21. Школа П.Я.Гальперина. Исследовательская программа изучения психики, ее важнейшие проблемы и понятия в соотношении с культурно-исторической и деятельностной программами. Персональный состав школы.
10 .Основные стратегии сбора данных в качественном исследовании: наблюдение, опрос, анализ. Наблюдение и этнографические исследования. Индивидуальные и групповые опросные методы. Анализ документов.Методические приемы и техники качественного исследования. Вопрос как методический прием. Зондирующие методы. Вербальные и невербальные ассоциативные методы. Процедуры завершения и конструкции. Экспрессивные методы: игровые и графические методические приемы. Методы качественного анализа. Гипотезы в качественном анализе.
Тема 6.
Проблема возрастной периодизации в современной психологии Назвать и раскрыть:
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
Критерии периодизации психического развития. Проблема возраста — неизменными проявлениями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные позиции в решении проблемы возраста:
последовательность и содержание периодов детства врождены и определяются наследственностью (теории нативизма, двух факторов);
детство имеет социально-историческую природу, новые перио
ды детства возникают в связи с развитием общественного про
изводства и социальных отношений (Д. Б. Эльконин).
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям:
Соотнесение психического развития ребенка с другим про
цессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак
(периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образователь
ных ступеней).
Критерий — один признак, абстрагированный из целостного
развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального
развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория П. П. Блонского на основе развития мышления или дентиции). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.
3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).
Л. С. Выготский предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста). Структура возраста — социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика — чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитивное понимание кризисов. Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина.