1. Диагностический этап
|
Задачи
|
Методы и приемы
|
Выявить уровень развития игровой деятельности
|
Наблюдение за самодеятельной игрой детей: когда играет, как долго играет, чем играет, один или вместе с другими детьми
|
2. Подготовительный этап
|
Задачи
|
Игра как деятельность:
|
Игра как средство воспитания
|
Игра как форма организации
|
-
Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений (на конкретную игру формулируется конкретная задача)
-
учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение)
-
обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых
-
учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду
| -
Создавать условия для развития психических процессов, творческих способностей
2. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми
| -
Развивать у детей способность к саморегуляции, ориентировать на достижение результатов деятельности
2. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве
|
Методы и приемы
|
-
Организация предметной развивающей среды для игры
-
внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования
-
наблюдение за трудом взрослых
-
дидактические игры с игрушками («Уложим куклу спать» и т.п.)
-
игры-этюды, инсценировки
-
чтение произведений художественной литературы
-
рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
| -
беседы после чтения произведений на выявление отношения детей к героям произведений, к людям разных профессий и результатам их труда
-
совместное изготовление игрушек для сюжетных игр
-
создание и обсуждение проблемных ситуаций с нравственной тематикой
-
занятия по конструированию с обыгрыванием построек
| -
Совместная деятельность воспитателя и детей по размещению атрибутов для сюжетной игры
-
игра-путешествие по группе
-
внесение и обыгрывание вместе с детьми предметов и игрушек
-
четкое выделение в режиме дня времени для сюжетной игры
|
3. Обучающий этап
|
Задачи
|
Игра как деятельность:
|
Игра как средство воспитания
|
Игра как форма организации
|
-
Научить детей способам выполнения реальных действий в игре
-
обучать ролевому взаимодействию
-
учить созданию игровых замыслов
-
учить действовать за игрушку
-
учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика)
-
Учить анализировать и оценивать себя в игре
-
Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители для решения игровых задач
-
Учить элементарному планированию игры (совместно с воспитателем)
-
Учить отвечать на вопросы воспитателя о своей игре
-
Учить вступать в игровое общение со сверстниками, договариваясь о совместных действиях
| -
способствовать развитию психических процессов: воображения, внимания, мышления
-
создавать условия для развития личностных качеств: дружелюбного отношения к сверстникам, эмпатии, настойчивости в достижении цели.
-
развивать стремление к самостоятельности, независимости, ответственности, способности к осознанному выбору.
-
развивать творческие и познавательные способности в игре
-
формировать умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры
| -
учить самоорганизации в игре
-
учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры
-
содействовать развитию самостоятельности, бережному отношению к игрушкам
|
Методы и приемы
|
-
Драматизации литературных произведений
-
Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию)
-
Беседа на этапе замысла игры (см. технологию Н.М.Крыловой)
-
Выставка игрушек, картин на тему сюжетной игры
-
Беседа (в середине или конце года): Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?
-
Беседа после игры (самоанализ)
-
Указания, советы воспитателя, направленные на помощь, активизирующее общение с ребенком во время игры (от игрушки)
-
Театр воспитателя (сама играет так, чтобы детям захотелось), показ ролевого поведения
-
Игры-занятия с игрушкой
-
Режиссерская игра
-
| -
Обсуждение перед игрой правил организации игры:
- игровых: «здесь будет дорожка, дочка будет жить в квартире с мамой и папой» и т.п.
- дисциплинирующих: не мешать друг другу, не ломать чужую постройку, убирать за собой
- организующих: когда заканчивать игру, как и куда убирать игрушки
2. Пример воспитателя
3. Пресечение действий, разрушающих игру других детей
4. Включение в игру нравственных ситуаций
5. Вопросы к детям после игры, направленные на анализ взаимоотношений: дружно играли? Быстро убрали игрушки?
|
1. Мотивация игры: от игрушки, от персонажа; изготовление игрушки для игры, предложение воспитателя.
|
4. Самостоятельная игра
|
Задачи
|
Игра как деятельность:
|
Игра как средство воспитания
|
Игра как форма организации
|
-
Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка)
-
Обогащение знаний, необходимых для развития сюжета
| -
Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами
-
Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры
|
Учить варьировать игровую среду
|
-
Повторные наблюдения за трудом взрослых
-
Внесение или изготовление нового атрибута для игры
-
Предложение воспитателя поиграть в эту игру
-
Показ иллюстраций, изображающих возможный поворот сюжета игры
-
Продолжение игры в течение длительного времени
| -
Наблюдение за игрой детей (фиксировать, чтобы потом проанализировать)
-
Беседа после игры: оценивается отношение к игровым персонажам, ролевые взаимоотношения, обсуждается перспектива игры
|
Наблюдение игры сверстников, младших (рек. Кравцовой: старшие смотрят, как играют малыши)
|
5 этап
|
Задачи
|
Методы
|
-
Создать условия для дальнейшего развития и коррекции игры
| -
Обогащение внутри игры
-
Соединение с другой игрой (игра «Семья» - с игрой «Гости»)
|
Повторная диагностика
|