Лаврова Е. Н. Учитель высшей категории изо и черчения применение методов развивающего обучения рисунку



Скачать 139.51 Kb.
Дата24.04.2016
Размер139.51 Kb.
Лаврова Е.Н.

Учитель высшей категории

ИЗО и ЧЕРЧЕНИЯ
Применение методов развивающего обучения рисунку

учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях
Кардинальные изменения общественной и культурной жизни затрагивают как общество в целом, так и систему школьного образования. Повышаются требования к содержанию и методам обучения, нравственным позициям преподавателей, участвующих в образовательном процессе. Эти изменения актуализируют внедрение педагогических новшеств, усиливают роль развивающей функции образовательного процесса.

Инновационные формы и методы обучения на современном этапе преобразований школьных программ представляют собой педагогические нововведения, перерастающие рамки образовательной сферы. Они становятся важнейшим фактором самоорганизации образовательных процессов. Характер и направленность инноваций, идущих в современном образовательном пространстве, разнообразны, они позволяют создать благоприятные условия для раскрытия и реализации способностей и интересов обучающихся в школе детей.

В современных условиях задачи школьного образования сводятся не только к усвоению определенного количества знаний учащимися, но и к развитию личности, созданию условий для реализации возможностей своего “Я”.

Средства достижения этих задач рассматриваются в научной литературе как в общетеоретическом, так и в конкретном художественном аспектах. Разработке теоретических основ личностно – ориентированного образования учащихся, соответствующих технологий обучения и воспитания посвящены исследования С.И. Архангельского, А.А. Вербицкого, Е.Н. Шияновой и др. авторов. Творческая подготовка учащихся на уроках изобразительного искусства, формирование качеств личности учащихся и их интеграция с значимой системой знаний, умений и навыков рассматриваются в работах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова и др.

Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований различных аспектов обучения учащихся изобразительному искусству, на практике я столкнулась с недостаточной разработанностью инновационных методов развивающего обучения в их органическом единстве с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными формами и методами подготовки учащихся.

С учетом с этого противоречия передо мной встала проблема: каковы педагогические условия, способствующие применению методов развивающего обучения в подготовке учащихся на уроках изобразительного искусства.

Решению данной проблемы я посвятила последние пять лет.

Я предположила, что применение методов развивающего обучения учащихся изобразительному искусству будет успешным, если осуществляются следующие педагогические условия:



  • увеличивается удельный вес продуктивной деятельности учащихся в процессе формирования изобразительной грамотности;

  • содержание и организация занятий ориентирована на развитие наблюдательности (художественного видения) учащихся, их образных представлений и художественного воображения;

  • усиливается диалоговый характер общения учащихся и преподавателя, выступающих в ролях зрителя, художника, учителя изобразительного искусства.

В соответствии с проблемой я поставила перед собой следующие задачи:



  1. Выявить особенности методов развивающего обучения как компонентов процесса подготовки учащихся изобразительному искусству.

  2. Разработать комплекс методов развивающего обучения учащихся.

  3. Определить этапы реализации методов обучения в образовательном процессе.

  4. Проанализировать эффективность применения методов развивающего обучения в подготовке учащихся.

  5. Определить педагогические условия, способствующие успешному использованию методов развивающего обучения на уроках ИЗО.




  • В структуре и логике развивающего обучения учащихся методы обучения призваны обеспечить включение учащихся в активную учебную деятельность. Это достигается посредством изменения в соотношении источников знаний (слово, образ, действие), в соотношении продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся, в характере общения и взаимодействия учителя с учениками и учащимися между собой.

Методы развивающего обучения учащихся изобразительному искусству, в частности рисунку, основываются на ведущей роли активных действий в продуктивной деятельности учащихся в области наблюдения, интеллектуальной и практической деятельности и формировании соответствующего опыта, на накоплении эмоционально – образных впечатлений, на субъект – субъектные взаимоотношениях участников образовательного процесса, на внутриличностной стимуляции учения и его саморегуляции.

  • Комплекс методов развивающего обучения изобразительному искусству (рисунку) учащихся составляют методы формирования художественного видения и образных представлений.

Основой метода формирования художественного видения выступает деятельность наблюдения, направленная на выделение сходств и различий предметов и явлений мира, на узнавание объектов и явлений по их основным признакам и сочетаемая с выполнением рисунков – набросков и зарисовок с натуры.

Метод развития художественного воображения основывается на продуктивно – исследовательской деятельности учащихся по обогащению знаний об изображаемых предметах и явлениях, систематизации и обобщению усваиваемых сведений. При этом умственная деятельность сочетается с выполнением зарисовок, набросков и рисунков по памяти.

Метод формирования образных представлений реализуется посредством включения учащихся в практическую деятельность по созданию образных сюжетно – тематических композиций и их последующему воплощению в рисунке.


  • В процессе развивающего обучения учащихся (ИЗО) рисунку целесообразно выделение трех этапов, на каждом из которых творческое и личностное развитие учащихся основывается на определенной ведущей деятельности (наблюдение, продуктивно – исследовательская, практическая деятельность), а методическое обеспечение образовательного процесса предполагает сочетание соответствующего метода развивающего обучения с традиционными методами.

  • Результативность применения методов развивающего обучения в сравнении с объяснительно – репродуктивным методом заключается в глубине и прочности усвоения учащимися программного материала, в том числе основ изобразительной грамотности; в развитии у учащихся наблюдательности и опыта художественного восприятия; в повышенной степени самостоятельности обучающихся, в том числе интеллектуальной и поведенческой; в развитии коммуникативных способностей учащихся и их умении включатся в субъект субъектные взаимоотношения на основе художественно – изобразительной деятельности; в развитии способностей к творческому труду.

  • Эффективное применение методов развивающего обучения обеспечивается созданием следующих педагогических условий: культивирование коммуникативно – субъектных отношений между учителем и учащимися; оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности при доминировании последней; использование индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных и художественных способностей учащихся; включение в образовательный процесс заданий исследовательско – эвристического характера, требующих мобилизации творческо - художественных способностей учащихся.

Известно, что в последние десятилетия выявились новые теоретические и практические аспекты проблемы развивающего обучения. Для них характерна прежде всего широкая трактовка развития, отнесения его к целостной личности обучающегося, в то время как в раньше имелось ввиду лишь умственное развитие.

Рассматривая различные подходы в обучении учащихся изобразительному искусству, я пришла к выводу, что традиционное обучение заключается в основном в объяснении и демонстрации приемов изображения рисунка, что указывает на недостаточное соответствие применяемых методов обучения учащихся изобразительной грамоте современным требованиям рационально – качественного освоения программного материала. Это и определяет противоречия в традиционном обучении рисунку в школах.

Исходя из этого, я выделила (для себя) следующие методологические положения поэтапного развивающего обучения рисунку:



  • На 1 – м этапе (обучение рисунку с натуры) необходимо создавать условия для коммуникативного диалога (учащиеся в роли “зрителя”), помогающего развитию аналитического восприятия, а также зрительной, сенсорно – чувственной сферы учащегося, что способствует реализации развивающей функции метода художественного видения при изображении наглядного мира;

  • На 2 – м этапе (обучение рисунку по памяти) необходимо накапливать личностный опыт участия в коммуникативном диалоге в роли художника, что способствует применению метода развития воображения рисующего;

  • На 3 – м этапе (обучение по представлению) необходимо обсуждать социальный опыт в коммуникативном диалоге, что помогает внедрению в образовательный процесс метода развития образных представлений учащихся.

На 1 – м этапе обучения учащихся рисунку были выстроены следующие формирующие основы изобразительной грамотности в развитии вербального мышления, происходящего в деятельном наблюдении, состоящие из 3 – х типовых занятий, которые, в свою очередь составляют три серии занятий рисунка с натуры:



  • 1 – й тип занятий – методы развивающего обучения учащихся рисунку на основе зрительного восприятия: 1 – я серия занятий – развитие аналитических способностей, 2 –я серия занятий – способы развития зрительного анализа, 3 – я серия занятий – способы развития художественного анализа;

  • 2 – й тип занятий – методы развивающего обучения учащихся рисунку на основе художественного видения: 1 –я серия занятий – способы развития сенсорного восприятия, 2 – я серия занятий – способы развития образно – наглядного изучения, 3 – я серия занятий – способы развития осязательного изучения;

  • 3 – й тип занятий – методы развивающего обучения учащихся конструктивно – линейному изображению рисунка: 1 – я серия занятий – способы освоения рисунка геометрических тел (куб, цилиндр, призма, пирамида, конус); 2 – я серия занятий – способы выполнения рисунка стеклянной посуды; 3 – я серия занятий – способы выполнения рисунка разнообразных по форме и фактуре бытовых предметов.

На 2 – м этапе обучения учащихся рисунку были выстроены следующие формирующие основы изобразительной грамотности в развитии образного мышления, происходящего в деятельном мышлении, состоящие также из 3 – х типов занятий, каждое из которых составляет 3 серии занятий рисунка по памяти:



  • 1 – й тип занятий – методы развивающего обучения учащихся рисунку на основе аналитическо – пространственного и объемного изображения: 1 – я серия занятий – способы развития аналитических способностей (сравнение, сопоставление), 2 – я серия занятий – способы развития словесно – логического мышления, 3 – я серия занятий – способы развития продуктивного мышления, креативного и диалектического;

  • 2 – й тип занятий – методы, развивающие воображение учащихся в рисунке, выполнение объемно – пространственных решений: 1 – серия занятий – способы развития объемно – пространственного изображения с натуры, 2 – я серия занятий – способы развития воображения через изображение объема и формы предметов по памяти, 3 – я серия – способы развития образных представлений в рисунке тематической композиции;

  • 3 – й тип занятий – методы развивающего обучения в выполнении творческих работ по рисунку: 1 – я серия занятий – способы передачи объемной формы предметов разнообразными графическими средствами в линейном рисунке, 2 – я серия занятий – способы моделирования предметов средствами пятна, 3 – я серия занятий – способы изображения объема и формы предметов средствами комбинаций штриховых линий;

На 3 – м этапе обучения учащихся рисунку были выстроены следующие формирующие основы изобразительной грамотности в развитии чувственно – эмоционального мышления, происходящего в практической деятельности, состоящие из 1 – ого типа занятий и 3 – х серий занятий в рисунке по представлению тематической композиции:



  • тип занятий – использование методов развивающего обучения учащихся в тематическом рисунке: 1 – я серия занятий – способы развития рисования с натуры, по памяти и представлению, 2 – я серия занятий – способы развития в создании тематической композиции рисунка, 3 – я серия занятий – способы подготовки картона и проекта творческой работы.

В соответствии с выделенными типовыми формами занятий были определены необходимые педагогические условия для проведения этих занятий:

  • формирование субъект– субъектных отношений учащихся при тесном сотрудничестве с учителем, выполняющем координаторско – наставническую деятельность в развитии личности учащихся;

  • необходимость усложнения занятий по нарастающему принципу, от простого к сложному, от общего к частному;

  • применение индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся в целях актуализации их интеллектуальных и художественных способностей;

  • необходимость перенесения усвоенных технологий от одного этапа обучения рисунку к другому.

В ходе поэтапного структурирования и проведения типовых занятий на каждом из трех этапов реализовались методы развивающего обучения, которые на каждом отдельном этапе имеют свое значение. Ниже схематически представлены методы развивающего обучения конструктивно – линейному рисунку на основе сквозного способа изображения, применяемые на первом этапе (схема 1).

СХЕМА 1
1 – й этап обучения учащихся рисунку с применением метода

развития художественного видения
Формирование

Деятельного

Наблюдения


Методы развития сенсорного восприятия

Метод развития худож. Видения – способности видеть изображаемые предметы

Метод развития аналитических способностей



Способы образ-но – наглядно-го изучения

Способы сенсорно – осязательного изучения

Способы художественного анализа

Способы зрительного анализа

Основные конст –

Руктивно – линей –

Ного рисунка

Способом сквоз –

Ного изображения


Было выявлено, что показателем успешного применения методов развивающего обучения рисунку на первом этапе обучения является степень освоения линейного способа изображения. Поэтому языком выразительных средств на первом этапе обучения рисунку является линия, она самое активное средство графического изображения. Было определено, что качество рисунка выше там, где используются условия развивающего обучения в овладении пластичностью линии, ее возможностями выявления характерных особенностей, с помощью различных графических материалов, будь – то карандаш, уголь, художественный соус, сангина или тушь – перо.

На втором этапе развивающего обучения учащихся рисунку отрабатывалась и реализовывалась схема метода развивающего обучения рисунка по памяти и воображению, где формирование объемного пространства в рисунке зависит от развития деятельного мышления рисующего ученика.

СХЕМА 2

2 – й этап метода развивающего обучения с применением

развития художественного воображения

Формирование

Деятельного

Мышления




Методы развития рисования с натуры

Методы развития ху –дожественного вооб – ражения учащихся в процессе мысли – тельной деятельности

Метод развития аналитического изучения, сравнения, сопоставления


Способы развития креативного мышления

Способы развития диалектическо –го мышления

Способы развития продуктивного мышления

Способы развития словесно – логического мышления

Основные пространствен –

Но – объемного изображе -

Ния рисунка


Как показано на схеме 2, на втором этапе способы и методы развивающего обучения, формирующие деятельное мышление: метод развития словесно – логического мышления, способствующий формированию продуктивного мышления рисующего учащегося; метод развития способности рисующего ученика видеть побочные результаты нового, определяющий интеллектуальный уровень активности и креативности мышления; метод разностороннего изучения изображаемого мира, способствующий развитию диалектического мышления.

В целом указанные способы словесно – логического, продуктивного, креативного и диалектического мышления позволяют анализировать объемно – пространственное изображение рисунка.

Показателем итогового уровня на 2 – м этапе является художественное воображение, развивающееся на основе деятельного мышления, которое представляет собой активную ведущую деятельность в освоении рисунка с натуры, по памяти и на базе образно – информационного моделирования.

СХЕМА 3


3 – й этап метода развивающего обучения с применением

развития образных представлений

Формирование

Практической

Деятельности





Методы развития рисования по памяти

Методы развития об- разного представ – ления в рисунке

Метод развития рисования по представлению


Способы аналитического припоминания изображения

Способы рисования по памяти отдельных деталей рисунка

Способы рисунка по пре – доставлению в новых ракурсных положениях

Способы рисунка по представлению в новых поворотах

Освоение тематического

Рисования

На третьем этапе обучения рисунку серия типовых занятий показала, что аналитическое припоминание при рисовании по представлению в разных ракурсных изменениях, поворотах и движении способствует положительным качественным изменениям результатов обучения и формирует творческо – практическую деятельность рисующего ученика.

Выполнение задач на 3 – м этапе обучения рисунку способствуют изображения предметного мира в различных замыслах и сюжетах. Возможности изображения способом представлений в разных ракурсах помогают эффективному развитию образных представлений рисующего учащегося как ведущей деятельности в освоении свободно импровизированной манеры исполнения рисунка.

Итоговые выборки методов обучения, применяемых в контексте традиционного и развивающего обучения учащихся рисунку, приводятся в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1

Методы обучения в контексте традиционного и развивающего

Обучения учащихся рисунку


№ п/п

Традиционные методы


Методы развивающего обучения

1 – й этап обуче – ния

  1. объяснительный:

  • словесно – объяснительный (беседа, рассказ);

  1. иллюстративный:

  • наглядно – демонстрационный (показ, демонстрация)

  1. объяснительный:

  • информационно – эвристический;

  • проблемного изложения;

  • коммуникативно – дискуссионный;

  1. иллюстративный:

  • информационно – рецептивный;

  • наглядно - исследовательский

2 – й этап обуче - ния

Рисование по памяти:

  1. зарисовки и наброски;

  2. детализация и обобщение рисунка

Рисование по памяти и воображению:

  1. анализ рисования с натуры;

  2. зарисовки в разных разворотах отдельных частей (натуры);

  3. зарисовки по воображению в целом (натуры);

  4. аналитическая работа рисования по памяти и воображению в обобщающей закономерности

3 – й этап обучения

Рисование тематической композиции:

  1. рисунок собирательного образа (с натуры, по памяти)

Рисование тематической композиции:

1 .анализ и синтез, абстракция и обобщение;



  1. рисунок (с натуры, по памяти и представлению);

  2. коммуникативная работа в поисково – исследовательской части тематического рисования

Подтверждением художественной зрелости и эффективности обучения рисунку учащихся является выявленный комплекс способностей и умений развивающего обучения:



  1. способность самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками;

  2. умение понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;

  3. наличие “копилки” собственных художественных произведений;

  4. умение самостоятельно выделять в художественном произведении главную мысль, необходимую для выполнения заданий;

  5. способность самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях искусства.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница