Лебедева С. П. Мдоу «Детский сад Сказка»



Скачать 250,44 Kb.
Дата22.02.2016
Размер250,44 Kb.
#10713
ТипЛитература

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» www.методкабинет.рф




«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста»


Лебедева С. П.

МДОУ «Детский сад Сказка»

воспитатель


Оглавление


Лебедева С. П. 2

МДОУ «Детский сад Сказка» 2

воспитатель 2

Оглавление 2

Введение 3

1. Сущность понятия "положительные взаимоотношения" детей среднего дошкольного возраста 5

3.Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 13

Вывод по главе 17

Заключение 18

Литература 20




Введение


На сегодняшний день, в век информатики и технических достижений, человечество пользуется современной техникой, в нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – СМИ, интернет и т.д. И несомненно то, что снижается когнитивное значение процесса непосредственного общения между людьми.

А что же можно сказать об умении ребенка строить взаимоотношения с окружающим миром. Развитие взаимоотношений детей можно обозначить как одну из проблем современного общества, волнующую не только родителей, специалистов психолого-педагогической сферы деятельности, но и общество в целом.

Проблема развития межличностных отношений детей дошкольного возраста актуальна тем, что это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.

В современной психолого-педагогической литературе вопрос развития взаимоотношений детей освещён недостаточно, что особенно необходимо в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В области образования в 2013 году был утвержден Приказом министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013г. федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования, на основании которого одним из образовательных областей является коммуникативно-личностное развитие, где одним из целевых ориентиров дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении и способен выбирать себе участников совместной деятельности;

- ребёнок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. [27].

Таким образом, формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста является важным и актуальным процессом на сегодняшний день.

Цель исследования - выявление влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать сюжетно - ролевые игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

2. Выявить опытным путем эффективность применения сюжетно-ролевых игр в формировании положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

В работе использовались методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогом дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с целью формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраст

1. Сущность понятия "положительные взаимоотношения" детей среднего дошкольного возраста


В педагогической науке интерес к проблеме взаимоотношений в сфере воспитания появился в конце ХVIII века. Крупнейшие прогрессивные педагоги прошлого века совершенно определенно утверждали немаловажную роль общения со сверстниками для развития самосознания ребенка, для становления гражданина, для появления или угасания познавательных и общественных интересов, для воспитания гуманности или появления у детей равнодушия, жестокости и т.д. [16. c.10].

Из всей совокупности отношений человека к окружающему, одним из видов является личные отношения. Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие «взаимоотношения». Определяя понятие «взаимоотношения», следует подчеркнуть в соответствии с семантикой термина, что это обязательное взаимное отношение человека к человеку.

Взаимоотношения - это обязательно прямые межличностные отношения. В них всегда должна сохранятся действительная возможность взаимности.

[8. c.32].

Умение понимать все, что происходит между людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, это способность, значение которой трудно переоценить. [14. c.122].

Изучение связей между людьми представляет острейший практический интерес: ведь от того как они складываются зависит настроение людей, их духовный комфорт, «психологический климат». [11. c.106].

Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дошкольники должны проводить больше времени - с взрослым или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос важно подчеркнуть, что здесь не может быть альтернативы – «или-или». Общение со сверстникам вносит свой вклад в становление личности, поскольку оно имеет ряд особенностей, качественно отличающих его от общения взрослых. [22. c.77].

В общении складываются отношения ребенка с окружающими людьми, в общении они проверяются и на общение обратно влияют.

Я.Л.Коломенсктй тщательно разграничивая общение и взаимоотношения вместе с тем признает, что общение – это такое информационное, предметное и т.д. взаимодействие между людьми в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения. [11. c.199].

Опыт общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшие развитие личности ребёнка. Это первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, другим, миру в целом.

В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом в общении с взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстниками:

- деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса, совместной деятельности.

- личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в отношении сверстника отношение к себе и практически игнорирует все остальное.

- познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которого можно использовать с целью познания и самопознания. [9. c.199].

На протяжении дошкольного возраста, повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений, содержательность обоснований выбора детей (от чисто внешних предметных качеств до личностных характеристик).

Избирательные привязанности детей находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Р.А. Смирнова составила небольшую сводку тех особенностей, которые указывают психологи в качестве основы дружеских привязанностей между детьми в основном дошкольного возраста. Из них были выделены следующие качества ребенка:

Нравственные качества (чуткость, отзывчивость, умение договориться, проявление заботы, взаимопомощь, справедливость);

Дружелюбие;

Внимание к сверстнику;

Личностные качества (приветливость, учет интересов товарищей, намерение партнеров);

Умение и деловые успехи товарищей(умение организовывать игру, трудиться, учиться);

Морально-волевые качества;

Эмоционально-волевые качества, уравновешенность;

Интеллектуальные качества; внешняя привлекательность.

Таким образом, рассматривая данную сводку, можно выделить следующее, что в большинстве случаев исследователи подчеркивают значение личных особенностей ребенка для его успеха в дружеских отношениях, причем в основном они характеризуют стиль общения дошкольников со своими товарищами - это мягкость, внимание, эмоциональная уравновешенность, отзывчивость. Вместе с тем ярко подчеркивается значение совместной деятельности, в которой дошкольник выявляет эти качества, а кроме того демонстрируют свои интеллектуальные и волевые возможности. [11. c.109-111].

Понятия дружеские отношение рассматриваются не только как симпатию, привязанность, как интимное чувство между отдельными детьми, которое проявляется уже в раннем детстве. В числе важных показателей дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста называются чуткость, и отзывчивость, забота, помощь и взаимопомощь, стремление преодолеть личное желание в пользу других, взаимная выручка, общность интересов, переживаний и целей, добросовестное выполнение поручений, обязанностей, как и игровых обязательств и правил, чувство справедливости, умения подчинятся требования сверстников, известная объективность в оценке в поведении товарищей и самооценке. [13. c.84].



2. Особенности формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения. Нам часто кажется, что такие способности изначально свойственны ребенку. Наблюдения показывают: то, что представляется складывающим стихийно, уходит корнями в воспитание, которое состоит порой из незначительных на первый взгляд мелочей.

Дети рано начинают проявлять интерес друг к другу, но как много времени проходит, до той поры, пока они овладеют правилами общения, научаться ладить, уступать друг другу, уважать другие интересы.

Когда, с какого момента мы должны учить детей общаться? Очевидно тогда, когда появляются первые ростки их интереса друг к дугу. Внимание сверстника часто сочетается с отношениями к нему как к интересному объекту. Именно теперь и наступает момент, когда взрослый может помочь малышу увидеть в другом ребенке человека.. Прежде всего нужно поддерживать контакты детей «глаза в глаза» Это один из важных компонентов общения.

Привлечение внимания к малышу, глазам другого ребенка, название его по имени, ласковое поглаживание - один из способов установления личностного контакта между детьми, возникновение положительной направленности друг на друга. Полезны и совместные игры взрослого с детьми, в ходе которых взрослый одобряет их действия, поддерживает положительные эмоции по отношению к сверстнику. Хотя центром внимания в этой ситуации будет взрослый, именно в его руках окажутся нити, связывающие двух маленьких людей. Участвуя в игре сначала по инициативе взрослого, малыши в последствии сами вступают в контакты, обогащая их проявлением своей непосредственности, внося новые элементы. [13. c.113-114].

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, которые переживают их дети, и естественно не придают широкого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитии личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения к себе, другим, миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога. [9. ст.92].

В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят объединённых по разнообразным признакам. Человек как личность формируется в группе и является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена вовсю систему отношений.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже как правило неразрывно связаны с другими детьми. И чем старше становиться ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Начиная с 4-х летнего возраста сверстник становиться для ребенка более предпочтительным и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор с кем гулять или играть: с приятелем или с мамой, то большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.

Взрослым необходимо создать условия для общения со сверстниками, формируя положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям, привлекать внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявление сочувствия, сопереживания другому ребенку. Также можно организовывать совместные игры, учить координировать свои действия, учитывая желания детей. Нужно помогать детям мирно разрешать конфликты, указывая на достоинство друг друга, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия. Поощрять проявление чувства сопереживания эмоциональным состоянием других людей. Развивать способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др. [6. ст.110].

Общение дошкольника со сверстниками изучалось и изучается А. Усовой, Т. Марковой, М. Лисиной, Т. Репиной. Эти ученые используют понятие «детское общество», под которым подразумевается группа детей, имеющая определенный возрастной состав, где происходит их социализация. Т. Репина, давая характеристику группе детского сада, подчеркивает, что статус каждого ребенка в группе зависит от его общительности и личностных качеств. Все это определяется стилем воспитания в семье, опытом общения, типом высшей нервной деятельности, установками, которые дают взрослые. М. Лисина показала, что в дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребенка со сверстниками:

1) от 3—4 лет — сверстники выступают для дошкольника как фон для самоутверждения;

2) после 4 лет сверстник находится для ребенка в центре внимания, возникают первые симпатии, детская дружба.

Т. Репина показала, что ребенок строит свои взаимоотношения со сверстниками по-разному: — на основе положительных эмоций; — нейтральные; — формальные; — негативные; — страстные.

Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и отрицательными. Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений (Т. Маркова). Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены в зарубежной психологии (Б. Спок, А. Фромм). Различают два типа отрицательных взаимоотношений: наступательные (использование силы, драки, угроз) и оборонительные (дети вынуждены реагировать, чтобы защищаться).

Причинами отрицательных взаимоотношений являются особенности воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический микроклимат. В работах С. Якобсон, Б. Спока подчеркивается необходимость коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в частности игровая коррекция.

Современный педагог, зная особенности общения ребенка со взрослыми, со сверстниками, педагогами, должен создавать педагогические условия для развития, воспитания детей с помощью общения, способствовать развитию способностей, усвоению опыта общения; более успешно дети осваивают новые виды деятельности, т.е. общение содействует социальному, интеллектуальному, личностному развитию ребенка. Подобный развивающий эффект не достигается спонтанно, но лишь благодаря профессионализму педагога. Общение в дошкольном учреждении протекает на специально организованных занятиях (регламентированное общение), на праздниках (частично регламентированное общение), как свободная форма общения. Регламентированное общение не должно терять личностно-ориентированной направленности, разнообразия, эмоциональности, что важно для развития ребенка. Частично регламентированное общение позволяет формировать у детей деловые качества (быть ведущими на празднике), формирует организаторские способности. Свободное общение в наибольшей степени способствует социальной адаптации, формированию умений в разных видах деятельности, закрепляет навыки контактности, открытости, культуры поведения, общения.

Можно выделить существующие в современных дошкольных учреждениях проблемы общения: однообразие, излишняя заорганизованность детей, преобладание авторитарного стиля общения.

Для успешной организации общения дошкольников педагоги должны реализовывать следующие условия: использовать разнообразные средства общения (язык, поза, мимика и др.); задействовать различные функции общения (коммуникативную, перцептивную); применять различные формы и стили общения в зависимости от ситуации, с преобладанием демократического стиля; практиковать технологию педагогического общения (создание условий, культура общения, педагогическая поддержка).

Современный педагог должен уметь использовать большие возможности своей речи в общении с детьми, чтобы передать информацию, предложить детям задать вопросы, рассказывать, описывать взаимоотношения, чувства окружающих людей, располагать детей к размышлениям, пробуждать фантазию, использовать речь в виде инструкции, одобрения, обоснования, вносить элементы неожиданности, новизны. Общение педагога с детьми должно быть содержательным, проблемным. Целесообразно использовать коллективное и индивидуальное общение, разговор по душам, тет-а-тет. [25. 145-147]

3.Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх


Ситуативно-деловое общение - наиболее типично для дошкольного детства. Примерно в четыре года у детей, посещающих дневные группы детского сада, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочтительным партнером. Роль общения со сверстниками старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Эпоха ее расцвета – четыре-шесть лет. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли и т.д. Но самое главное: с четырех лет сюжетно-ролевая игра по-настоящему становиться коллективной. Одному ребенку уже не справиться с драматизацией замысла. Требуется участие двух, трех, а то и более детей. И нужно чтоб каждый разыгрывал свою партию проникновенно и полнокровно.

В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся между собой к деловому сотрудничеству. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. [26. c.22-23].

Игровая деятельность как особая форма действительности путем ее воспроизведения, моделирования, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Познавательные сферы и все сферы личности дошкольника наиболее интенсивно развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослого и в специально игровых, воображаемых создаваемых условиях моделирует деятельность взрослых людей и отношений между ними.

Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

В связи с развитием содержания игры, игрового творчества происходит сложный процесс формирования детского коллектива.

Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения. Еще Л.С.Выготский отмечал сложный двойственный характер переживаний ребенка в игре. Когда он входит в образ, его переживания как действующего лица сильны и искренне. И в тоже время он остается самим собой, его личные чувства могут не совпадать с игровыми.

Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений. На этого указывала А.П.Усова: по ее мнению в игре формируется общественность - важное качества, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.

Детский коллективизм в игре формируется постепенно под влиянием работы воспитателя.

Итак, детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, а сформированность помогают установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Начало совместных игр еще не обозначает, что ребенок дружески относится к товарищам. Задача воспитателя – пробудить чувство симпатии, благодарности, уважения, к товарищам, удовлетворение от того, что позаботился о других. Содержание многих игр требует проявление дружеских чувств, внимание к окружающим.

Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств, коллективизма начинается с того что он приучает малышей бережно, с уважением относится к игре товарищей. [13. c.83].

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистичные мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых. В таком случае надо показать ребенку, что и другие не хуже его умеют строить, придумывать игру. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным и совсем не нужно за всякий товарищеский поступок хвалить ребенка.

Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Менджерицской Д.В., Михайленко Н.Я, Эльконин Д.Б. и др. [17. ст.42].

Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретно психолого-педагогических исследованиях. Ученые особо подчёркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с дошкольного возраста. Общение дети реализуют в основном в совместных играх и в это время очень важно вовлекать детей в игру, создавать воспитателю атмосферу общей увлеченности, вызывать эмоциональный подъем, обеспечивает активный интерес к игре.

Игру можно назвать одним из способов решения проблемных ситуаций. Ее можно использовать в виде групповых упражнений по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Основным условием успешного внедрения игр на общение всегда остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображения, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию. Следит за точностью действий или движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача заключается в том, чтобы не только научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, но и закреплять положительные моменты общения для переноса их в повседневную жизнь ребенка. А процесс педагогического руководства формирования детских взаимоотношений в играх на общение можно представить как одновременное влияние педагога на личностное качества ребенка, на его деятельность, главным образом на умении избирать роль и выполнять ее. [1. ст.15-16]

Вывод по главе


Таким образом, рассмотрев теоретические основы формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательность в отношениях определяется потребностями человека. Избирательные отношения во многом зависят от коммуникативной потребности.

Характер общения обусловливает особенности взаимоотношения людей. Но и взаимоотношения, раз возникнув, в свою очередь воздействуют на процессы общения.

Партнер, который позволяет удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.

Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах. [11. c.133].

Важным условием формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста является использование различных методов и средств, воспитание у дошкольников чувства дружбы и взаимопомощи, сопереживания и понимания чувств других, всевозможных дидактических материалов.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Человек среди людей - вот основное содержание сформированной сюжетно-ролевой игры, из которого вытекает все многообразие сюжетов детских игр.

В сюжетно - ролевых играх кроются два пласта отношений: игровые, или ролевые, и реальные.

Ролевое общение реализующее сюжет, направлено на развитие взятой роли и имеет место лишь в условиях мнимой ситуации. Реальное общение, т.е. общение, направленное на реализацию реальных взаимоотношений в игре имеет служебный характер, подчинённый ролевым взаимоотношениям. [26. ст. 66].

У воспитателей дошкольного учреждения есть возможность упражнять детей в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Так как ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, следовательно, сюжетно-ролевая игра способствует формированию качеств личности, необходимых для воспитания культуры поведения.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и педагогов: Р.И.Жуковская, А.П.Усрва, Н.К.Крупская. Таким образом, имеются достаточные основания для разработки содержания педагогической работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. [18. c.92].

Заключение


Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности формирования положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной деятельности определяется социальной востребованностью личности, способности к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. До этого ребенок относился к другим детям как к игрушке, как к интересному, но не одушевленному предмету, не видя в нем такого же, как он сам, человека, не обращая внимания на его протесты, когда делала ему больно. Общение детей со сверстниками происходит в своеобразной форме.

Наиболее эффективным способом формирования положительных взаимоотношений детей является сюжетно – ролевая игра.

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания требует от ребенка устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения и т.д.

Игра как средство нравственного воспитания непременно должна иметь эстетическое содержание. На развитие дружбы между детьми значительное влияние оказывает содержательная, длительная по своему характеру сюжетно-ролевая игра. Если воспитанию дружбы педагог уделяет особое внимание, то на первый план выступает ее эмоциональная и интеллектуально-моральная стороны, основу которых составляют такие качества личности, как отзывчивость, симпатия, стремление преодолеть свое желание в пользу другого, желание помочь товарищу, общность игровых и других целей. Дружеские взаимоотношения будут отражаться в соответствующих действиях, поступках, поведении и деятельности, в добрых словах.

Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Так как ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, следовательно, сюжетно-ролевая игра способствует формированию качеств личности, необходимых для воспитания культуры поведения.

Таким образом целенаправленная, систематическая работа по развитию ролевого общения будет свидетельствовать о том, что творческая игра- это средство формирования культуры общения, а как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщенна и доставляет каждому ребенку удовольствие уже самим своим процессом ,дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания.

Литература


1. Бондарчук, Л. Н. Использование игр на общение в развитии взаимоотношений детей в условиях детского сада [Текст] / Л. Н. Бондарчук // Актуальные проблемы специального образования и социальной помощи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 13-14 мая 2010г.) : в 2-х ч. ч. 2 / Под. ред. Н. А. Першиной, Л. А. Студенкиной. – Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2010. – 351 с.

2. Белая, К. Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры : По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-336с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : СПб. : Питер, 2008. - 400с.

4.Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры дошкольников: практическое пособие – 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008.- 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Галигузова, Н. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения : от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

6. Дошкольное воспитание 2003

7. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1998. - 96 с.

8. Коломинский, Я. Л. Психология отношения в малых группах (Общие и возрастные особенности) [Текст] : Учеб. пособие 2 – е изд, доп. – Мн. : ТетраСистемс, 2000. - 432 с.

9. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] : учебное пособие / О. О. Косякова. - Ростов Н /Д : Феникс, 2007. - 415с.

10. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб., 2003.

11. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / Науч. исслед. - ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. – 144 с.

12. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. Я. Короткова. - 3-е изд., испр - М. : Линка - Пресс, 2009. – 96 с.

13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982. -128 с.

14. Мелибруда, Е. Я – Ты - Мы : Психолг. возможности улучшения общения : Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалева и А. Б. Добровича. - М. : Прогрес, 1986. – 256 с.

15. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М. : Линка - Пресс, 1997. – 176 с.

16. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М. : Педагогика, 1984. – 112с.

17. Наука и образование: проблемы и перспективы [Текст] : материалы 12-ой региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся (Бийск, 16-17 мая 2010г) : в 2-х ч. ч. 1 / Под. ред. Н. А. Рыбаковой; [и др.]. – Бийск : Алтайская академия им. В. М. Шукшина, 2010. – 391 с.

18. Наука и образование: проблемы и перспективы [Текст] : материалы 13-ой региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся (Бийск, 15-16 апреля 2011г): в 2-х ч. ч. 1 / Под. ред. Т. Н. Зотовой; ред. Е. П. Шабалиной [и др.]. – Бийск : Алтайская академия им. В. М. Шукшина, 2011. – 281 с.

19. Немонов, Р. С. Психология [Текст] : Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

20. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / сост. Г. А. Урунтаева - 2-е изд., Стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 384 с.

21. Репина, Т. А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1998. – 231 с.

22. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет [Текст] : учебник для педагогических училищ и вузов. - М. : Школа - Пресс, 1997. - 384с.

23. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками : Учебное пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 192 с.

24. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

25. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Турченко. — 3-е изд., стер. — М. : ФлИнТа, 2013. — 256 с.

26. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.



27. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронные ресурс]. – Режим доступа

http://nsportal.ru/blog/detskiisad/all/2013/10/11/federalnye-gosudarstvennye-standarty-v-doshkolnom-obrazovanii



Каталог: attachments
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
attachments -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
attachments -> Педагогическое мастерство и педагогический опыт: теория, практика, технология
attachments -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
attachments -> Методические рекомендации по информированию родителей
attachments -> Адреса распространения

Скачать 250,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница