претерпела причудливую эволюцию. С одной стороны, ее по-своему интерпретировал французский писатель и философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), считавший, что если индивидуальное вторично по отношению к общественному, то достаточно изменить социальную среду, и мы получим новый тип личности, живущей по законам свободы, равенства и братства. Эта идея произвела сильнейшее впечатление на К. Маркса, заменившего общественный интерес классовым. Практические последствия реализации данных теоретических положений в России общеизвестны.
С другой стороны, идея примата коллектива над личностью проникла через неоплатонизм в раннее христианство. Поскольку в деловом общении совмещаются идеи православия и основанной на индивидуализме рыночной психологии, от степени их совместимости зависит способность православия быть идеологическим фундаментом российской экономики.
Православие по сути своей является авторитарно-коллективистской религией. Безусловно, ему присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения с верующими. Оно дает то, что можно назвать ощущением взаимной любви и непрерывной теплоты. Вместе с тем, в отличие от целого ряда других вероисповеданий, православие не формирует чувство индивидуальной ответственности и инициативы, способности к автономным, вне коллектива, действиям на свой страх и риск. Истины разума и истины веры как бы слиты воедино, особое место занимает вера в чудо.
И еще два важных обстоятельства, характеризующих особенности психологии православия:
- религиозное подвижничество в православии носит скорее жертвенный, чем созидательно-реформаторский характер, поэтому среди православных святых так много мучеников, аскетов и пустынножителей [7];
- опыт развития коллективизма в России XVIII–XIX вв. показал, что многие наиболее преуспевающие отечественные предприниматели происходили из семей староверов, чья религиозная психология по ряду параметров ближе к протестантизму, чем к ортодоксальному православию.
Иначе сложилась судьба христианства, а точнее католицизма, в Западной Европе. Уже в Средние века благодаря популяризации философского наследия Аристотеля известным схоластом Фомой Аквинским (1225–1274) идея индивидуализма укрепляет свои позиции, истины веры отделяются от истин разума, светская власть закона – от религиозной власти суда, инквизиции. В эпоху Возрождения развитие рыночных отношений в Южной Европе привело к самому настоящему взрыву индивидуализма, “войне всех против всех” и, как следствие, социально-экономическому хаосу. Беспредельный волюнтаризм стал тормозом на пути развития рыночных отношений и в эпоху Реформации был обуздан суровой этикой протестантизма. Главное в протестантизме – сознательное и добровольное ограничение эгоизма отдельного предпринимателя. Богатство, прибыль, как показал немецкий социолог М. Вебер (1864–1920) в работе “Протестантская этика и дух католицизма”, рассматривается не как цель, а как божественная награда за упорный труд и аскетический образ жизни.
Дальнейшую детализацию моральный кодекс буржуа получил в трудах американского просветителя Б. Франклина (1706–1790). Воспитанный в пресвитерианской вере, Франклин подчеркивал, что наряду с традиционными христианскими добродетелями (трудолюбие и бережливость) “первейшие качества, могущие принести бедняку достаток, суть неподкупность и честность” [8, с. 37]. То есть уже в этой, а не загробной жизни деятельность на благо ближнему освободит человека от унизительной нищеты и одновременно принесет пользу обществу. Особое внимание он уделял активному претворению добра из благого пожелания в конкретные повседневные дела, так как был глубоко убежден, что “человеческое благополучие определяется не столько крупными удачами, сколько мелкими обстоятельствами, происходящими изо дня в день” [8, с. 45].
Законодательное закрепление в конце XIX в. морально-психологических норм предпринимательской деятельности (например, антитрестовский закон Шермана, принятый в Америке в 1890 г.) означало окончание процесса формирования основных черт современной рыночной психологии на Западе.
Все сказанное выше позволяет, во-первых, лучше уяснить социально-психологические проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом, во-вторых, дает возможность представить тот культурно-исторический фон, общественную психологию, в рамках которой шло формирование науки о закономерностях человеческого общения. Непосредственными психологическими предпосылками данной науки принято считать такие направления социальной мысли, как психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Несколько десятилетий спустя огромное влияние на нее оказал психоанализ З. Фрейда (1856–1939).
Психология народов”
“Психология народов” как теоретическая школа сложилась в Германии в середине XIX в. Возникновение этого течения во многом обусловлено стремлением немецкой науки к объединению, дальнейшим развитием теоретических рассуждений о “немецком народно м духе” таких мыслителей как И. Фихте (1762–1814), Г. Гегель (1770–1831) и И. Гербарт (1776–1841). Создателями школы были философ и антрополог
М. Лацарус (1824–1903) и филолог Х. Штейнталь (1823–1899), с 1860 г. издававшие журнал “Психология народов и языкознание”. В 1862 г.
В. Вундт опубликовал десятитомную “Психологию народов”. Та же проблема, но в прикладном аспекте, вдохновила в 1909 г. кембриджских антропологов на проведение полевых этнографических исследований совместно с профессиональными психологами Австралии.
Под “народным духом” Вундт понимал общий менталитет у групп индивидов, сопровождаемый сознанием общности, чувством принадлежности. В начале в это понятие не вкладывалось ничего, кроме группового самосознания, но позже автор концепции стал понимать “народный дух” как нечто надындивидуальное, метафизическое, присущее только нации в целом. Надындивидуальный дух проявляет себя в языке, мифологии, религии, фольклоре, искусстве, обычаях, морали и нравах. Вместе с тем подобный подход к проблеме, несмотря на новизну и плодотворность, имел ограниченные возможности в силу своей абстрактности, не позволявшей отделить собственно социально-психологические аспекты проблемы от ставших традиционными этнографических.
Следует отметить, что хотя психология народов того периода так и не достигла сколько-нибудь заметных успехов в изучении природы и законов группового сознания, ее достижением является подготовка почвы для будущего усиленного сотрудничества между социальной психологией и социальной антропологией.
Психология толпы”
В 90-е гг. XIX в. возникла новая психологическая школа – “психология толпы”. Именно в это время опасения по поводу иррациональности человеческой природы, высказанные еще Платоном, стали особенно актуальны в России и ряде стран Западной Европы. Но если интерес русского ученого, революционера Н.К. Михайловского (1842–1904) к проблеме героев и толпы объясняется неудачным “хождением в народ” русских революционеров-разночинцев и, как следствие, поиском “героев”, способных повести за собой темную крестьянскую массу, то на Западе причины интереса к проблеме были иными. Массовое рабочее движение (вспомним Парижскую коммуну 1871 г.), сделало необходимым создание научной теории о поведении толпы.
Французский социолог и антрополог Г. Лебон (1841–1931) одним из первых признал особую роль масс в общественном движении. Отождествляя массу с толпой, он предвещал упадок цивилизации: поскольку “древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, – могущество масс представляет единственную силу, которой ничего не угрожает и значение которой все увеличивается”. Его предсказание о том, что наступающая эпоха будет поистине эрой масс, можно считать пророческим, если вспомнить о “всенародной поддержке” фашизма и коммунизма.
Характеризуя поведение индивида в толпе, Лебон подчеркивал его бессознательный и иррациональный характер: исчезает сознательная личность, человек действует как бы под гипнозом, утрачивается часть способностей, высшей степени достигает экзальтация. Эмоции господствуют над разумом, преобладает тенденция к немедленной реализации внушенных вождем идей, т. е. индивид как бы перестает быть самим собой и превращается в безвольный автомат. Индивид в толпе обретает новую, коллективную душу, превращается в простую клеточку некоего организма и при этом опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации. Вместо культурного человека перед нами дикарь, руководствующийся древними предрассудками, расовыми традициями, грубыми инстинктами, обладающий порывистостью, спонтанностью, героизмом первобытных людей. Но Лебон так и не упомянул, кто играет роль гипнотизера по отношению к толпе.
Описывая психическое состояние толпы, Лебон обращал внимание на ее импульсивность, изменчивость, отсутствие преднамеренных действий, инстинкта самосохранения, легковерность, гиперболичность чувств и оценок, уважение к силе, магическую веру в силу слова, жажду иллюзий вместо истин. Проще говоря, и в этом случае наблюдается прямая аналогия с психикой первобытного человека. Однако в ряде случаев, под влиянием внушения, массы способны на благородные поступки, что в какой-то мере искупает издержки демократических механизмов.
Свой особый подход к изучению психологии толпы характерен для французского социолога Г. Тарда (1843–1904). Пытаясь сформулировать законы формирования коллективного сознания, он счел главным психический механизм подражания в противовес механизму внушения и заражения и в своих трудах дал его подробное описание. “В общественном отношении, – писал он, – все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания – это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения”. В данном случае очевидна неоправданная попытка сведения сложного и многогранного явления к одномерному первоначалу.
Итак, заслугой исследователей психологии толпы является разделение индивидуальной и коллективной психологии, создание предпосылок для изучения классовой психологии и общественного мнения. С практической точки зрения важно помнить, что для индивида в толпе типичны: обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта, личной ответственности (например, обыватель поздно вечером спокойно пройдет мимо разбитой витрины магазина, но если он увидит, что из этой витрины тащат кто что может, не исключено, что у него возникнет желание к ним присоединиться). Подтверждением этому может служить “ночь диких зверей” в Нью-Йорке, когда в одну из июньских ночей 1976 г. город оказался обесточен и на несколько часов погрузился во тьму. В результате – коллективные грабежи и погромы с участием десятков тысяч человек и материальным ущербом около 10 млрд долларов.
Следовательно, общение с толпой требует некоторых навыков, знания определенных приемов. В зависимости от конкретной ситуации можно попробовать:
- “успокоить толпу”, например при помощи обещаний. Такой прием достаточно эффективен, поскольку для психологов является аксиомой то, что ожидания стимулируют сильнее, чем результат. Если сомневаетесь в этом, мысленно сопоставьте эмоции, связанные с ожиданием получения денег, и эмоции, которые возникают при их получении;
- “расколоть толпу”, например клиентов банка, обвинив тех, кто стоит впереди, в том, что они слишком копаются, излишне придирчиво выбирают вид банковской услуги, а до обеденного перерыва остается слишком мало времени;
- “испугать толпу” при помощи разного рода слухов и прожективных высказываний, предложений принять конкретное участие в ситуации (например, зарегистрироваться в качестве свидетелей дорожно-транспортного происшествия).

Каталог: Portals -> %D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B -> %D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B -> %D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD
Portals -> Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа кольченко к. О
Portals -> Проект Концепция инклюзивного образования
Portals -> Поведение потребителей методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания»
Portals -> Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»
Portals -> Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития
Portals -> Современная гуманитарная академия
Portals -> Задача создания системы разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница