Лекция №1 от 22. 09. 01. Введение в профессию Рефлексия отражение своего внутреннего мира



Скачать 222.84 Kb.
Дата24.04.2016
Размер222.84 Kb.

Введение в общую психологию, Лекця №1 Кошеваров Е.Н.

Карандашев В.Н.

Лекция №1 от 22.09.01.

Введение в профессию



Рефлексия - отражение своего внутреннего мира.

психология изучает психику.

Pysyhe - душа, Logos - знание, учение, наука. = наука о душе.

по одним источникам в 16, по другим в 18 веке,



Психика - мир психических явлений ощущений, восприятий, память, познавательные явления.

Психические явления делятся на 3 группы:



  1. психические процессы

  2. психические состояния

  3. психические свойства

Основная цель (функция) познавательных психических процессов - это получение информации об окружающем мире и о внутреннем мире человека (характеристика объекта).


Эмоциональные процессы - отражение отношения к объектам (стресс, аффект, эмоции, страсти).
Регуляция деятельности - мотивация, влияние, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль.
индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности, одаренность, эгоизм, фанатизм, уровень притязаний, самооценка, представление человека о самом себе, самоуважение.
Психические явления: симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат, совместимость, внушаемость

Психические явления бывают осознанные или неосознанные.



Осознанные психические явления - в которых человек дает себе отчет.

Неосознаваемые - когда человек не дает себе отчет о том, что думает, делает, говорит.
Чувственные познания - рецепторы человека - сенсорные процессы.

Тема №1

Виды психологических знаний





  1. Житейская психология (более древняя)

Знание ЖП хорошо отражена в пословицах, поговорках, традициях.

Главный критерий истинности знаний ЖП - это признание других людей.

Особенности знаний ЖП - это конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность, неточность употребления понятий, опора на опыт и здравый смысл.

Недостаток - недостаточная доказательность.




  1. Научная психология

Накапливаемость в течении многих столетий в рамках других наук (философия, медицины, педагогики, и др. соц. наук)

4 век до н.э. Аристотель написал трактат «О душе», после Платон - некоторые части трудов.

1 этап развития психологии: от древних учений (древних греков) с конца 19 века - самостоятельная наука.

Главный критерий - использование самостоятельного объективного метода;

Ранее использовался метод философии - наблюдение, фактор, эксперимент.
Эмпирический - основанный на опыте.

Эмпирика - совокупность научных фактов.


  1. появление объективного метода (аналогично другим наукам)

  2. использование эксперимента

это два главных фактора, которые превратили психологию в самостоятельную науку, эо предало НП объективность (однозначность)

//субъективное мнение - философия//

Для НП помимо объективности характерна большая доказательность и большая достоверность получаемых знаний.
1879 год - появилась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, в которой использовался эксперимент, основатель Вильгельм Вумд, Лейпцский университет (Германия). В течении 20 века психология стала развиваться как наука.
Особенности научных знаний следующие:


  1. обобщенность, в НП осуществляется поиск общих закономерностей и обобщенных знаний

  2. систематичность

  3. доказательность (есть определенные способы доказательства)

  4. опора на научные факты (основа выводов, получные экспериментальным путем)

в НП знания выражаются на специфическом языке НП, в которой используется абстрактные понятия (индивид, нежность, деятельность, способности, общение и т.д.)

НП не редко называют Академической (научных исследованиях, университетских научных лабораториях)



Прикладная психология - НП, особое направление, которое занимается применением психологических знаний для решения практических задач.


  1. Практическая психология

Основная задача ПП - это поиск путей и разработки методов психологической помощи людям.

Для ПП наибольший интерес представляет индивидуальность человека и конкретные обстоятельства его жизни.


Критерий достоверности знаний является практический опыт и эффективность работы специалиста.

Особенности знаний ПП:



  1. целостность (их различие с НП)

  2. практичность (решение практичных проблем)

  3. опора на опыт работы специалиста

ПП использует более понятный язык и более образный, но недостаточность доказательности, один из первых - З. Фрейд.

Сублимация - внешнее проявление сексуальной энергии (неосознанных).


  1. Искусство

Художественное произведение писателей (Достоевский…)

Особенности знаний психологии в ИС является:



  1. образный характер, эмоциональность.

  2. фрагментарность (часть времени)

  3. использование понятий не характерно




  1. Парапсихология

Относиться к числу эзотерических знаний (доступные для посвященных, для особого круга избранных людей).

В эзотерике опора делается на некое тайное знание (с древней истории, колдуны, шаманы, острологи).

ПР = область знаний не доступная для научного объяснения (экстрасенсорные познания, ясновидение, телепатия, хиромантия, астрология - астраосихология)

Главный критерий истины ПР - правдоподобность

Особенности знаний является:


  1. целостность мировоззрения

  2. сочетание конкретности и неопределенности

  3. практичность выводов

  4. опора на тайные знания

Только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии могут быть названы профессиональными психологами.

Тема №2

Предыстория психологической профессии


  1. развитие психологии в рамках других наук.

  2. Развитие психологии в качестве самостоятельной науки.

Научная деятельность, как профессия стала появляться только в начале 20 века.
Тема №3

Психология как профессия





  1. ?Что такое профессия?

Специальность - определенных вид деятельности необходимый для общества, который дает человеку возможность получить взамен приложенного труда необходимые средства существования и развития.

Этот вид деятельности предполагает:



  • знания, навыки, по этому для этого учатся, получают знания.

  • необходим для общества

  • взамен труда получает определенные средства


Профессия - группа родственных специальностей

Признаки профессии:



  1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций

  2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост

  3. наличие определенной системы профессиональной подготовки

  4. наличие определенной квалификации и опыта специалиста

  5. общность людей, занятых определенным родом деятельности




  1. ?Профессия психолога?

  1. Страна

  2. Социальность

  3. степень профессионализма

Психология как профессия наиболее сформировалось в области психологии консультирования.


Для того чтобы появилась профессия, необходимо чтобы появился социальный заказ.

Оптимизация психологической работы началась в 80-х годах


Можно выделить 3 основные сферы профессиональной деятельности психологов:

  1. Научные исследования направленные на поиск новых психологических знаний (психолог-ученый/исследователь)

  2. Психолог-практик, основная сфера деятельности - применение психологических знаний для решения практических задач

  3. Преподавание психологии (психотехника - психология труда)


Карандашев В.Н.

Лекция №2 от 23.09.01.

Тема №4

Научная и педагогическая деятельность психологов





  1. ?Выделение профессии психологии?

В начале 20 века стали формироваться основные научно-психологические школы. Они отличались прежде всего пониманием предмета научных исследований.
---1--- Одна школа получила название структурализм, наиболее ярким представителем был Вильгельм Вунд.

Цель в изучении структуры сознания.

---2--- В конце 19 века существовала еще одно направление: функционализм, представитель Вильям Джеймс. Основная цель психологического исследования заключалась в изучении функции психологических явлений.

В начале 20 века сформировались новые направления:

---3--- Наиболее известный из этих психологических школ: бихевиоризм (поведенческая психология). Основная идея предмета изучения стала проявление внешней активности организма, формула: стимул---реакция, S ––> R.

Представители: Джон Уотсон



Эдвард Торндайк

Толмен

Хол. S R

Скиннер

В 50-е годы 20 века произошла общая дискредитация бихевиоризма.

---4--- другое направление 20 века гештальтипсихология, научное направление: гешталь - целое, структура, форма, целостный подход к изучению психических явлений. Представители: Вертлейнер, Кофкаф, Кёллер, Курт Ливин.

ассоциация - связь чего-либо с чем-нибудь.

---5--- Глубинная психология, особенность: глубины подсознательной психики, бессознательного. первый представитель: З. Фрейд - основатель психоанализа. Последователи: Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрик Фромм.


Имена выдающихся Русских психологов: Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов (в 1912 им был основан 1 психологический институт).
---6--- Генетическая психология, представитель Жан Пиаже (Швейцария), генезис - возникновение и развитие. Направление: наука о развитии ребенка, о формировании его интеллекта и психики.

---7--- Культурно-историческая концепция, основатель Л.С. Выгодской, идея: психологические функции формируются в процессе усвоения культуры (знание, слова, речь), рассматривается социальный аспект. Выготский был переведен в начале 60-х годов.

---8--- Гуманистическая психология (практическая психология), возникла в оппозицию психоанализа. Идея: у человека изначально существуют гуманистические потребности (потребность в добре, истине, справедливости).

Гуманистическая психология очень большое влияние уделяет внутреннему миру человеа, его я (Я-концепция - типичное понятие ГП, который представляет собой совокупность представлений о себе), самоуважение, самооценка. суть: принять себя таким какой есть. представитель Карл Роджер, Аврагам Маслоу (автор теории самоактуализации (осознание себя)).

---9--- В 70 начало развиваться направление научной психологии: когнитивная психология. Конитив - познание, восприятие. Когнитивная психология - психологическая школа, которая делает акцент на изучении познавательных процессов (мозги - как сиройство преобразования данных).

У. Найсер - написал книгу «когнитивная психология».

В 1966 году в Москве проводился 18 международный психологический конгресс.





  1. ?Современные тенденции развития научной психологии?

  1. Характерная черта - постепенное стирание границ между различными научными школами.

Эклектика - механическое соединение разных точек зрения в одной концепции.

  1. интернационализация (шрокое использование английского языка - язык международного общения)

  2. значительная дифференциация психологически знаний.

Диферент - разделение, расслоение, что-то различается от чего-то. Разделение общей психологии на направления или отрасли.

  1. значительное увеличение значимости практической и прикладной психологии.




  1. ?Отрасли научной психологии?

Вся научная психология может быть разделена на 2 направления: фундаментальная и прикладную.

  1. Фундаментальная психология изучает психологические явления характерные для человека (или животных) в целом (общие закономерности, мест во всех сферах жизни).

    1. Общая психология

    2. Психология личности

    3. Диференциальная психология (индивидуальные различия)

    4. Психофизиология (взаимосвязь психических явлений с работой организма, ЦНС)

    5. Нейропсихология (изучение анатомо-физиологических основ высших психических функций)

    6. Социальная психология (психологические явления взаимодействия людей друг с другом)

    7. Психология развития (общие закономерности развития психических процессов и качеств личности человека)

      1. Детская психология (развитие ребенка от рождения до подросткового возраста 12 лет)

      2. Психология подростка

      3. Психология юности

      4. Ахмеология (психология взрослого человека, ахме - вершина)

      5. Героптопсихология (наука о старении, инвалюции личности)

      6. Психология аномального развития - специальная психология (отклонение от нормы развития)

        1. Олиофренопсихология (патология психологического развития, связанная с врожденными дефектами мозга)

        2. Сурдопсихология (психологические проблемы при серьезных дефектх слуха)

        3. Тифлопсихология (психическое развитие слабовидящих и незрячих детей)

        4. Патопсихология (болезненное изменение в психики и закономерности нарушения психологической деятельности при психических заболеваниях)

    8. Зоопсихология (психология животных)

    9. Сравнительная психология (сопоставление психики животного и человека)

  2. Прикладная психология - изучает психические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей

    1. Педагогическая психология (закономерность обучения и воспитания человека)

    2. Медицинская психология (клиническая психология) - протекание болезней, как психических, так и самотических (тело)

    3. Юридическая психология (психология в судебной и исправительной сфере)

      1. Судебная психология

      2. Криминалистическая психология (следствия, анализ причин преступности)

      3. Пенитоциарная психология (исправительно-трудовая психология)

    4. Экономическая психология (экономическое отношение людей, реклама, рынок, спрос)

    5. Политическая психология (приложение псих. знаний для изучения политических процессов)

      1. Психология пропаганды

      2. Проблемы имиджа полит. деятеля власти

      3. Изучение массовых социальных психических явлений

    6. Психология труда (о психических особенностях трудовой деятельности человека)

      1. инженерная психология (взаимодействие человека и техники в АСУ)

      2. Авиационная психология

      3. Космическая психология

      4. Военная психология

      5. психология торговли

    7. Психология спорта

    8. Психология религии (вера)

    9. Психология семьи




  1. ?Связь психологии с другими науками?


Линейная классификация наук:

Естественные науки |–––––––––––––––––––––––––| Гуманитарные науки


Кедров разработал не линейную классификацию наук:
Естественные науки (физика, химия, биология)

Технические науки Математические науки


Психология


Социальные науки Философические науки (эстетика, этика,

(история, социология, юрипр., педагогика) онтология, логика, гистология)




  1. ?Научная деятельность профессиональных психологов?

Психологи, которые работают в научной психологии, проводят научные исследования направленные на поиск новых психологических знаний, которых еще не существует.

В психологии распостранеными методами являются:


  • систематическое наблюдение

  • эксперименты

  • беседы

  • интервью

  • тестирование

Научные исследования бывают 2-х типов:

  1. Теоретические

  2. Эмпирические (более типичные)

Эмпирические исследования - совокупность научных факторов, полученных опытным путем.

Опытные результаты могут быть получены в наблюдении, беседе, эксперименте, тестировании. Эти данные обрабатываются с помощью мат. статистики

// Сидоренко Е., «Методы обработки в психологии», С-П, «Речь» //


  1. ?Преподавание, как сфера деятельности профессиональных психологов?

Способности преподавателя психологии:

  • иметь широкую образованность и эрудированность;

  • фундаментально знать преподаваемый предмет;

  • уметь самостоятельно подбирать учебный материал;

  • владеть логикой и лексическим богатством речи, ораторскими и артистическими способностями;

  • уметь доступным образом объяснять учебный материал;

  • обладать наблюдательностью и требовательностью;

  • уметь создавать мотивацию студентов для усвоения учебного материала.

Учебные программы подготовки психологов



  1. подготовка профессиональных психологов

  2. преподавание психологии для специалистов человековедческих профессий (педагог, врач, юрист, менеджер, воспитатель)

  3. средние учебные заведения - психология преподается в качестве факультативов


Тема №5

Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов


  1. ?Задачи и основные этапы деятельности практического психолога ?

3 периода развития практической психологии

  1. С начала 20 века и до середины 30-х годов характеризуется активной практической психологической работы (20-е годы)

Период наибольшей активности психологов в 20-х и в 1 половине 30-х годов.

Практическая психологическая работа проводилась в 3-х основных сферах:



  • медицинская психология (метод психологической диагностики)

  • психотехника (изучение психологических проблем трудовой деятельности), в те годы получило распространение научная организация труда (НОТ)

  • школьная психология, в 10-20-х годах стала развиваться такая отрасль как Педалогия

Педалогия - отрасль знаний, которая соединила в себе достижения в области педагогики, психологии, физиологии, социологии в изучении ребенка - наука о ребенке.

Одно из направлений работ педагогов было использование тестирования для педагогической практики.

В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) - «О педагогических извращениях (искажение) системы наркомпроса».

После 1936 года всякая психологическая активность в нашей стране в разных сферах стала запрещаться и наступил 2-й период:



  1. Ее отсутствия, период запрещения практической психологии (исключая медицинскую психологию)

  2. Возрождение и развитие психологической психологии началась в 70-х одах

1966 - открыты первые факультеты психологии, в 70-е годы возобновились исследования по разработке психологических тестов.

В 70-х годах практические психологи активировались в сфере промышленного производства, стали открываться первые ставки психологов на промышленных предприятиях.

Дальнейшая активизация практических психологов началась в 80-е годы, и буквально за 10 лет значительно увеличилось количество практических психологов. Повсеместно стали появляться психологические службы, консультации, приобрели большую популярность психологические тренинги.

Вместо экспериментатора и испытуемого появились понятия: заказчик - организация, завод, администрация, департамент, семья, конкретный человек, и клиент - потребитель психологических услуг.

3 основные позиции, которыми занимается психология:


  1. Психолого-экспертная оценка (оценка, экспертиза, оценивает ситуацию с психологической точки зрения). С помощью тестов и др. процедур изучает интеллектуальное развитие данного ребенка, и обычно, по результатам психологического оценивания, психолог формирует заключение (отчет).

  2. Психолог, как учитель – передача специальных знаний и опыта, который необходим людям для эффективной организации деятельности.

  3. Психолог, как консультант – предоставляет клиенту знания и опыт, который необходим клиенту на данный момент.




  1. ?Права и обязанности практических психологов?

См. раздел № 6.3:

Психолог должен иметь право:



  1. принимать участие в совещательной деятельности

  2. участия в общественных собраниях

  3. свои позиции

  4. неразглашение информации

  5. общественные мероприятия

  6. общение с вневедомственные организациями

  7. рекомендации

  8. разработка Новых методов новаторских программ

обязан:

  1. изучать

  2. помогать

  3. совершенствоваться

  4. отбор кадров

  5. консультирование и просвещение

  6. этика




  1. ?Основные виды деятельности практических психологов?

  1. Психологическое оценивание

Основные задачи психоанализа заключаются в том, чтобы оценивать развитие каких-либо психологических качеств человека, т.е. поставить диагноз его психологического развития.

Работы по психологическому оцениванию называют психодиагностикой – ориентируется на определенные нормы в проявлении психических функций человека.

Это могут быть возрастные нормы.

Патопсихологические – норме определенное соответствие отклонений.

Индивидуально-психологические нормы (меланхолик, сангвиник).
Для психологической диагностики психолог должен использовать различные методы:


  • наблюдение

  • беседы

  • тестирование

Для психологического тестирования используются:

  • тест-опросник

  • проектировочные тесты (прожективные)

  • тесты практического характера (интеллектуальная деятельность)

  1. Психологическое консультирование

Используется в различных сферах, основное средство консультаций – это беседа построенная особым образом.

Цель психологического консультирования – помочь людям в решении каких-либо психологических жизненных проблем.



Психологическое консультирование бывает 2-х видов:

  1. Директивное (указание, предполагающее выдачу прямых советов, предписаний)

  2. Не директивное (указов и советов психолог не дает, клиент сам должен принять решение)

  1. Психологическое просвещение

Расширение психологических знаний и повышения психологической культуры людей. (лекции, беседы, семинары, психологическое тестирование)

  1. Коррекционная и развивающая работа

Психологическое тестирование, коррекционные занятия, групповые дискуссии, ролевые игры, социальные и психологические тренинги.

  1. Психопрофилактика




  1. ?Рабочее место практического психолога?

См. раздел 6.5.


  1. ?Оценка деятельности практического психолога?

См. раздел 6.6.

Карандашев В.Н.

Лекция №3от 2409.01.

Тема №6

Основные сферы деятельности психологов





  1. Медицинская сфера (клиническая психология, наиболее сложная и престижная, функции психологического обследования).

3 вида работ в медицинских учреждениях:

        • Соматического типа (тело)

        • Психиатрические

        • Психоневрологические диспансеры центры здоровья




  1. В сфере образования

В результате сформировано 2 основных типа административной подчиненности психологов

        • в конкретных учебных заведениях, школах, дошкольных учреждений, интернатах, ср/проф учебных заведениях, вузах (школьных психолог)

        • работа в межшкольных организациях (консультация, консультация по вопросам семьи, брака, трудоустройства)

  1. В социальной сфере

  1. Социальных психолог работает на предприятии или фирме (социологическая работа, опросы, общественное мнение)

  2. Психология политики

    1. Политические партии, политические решения, их принятие

    2. Анализ динамики общественного мнения

    3. Поиск путей воздействия на установки и настроение граждан

    4. Создание политических портретов

  3. Работа в учреждении социальной помощи (бюро по трудоустройству, службы занятости)

  1. Психология труда и организация

Занимается изучением психологических проблем трудовой деятельности, психологических факторов эффективности труда, анализ психологических проблем травматизма, проблемы профессионального обучения.
Разделение на 2-е группы наук:

  1. Инженерная психология и эргономика (проблемы взаимодействия в системе "Человек-Психика")

Эргономика – наука о социальной организации рабочего места и орудий труда с учетом психологического фактора.

  1. Психология труда и организационную психологию (больше занимаются личностями и межличностными отношениями)




  1. Психология экономики

Занимается широким кругом проблем спроса и предложения, психология предпринимательства, конкуренции, поведения клиента, мошенничества, более развита психология в управлении:

    • анализ проблем между руководителем и подчиненным (взаимодействие, конфликты)

    • психологические проблемы эффективности руководящего действия.

психология в реклам


  1. Психология в юридической практике

    • психология консультирования

    • судебно-психологическая экспертиза

    • пенитоциарная психология (исправительная)




  1. Психология в спорте

Задачи:

    • Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов (соревнование, условия тренировки)

    • Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок

    • Разработка психологических основ предсоревновательных подготовки спортсменов

    • Изучение социальных психических явлений в спортивном коллективе (командный спорт)




  1. Консультативная психология



Тема №7

Подготовка профессиональных психологов





  1. ?Подготовка профессиональных психологов за рубежом?

    1. ?Профессиональная подготовка в европейских странах?

Большинство программ подготовки психологов в Европейских странах длиться 5-6 лет.

Типы структур: Выделяют 3 основных типа программ психологического образования:



        • непрерывное 5-летнее специализированное (с самого начала по определенной специализации)

        • непрерывное 5-летнее общее (специальность: психология)

        • Прерывистое специализированное образование, типа 3+3 (Великобритания)

Последипломное образование возможно 2-х направлений:

        • научное исследование (НИИ)

PhD – диплом (аспирантура), докторская программа – 3, 4 года, обучение в значительной степени самостоятельное, ряд методологических курсов. Главное: разработать и провести исследование, после защита диссертации (Philosophy Doctor).

        • практическо-профессиональное

Специальные программы по практическим профессиональным умениям.


    1. ?Профессиональное психологическое образование в США?

Существуют 3 ступени психологического образования



              1. Двугодичные колледжи.

После окончания получают степень младшего специалиста (вспомогательный психологический персонал, первичный прием клиентов, практическая психодиагностика, обработка данных)

              1. Четырехгодичные курсы.

Самостоятельные колледжи или в рамках университетов, степень баккалавров. На этой базе уже можно:

    1. магистратура, степень мастера, 2 года научно-исследовательской подготовки (преподаватель, исследователь).

    2. профессиональная школа - 2 года. Обучение практически-ориентированное на практическо-психологическую работу.

              1. Последипломное образование

P
PhD

PsyD

EdD

Магистратура

Проф шк
hD
- около 3-х лет, фундаментальные проблемы

исследование изащита диссертации.



PsyD - доктор психологии, профессиональное

психологическое обучение практической

психологической работы, опыт собственной работы

з

4 года


ащищают.

E
2 года
dD
- доктор педагогических наук в сфере психологии, новаторские программы обучения в сфере психологии.


  1. ? Подготовка профессиональных психологов в России?

1966г. - 3 факультате психологии: ЛГУ, МГУ, ТбилГУ - основные психологические центры.

в начале 80 г.г. - Ярославский университет, и сущ. отделения психологии в ряде других университетов: Казанском, Р-наДону.

С начала 90 г.г. начали открываться программы полной 5-и летней подготовки профессиональных психологов (особенно этот процесс ускорился с 1993 года)

1987 г. - 90 факультетов, на которых готовят психологов

4 года - бакалавр

5 лет - специалист

6 лет - магистр МГУ и ЛГУ

В настоящее время существует 2 основных типа программ подготовки профессиональных психологов (020400, и в том и в другом случае):



          • один тип программ действует в системе классических университетов (многопрофильные) - присвоение квалификации психолог, преподаватель психологии;

          • Стандарты педагогических вузов (учителя различного направления) - специальность - психология, педагог-психолог - специалист в области психологии для работы в области образования, необходимо повышать квалификацию.

Лицензия - право на выполнение определенной деятельности.

Аккредитация - документ, который дает право выдавать документ гос. образца.

В системе педагогического образования существует масса комбинированных специальностей.




  1. ?Содержание подготовки психологов в России?

Несколько блоков учебных дисциплин:

              1. обще-гуманитарные и социально-экономические дисциплины

              2. математические и естественные науки

              3. обще профессиональная подготовка

              4. группа специальных дисциплин

              5. дисциплины специализации

По окончании уметь проводить:

              1. научно-исследовательскую деятельность

              2. учебно-воспитательную

              3. экспертно-консультационную

              4. социально-коорекционную

              5. культурно-просветительную

Последипломное образование у нас в стране развито только в педагогической сфере.

Форма: Аспирантура - на базе в/о:



              1. вступительные экзамены по философии

              2. по иностранному языку

              3. по специальности (направление)

3 года при очной, 4 года при заочной системе обучения. Сдача кандидатского экзамена, кандидатской диссертации.
Тема №8

Психологическое сообщество


        1. ?Публикации и поиск психологической информации?

Психологические публикации бывают следующего вида:

          • Научные книги (научный язык, для коллег), монография - один писатель

          • Учебники и учебные пособия (широкий систематизированный круг информации, доступный язык)

          • Научно-популярные книги и статьи

          • Статьи. бывают:

        • научного характера (научные журналы, н.п.: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник московского университета, серия №14. Психология», «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Детский практический психолог», «Московский психолого-террапевтический журнал» и журналы смежной тематики: «Вопросы философии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное образование»)

Важен широкий обзор литературы!

  • Национальные психологические организации (общество всей страны), «Ассоциация американских психологов», «Британская психологическое общество», «Российское психологическое общество», создано в 50-х годах.

  • Тематической ориентации (общественные организации) по определенным темам, интересам.

  • Международная психологическая организация, организация психологов всех стран, а также по интересам: школьная организация психологов.


Тема №9

Профессиональные и личностные качества психолога. Профессиональная этика психолога


              1. ?Профессиональные качества психолога (значения, умения, навыки)?

см. раздел 17.1.

              1. ?Личностные качества психолога (уверенность)?

см. раздел 17.2.

              1. ?Этика профессиональной деятельности психолога?

см. раздел 17.3.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница