Л. В. Шапошникова



Скачать 166.79 Kb.
Дата27.05.2016
Размер166.79 Kb.
Шапошникова Л.В. Культура и цивилизация // Пути восхождения. Материалы международных общественно-научных конференций (1993, 1994). Москва: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 21-33.
Л.В.Шапошникова,

ученый-индолог,

лауреат международной премии имени Дж.Неру,

директор музея имени Н.К.Рериха,

вице-президент МЦР

(Москва)

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Культура и цивилизация ― проблема чрезвычайно сложная во многих отношениях. Мы часто произносим эти слова, не понимая, что стоит за ними. Мы путаем понятия Культура и цивилизация. Для многих они близки по значению, совпадают друг с другом. Как синонимы они трактуются даже в "Философском энциклопедическом словаре", изданном в Москве в 1993 году.

Что есть Культура и что есть цивилизация ― эту проблему нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, действующего согласно закономерностям его энергетики. С этой точки зрения рассматриваются в Живой Этике основные понятия и основные процессы.

Николай Константинович Рерих, великий русский художник и ученый, был одним из немногих в XX веке, кто понимал смысл истинной Культуры и ее космическую роль в человеческой эволюции. Он постиг ее философское значение и стремился в своем творчестве показать это другим.

"Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, ― писал Н.К.Рерих. ― К удивлению приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни"1. Культура есть явление духа творческой деятельности человека. Цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о "тысячелетних царствах", "вечно живых учениях", "пролетарских" и "буржуазных" культурах. Это то, что мы уже прошли и что начинаем критически осмысливать.

Один из крупнейших и глубоких философов русского зарубежья Николай Александрович Бердяев, чьи взгляды во многом совпадали с рериховскими, определял понятие Культуры следующим образом: "Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль ― все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур, Культура Египта, начиналась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности"2.

Прошу вас обратить внимание на эти слова: "подобия иной, духовной действительности". Речь идет о мирах иного измерения. И далее: "Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет свою духовную основу ― она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями". И еще: "В более глубоком смысле ― Культура вечна. Античная Культура пала и как бы умерла. Но она продолжает жить в нас как глубокое наслоение нашего существа. В эпоху цивилизации Культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину"3.

Сказанное выше свидетельствует о том, что источники Культуры и цивилизации разные. К области Культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые как бы сами собой изливались из таинственных глубин самого человека и были естественны для него. Они носили природный характер, без них человек не мог бы оставаться человеком. В отличие от материи цивилизации, творимой человеческими руками и рассудком, дух Культуры складывался как бы сам собой, создавая удивительные и прекрасные узоры великого творчества. К Культуре мы можем отнести те таинственные движения нашей души и сердца, которые как бы природно выходят из нас, не являются созданием человеческого ума. Обратим внимание на религиозность. Культура всегда религиозна. Религиозность есть природное качество человека, человеческого мышления, человеческой души, человеческого сердца. Человек по природе религиозен. И когда эту религиозность начинают насильственно давить и насильственно отчуждать от человека, это приносит разрушительные результаты, и нам с вами прекрасно известно из истории наших последних десятилетий, что принесло народам такое насилие над религиозным чувством.

Культура в отличие от цивилизации является самоорганизующейся системой духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, называющаяся синергетикой и зародившаяся в XX веке, дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Однако и на этом биологическом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре, и к духу в том числе.

В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических явлений, начиная от человеческого общества и кончая межзвездным веществом. Система такого энергообмена складывает или превращает дух в систему Культуры. Поэтому, как справедливо утверждает синергетика, самоорганизации поддаются лишь открытые системы. Культура является ярко выраженной системой, вступающей всегда в энергетический обмен. И если такового не существует, Культура гибнет, потому что в конечном счете сама Культура и есть энергетика духа.

Важным условием самоорганизации этого духа в форме Культуры является первоначальное отклонение от равновесия, ибо любая самоорганизующаяся система начинается с отклонения от равновесия. Это равновесие может быть нарушено под энергетическим влиянием извне или же под влиянием энергетических процессов, идущих внутри какой-то стабильной системы. Тогда начинается самоорганизация новой системы.

Раз уж мы обратились к открытиям современной науки (а надо сказать, что наука сейчас разворачивается в сторону идей Живой Этики), то следует еще упомянуть теорему Маккалока-Литса, одну из важнейших в кибернетике. Она гласит: промоделировать некую сложную самоорганизующуюся систему может только система, на порядок более сложная.

Привела я вам основные и принципиальные данные современной науки, в положениях которой заключаются закономерности формирования Культуры как самоорганизующейся системы духа. Условно мы можем считать эти закономерности объективными и субъективными. Объективные действуют на уровне регулярных процессов энергообмена, субъективные связаны с более сложными явлениями. Они имеют отношение к высоким самоорганизующимся системам, способным к направленному энергетическому воздействию. И те, и другие факторы в формировании Культуры тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Если объективные двигатели Культуры мы можем отнести к условно называемым природным явлениям, то субъективные, не ошибусь в этом, связаны с субъектами космической эволюции. Их Живая Этика называет Иерархией Света. Деятельность космических иерархов проявляется в первую очередь в области Культуры, которая как самоорганизующаяся система духа является энергетическим сердцем эволюции человечества. Воздействия подобного рода можно проследить в истории человечества с древнейших времен и по сегодняшний день. Культурные герои мифов были связаны с космическими иерархами и сами являлись в ряде случаев субъектами космической эволюции, то есть сами сознательно воздействовали на ход эволюции человечества.

Культура "есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции", ― писал Рерих4.

Вот коротко, что собой представляет Культура, которую мы не всегда соотносим с теми словом и понятием, какие в связи с ней часто употребляем.

Уже говорилось о том, что Культура религиозна в своей основе. Такие космические эволюционные понятия, как Красота, Огонь, энергия Солнца, питают Культуру и отличают ее тем самым от цивилизации, которая занимается несколько иным ― материальными вопросами. Культура как таковая не существует без творчества. Именно в этом энергетическом поле Культуры может себя проявить воистину настоящее творчество ― космическое. Именно творчество, я бы сказала, роднит земного человека с Богом-творцом и указывает ему на эволюционный путь в звездных пространствах Космоса. Именно творчество как явление Культуры, в самом его широком смысле, дает возможность сотрудничества с высокой космической Иерархией.

Неотъемлемой частью Культуры являются такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как сердечность и любовь. Без этих качеств, справедливо утверждает Рерих, нет культурного человека. Когда Христос в первом веке нашей эры пришел с проповедью любви (а до этого человечество такой любви к своему ближнему не знало), то в первую очередь это понятие входило в энергетическое поле Культуры того раннего человечества.

Культура не может существовать без связи с Высшим. Та Культура, которая была создана тоталитарным государством и существует у нас, не есть Культура. Это лишь отдельные ее обстоятельства. И главная причина в том, что за последние десятилетия нашей жизни были нарушены связи Культуры с Высшим. Такая область Культуры, как искусство, не может также существовать без контакта с высшими мирами. Отблеск высших миров лежит на лучших произведениях художников, живописцев, скульпторов... Именно Культура и есть то энергетическое вместилище, от которого начинается наш контакт с иными мирами. Я не говорю о контакте через сон, который носит объективный, часто неосознанный характер.

Тончайшие космические энергии высочайших вибраций и огромного напряжения, которые сейчас приближаются к Земле, могут выполнять свою позитивную роль, лишь пройдя или соприкоснувшись с полем Культуры, где сосредоточен высокий духовный уровень, необходимый для принятия такого рода энергий. Но если человек через Культуру в самом широком смысле не сформировал в себе энергетического проводника, то эти энергии примут разрушительный характер. Создание энергетической подушки есть один из путей спасения от разрушения, есть один из путей приема новых энергий, необходимых для перехода нашей планеты на новый эволюционный виток. Иначе ― взрыв, иначе ― гибель для планеты.

Непросто быть культурным человеком. Чрезвычайно трудно. В нашем понимании данного явления Культура есть восхождение. Чтобы осмыслить процесс, который происходит при таком восхождении, вернемся снова к взаимодействию духа и материи. Дух стремится к утончению материи, к ее одухотворению. Вот смысл такого взаимодействия. А материя инертна. Она сопротивляется, не хочет покидать те комфортные позиции, в которых она оказалась. Такая борьба происходит в каждом из нас. Наше стремление к Культуре ― залог победы над собственной материей, над ее инерцией, над нашей леностью, над нелюбопытством, нелюбознательностью.

У нас обычно говорят: "Будем культурными людьми". А что значит быть культурными людьми? Может быть, это ― умение собрать определенную сумму информации? Нет, конечно. Информация, разумеется, нужна, но кроме нее нужен Синтез, нужен творческий процесс, который содействует тому, что эта информация проходит через нас и начинается природный процесс созидания Культуры. То, что вы прочли книгу, еще не имеет отношения к Культуре как таковой.

Рерих напоминал, что Культура как таковая по-прежнему гнездится только на вершинах и что пути к этим замкам восхождения человеческого духа по-прежнему необыкновенно трудны и, может быть, даже еще труднее, нежели в некоторые бывшие эпохи. Если принять эту концепцию, которая содержится в Живой Этике и о которой мы сегодня говорим, то тогда мы сможем двинуться по пути Культуры и стать истинно культурными людьми.

Еще один момент, который отличает Культуру от цивилизации, ― это то, что Культура бессмертна. Можно уничтожить материальное проявление Культуры, но в каждом ее материальном выражении есть духовное начало. Оно неотъемлемо от нашей энергетики, то есть от энергетического проявления Культуры.

Вспомним, как иногда уничтожается целый народ, носитель Культуры, и кажется, что с его Культурой все покончено, что она больше никогда не возникнет. Но вдруг наступает время, и эта Культура начинает возрождаться. Этот момент отметил Рерих в связи с Культурой кочевников и в связи с искусством, которое мы называем "звериным стилем".

Теперь опустимся с высот духа в материю человеческой жизни, сойдем с Башен Культуры в долину цивилизации, чтобы еще раз осознать, сколь велика разница между двумя этими понятиями. В течение истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой. Во многих случаях ранние цивилизации, самые древние из них, создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с этой Культурой. Особенности этого взаимодействия определяли уровень дифференциации Культуры и цивилизации, степень их взаимопроникновения и весомость доминанты каждой из этих категорий.

На ранних этапах цивилизация являлась как бы оправой драгоценного камня Культуры, и соответствие этой оправы самому камню или степень их гармонии определяли качество того или иного этапа человеческой истории, его духовность и культурность. Иногда цивилизация в большей или меньшей степени отделялась от Культуры или приближалась к ней, но на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от нее. Полный отход цивилизации от Культуры является особенностью лишь XX века, стоящего на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты. Цивилизации приходили и уходили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, оставался. Он проходил свои циклы развития через многие поколения и расширял энергетические возможности дальнейшей эволюции.

Рерих обращал внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных. "Будем помнить завет Света, ― писал он, ― что, прежде всего, самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте ― богатство"5.

Проблема взаимодействия Культуры и цивилизации столь же сложна и многообразна, как и принципиальные моменты взаимодействия духа и материи, в которых целостность и Синтез чередуются с разделением и дифференциацией.

Изначальный, древнейший период человеческой истории свидетельствует о том, что между Культурой и цивилизацией не существовало такого резкого разделения, которое возникло впоследствии. Довольно ярко отразили это явление этнография, фольклор, мифология. Род, например, был категорией первоначальной цивилизации, но существование его было немыслимо без родового божества. Если сказать, что род ― это категория цивилизации, имеющая отношение к обустройству человеческой жизни, то божество ― это Культура. Их было трудно разделить; настолько трудно, что большинство сохранившихся до сей поры на планете племен, еще имеющих родовую организацию, обязательно имеет и родовые божества. Они тесно связаны с этой родовой организацией, идеологически обуславливают ее.

Когда же началось расхождение цивилизации и Культуры? Что этому содействовало? Так или иначе у нас на планете всегда есть какие-то свои причины, способствующие развитию самых разных сочетаний Культуры и цивилизации. Выдвигая концепцию циклов Культуры, обратим внимание на то, что изначально содействовало расхождению таких понятий, как цивилизация и Культура.

Первая дифференциация, которая стала разводить Культуру и цивилизацию, состояла в отделении человека от природы. Первоначальное человечество не было отделено от природы, жило ее ритмом и духом. Обожествленная природа была включена в систему Культуры. Как только из Культуры изъяли природу, цивилизация и Культура стали расходиться в разные стороны. Процесс был длительным и продолжался, видимо, не одно тысячелетие. Разрыв связей с природой, а также забвение природы самого человека облегчили процесс возникновения и становления техногенной цивилизации и привели к грубым экологическим нарушениям, поставившим нашу планету в XX веке на грань катастрофы.

Еще один момент, который содействовал расхождению цивилизации и Культуры, ― это феномен колониальных захватов. Это был целый период в истории развития человечества, начиная с XVIII века и кончая XX. Мы часто интересовались, как влияли Культура и цивилизация метрополий на колонию. На самом деле есть еще и другой вопрос: каким образом то, что было создано европейской Культурой и цивилизацией в колониях, влияло на европейскую цивилизацию в целом?

А дело в том, что колониальный тип Культуры и цивилизации был первым, который развел их абсолютно в разные стороны. Колониальные власти, колониальные захватчики, пришедшие в Индию, Таиланд и в другие страны, должны были править своими колониями. Но власти эти не были носителями своей Культуры, и их Культура постепенно затухала, и возникала цивилизация, в основе которой не было Культуры. Однако ранняя история человечества доказывает, что цивилизация может возникать только на энергетическом поле Культуры. Но его нет. Что тогда? Тогда возникает чистая цивилизация, она тоже начинает влиять на метрополию и показывает: смотрите! мы можем жить без Бога! мы можем жить без церкви! А церковь к тому времени в колониальных странах уже взяла оружие в руки и тоже шла впереди армии.

Вот коротко изложенные в рамках доклада те моменты, которые привели сейчас к эпохе, как я ее называю, великого отчуждения Культуры от цивилизации. Материя победила дух и в свою очередь стала претендовать на духовные ценности и на власть над ними. Оторванная от Культуры цивилизация стала формировать однобокое материалистическое мышление, в котором верх взял голый прагматизм, уничтоживший последние остатки идеализма XIX века. Сам человек, его душа, чувства, его внутренняя сложная жизнь были отторгнуты от общества, его новых ценностей и новых материалистических задач. Материя, как никогда раньше, завладела господствующими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энергии. Она разорвала связи с Высшим, усомнилась в существовании космического творчества и присвоила себе функции Бога-творца, будучи уверенной, что этот новоявленный творец в состоянии создавать все своими руками и интеллектом.

Машинная, техногенная цивилизация перестает нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в действительном смысле этого слова. Она подменяет Культуру развлекательной индустрией, на базе которой и возникает так называемая "массовая культура", призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Она потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивает его энергетику, мешает гармонии духа и материи, затрудняя человеку дальнейшее эволюционное восхождение.

Когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив планету машинами, подчинив человека этим машинам, нанеся непоправимый экологический вред природе Земли, а соответственно и самому человеку, то мы должны понять, что причины всего этого состоят в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальной цивилизации. В результате все пошло не по тому пути. Не по пути эволюции, которую регулируют великие законы Космоса, а по ухабистой дороге, ведущей в тупик, чреватый энергетическими катастрофами.

Поэтому и великие учителя, космические иерархи, и Николай Константинович Рерих уделяют такое большое внимание Культуре как явлению, двигающему эволюцию, и истинной цивилизации, держащей на себе материю этой эволюции.

В своих работах Рерих старается показать истинную роль духовной Культуры и осмыслить те искажения и перекосы, которые внесла современная цивилизация в жизнь человеческого общества. Он оставляет за Культурой приоритетную роль во всех областях человеческой деятельности и низводит капитал, торговлю, экономику в целом на второстепенный уровень, который не может быть господствующим в силу временности своего характера. Свидетель грандиозной экономической катастрофы в 20―30-е годы нашего века, охватившей капиталистический мир, он, может быть, лучше, чем кто-либо другой, понимал, что это был не экономический, а духовный кризис буржуазной обескультуренной цивилизации. Состояние экономики было лишь следствием того положения Культуры, в которое ее поставила сама цивилизация. Он понимал ясно и четко, что любое критическое явление в современном мире связано, прежде всего, с нарушением баланса на уровне явления Культура цивилизация.

В пространстве любого явления, в котором действуют дух и материя, возникает творчество Синтеза. Точка Синтеза в пространстве Культура и цивилизация в течение истории человечества меняла несколько раз свое местоположение. В древности она находилась в пространстве мифологии. В эпоху формирования и развития религиозного мышления эта точка была перенесена в религию. И, наконец, в нашу эпоху полного разъединения Культуры и цивилизации она перенеслась в область науки, знаменуя собой начало процесса формирования нового научного сознания и мышления. Новое Учение, данное космическими иерархами нашей планете, называется Живой Этикой. Живая Этика реализует себя не через мифологические образы, не через религию, а через науку или ту точку Синтеза, которая связана с основными направлениями эволюции. Однако стать точкой творящего Синтеза не может та наука, которая сформировалась в период материальной цивилизации, наука, оторванная от Культуры и нравственных проблем. Она должна пройти период серьезной трансформации. На современном этапе наука не может называться наукой, если она не изучает новые энергии и, прежде всего, психическую, а также миры иных состояний материи. Наука, именно с ее знанием и опытом, должна вывести человечество в Беспредельность. Наука грядущего может сыграть важнейшую эволюционную роль в предстоящем фундаментальном Синтезе Культуры и цивилизации. Трансформированная наука станет, тем пространством, где произойдет и уже, по всей видимости, происходит энергетический творческий процесс взаимодействия материи и духа, имеющий своей целью свести различия между ними к минимуму или достичь их слияния.

В XX веке Культура и цивилизация достигли кульминационной точки в своей дифференциации, их дух и материя, преодолевая страшные кризисные явления, обычно сопровождающие распад старой и становление новой системы, выходят в эволюционный канал неизбежного Синтеза. Только Синтез может привести систему Культура цивилизация в состояние, которое будет соответствовать магистральному направлению развития космической эволюции. В конце концов, целью эволюции в нашем плотном мире является сближение духа и материи, достижение гармонии между ними на определенном этапе. Синтез духа и материи приведет к созданию одухотворенной материи и повысит ее энергетический уровень. Этот Синтез, как утверждал Рерих, изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление, но действующее уже на более высоком уровне, нежели в своем изначальном варианте.

В наши дни, несомненно, снова возникает проблема Синтеза Культуры и цивилизации, их схождения на более высоком уровне. Каким образом это будет делаться в плане глобальном ― другой вопрос. Но нам уже ясно, что энергетика самой цивилизации нас к этому толкает, потому что техногенная безрелигиозная бездуховная цивилизация капиталистических стран не может служить нам примером. Она несет в себе кризисные моменты. Она, эта цивилизация, не имеет будущего.

Что сейчас у нас происходит с точки зрения развития эволюционной программы Культура цивилизация? Начиная с 1917 года, мы создавали новое общество, нового человека, мы разрушили свою традиционную духовную Культуру, то есть порушили эволюционную основу самой страны. Мы не придумали новой цивилизации, но воспользовались бездуховной безрелигиозной цивилизацией ― буржуазной. Мы ее критиковали, мы ее били, но мы притянули ее сюда, и мы жили в ней. На глазах наша цивилизация сейчас разрушилась. Но она разрушилась не потому, что в ней не хватало социалистических элементов или, скажем, были какие-то искажения, связанные с социализмом. Она разрушилась, потому что сама была буржуазной и была самым слабым звеном в мировом энергетическом круге цивилизаций. Мы рухнули, и за нами рухнут другие цивилизации буржуазных стран. Вы еще увидите этот процесс.

А сейчас что мы делаем? Мы мечемся. Что нам делать, что строить вместо того, что разрушено? И опять мы отвергаем духовную Культуру. Мы идем то назад к прошлому в маскарадных костюмах, то вперед ― к той же западной буржуазной цивилизации. Вот и все.

Но где-то совсем в стороне от этого большого базара новых надежд и устремлений к очередному "светлому будущему" сверкают зарницы оживающей национальной Культуры, философских многолетних наработок и откровений, гениальных мыслей, плодотворных идей и эволюционных нахождений, без шума и суеты формирующих энергетику магистрального пути России. В этом настоящем поле Культуры, как утес нерушимый, стоит Учение Живой Этики, подсказывая, как, какую цивилизацию строить, какие пути Синтеза есть сейчас и как выходить из кризиса, в котором мы оказались не по своей воле.

В 1926 году мы отвергли тот путь, который нам был предложен, путь созидания новой цивилизации, основой которой является наша духовная Культура. Теперь стало очевидно: своей задачей мы должны ставить развитие духовной Культуры и содействовать тому Синтезу, который один только и является средством выхода нашей страны из кризиса. Нам кажется, что этот кризис ― экономический. На самом деле он ― духовный.

Если бы наши правители поняли, что у нас трудности не экономические, а духовные, то, наверное, мы бы сумели найти правильный выход из создавшегося положения.

Литература:




1 Рерих Н. Синтез. В сб.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., МЦР, 1994. С. 108-109.

2 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 166.

3 Там же. С. 172.

4 Рерих Н. Культура ― почитание света. В сб.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., МЦР, 1994. С.41.

5 Рерих Н. Сожжение тьмы. В сб.: Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., МЦР, 1994. С. 31.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница