Лекция 1 Философия в системе мировоззрения



Скачать 388,99 Kb.
страница1/2
Дата28.04.2016
Размер388,99 Kb.
ТипЛекция
  1   2
Лекция 1

Философия в системе мировоззрения.

  1. Происхождение философии.

  2. Соотношение философского, научного и морального сознания.

Предмет и специфика философии.

Философия – один из базисных видов деятельности выполняющий функции исторического типа мировоззрения.



Философия как вид духовной деятельности занимает промежуточное положение между наукой, моралью и искусством.

В отличие от науки философия только ставит проблемы, но не дает их решение.

Философия – искусство жить над бездной незнания. Это совокупное знание от человеческого незнания о тех проблемах, которые люди сегодня не могут решить.

Философия как отдельный вид деятельности возникла в Древней Греции в 6 в до н.э.

Термин философия (любовь к мудрости) одним из первых употребил Пифагор.

Философ только ищет истину, и когда он ее находит, он превращается в ученого. Следовательно, философия – мать всех наук.

Специфической чертой философии является маргинальная форма выражения философских знаний в отличие от позитивно-научного и негативно-морального знания.



Исторический тип мировоззрения.

Первый исторический тип – это мифология.

Мифология – взгляд на мир первобытных людей.

С точки зрения древних людей все, что окружает нас, имеет антропоморфную природу, т.е. все объекты мира живые и разумные.

Способом реализации мифологического мировоззрения является магия и колдовство.

Маг владеет языком животных, растений и стихий и может осуществлять воздействие на них.

В настоящее время мифология сохранилась в форме пережитков (дети, любители животных, коллекционеры, поклонники).



Второй тип – религия.

Переходные типы:



  1. Тотемизм – вера в кровнородственную связь человека и животных.

  2. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов.

  3. Анимизм – вера в душу и духов

Согласно религиозному мировоззрению, в мире нет антропоморфных объектов и мышление присуще только человеку, но наряду с нашим миром существует потусторонний мир, в котором наличествуют антропоморфные существа.

Источником религии является аномальный опыт избранных людей.

Поскольку большинству аномальный опыт не доступен, способом реализации религиозного мировоззрения является вера.

Третий тип – философия.

Период ее господства 15-20 вв.

Согласно философскому мировоззрению человеческое начало есть только в человеке. Способ реализации – рефлексия (самопознание, размышление о себе).

Как учил Сократ: познай самого себя.

В 20 столетии судьбу цивилизации определила борьба трех глобальных философских мировоззрений:


  1. Марксизм

  2. Фрейдизм

  3. Ницшеанство

Четвертый тип.

В настоящее время идет формирование 4 типа мировоззрения – научного.

Согласно данному мировоззрению человеческого начала нет даже в человеке.

Это попытка отношения к людям как к неодушевленным предметам.

Способ реализации – рационализация.

В современных условиях научное мировоззрение доминирует только среди узких групп ученых.


Лекция 2

Основной вопрос философии. Восточная философия.

  1. Основной вопрос философии: проблема первоначала.

  2. Основной вопрос философии: проблема познаваемости мира.

  3. Древнекитайская философия: конфуцианство.

  4. Древнекитайская философия: даосизм.

  5. Основные школы древнеиндийской философии.

Основной вопрос философии.

В истории философии рассматривалось множество важных философских проблем, однако, решающее значение для каждой философской системы имеет так называемый основной вопрос философии.

Это вопрос об отношении человека к миру в форме отношения человеческого бытия к человеческому мышлению.

Суть: если наши мысли не соответствуют реальности, что должно измениться: мышление или бытие? Что является основным, первопричиной всего: внешний мир или внутренний?



Основные направления философии:

  1. Материализм.

Согласно этому учению бытие определяет мышление, т.е. бытие первично, а мышление вторично. С точки зрения материализма необходимо приводить наши мысли в соответствие с реальностью.

Виды:


- Вульгарный (Метафизический): мысль материальна, поэтому человеческое мышление определяется физиологией.

- Диалектический: мышление носит относительно самостоятельный характер, а его противоречие с бытием объясняется логическими причинами.



  1. Идеализм.

Согласно этому направлению, мышление первично, а бытие вторично. Если мир не соответствует моему представлению – он не разумен и должен быть изменен.

Виды:


- Субъективный: мир должен таким, каким он мне представляется.

- Объективный: мир должен соответствовать объективной истине (науке, философии, божественному разуму, здравому смыслу, …)



Промежуточное направление - Дуализм: Бытие и мышление не зависят друг от друга, т.е. внутренний и внешний мир существуют сами по себе.

Вторая сторона основного вопроса философии, это вопрос о познаваемости мира.

Материалисты, идеалисты и дуалисты считают мир познаваемым, поэтому их считают гносеологическими оптимистами.

Оптимистам противостоят два учения:


  1. Агностицизм: мир не познаваем, поэтому к нему нельзя относиться.

  2. Скептицизм: познание мира сомнительно, по этой причине любые суждения о нем недостоверны.

Восточная философия.

В чистом виде философия на востоке не существовало, однако, философская мысль развивалась здесь в контексте религиозных и политических учений.



Философия древнего Китая:

  1. Конфуцианство

Кун Фу-Цзы жил в эпоху перемен и был незаконнорожденным сыном мелкого феодала.

Основной вопрос философии: вопрос о добре и зле. Почему люди совершат зло в отношении других людей?

Согласно Конфуцию высшей добродетелью является человечность.

Человечность заключается в неукоснительном соблюдении ритуалов. Совершенный человек знающий и соблюдающий ритуалы именуется Конфуцием благородным мужчиной.

Учение Конфуция получило широкое распространение, став одной из официальных религий в Китае.

Высшим несчастьем для конфуцианства является нарушение ритуалов, недостойный поступок, когда человек теряет свое лицо.

Отрицательная сторона этого учения – невозможность предусмотреть все ситуации в жизни.


  1. Даосизм

Основоположник данного учения Лао-цзы.

Он учил, что праведная жизнь - это познание своего пути.

У каждого человека свой путь, и за него его не кто не пройдет.

Его идея оказала большое влияние на Самурайскую этику.



Философия Древней Индии:

В Индии сложилось 9 основных религиозных школ: Чарвато, Жанризм, Буддизм, Нияя, Вайшемика, Ся-нк хья, Йога, Веданта.

Буддизм происходит из знатного царского рода

Четыре святые истинны Буддизма:

- Жизнь – страдания.

- Источник страданий – желания.

- Чтобы избавится от страданий, нужно избавиться от желаний.

- Есть путь избавления от желаний.



Основные понятия Индийской философии.

Человек живет до тех пор, пока у него сохраняется желание жить, смерть не есть окончание существования, а переселение в другую телесную оболочку.

Карма – предопределенность нашего сегодняшнего состояния, нашими прошлыми действиями. Судьбу изменить нельзя, а наша карма в наших руках. В следущей жизни человек получает все что захочет.

Нирвана – состояние выхода из круга рождения - смертей. Многие школы разработали свои пути достижения нирваны, наиболее известным является восьмой путь Йоги.


Лекция 3

Античная философия космологического и антропологического периодов.

  1. Милецкая школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

  2. Учения Гераклита, Анаксагора и Пифагор. Софизмы.

  3. Учение Сократа.

  4. Киническая школа. Учение Аристиппа Киренского.


Античная философия космологического и антропологического периодов.

Три периода:



  1. Космологический 600-450 гг. до н. э. рассматривают основы мироздания.

  2. Антропологический 450-400 гг. до н. э. рассматривают проблему человека.

  3. Систематический 400-300 гг. до н. э.. Созданы крупнейшие философские системы античности: материализм Демокрита, идеализм Платона и метафизика Аристотеля.

Философия первого периода.

Милецкая школа.

Основоположник – Фалес. Он учил, что ничего не следует принимать на веру и необходимо все доказывать, а так же надо все естественно объяснять причинами, а не волей богов. Фалес учил, что все происходит из воды, например: суша, плавает в океане, подобно куску дерева. Согласно Анаксимандру все происходит из абсолютно-бесформенной и потому не воспринимаемой материи- апейрон. «Всякая вещь возникает из апейрона приобретая форму, и теряя форму вновь возвращается в апейрон.» Изречение Анаксимандра «…всякая вещь в конце своего пути должна погибнуть, заплатив за свои прегрешения, все временно, нет ничего вечного…». Анаксимен – ученик Фалеса считал, что произошло из воздуха, т.к. воздух заполняет весь предоставленный ему объем. Эта идея в последствии оказала тормозящее влияние в науке.

Элейская школа.

Основоположник Парменид. Он учился у Сенофона, который пришел к выводу, что достоверно знать ничего нельзя, так как чувства нас обманывают. Парменид учил, что следует доверять не чувствам, а разуму. «Мыслить тоже, что и быть». Это первый философ, который попытался познать мир логически, а не чувственно. Принцип Парменида: «бытие есть, а не бытия нет». Исходя из данного принципа Парменид доказал, что истинное бытие едино и не подвижно, и представляет собой единый гигантский шар. «Чувственный мир и мы сами это иллюзия, порождаемая гигантским шаром.» Ученик Парменида Зинон пытался доказать немыслимость бытия по средствам специально подобранных примеров или апорий.

Учение Героклита.

Противоположно Пармениду Гераклит исходил из представления о максимальной подвижности и изменчивости бытия.Он сформулировал учения о борьбе противоположностей, получившая наименование – диалектика. Основные принципы диалектики Гераклита:



  1. Все течет и все изменяется. В один поток нельзя вступить дважды. Изменение – переход вещи в противоположное состояние.

  2. Все едино. Живые умрут, а мертвые воскреснут, бессмертные станут смертными, а смертные – бессмертными. (За подобные речи Гераклита прозвалитемным).

  3. Логос (закон) вечен.

Учения Героклита в последствии станет важным теоретическим истоком христианства.

Он впервые в истории разработал дуалистическое учение, согласно которому мир первоначально представлял собой хаос, затем в него явился ум, и все упорядочилось, превратив хаос в космос.



Математическая философия Пифагора.

Согласно его учению основой всего является число, мир представляет собой идеально – гармоническое целое, по этой причине познание мира сводится к раскрытию его внутренней математической гармонией. Удар по учению Пифагора нанесло открытие несоизмеримости.



Философия 2 периода.

Софистическая школа.

Основоположник – Ротобор из г. Абдеры. Он учил, что человек есть мера всех вещей существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют.

Георгий Леонтийский – он написал трактат о природе в которой противоположно Пармениду доказывает, что ничего нет.

Евбулит издевается над людьми, доверяющими возможности разума формулирующим софизмы.



Учение Сократа

Сократ крупнейший представитель антропологической философии. Он учил, что физика и логика бесполезна для человека. Он говорил: « не следует знать ничего, кроме того, что у тебя дома случилось». Сократ был безобразен на внешность, нигде не работал, ходил по Афинам и спорил с кем - попало. Сократ стал первым революционером духа, разрушившим греческий идеал человека или халокагатия – это сочетание доброты, красоты, ума. Согласно Сократу красота ни есть высшей добродетель, поскольку она легко утрачивается. Доброта так же ни есть высшей добродетель, потому что ее на всех не хватит. Истинной высшей добродетельностью является только мудрость, т.к. она не утрачивается и ее всегда хватает на всех. В поисках идеала мудреца Сократ обошел все Афины, испытывая знаменитых людей, и пришел к печальному выводу, что они все не мудры. Мудрость Сократа заключается в том, что он знает, что ничего не знает, а другие не знают даже этого. В последствие за свои учения Сократ был приговорен к смерти афинским судом. У Сократа были многочисленные последователи, которые пытались пересмотреть его учения ( Киническая школа). Входили: Антисфен, Диоген, Кротес – эти философы считали высшей добродетельностью не мудрость, а свободу. Аристапп Киренский пришел к выводу, что высший добродетель чувственное наслаждение. Учение киников – это цинизм.


Лекция 4

Античная философия систематического периода.

1. атомистическое учение Демокрита.

2. теория познания Платона.

3. учение Платона о гос - ве.

4. учение Аристотеля.

1. атомизм Демокрита.

Демокрит – крупнейший в античной философии материалист. Он является основоположником античного материализма. Согласно его учению в мире есть 2 начала: нечто – мельчайшие и не делимые атомы и ничто – бесконечная пустота. Атомы движутся в пустоте взаимодействуя посредством соударения, в результате возникают и исчезают различные видимые тела, т.е. мир есть результат случайного соединения атомов. Именно учение Демокрита становятся последствием концептуальной основы ньютоновской механики.

Первая проблема – проблема пустоты. Пустота – это небытие или ничто, а ничто существовать не может. Идея пустоты принадлежит Левтиду.

Вторая проблема – проблема порядка. Каким образом атомы одного сорта собираются вместе?

Эпикур живший в римскую эпоху, предположил, что атомы обладают симпатиями и антипатиями, позволяющими им откланяться от прямолинейной траектории. Идея Эпикура предполагает наличие у атомов антропоморфных черт и потому не научно. Когда Демокрита спрашивали о Богах, он говорил, что они есть, но тоже состоят из атомов. Боги ничего не решают в мире, поскольку все предопределено движением атомов.

Демокрит вошел в историю как смеющийся философ, он считал, что человеческие дела смешны, а наши волнения и страдания тем более, поскольку изменить ничего все - равно нельзя, нужно ни о чем не беспокоиться и сохранять радостное расположение духа.



Идеализм Платона.

Платон – это наиболее выдающийся из учеников Сократа. В последствии именно Платон записал по памяти основные беседы Сократа. Смерть Сократа произвела на Платона огромное впечатление и привела к идеализму. Платон приходит к выводу, что мир, в котором казнят мудреца не настоящий. Существуют два мира: истинный мир идей и ложный мир вещей. Мир идей познается с помощью разума, а мир вещей при помощи чувств. Мир идей истинный, так как истина одна ровно как и идея, а вещей множество поэтому они не могут быть истинными.

Познание мира осуществляется путем припоминания соответствующих идей. Идеи истолковываются Платоном реалистически, т.е. как нечто реально существующих. Идея может существовать, даже если нет вещей ей соответствующих. Критика идеализма.

Плато удваивает мир, дополняя реально-существующий мир вещей еще одним миром. Зачем?

Существуют ли идеи соответствующие обрезкам ногтей, нечистотам и тому подобное.

Всякая вещь есть не совершенное воплощение (карикатура) соответствующая идеи. Однако вещи различаются по степени совершенства, поэтому идея превращается в идеал, к которому следует стремиться. Идеал человека- это тот реальный человек, который в максимальной степени реализует идею человечности.



Учение Платона о государстве.

Пытаясь понять, каким должно быть идеальное государство, Платон рассматривает реальные формы правления.

1. Олигархия – это власть богатых, жадных людей. В этот период процветает преступность, воровство и т.д.

2. Тирания – это власть жестоких, беспощадных людей, которые держатся на терроре и силе. В этот период происходят массовые репрессии, уничтожают любое реальное сопротивление.

3. Демократия – это власть жалких, завистливых людей. В этот период в обществе процветает ненависть ко всем, кто талантлив.

4. Темократия – это власть честолюбцев, т.е. людей, стремящихся к власти.

Платон противопоставляет всем формам аристократию (власть лучших людей).

Три принципа идеального гос – ва:



  1. Государством должны управлять философы.

  2. У аристократов все имущество должно быть общим.

  3. Жены и дети у аристократов должны быть общими, что бы никто не знал своих детей.

Платон – это первый коммунист в истории человечества.

Учение Аристотеля.

Аристотель – это последний крупнейший философ античной философии. Его учение господствовало на протяжении 1500 лет. Система Аристотеля включает в себя:



  1. логику или учение о мышлении;

  2. физику или учение о природе;

  3. метафизику или учение об основах бытия;

  4. этику или учение о гос – ве.

Логика Аристотеля.

Он формирует три основных закона мышления: тождества, противоречия и исключительного третьего.

Физика Аристотеля.

Он формирует три закона движения:



  1. тело движется до тех пор, пока на него действует внешняя сила;

  2. легкие тела устремляются вверх, а тяжелые вниз, т.к. там их естественное место;

  3. тело падает тем быстрее, чем оно тяжелее.

Метафизика Аристотеля.

Он формирует учение о четырех причинах вещей. Это материальная, формальная, движущая и целевая, а так же вводит 10 категорий, т.е. предельно общих понятий для описания характера.


Лекция 5

Средневековая философия.

1. Предшественники христианской философии: стоики, скептики, неоплатоники.

2. Патристика: основные вопросы и представители.

3. Схоластика: основные вопросы и представители.


Скептики и основатель Перрон.

С. Перрон написал 12 книг против ученых в которых доказал, что все ученые жулики, а вся наука ложь. Неоплатоника – Плотин, Пронул и другие, эти философы утверждали, что источник достоверного знания не разум, а мистическое воссоединение с бытием.

В средние века философия выполняла функции «служанки» религии, т.е. философы, обсуждали непонятные богословение проблемы:

1 этап развития Христианской философии это патристика – учение отцов в христианской церкви.



Проблема Богознания.

Откуда мы знаем, что Бог есть?

Тертуллиан: римский священник.

Он пытался понять, как отличить истинную религию от выдуманной, языческой.

Христианство по Тертуллиану это самая безумная из всех религий, поэтому она истинна. Символ веры – «веруют ибо ничего». Вывод: Бог познается только верой, а разум этому препятствует.

Учение Эригена.

Поскольку Бог недоступен чувствам, он познается только разумом.

Учение о простоте Бога: « Бог бессмертен, следовательно, неразрушим, все сложное, состоящее из частей – разрушимо, следовательно, Бог абсолютно прост и не имеет частей, следовательно, Бог есть ничто».

Учение о всеобщем спасении: «Бог абсолютно добр, следовательно, не может вечно мучить грешников в аду, следовательно, все спасутся и даже Дьявол».

Учение Августина: он утверждал, что к Богу ведут как вера, так и разум. «Некоторые вопросы постижимы разумом, а некоторые нужно принять на веру».

Сколько лет прошло до сотворения мира? «Нисколько», потому что Бог создает пространство и время одновременно с вещами, однако подобие Бога и человека мы должны принять на веру».



Проблема свободы воли.

Свободен ли человек или все его действия предопределены Богом?

Телагий учил, что человек свободен и в этом его подобие Богу. Это учение осудил Августин, который утверждал, что человек не свободен, поскольку Бог предопределяет все.

Тезис Телагия: «Человек не свободен, но он не может нести ответственности за свои действия, но Бог, наказывающий его за это, не добр. Вывод: это не Бог, а Дьявол – «антитеист»».

Познание Эриугена. Он утверждал, что Бог предопределяет все, вследствие чего мучения грешников это не наказание, а предопределение.

Петр Домиане учил, что Бог может все, но не все хочет, поэтому он просто позволяет людям совершать грехи.

Схоластика. (10-15 в.в.)

В этот период центрами философии становятся университеты. Большинство схоластических вопросов смешаны и не понятны человеку. Но это не уважение к схоластике.

1. Был ли у Адама пупок?

2. Сколько чертей поместится на кончике иглы?

3. Можно ли крестить детей, родившихся от сожительства человека с дьяволом?

4. Как удостовериться, что ваша жена не ведьма?



Проблема универсалий.

Существуют ли универсалии реально, подобно вещам или это плод человеческого измышления.

Есть ли красота, доброта, любовь, справедливость?

Реалисты: Альберт Вешний и Фома Аквинский учили, что универсалии реальны и существуют независимо от вещей.

Номиналисты: Шампо, Окхан. Они утверждали, что универсалии – это имена имен произвольно придуманные людьми.

Принцип Окхана: не следует умножать сущность без необходимости. n=2m-1. Имен может быть на порядок больше, чем вещей.

Доказательство Бытия Бога: Фома Аквинский предложил пять доказательств бытия Бога.


  1. Аргумент к началу действия;

  2. Аргумент первопричин. Все в мире имеет причину и мир тоже, а причиной мира может быть только Бог – его создатель, но Бог существует. Ошибка – регресс в бесконечность.

  3. Аргумент к совершенству. Вещи различны по степени совершенства, но должна быть самая совершенная вещь, а это и есть бог, но он существует. Ошибка – прогресс в бесконечность.

  4. Аргумент к необходимости. Все необходимое не может не быть. Существование мира необходимо, следовательно, предопределено Богом – его создателем. Бог существует. Ошибка: единичная вещь не может быть необходимой.

  5. Аргумент к порядку. В естественном состоянии все стремится к беспорядку, однако в мире существует порядок, но его должен кто-то поддерживать, а это и есть Бог.

Опровергнуто в 80-е годы 20-ого века теорией самоорганизации.
Лекция 6

Философия возрождения нового времени . (Сенсуализм).

1.Основные идеи и представители философии возраждения.

2.Учение Беконо, Гоббса, Локка.

3. Учение Берки и Юма.


Возрождение – это такой период в истории Европы когда происходит возвращение к античным культурным ценностям. Центром возрождения становится Италия.

Основные идеи философии возрождения.

1. Антропоцертизм- в центр философской проблематике вновь возвращается человек, т.е. не Бог, а человек стал центром.

2.Гуманизм- любовь к людям объявляется высшей нравственной ценностью.

3.Атеизм – отрицание веры в Бога.

Основные представители философии возрождения.

1. Учение Н.Кузанского. Это немецкий кардинал из города Кузы. Он учил, что вселенная бесконечна, поэтому конечный человеческий разум не в силах познать её.

Однако наше незнание компенсируется верой. Кузанский решает проблему сокрытости Бога. «Почему Бог не явится людям и не сформулирует свои требования публично?»

«Мы верим только в то, чего не знаем и знаем только то, во что не верим. Бог не является людям, т.к. он хочет чтобы в него верили, а не чтобы его знали» .

В 1543 году происходит поперниканская революция, подтверждающая тезис Кузанского о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Это событие в корне меняет духовную жизнь в Европе.

Натурфилософия Дж. Бруно.

Он учил что вселенная сфера бесконечного радиуса, центр которой везде, а границы нигде, по этой причине каждый человек центр вселенной.

Поскольку Вселенная бесконечная, Бог не может находиться за её пределами и совпадает с ней (Пантеизм).

«В бесконечной Вселенной существует бесчисленное множество обитаемых миров, где живут существа, подобные людям». За это учение Дж. Бруно был приговорен к смерти.



Социальная философия эпохи Возрождения.

В этот период пробуждается интерес не только к человеку, но и к общественному устройству.



Учение Н. Макеавелли.

В работе «Государь» он рисовал облик идеального правителя.

На уровне власти принципы человеческой морали перестали действовать. Идеальный правитель – это человек, который не остановится ни перед каким преступлением во имя укрепления власти. Идеальный правитель – это злодей, не имеющий никаких моральных принципов.

Споры об этом учении не утихают никогда.



Учение Томаса Мора. (Утопия).

Мор создает проект идеального государства, основной принцип которого заключается в обязательном труде для всех. В этом государстве нет бедных и все счастливы.

Утопия – место, которого нет.

Учение Томазо Компанелло .

В работе «Город Солнца» он рисует проект общества названного впоследствии тоталитарным. В этом обществе труд обязателен для всех, вопросы личной жизни решает Совет мудрецов и обязательным является доносительство.



Мистицизм эпохи Возрождения.

Мистицизм – это учение, согласно которому человек может получать знание по средствам общения со сверхъестественными силами.



Учение И. Рейхлина.

Он проповедовал принцип свободы совести. Все религии равны и человек сам решает, как ему верить, по этой причине церковь не нужна ни для спасения души, ни для общения с Богом.



Учение Я. Бёне.

Бене – это немецкий сапожник, который утверждал, что Бог материален, а Вселенная – это тело господне, т.е. Бог – это дух Вселенной.



Философия нового времени (16-18 века).

В этот период вера в Бога повсеместно замещается верой в науку, безграничные возможности человеческого разума.

Основной вопрос философии нового времени: Что является источником человеческого знания? Философы разделились на два направления:

1. Сенсуализм – чувства - источник достоверного знания.

2. Рационализм – разум – источник достоверного знания.

Основные представители:

Френсис Бэкон. Он утверждал, что развитие науки способно решить любые проблемы, стоящие перед человечеством: механика избавит людей от работы, медицина победит все болезни и даже смерть, алхимия сделает всех людей богатыми.

«Новая Атлантида» - проект технологического государства.

Наука до сих пор не реализовала свои потенции только потому, что научные знания загрязнены заблуждениями или идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра.

Томас Боббс. Это секретарь Бэкона, последовавший за ним в изгнание. Он объяснил природу с материалистических точек зрения, а также развивает учение о человеке и государстве. Боббс ставит вопрос о природе человека. Естественное состояние – это такое состояние, когда мы можем делать всё что хотим, и нам за это ничего не будет. Боббс приходит к выводу, что человек по своей природе зол, а естественное состояние – это война всех против всех. Будучи разумными люди договариваются и учреждают государство (теория общественного договора). Зачем же нужно государство? Основная функция государства – защита человека от его близких.

Джон Локк. Будучи последователем сенсуализма он говорил, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах. По этой причине человеческое сознание в момент рождения – это чистая доска, т.е. человек не рождается добрым или злым, он таким становится.

Человек – продукт воспитания. Человеческая злоба – результат неправильного воспитания.



Основные принципы педагогики:

1. Воспитатель должен быть один.

2. Воспитание должно начинаться с момента рождения.

3. Насилие и воспитание несовместимы.



Джордж Беркли. Беркли – это английский священник, который проводил последовательность сенсуализма. «Поскольку чувство единственный источник знаний, я знаю только то, что ощущаю. Даже в существование чувственно не воспринимаемых вещей нам остается только верить.

Основной принцип: «Существовать - значит быть воспринимаемым», т.е. объект существует только тогда, когда я его воспринимаю.

Давид Юма. Он завершает сенсуализм. Чувственное познание не достоверно, по этой причине человек ничего не может знать. Даже наше знание о себе сомнительно.

Главная проблема: соответствует ли наше восприятие вещи самим вещам?
Лекция 7

Философия просвещения.

1. Философская система Декарта.

2. Пантеизм Спинозы.

3. Учение Лейбница.

4. Французское Просвещение.
Главный труд Декарта – это рассуждение о методе. Он пытался найти метод построения науки, который давал бы истинные знания. Образец науки для Декарта – Евклидова геометрия, где всё знание базируется на 5 самоочевидных допущениях или постулатов. Декарт планирует сделать тоже самое для философии и физики. Для того чтобы сформулировать постулаты – необходимо всё подвергнуть сомнению.

Мысленный эксперимент : Допустим, что некое могущественное существо во всем меня обманывает, показывая мне мир, которого нет на самом деле. В чём оно не может меня обмануть? Человека нельзя убедить в том, что его нет. Он знает о своём существовании, потому что он мыслит.



Основной принцип философа Декарта: Я мыслю, следовательно, существую.

Он выделяет две субстанции: мыслящую или духовную и протяженную или телесную, при этом данные субстанции никак не влияют друг на друга (дуализм).

Психо – физическая проблема: не материальная душа не может воздействовать на материальное тело. Почему нам тогда кажется, что наши мысли управляют нашими телодвижениями.

Французское Просвещение.

Просветители – это философы, которые считали, что просвещение людей должно привести к их моральному перерождению. На самом деле нравственная природа человека не от знаний, а от веры и убеждений, которые формируются от религии и философии.



Дени Дидро – это издатель французской энциклопедии. Он выступал против религии и церкви с позиции деизма.

Деизм – бог сотворил Вселенную, после чего утратил к ней всякий интерес, поэтому церковь для человека бесполезна.



Вольтер (Анри) – это наиболее последовательный борец против церкви. Он выдвигает лозунг: «Раздавите гадину». Благодаря ему во Франции была запрещена практика сожжения грешников. Он предлагал сохранить религию для простых людей, чтобы они не стали безнравственными ( «если бы не было Бога , его следовало выдумать»).

Клод Гельвеций – это видный врач и ученый. По его мнению религия возникает в следствии не знания людьми подменных причин природных явлений и страхов перед неизвестностью.

Поль Гольбо – он объяснял религию сговором священников с целью обмана простых людей.

Ламетри – автор книги «Человек-машина». Ему принадлежат работы «Человек-животное» и «Человек-растение». Будучи врачом он пришел к выводу, что душевный настрой человека зависит от физиологических причин(режим питания). «Души нет, поскольку при вскрытии она не обнаруживается».

Руссо – идеолог великой французской революции. Он исходил из того, что человек по своей природе добр, а естественное состояние это «утраченный рай». Величайший преступник всех времен – это человек первый сказавший «мое». Причина зла в мире – «частная собственность». Руссо понимал, что в естественное состояние вернуться нельзя, поэтому необходим общественный договор о справедливом разделении собственности. Справедливо – значит поровну.

Жан Милье – французский священник, автор книги «Завещание». Милье считал, что общественный договор невозможен, т.к. ни один человек добровольно не откажется от собственности. Единственный выход – это полное истребление класса собственников. Всех владельцев собственности надо истребить, а собственность сделать общей. «Счастье всего человечества наступит тогда, когда последнего царя удавят кишками последнего попа».
Лекция 8

Классическая немецкая философия.

1. Критическая философия Канта.

2. Учение Фихте.

3. Философия Шеллинга.

4. Диалектика Гегеля.

5. Антропологический материализм Фейербаха.


Исторические предпосылки возникновения классической немецкой философии.

К концу 18 века Германия была отсталой раздробленной страной, не имеющей колоний и полезных ископаемых. В начале 19 века крупнейшее немецкое государство Пруссия терпит военное поражение от наполеоновской Франции. Однако к концу 19 века Германия объединяется и побеждает всех своих соседей. А первая половина 20-ого проходит под знаком борьбы Германии за мировое господство.

Поскольку экономических предпосылок роста у Германии не было, страна сосредоточилась на духовном росте, на развитии философии и науке. Немецкая классическая философия – это величайшее достижение мировой философской мысли.

Учение Канта.

Кант – это профессор из города Кёнексберг, разработавший систему критической философии. В его творчестве различают два периода: докритический и критический. В докритический период Кант выступает с позиции естественно-научного идеализма и гносеологического оптимизма. «Гипотеза происхождения солнечной системы из газового облака» - величайшее открытие. Критический период начинается со знакомства Канта с трудами Юма. Через 10 лет выходит главный труд Канта «Критика чистого разума». Чистый разум – способность человека рассуждать о предметах, которые не даны нам чувственно. Главный вопрос: как возможны априорные синтетические суждения?

Работа распадается на три раздела:

1. Как возможна чистая математика?

По мнению Канта предметом математики являются пространство и время, представляющие собой априорные формы всякого возможного опыта.

Вывод: математика возможна как форма самопознания человека, т.е. прояснение врожденной идеей пространства и времени.

2. Как возможна философия (метафизика)?

Пытаясь решать философские проблемы, чистый разум приходит к несовершенным противоречиям с самим собой. Он рассматривает четыре антиномии:



  1. Бесконечна ли вселенная в пространстве и времени?

  2. Делима вселенная до бесконечности или есть предел?

  3. Существует ли у мира причина, или мир существует без причины?

  4. Существует ли в мире свобода или все происходит по законам природы?

Философия возможна в форме критики. Философ не решает проблемы, а доказывает их не решимость.

3. Как возможна теология?

Поскольку существование Бога нельзя не подтвердить, ни опровергнуть – теология как наука не возможна вообще.

Субъективный идеализм Фихте.

Фихте – это младший советник Канта. В его жизни можно указать на два периода. В первой половине жизни Фихте получил образование, женился, стал всемирно известным философом. Фихте становится профессором университета, после чего публикует главный свой труд «Науко-учение». После публикации Фихте изгоняют из университета. В период наполеоновских войн он находится на нелегальном положении, в конце концов, он умирает от холеры. Фихте пытается построить философию исходя из человеческого Я. «Для меня нет различия между вещью и моим восприятием ее. По этой причине границы нашего я не определенны, поскольку мои восприятия – это часть меня самого».



Первое основоположение философии Я.

Есть Я, т.е. все, что мы воспринимаем – это и есть мы. Однако познание требует ограничение и поэтому человек конструирует неЯ, противопоставляя его Я.

Этапы деструкции личности:


  1. Я есть тело.

  2. Я есть душа.

  3. Я есть ничто.

В данной ситуации индивид: Я есть неЯ и неЯ есть Я. Нужно восстановить утраченное единство личности. Соответственно Фихте выделяет три стадии истории: невинность, падение и царство разума.

Философия искусства Шеллинга.

В творчестве Шеллинга различаются несколько периодов.

1. Натурфилософский период

Шеллинг пытается объяснить природу теологически.

2. Философия тождества.

Познание есть тождество субъекта и объекта познания. «Познать объект, можно только став им»,

3. Философия искусства.

По мнению Шеллинга, мы можем отождествлять себя с чем угодно, но не реально физически, а символически, т.е. средствами искусства. Поэтому не наука, а искусство высшая форма познания мира. Современники не поняли эту идею, которую оценили только в начале 20-ого века. Шеллинг стоит у истоков авонгартного искусства.



Диалектика Гегеля.

Гегель – это философ, оказавший величайшее воздействие на сознание своего времени. По мнению Гегеля должны существовать универсальные законы, являющиеся одновременно законами бытия и законами мышления. Гегель формулирует такие законы, известные как принципы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей. « Всякая вещь есть единство противоположных сторон. Борьба, которых приводит к развитию».

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицаний.

Гегель отрицал традиционную логику и предлагал мыслить противоречиво. «Протиречие – это критерий истины, отсутствие критерия – заблуждение».

Мир он рассматривал, как процесс самопознания абсолютного (мирового) духа, который познает себя по средствам максимальной самореализации. Процесс самопознания завершается системой Гегеля.

Материализм Фейербаха.

Он отверг философию Гегеля, назвав ее «пьяной спекуляцией». «Философия есть учение о том, что есть».

Главный труд – «Сущность христианства», в котором он определил христианство, как религию любви. Он считал, что нужно сохранить позитивную идею христианства, заменив учением, которое проповедовало любовь к людям. «Всякий должен возлюбить всякого, как это сказано в лучших произведениях искусства». Впоследствии Маркс отверг эту идею, сформулировав учение о классовой борьбе.
Лекция 9

Марксистская философия.

1. Марксистская философия.


Марксизм – это философская система, занимающая промежуточное положение между классической и не классической философии. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной природе человека. С другой стороны Маркс верил в то, что изменение социальных условий способно изменить природу человека привратив его в разумное существо (НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК), т.е.классическое понимание человека это идеал нуждающийся в реализации. Маркс говорил : «Философы только объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его.

Исторические предпосылки возникновения марксизма.

1. промышленная революция в Европе.

Благодаря этой революции формируются два новых класса: буржуазия и пролетариат. Классическая капиталистическая страна в Европе – Англия.

2. Крушение феодальных отношений.

Марксизм возникает в период крупнейших в истории человечества революций.

3. первоначальное накопление капитала.

Это период дикого капитализма и сверхъэксплуатации.

Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс – это немецкий философ и журналист, который был последователем Гегеля. После знакомства с трудами Фейербаха, Маркс переходит на позицию материализма. После революции 1848 года Маркс эмигрирует сначала во Францию, а потом в Англию. Именно в Англии написан главный труд Маркса «Капитал».

Энгельс – племянник немецкого промышленника, долгие годы сотрудничавший с Марксом. Одна из первых работ Энгельса была посвящена положению рабочего класса в Англии.

Основные идеи марксизма.

1. Материалистическое понимание истории.

«Прежде чем мыслить, любить, творить, человек должен есть, пить и одеваться, т.е. человек это не разумное, а экономическое существо, т.е. им движет не разум, а жадность».

2. Учение о классах и классовой борьбе.

По мнению Маркса вопрос о смысли жизни (зачем жить?) лишен для нормального человека всякого смысла. Основной вопрос человеческой жизни – это вопрос об образе жизни (как жить?). С точки зрения марксизма возможны два основных образа жизни:



  1. жить можно за счет преобразования природы, за счет труда;

  2. жить можно за счет эксплуатации.

Поскольку эксплуатация эффективнее труда во всех обществах эксплуататоры образовывают высший класс. На ряду с высшим классом формируется низший класс (эксплуатируемые) и средний класс (люди живущие своим трудом). Классовое деление относительно.

3. Учение об общественно – экономических формациях.

Общественно –экономическая формация – это исторический тип общества характеризующийся определенным уровнем экономики и специфическим способом принуждения к труду. Маркс выделяет пять формаций:


  1. первобытный строй. Уровень производительных сил крайне низок, поэтому это экономически не выгодно.

  2. рабовладельческий строй. Основные классы: рабовладельцы и рабы. Принуждение к труду носит физический характер. Средний класс – свободные крестьяне. Рабство экономически не рентабельно, поскольку не предполагает сложного труда.

  3. феодальный строй. Основные классы: феодалы и крестьяне. Средний класс - жители городов. Принуждение к труду носит характер соглашения. Данная форма эксплуатации также не эффективна, поскольку договорённости не соблюдаются.

  4. капиталистический строй. Основные классы : буржуазия и пролетариат. Средний класс – это лица занятые в сфере услуг. Принуждение к труду носит здесь экономический характер. В условиях капитализма деньги возводятся в высшую степень, т.е. все продается и покупается. Что бы существовать надо что-то продать. Возникают два типа жизни:

1. товар – деньги - товар'

2. деньги – товар - деньги'

Второй тип жизни характерен для капиталистов. Если человеку нечего продать, то в условиях капитализма он продает самого себя, превращаясь в пролетария.

Согласно Марксу развитие капиталистического общества приводит к размыванию среднего класса и абсолютному обнищанию большинства населения. Поляризация общества приводит к социальной революции и возникновению новой бесклассовой формации – коммунизма.


Лекция 10

Философские учения Шопенгауэра и Ницше. Фрейдизм и неофрейдизм.

1. Учение Шопенгауэра.

2. Учение Ницше.

3. Психоанализ Фрейда.

4. Учение Юнга, Адлера и Фромма.
Философские учения Шопенгауэра и Ницше. Фрейдизм и неофрейдизм.

Артур Шопенгауэр – это основоположник не классической философии. Ему принадлежит учение «О воле к жизни». Главный труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Шопенгауэр первоначально выступил в качестве критика Гегелевской философии.

Шопенгауэр величайший пессимист в истории философии. Он провозглашает тезис: «Наш мир наихудший из возможных миров, т.е. любое его ухудшение приводит к тому, что жить становится совсем невозможно».

Вывод: «Если бы люди были разумными, они перестали бы мучиться в этом мире и покончили жизнь самоубийством». «Люди живут лишь потому, что они не разумны по природе, т.е. не разум определяет их поведение, а воля к жизни»

«Разум – это безногий карлик, сидящий на плечах слепого гиганта воли и пытающийся им управлять…»

Воля к жизни проявляется, прежде всего, к деторождению. Воля к жизни угасает у цивилизованных народов».

Учение Ф. Ницше.

Ницше – это профессор классической филологии, ставший философом под влиянием работ Шопенгауэра. Собственная философия формируется в период франко-прусской войны.

Главный труд Ницше: «так говорил Заратустра».

Главные тезисы:

«Человек – это не цель, а средство, это канат над бездной, поскольку в нем борются два начала; воля к жизни и воля к власти. Именно воля к власти заставляет человека сражаться, совершать подвиги, умирать… Человек, как и всё живое, должен эволюционировать… Человек произошел от обезьяны и должен породить более совершенное существо – сверхчеловека. В процессе человеческой истории меньшинство эволюционировало вперед сверхчеловека, а большинство назад к обезьяне, они превращаются в недочеловека… В сверхчеловеке воля к власти окончательно преодолевает волю к жизни, а в недочеловеке наоборот. Сверхчеловек должен перешагнуть через религию и мораль. Например, Ницше определял христианство, как религию недочеловека или иденсинкрозию дегенератов».

Главный нравственный принцип: «Пусть погибнет всё слабое и бессильное, падающего подтолкни».

Впоследствии именно это учение становится философской базой немецкого фашизма.

Психоанализ Зигмунда Фрейда.

К началу 20 века нравственный авторитет церкви был практически полностью утрачен. Знаковым произведением этой эпохи становится роман «Овод». Единственным духовным авторитетом в тот период становятся врачи. В этот период возникает феномен врачей-писателей. Например, в России Чехов, Вересаев, Булгаков.

З. Фрейд – австрийский врач – психиатр. В этот период в психиатрии господствовали два учения: физиотерапия и гипноз (шарпо = физиотерапия).

Фрейд вырабатывает методику, состоящую в том, что он часами выслушивал человека. Фрейд обратил внимание на то, что все неврозы его больных носили сексуальный характер.

Согласно учению Фрейда человеческая личность содержит в себе 3 структурных уровня:

1. сверх Я (уровень нравственных запретов)

2. Я

3. ОНО (уровень инстинкта)



При этом сверх Я и ОНО образуют сферу бессознательного.

Невроз – столкновение противоположных установок сверх Я и ОНО.

Определяющим по Фрейду является основной инстинкт или – ЭРУС, т.е. человек по своей природе существо сексуальное. Чтобы придать своей концепции законченность Фрейд вводит представление о детской сексуальности.

Эйтипов комплекс – сексуальное влечение ребенка к матери либо к лицу её заменяющего.

Эйтип – античный герой, который убил своего отца и женился на матери.

После первой мировой войны Фрейд вводит второй основной инстинкт (тонантус).

Тонантус – инстинкт смерти и направлен на мужчину.

Крупнейшие последователи Фрейда модифицировали его учение, по мнению Юнга природа человека определяется коллективным бессознательным. Адлер считал определяющим фактором комплекс неполноценности. Фромм считал, что существует два модуса человеческого бытия: модус бытия и модус обладания, и соответственно 2 типа человеческой личности.



Лекция 11

Философское учение Кьеркегора. Французский экзистенциализм.

1. Этическое и этническое отношение к жизни в философии Кьеркегора.

2. Французский экзистенциализм.
Западная философия (19 – 20 в.в.).

Экзистенциализм происходит от латинского слова «экстензия».

Данная философия зародилась во второй половине 18-ого века. Первым философом экзистенциалистом был датчанин С. Кьеркегор. Про жизни его никто не считал философом и то, что он делал воспринималось современниками как сумасшествие.

Если классическая немецкая философия обсуждала глобальные проблемы мировоззрения, то Кьеркегор делает объектом своей философии взаимоотношение между отцом и невестой. Всемирная слава пришла к нему только после смерти.




Каталог: teach -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%98
teach -> Модель профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия
teach -> Отчет по исполнению научно-исследовательской работы
teach -> Коммуникации в организации глава 10. Современные представления о психологии общения
teach -> Психологические особенности процесса общения. Общение как взаимодействие. Синтоническая модель общения
teach -> «Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры»
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%98 -> Бизнес-план + аналитическая записка технико-экономическое обоснование ##theme 1 ##score 1 ##type 1
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%98 -> В настоящее время курс «Основы искусственного интеллекта» является базовым при подготовке учителей информатики по специальности 030100. 00 информатика
%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0 %D0%9F%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%98 -> Конспект лекций по учебной дисциплине «Операционные системы, среды и оболочки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница