Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»



Скачать 180.22 Kb.
Дата10.02.2016
Размер180.22 Kb.
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Педагогический институт физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Педагогика и психология высшей школы»
Направление подготовки: 49.06.01 Физическая культура и спорт

Направленность (профиль): Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Курс -1, семестр -1.

Распределение учебного времени:

Лекции - 14 час.

Практические занятия – 14 час.

Самостоятельная работа – 80 час.

Всего – 3 з.ед.

Москва 2015
1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Код контролируемой компетенции

(или ее части)

Содержание контролируемой компетенции

Характеристика (обязательного) порогового

уровня сформированности компетенции

у выпускника вуза

Наименование

оценочного средства

УК-1

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях



Знает:

принципы научно-исследовательской работы



-смежные области научного исследования;

-особенности работы с научно-исследовательскими аппаратом



Подготовка презентаций

Умеет:

вырабатывать комплексные научные подходы на основе современной науки



-организовывать научную работу;

-планировать и осуществлять научную работу



Владеет:

необходимой системой знаний в области теории и методики педагогики и психологии высшей школы



-методиками анализа информации

-методологией педагогических исследований



Имеет опыт деятельности:

Применения коммуникативных технологий в образовательной деятельности



- средства коммуникации;

- работа с привлечением информационных технологий



УК - 6

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития



Знает: средства и методы профессионального развития

- средства самообучения,

- методы самоконтроля






Умеет:

Использовать научные и образовательные технологии



-применять на практике научные технологии

-проверять ценность полученных результатов



Владеет:

необходимой системой знаний в области теории и методики педагогики высшей школы



- использовать возможности системы образования в своей профессиональной деятельности;

-отбирать эффективные образовательные технологии



Имеет опыт деятельности:

По самообразованию



- инновационными технологиями обучения;

- систематизации полученных знаний



ОПК-7

способностью к самосовершенствованию на основе традиционной нравственности



Знает: этические нормы в науке

- возможности, потребности и достижения, обучающихся в высшей школе;

-особенности развития педагогики высшей школы



Разбор проблемной ситуации

Умеет:

соблюдать этические нормы в общении с учёными, преподавателями.




-осуществлять коммуникацию с обучающимися и преподавателями;

Владеет:

способами соблюдения нравственных норм в научной деятельности




-современными образовательными технологиями

Имеет опыт деятельности:

в научном коллективе



-коммуникаций научных знаний;

- организации работы научного коллектива




2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся постоянно с применением разнообразных форм контроля в виде обсуждения прослушанного на лекциях материала, подготовки презентаций, участия в обсуждении вопросов развития и совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в системе высшего профессионального образования.

Постоянный контроль осуществляется и в процессе самостоятельной работы аспирантов посредством подготовки презентаций на заданную тему, написания рефератов по избранным темам.

Промежуточная аттестация аспирантов проводится в форме сдачи (зачета).

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы

Аспиранты обязаны посещать аудиторные занятия для освоения материалов программы. Применяемые формы обучения и организация самостоятельной работы с аспирантами направлена на формирование следующих компетенций:



  1. В результате сформированности компетенции «Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях» (УК-1). Аспирант знает основные направления реформирования системы образования, умеет выделять актуальные проблемы системы подготовки кадров в условиях высшей школы и владеет технологиями формирования и развития личности.

  2. В результате сформированности компетенции «Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития» (УК-6) аспирант знает возможности системы образования для повышения личного профессионального мастерства, умеет использовать информационные технологии для анализа и систематизации знаний, владеет современными технологиями обучения и воспитания.

  3. В результате сформированности компетенции «Способность актуализировать цели и задачи исследования в области фундаментальных проблем общей теории ФК, теории и методики ФВ, спорта, профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих, оздоровительной ФК, АФК, психологии ФК» (ПК-1). Аспирант знает компетентностный подход в системе образования, умеет подбирать средства и методы формирования необходимых компетенций, владеет технологиями формирования компетенций.

  4. В результате сформированности компетенции «способность систематизировать и обобщать знания в области фундаментальных проблем общей теории ФК, теории и методики ФВ, спорта, профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих, оздоровительной ФК, АФК, психологии ФК» (ПК-2). Аспирант знает основные тенденции и направления подготовки специалистов в системе физической культуры и спорта, умеет использовать информационные технологии для сбора, анализа и систематизации необходимой информации, владеет информационными технологиями для обеспечения этих умений.

Оценка аудиторной и самостоятельной деятельности аспирантов производится по критериям, представленным в технологической карте.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
»

Наименование

дисциплины / курса



Уровень/

ступень образования



Статус дис-циплины в раб.уч. плане


Количество зачетных единиц

Форма

отчетности



Курс, семестр

«Педагогика и психология высшей школы»

аспирантура

Относится к вариативной части Б1.В.ОД.1

В


3

зачет

1курс, 1 семестр

Смежные дисциплины по учебному плану:

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, теория и методика спорта, методология и технология управления подготовкой спортсменов высшей квалификации

ВВОДНЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)


Тема или задание текущей работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов






-

-

*

***




-

-

*

***

Итого:

*

***

БАЗОВЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)







Тема или задание текущей работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимально/

максимальное количество баллов



Посещение лекций

В теч. семестра

Аудиторн.

7

14

Активное участие в работе семинара

В теч. семестра

Аудиторн.

7

28

Сущность процесса обучения в современ-ной высшей школе. Инновации в современном образовании

Творческое задание

Аудиторн.

2

6

Педагогическое проектирование и педа-гогические технологии в высшей школе

Творческое задание

внеаудиторн

2

6

Профессионализм личности и структура профессиональной деятельности преподавателя

Творческое задание

внеаудиторн

2

6

Формы организации учебного процесса в высшей школе. Приемы и методы активизации занятий.

Творческое задание

внеаудиторн

2

6

Сущность процесса воспитания в высшей школе. Личность как субъект воспитания.

Творческое задание

внеаудиторн

2

6

Педагогические технологии как средство управления профессиональным становлением будущих специалистов

Творческое задание

внеаудиторн

2

6

Преподаватель ВУЗа и студент как субъекты профессиональной деятельности

Творческое задание

Аудиторн.

2

6










28

84

Зачет (ответ на вопросы)







30

30

Низший бал оценки составляет







61







ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестацион-ной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудит

Мин. Кол-во баллов

Макс. Кол-во баллов

Выбранная тема

Реферат и выступление

Внеаудиторная

5

10

или







Подготовка презентации

Презентация

Внеаудиторная

5

10

Итого:

10

20

Темы и задания дополнительного модуля рассчитаны на аспирантов, пропустивших занятия по уважительной причине. Причем темы и задания соответствуют темам и заданиям текущей аттестационной работы. Перед выполнением заданий, просьба проконсультироваться у преподавателя, ведущего данный курс или у академического консультанта.

Форма прохождения промежуточной аттестации: промежуточная аттестация выставляется по результатам текущих контрольных работ и работы на семинарских и практических занятиях. Допуск к зачету составляет 41 балл.


3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

Задание 1. Реферат

Подготовка реферата осуществляется аспирантами самостоятельно на основе изученного материала. Тему реферата по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» выбирает аспирант, руководствуясь сформировавшимся научным интересом. В процессе подготовки реферата аспирант должен ознакомиться со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усвоить материал, значительно превышающий по объему обычную учебную нагрузку.

Аспирант самостоятельно осуществляет подбор необходимой литературы и источников; умение находить и обрабатывать их является важнейшей составляющей оценки его исследования.

Реферат обязательно должен включать: план, введение, изложение содержания научного исследования, заключение и список использованной литературы и источников. При наличии приложений, они помещаются после заключения. Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты, заимствованные суждения и информация эксклюзивного характера должны быть подтверждены указанием источника (допускается сокращенный вариант сноски, например: [15, с. 223], где первая цифра – номер источника в общем списке, вторая – номер страницы).

Во введении следует изложить целевую установку, обосновать актуальность темы, дать краткий обзор литературы и источников, а при необходимости – и характеристику примененных аспирантом методов исследования. В основной части раскрывается суть проблемы, различные точки зрения на нее, существующие в современной науке, собственная оценка, являющаяся результатом проделанного аспирантом исследования. В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы, высказываются предложения по использованию результатов, полученных в процессе исследования, в дальнейшей учебной и (или) профессиональной деятельности.

Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата работы: необходимо придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа. Названия использованных работ в общем списке нумеруются арабскими цифрами и располагаются строго по алфавиту. Если аспирант использовал источники на иностранных языках, они располагаются в конце списка; при этом сохраняется единая нумерация.

На титульном листе выполненной научной работы должны быть обозначены: полное наименование вуза, кафедры, название работы, вид работы (реферат), фамилия, имя и отчество (полностью) аспиранта, ученая степень, должность, фамилия и инициалы научного руководителя, место и время (год) выполнения работы.

Реферат, научный обзор, аналитический конспект - критерии оценки (10 баллов)

Поиск и анализ информации:


  • Отбор актуальных и валидных источников по теме в печатных и Интернет изданиях 1 балл

  • Изложение основной темы, идеи, концепции в выбранных источниках по теме 1 балл

  • Сравнение различных профессиональных точек зрения, представленные в различных источниках по теме 1 балл

Адекватность структуры и содержания текста реферата:

  • План и структура в соответствие с задачей реферирования 1 балл

  • Отношение и профессиональное мнение к теме, идеям, концепциям в рассматриваемых в реферате источниках 1 балл

  • Промежуточные и итоговые выводы и заключения по теме 1 балл

Профессиональное изложения текста:

  • Владение современной профессиональной письменной лексикой 1 балл

  • Грамотное письменное формулирование своих и чужие идеи по теме 1 балл

  • Корректное цитирование источников в тексте и в сносках 1 балл

  • Составление библиографических списков источников по теме в соответствие с ГОСТ 1 балл.




Критерии оценки

Показатели

Количество баллов

Степень раскрытия сущности проблемы

6 балла


- соответствие плана теме

- соответствие содержания теме и плану

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- умение систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы


10/6

Соблюдение требований к оформлению

3 балл


- правильное оформление

- грамотность и культура изложения;

- соблюдение требований к оформлению


Грамотность

1 балл


- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.





Темы реферата

  1. Структура профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

  2. Основные типы профессионального мышления педагога.

  3. Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.

  4. Психологическая характеристика личностных качеств преподавателя.

  5. Критерии оценки качества профессионального вузовского обучения.

  6. Социальная роль специалиста как элемент содержания высшего образования.

  7. Граничные условия инновационной деятельности.

  8. Компонентный состав педагогической технологии.

  9. Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности.

  10. Модельное представление учебного содержания.

Задание 2. Подготовке мультимедийного образовательного проекта

Мультимедийный проект выполняется в виде презентации либо сайта аспиранта, которая оценивается по следующим критериям:



Критерии

Показатели

Новизна исследования

2 балла

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений


Степень раскрытия сущности проблемы

2 балла

- соответствие структуры презентации предъявляемым требованиям;

- соответствие содержания теме и структуре презентации;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- безупречное владение современными компьютерными информационными технологиями, использование в работе методов анализа новых информационных технологий и современного информационного обеспечения, умение их применять в профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по исследуемой теме и давать им критическую оценку;

- наличие обоснованных и имеющих практическую значимость выводов и рекомендаций для объекта исследования;

- логически последовательное, ясное, четкое представление результатов работы


Обоснованность выбора ИТ источников

1 балл

- полное соответствие основной и дополнительной литературы и источников по теме

Соблюдение требований к оформлению проекта

1 балл

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение материалов исследования;


- соблюдение требований к оформлению и объему;

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль выдержанный


Степень самостоятельности и активности

1 балл

- работа подготовлена творчески и самостоятельно;

- точные и глубокие ответы на вопросы, замечания и рекомендации преподавателя.

 


Максимальное количество баллов - 8

Тематика презентаций

  1. Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.

  2. Современные методы в гуманитарной психологии.

  3. Новация: сущность.

  4. Сущность педагогической технологии.

  5. Педагогическое проектирование педагогической деятельности.

  6. Анализ продуктивных и перспективных педагогических технологий.

  7. Управление процессом обучения.

  8. Система педагогических наук.

  9. Роль высшего образования в современной цивилизации.

  10. Зарубежный опыт развития образования.

  11. Методы активного обучения.

  12. Основные направления воспитания базовой культуры личности.

  13. Современные проблемы оценки и контроля деятельности профессорско-преподавательского состава.

  14. Ведущие функции обучения: воспитательная, развивающая и образовательная.

  15. Дидактические аспекты педагогики сотрудничества.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1.Структура профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

2.Основные типы профессионального мышления педагога.

3.Мотивационный, целевой, задачный, планирующее – прогностический, исполнительно-коррекционный и контрольно-оценочный компоненты профессионального мышления преподавателя.

4.Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.

5.Психологическая характеристика личностных качеств преподавателя.

6.Студент как субъект учебной  деятельности в ВУЗе.

7.Критерии оценки качества профессионального вузовского обучения.

8.Современные методы в гуманитарной психологии.

9.Социальная роль специалиста как элемент содержания высшего образования.

10.Новация: сущность.

11. Инновация: сущность, цели и задачи.

12.Граничные условия инновационной деятельности.

13.Основные положения и направления совершенствования учебно-программной документации.

14.Определение педагогической технологии. Компонентный состав педагогической технологии.

15.Психологическая характеристика  профессиональных качеств преподавателя.

16.Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности: сущность, принципы проектирования.

17.Проект учебной деятельности.

18.Перечислить наиболее продуктивные и перспективные педагогические технологии формирования динамически структурированных систем умственных действий. 

19.Модельное представление учебного содержания.

20.Управление процессом обучения.

21.Предмет и задачи педагогики. Основные категории.

22.Выдающиеся представители педагогической науки.

23.Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями знаний.

24.Особенности развития личности студента. Типология личности студента и преподавателя.

25.Зарубежные педагогические концепции воспитания и формирования личности.

26.Понятие системы образования. Принципы функционирования. Закон РФ об образовании.

27.Роль высшего образования в современной цивилизации.

28.Гуманизация и гуманитаризация образования высшей школы.

29.Содержание образования. Теории содержания образования. Пути его совершенствования в свете современных требований.

30.Зарубежный опыт развития образования.

31.Сущность процесса обучения в современной высшей школе.

32.Формы организации учебного процесса в высшей школе. Приёмы и методы активизации лекционных занятий.

33.Методы и средства обучения. Методы активного обучения.

34.Методы проблемного обучения, их сущность, особенности применения.

35.Закономерности и принципы обучения в высшей школе.

36.Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности: сущность, принципы проектирования.

37.Роль и функции оценки и отметки. Педагогические требования к оценке знаний, умений и навыков.

38.Содержание воспитания. Основные направления воспитания базовой культуры личности.

39.Специфика и структура педагогической деятельности. Личностные и профессиональные качества преподавателя высшей школы.

40.Культура педагогического общения.

41.Какие психолого-педагогические проблемы возникают на каждом из уровней управления педагогическими системами (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

42.Опишите процесс управления образовательными системами на федеральном, региональном, муниципальном уровне.

43.Современные проблемы оценки и контроля деятельности профессорско-преподавательского состава.

44.Сущность системы государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений.

45.Организация профессионального вузовского обучения как целенаправленного психолого–педагогического воздействия.

46.Основные дидактические отношения компонентов педагогического процесса.

47.Взаимоотношения педагогической теории, педагогического проектирования и педагогической практики.

48.Ведущие функции обучения: воспитательная, развивающая и образовательная. Смысл и значение отдельных функций, их взаимосвязь.

49.Особенности применения соответствующих методов при той или иной организации обучения.



50.Дидактические аспекты педагогики сотрудничества. Ведущие идеи педагогов-новаторов.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница