Лекции Практические и лабораторные занятия Самостоятельная работа студента глоссарии



страница1/97
Дата19.11.2020
Размер0,79 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   97

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-39. 1.ХХ/03- 2013

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Дистанционные технологии обучения»


Редакция №____от_____


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Дистанционные технологии обучения»

для специальности 5В011100 – «Информатика »
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей


2013

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Глоссарий

  2. Лекции

  3. Практические и лабораторные занятия

  4. Самостоятельная работа студента

  1. ГЛОССАРИИ


Виртуальная реальность(от англ. virtualreality-возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.

Глобализация– процесс, подразумевающий распространение информационных материалов, связей, средств и систем в транснациональных масштабах по всему миру.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев.

Интерактивность – режим взаимодействия пользователя с анимацией, предполагающий непосредственную обратную связь: пользователь управляет показом в режиме реального времени.

Информатизация организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация образования – это процесс модернизации сферы образования под влиянием методологии информатики, а также использование в обучении, развитии и воспитании учащихся средств информатизации и информационных технологий.

Информационная культура умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура общества - способность общества эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. 

Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. 

Интернет — это всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Фактически Интернет является конгломератом многих глобальных, региональных, университетских и учрежденческих сетей, а также сетей, обслуживаемых коммерческими провайдерами.Основополагающее понятие Интернета - сервер. Под этим термином понимают удаленный компьютер, на котором работает серверная программа, выполняющая обработку запросов пользователей: идентификацию пользователей, проверку их полномочий, прием информации от пользователей и передачу им затребованных данных.

Интернет-технология предполагает, что обеспечение обучающихся учебными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляется с использованием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобальной компьютерной сети Интернет.



Информационная технология (ИТ) это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационное взаимодействие образовательного назначения, реализованное на базе средств ИКТ –деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе средств ИКТ) и обеспечивающую психолого-педагогическое воздействие, ориентированное:•    на развитие творческого потенциала индивида;•    на формирование системы знаний определенной предметной области;•    на формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей предметной области.

Информационное взаимодействие, реализованное на базе средств ИКТ– процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней), при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации. Осуществление информационного взаимодействия требует определенной технологической реализации; в современной реализации оно осуществляется средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационное общество (ИО) - это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации. Философы, писавшие о проблеме существования и бытия человека в ИО: О.Тоффлер, Д.Белл, Т.Стоуньер, Г.Кан, К.Ясперс. ИО общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информационно-коммуникационная предметная среда (ИКПС) – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей). ИКПС включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях).Функционирование ИКПС определяется следующими факторами: осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;  возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.

Информационно-коммуникационная среда (ИКС) – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. ИКС включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса, совершенствование которых происходит в наши дни буквально в экспоненциальном темпе. Научные исследования в различных областях убеждают в том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования.

Информационные процессыпроцессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

Информационные ресурсы  отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. В учебном процессе важны не ИТ сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей.

Информационный— предназначен для распространения информации о других лицах, организациях, явлениях, процессах и объектах (например, агентство новостей).

Информация - мера полезности, ценности данных для конкретного получателя.информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация (от латинского "informatio" - разъяснение, изложение): первоначально - это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств.



Информационно-деятельностный подход к обучению представляет собой расширение информационного подхода (на профессиональном уровне готовности к применению знаний), позволяющего связать в единое целое процессы, традиционно разделяемые в педагогической практике: информатизацию учащихся и их подготовку к применению получаемой информации.

Информационные технологии обучения (ИТО) – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Информационные и коммуникационные технологии — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства (совмещающие Интернет и радио и/или видео), а также Интернет.

Информация оценочная — компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опо­ры на смысл.

Информация смысловая — информация, связанная с социальными реалиями и явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем.

Ответ выборочный способ формирования ответа путем выбора из нескольких предлагаемых вариантов; чаще всего в наборе ответов содержится только один полный, правильный, а остальные либо неполные, либо неверные (но не абсурдные), обычно учитывающие типичные ошибки обучаемых, допускаемые при ответе на данный вопрос; в наборе ответов может быть и более одного полного, правильного ответа.

Ответ конструируемый – результат выполнения обучаемым контрольного задания, не содержащего набора выборочных ответов, а конструируемого из имеющихся в распоряжении пользователя элементов.

Открытая тестовая система – информационная (программная) система, предоставляющая преподавателю, методисту, автору учебника возможность создавать новые тесты или изменять существующие.

Оценивание – любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой уровня образовательных достижений учащегося.

Педагогический дизайн – область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учетом конкретного содержания курса и целевой аудитории

Практикум (лабораторный практикум, реализованный на базе средств ИКТ) – система моделей, покрывающая определенную тему образовательной области, хранимая, обрабатываемая и представляемая учащемуся в электронном виде, или совокупность реальных экспериментов, проводимых учащимся, находящимся сколь угодно далеко (практикум с удаленным доступом) от реального физического стенда, обеспечивающих удаленный доступ по индивидуально составленным обучаемым условиям.

Предметная (учебная) среда – условия информационного взаимодействия в процессе обучения определенному учебному предмету (предметам) между учителем, учеником и средствами обучения, функционирующими на базе средств ИКТ.Персональный— это представительский сайт отдельного человека. Конкретный человек создал его, чтобы рассказать о своей деятельности или предложить свои услуги.

Порталы— высшая степень развития сайта. Для порталов характерно наличие множества различных сервисов и информационных разделов, которые находятся в структурном и логическом единстве. Подразумевается, что именно портал является отправной точкой при путешествии по Интернету.

Психолого-педагогическое воздействие (влияние) лонгирующего характера,оказываемое на обучающегося это результат осуществления учебной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде, которое  ориентировано на развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности, реакции на непредвиденные ситуации, эстетических вкусов, оценок, снятие психологических барьеров, формирование абстрактных образов и понятий.

Сайт— группа веб-страниц, связанных гиперссылками и объединенных общей темой, автором, фирмой и т. п. Физически может располагаться на многих серверах, а не только на одном. Для маленького сайта используется термин «персональная» или «домашняя» веб-страница. Точной границы между сайтом и персональной страницей нет, так как она почти всегда состоит из нескольких HTML-документов, связанных друг с другом.

Сайты-сервисы— это сайты, предоставляющие платные или бесплатные услуги непосредственно в режиме онлайн (через Интернет): поисковые системы, каталоги, форумы, чаты, мастерские сайты, различные архивы, интернет-магазины.

Сетевая технология - использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Сетевая технология обучения –информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний.

TВ-технология - использование телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства обучаемых, по телефону, по сети Интернет.

Телеконференции - это вид сетевого сервиса, обеспечивающий пересылку сообщений пользователей, называемых статьями, на компьютеры всех участников.

Технологии виртуальной реальности - новые, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики. 

Технология телекоммуникацииэто совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном, в том числе и в рамках всемирной информационной сети Интернет.

Телекоммуникации – термин образован от греческого слова tele (далеко, вдаль) и латинского слова – communicatio  (общение). Современное значение термина «телекоммуникации» подразумевает такие средства дистантной передачи информации и информационного ресурса, как радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связь, основанные на применении современной компьютерной техники, информационных технологиях с привлечением оптоволоконных технологий.

Телекоммуникационная сеть реализует синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи. Эти комплексы объединяются в системы передачи-приема для информационного обеспечения региональных территорий. При этом возможен обмен текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных. Осуществление информационного обмена производится в реальном времени (синхронная телекоммуникация), с задержкой по времени (асинхронная телекоммуникация, в том числе электронная почта). Использование телекоммуникационных сетей в образовательных целях  позволяет: формировать умения составлять информационно емкие сообщения, сортировать информацию по определенному(ым) признаку(ам); обеспечивать непрерывность общения пользователя с центральным информационным банком данных; тиражировать передовые педагогические технологии как при одновременном обучении нескольких групп в различных регионах страны, так и при обучении территориально удаленных групп, «распределенных» по интересам и объединенных в творческие коллективы.

Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ – совокупность детерминированных средств и методов, реализованных на базе современных средств ИКТ, обеспечения информационного взаимодействия, реализация которых определяет заранее заданный результат  (в нашем случае педагогическое воздействие, направленное на достижение определенных образовательных целей).

Технология телекоммуникации – это совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном, в том числе и в рамках всемирной информационной сети Интернет.

Тест – измерительная процедура, включающая инструкцию и набор заданий, прошедшая широкую апробацию и стандартизацию.

Тестирование – измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы.

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать, или не содержать набор ответов для выбора.

Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыков – совокупность педагогических, методических, технических, организационных и кадровых ресурсов, задействованных в педагогическом тестовом контроле.

Корпоративный— это сайт, который принадлежит фирме или коммерческой, или некоммерческой организации, созданный с целью предоставления информации о своей деятельности.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Электронное учебное пособиеобразовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронное учебное пособие не может быть сведено к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Электронные конференции («электронные доски объявлений») позволяют принять участие в обсуждении интересующих проблем самому широкому кругу желающих, обеспечивая при этом участникам возможность одновременного «присутствия» сразу на нескольких конференциях, не отходя от своих компьютеров.

Электронный учебник (ЭУ) – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения

Электронное тестирование – компонент образовательного электронного издания, функционирующего на базе средств ИКТ, являющийся аналогом традиционного тестирования.

Эталон ответаобразец ответа на вопрос, предназначенный для сравнения с ответом обучаемого.

Услуги сети Интернет - комплекс функциональных возможностей, предоставляемых абонентам сети Интернет с помощью прикладных протоколов: электронная почта, прием и передача файлов, доступ к Web-документам, диалог в реальном времени (чат), терминальный доступ, хранение и поиск документов в сети и т. д. 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   97


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница