Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Педагогика и психология высшей школы»
Направление подготовки: 49.06.01 Физическая культура и спорт
Направленность (профиль): Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Курс -1, семестр -1.
Распределение учебного времени:
Лекции - 14 час.
Практические занятия – 14 час.
Самостоятельная работа – 80 час.
Всего – 3 з.ед.
Москва 2015
1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
Код контролируемой компетенции
(или ее части)
|
Содержание контролируемой компетенции
|
Характеристика (обязательного) порогового
уровня сформированности компетенции
у выпускника вуза
|
Наименование
оценочного средства
|
УК-1
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
|
Знает:
принципы научно-исследовательской работы
|
-смежные области научного исследования;
-особенности работы с научно-исследовательскими аппаратом
|
Подготовка презентаций
|
Умеет:
вырабатывать комплексные научные подходы на основе современной науки
|
-организовывать научную работу;
-планировать и осуществлять научную работу
|
Владеет:
необходимой системой знаний в области теории и методики педагогики и психологии высшей школы
|
-методиками анализа информации
-методологией педагогических исследований
|
Имеет опыт деятельности:
Применения коммуникативных технологий в образовательной деятельности
|
- средства коммуникации;
- работа с привлечением информационных технологий
|
УК - 6
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
|
Знает: средства и методы профессионального развития
|
- средства самообучения,
- методы самоконтроля
|
|
Умеет:
Использовать научные и образовательные технологии
|
-применять на практике научные технологии
-проверять ценность полученных результатов
|
Владеет:
необходимой системой знаний в области теории и методики педагогики высшей школы
|
- использовать возможности системы образования в своей профессиональной деятельности;
-отбирать эффективные образовательные технологии
|
Имеет опыт деятельности:
По самообразованию
|
- инновационными технологиями обучения;
- систематизации полученных знаний
|
ОПК-7
способностью к самосовершенствованию на основе традиционной нравственности
|
Знает: этические нормы в науке
|
- возможности, потребности и достижения, обучающихся в высшей школе;
-особенности развития педагогики высшей школы
|
Разбор проблемной ситуации
|
Умеет:
соблюдать этические нормы в общении с учёными, преподавателями.
|
-осуществлять коммуникацию с обучающимися и преподавателями;
|
Владеет:
способами соблюдения нравственных норм в научной деятельности
|
-современными образовательными технологиями
|
Имеет опыт деятельности:
в научном коллективе
|
-коммуникаций научных знаний;
- организации работы научного коллектива
|
2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся постоянно с применением разнообразных форм контроля в виде обсуждения прослушанного на лекциях материала, подготовки презентаций, участия в обсуждении вопросов развития и совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в системе высшего профессионального образования.
Постоянный контроль осуществляется и в процессе самостоятельной работы аспирантов посредством подготовки презентаций на заданную тему, написания рефератов по избранным темам.
Промежуточная аттестация аспирантов проводится в форме сдачи (зачета).
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.
3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы
Аспиранты обязаны посещать аудиторные занятия для освоения материалов программы. Применяемые формы обучения и организация самостоятельной работы с аспирантами направлена на формирование следующих компетенций:
-
В результате сформированности компетенции «Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях» (УК-1). Аспирант знает основные направления реформирования системы образования, умеет выделять актуальные проблемы системы подготовки кадров в условиях высшей школы и владеет технологиями формирования и развития личности.
-
В результате сформированности компетенции «Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития» (УК-6) аспирант знает возможности системы образования для повышения личного профессионального мастерства, умеет использовать информационные технологии для анализа и систематизации знаний, владеет современными технологиями обучения и воспитания.
-
В результате сформированности компетенции «Способность актуализировать цели и задачи исследования в области фундаментальных проблем общей теории ФК, теории и методики ФВ, спорта, профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих, оздоровительной ФК, АФК, психологии ФК» (ПК-1). Аспирант знает компетентностный подход в системе образования, умеет подбирать средства и методы формирования необходимых компетенций, владеет технологиями формирования компетенций.
-
В результате сформированности компетенции «способность систематизировать и обобщать знания в области фундаментальных проблем общей теории ФК, теории и методики ФВ, спорта, профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих, оздоровительной ФК, АФК, психологии ФК» (ПК-2). Аспирант знает основные тенденции и направления подготовки специалистов в системе физической культуры и спорта, умеет использовать информационные технологии для сбора, анализа и систематизации необходимой информации, владеет информационными технологиями для обеспечения этих умений.
Оценка аудиторной и самостоятельной деятельности аспирантов производится по критериям, представленным в технологической карте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
»
Наименование
дисциплины / курса
|
Уровень/
ступень образования
|
Статус дис-циплины в раб.уч. плане
|
Количество зачетных единиц
|
Форма
отчетности
|
Курс, семестр
|
«Педагогика и психология высшей школы»
|
аспирантура
|
Относится к вариативной части Б1.В.ОД.1
В
|
3
|
зачет
|
1курс, 1 семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
|
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, теория и методика спорта, методология и технология управления подготовкой спортсменов высшей квалификации
|
ВВОДНЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
|
-
|
-
|
*
|
***
|
|
-
|
-
|
*
|
***
|
Итого:
|
*
|
***
|
БАЗОВЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
|
Тема или задание текущей работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Минимально/
максимальное количество баллов
|
Посещение лекций
|
В теч. семестра
|
Аудиторн.
|
7
|
14
|
Активное участие в работе семинара
|
В теч. семестра
|
Аудиторн.
|
7
|
28
|
Сущность процесса обучения в современ-ной высшей школе. Инновации в современном образовании
|
Творческое задание
|
Аудиторн.
|
2
|
6
|
Педагогическое проектирование и педа-гогические технологии в высшей школе
|
Творческое задание
|
внеаудиторн
|
2
|
6
|
Профессионализм личности и структура профессиональной деятельности преподавателя
|
Творческое задание
|
внеаудиторн
|
2
|
6
|
Формы организации учебного процесса в высшей школе. Приемы и методы активизации занятий.
|
Творческое задание
|
внеаудиторн
|
2
|
6
|
Сущность процесса воспитания в высшей школе. Личность как субъект воспитания.
|
Творческое задание
|
внеаудиторн
|
2
|
6
|
Педагогические технологии как средство управления профессиональным становлением будущих специалистов
|
Творческое задание
|
внеаудиторн
|
2
|
6
|
Преподаватель ВУЗа и студент как субъекты профессиональной деятельности
|
Творческое задание
|
Аудиторн.
|
2
|
6
|
|
|
|
28
|
84
|
Зачет (ответ на вопросы)
|
|
|
30
|
30
|
Низший бал оценки составляет
|
|
|
61
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
|
Тема или задание текущей аттестацион-ной работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудит
|
Мин. Кол-во баллов
|
Макс. Кол-во баллов
|
Выбранная тема
|
Реферат и выступление
|
Внеаудиторная
|
5
|
10
|
или
|
|
|
Подготовка презентации
|
Презентация
|
Внеаудиторная
|
5
|
10
|
Итого:
|
10
|
20
|
Темы и задания дополнительного модуля рассчитаны на аспирантов, пропустивших занятия по уважительной причине. Причем темы и задания соответствуют темам и заданиям текущей аттестационной работы. Перед выполнением заданий, просьба проконсультироваться у преподавателя, ведущего данный курс или у академического консультанта.
Форма прохождения промежуточной аттестации: промежуточная аттестация выставляется по результатам текущих контрольных работ и работы на семинарских и практических занятиях. Допуск к зачету составляет 41 балл.
3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.
Задание 1. Реферат
Подготовка реферата осуществляется аспирантами самостоятельно на основе изученного материала. Тему реферата по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» выбирает аспирант, руководствуясь сформировавшимся научным интересом. В процессе подготовки реферата аспирант должен ознакомиться со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усвоить материал, значительно превышающий по объему обычную учебную нагрузку.
Аспирант самостоятельно осуществляет подбор необходимой литературы и источников; умение находить и обрабатывать их является важнейшей составляющей оценки его исследования.
Реферат обязательно должен включать: план, введение, изложение содержания научного исследования, заключение и список использованной литературы и источников. При наличии приложений, они помещаются после заключения. Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты, заимствованные суждения и информация эксклюзивного характера должны быть подтверждены указанием источника (допускается сокращенный вариант сноски, например: [15, с. 223], где первая цифра – номер источника в общем списке, вторая – номер страницы).
Во введении следует изложить целевую установку, обосновать актуальность темы, дать краткий обзор литературы и источников, а при необходимости – и характеристику примененных аспирантом методов исследования. В основной части раскрывается суть проблемы, различные точки зрения на нее, существующие в современной науке, собственная оценка, являющаяся результатом проделанного аспирантом исследования. В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы, высказываются предложения по использованию результатов, полученных в процессе исследования, в дальнейшей учебной и (или) профессиональной деятельности.
Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата работы: необходимо придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа. Названия использованных работ в общем списке нумеруются арабскими цифрами и располагаются строго по алфавиту. Если аспирант использовал источники на иностранных языках, они располагаются в конце списка; при этом сохраняется единая нумерация.
На титульном листе выполненной научной работы должны быть обозначены: полное наименование вуза, кафедры, название работы, вид работы (реферат), фамилия, имя и отчество (полностью) аспиранта, ученая степень, должность, фамилия и инициалы научного руководителя, место и время (год) выполнения работы.
Реферат, научный обзор, аналитический конспект - критерии оценки (10 баллов)
Поиск и анализ информации:
-
Отбор актуальных и валидных источников по теме в печатных и Интернет изданиях 1 балл
-
Изложение основной темы, идеи, концепции в выбранных источниках по теме 1 балл
-
Сравнение различных профессиональных точек зрения, представленные в различных источниках по теме 1 балл
Адекватность структуры и содержания текста реферата:
-
План и структура в соответствие с задачей реферирования 1 балл
-
Отношение и профессиональное мнение к теме, идеям, концепциям в рассматриваемых в реферате источниках 1 балл
-
Промежуточные и итоговые выводы и заключения по теме 1 балл
Профессиональное изложения текста:
-
Владение современной профессиональной письменной лексикой 1 балл
-
Грамотное письменное формулирование своих и чужие идеи по теме 1 балл
-
Корректное цитирование источников в тексте и в сносках 1 балл
-
Составление библиографических списков источников по теме в соответствие с ГОСТ 1 балл.
Критерии оценки
|
Показатели
|
Количество баллов
|
Степень раскрытия сущности проблемы
6 балла
|
- соответствие плана теме
- соответствие содержания теме и плану
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
|
10/6
|
Соблюдение требований к оформлению
3 балл
|
- правильное оформление
- грамотность и культура изложения;
- соблюдение требований к оформлению
|
Грамотность
1 балл
|
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- литературный стиль.
|
Темы реферата
-
Структура профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
-
Основные типы профессионального мышления педагога.
-
Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.
-
Психологическая характеристика личностных качеств преподавателя.
-
Критерии оценки качества профессионального вузовского обучения.
-
Социальная роль специалиста как элемент содержания высшего образования.
-
Граничные условия инновационной деятельности.
-
Компонентный состав педагогической технологии.
-
Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности.
-
Модельное представление учебного содержания.
Задание 2. Подготовке мультимедийного образовательного проекта
Мультимедийный проект выполняется в виде презентации либо сайта аспиранта, которая оценивается по следующим критериям:
Критерии
|
Показатели
|
Новизна исследования
2 балла
|
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
|
Степень раскрытия сущности проблемы
2 балла
|
- соответствие структуры презентации предъявляемым требованиям;
- соответствие содержания теме и структуре презентации;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- безупречное владение современными компьютерными информационными технологиями, использование в работе методов анализа новых информационных технологий и современного информационного обеспечения, умение их применять в профессиональной деятельности;
- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по исследуемой теме и давать им критическую оценку;
- наличие обоснованных и имеющих практическую значимость выводов и рекомендаций для объекта исследования;
- логически последовательное, ясное, четкое представление результатов работы
|
Обоснованность выбора ИТ источников
1 балл
|
- полное соответствие основной и дополнительной литературы и источников по теме
|
Соблюдение требований к оформлению проекта
1 балл
|
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение материалов исследования;
- соблюдение требований к оформлению и объему;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- литературный стиль выдержанный
|
Степень самостоятельности и активности
1 балл
|
- работа подготовлена творчески и самостоятельно;
- точные и глубокие ответы на вопросы, замечания и рекомендации преподавателя.
|
Максимальное количество баллов - 8
Тематика презентаций
-
Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.
-
Современные методы в гуманитарной психологии.
-
Новация: сущность.
-
Сущность педагогической технологии.
-
Педагогическое проектирование педагогической деятельности.
-
Анализ продуктивных и перспективных педагогических технологий.
-
Управление процессом обучения.
-
Система педагогических наук.
-
Роль высшего образования в современной цивилизации.
-
Зарубежный опыт развития образования.
-
Методы активного обучения.
-
Основные направления воспитания базовой культуры личности.
-
Современные проблемы оценки и контроля деятельности профессорско-преподавательского состава.
-
Ведущие функции обучения: воспитательная, развивающая и образовательная.
-
Дидактические аспекты педагогики сотрудничества.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1.Структура профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
2.Основные типы профессионального мышления педагога.
3.Мотивационный, целевой, задачный, планирующее – прогностический, исполнительно-коррекционный и контрольно-оценочный компоненты профессионального мышления преподавателя.
4.Решение творческих профессиональных задач в процессе педагогической деятельности.
5.Психологическая характеристика личностных качеств преподавателя.
6.Студент как субъект учебной деятельности в ВУЗе.
7.Критерии оценки качества профессионального вузовского обучения.
8.Современные методы в гуманитарной психологии.
9.Социальная роль специалиста как элемент содержания высшего образования.
10.Новация: сущность.
11. Инновация: сущность, цели и задачи.
12.Граничные условия инновационной деятельности.
13.Основные положения и направления совершенствования учебно-программной документации.
14.Определение педагогической технологии. Компонентный состав педагогической технологии.
15.Психологическая характеристика профессиональных качеств преподавателя.
16.Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности: сущность, принципы проектирования.
17.Проект учебной деятельности.
18.Перечислить наиболее продуктивные и перспективные педагогические технологии формирования динамически структурированных систем умственных действий.
19.Модельное представление учебного содержания.
20.Управление процессом обучения.
21.Предмет и задачи педагогики. Основные категории.
22.Выдающиеся представители педагогической науки.
23.Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями знаний.
24.Особенности развития личности студента. Типология личности студента и преподавателя.
25.Зарубежные педагогические концепции воспитания и формирования личности.
26.Понятие системы образования. Принципы функционирования. Закон РФ об образовании.
27.Роль высшего образования в современной цивилизации.
28.Гуманизация и гуманитаризация образования высшей школы.
29.Содержание образования. Теории содержания образования. Пути его совершенствования в свете современных требований.
30.Зарубежный опыт развития образования.
31.Сущность процесса обучения в современной высшей школе.
32.Формы организации учебного процесса в высшей школе. Приёмы и методы активизации лекционных занятий.
33.Методы и средства обучения. Методы активного обучения.
34.Методы проблемного обучения, их сущность, особенности применения.
35.Закономерности и принципы обучения в высшей школе.
36.Педагогическое проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности: сущность, принципы проектирования.
37.Роль и функции оценки и отметки. Педагогические требования к оценке знаний, умений и навыков.
38.Содержание воспитания. Основные направления воспитания базовой культуры личности.
39.Специфика и структура педагогической деятельности. Личностные и профессиональные качества преподавателя высшей школы.
40.Культура педагогического общения.
41.Какие психолого-педагогические проблемы возникают на каждом из уровней управления педагогическими системами (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
42.Опишите процесс управления образовательными системами на федеральном, региональном, муниципальном уровне.
43.Современные проблемы оценки и контроля деятельности профессорско-преподавательского состава.
44.Сущность системы государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений.
45.Организация профессионального вузовского обучения как целенаправленного психолого–педагогического воздействия.
46.Основные дидактические отношения компонентов педагогического процесса.
47.Взаимоотношения педагогической теории, педагогического проектирования и педагогической практики.
48.Ведущие функции обучения: воспитательная, развивающая и образовательная. Смысл и значение отдельных функций, их взаимосвязь.
49.Особенности применения соответствующих методов при той или иной организации обучения.
50.Дидактические аспекты педагогики сотрудничества. Ведущие идеи педагогов-новаторов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |