Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста»



Скачать 308,44 Kb.
страница1/17
Дата11.12.2022
Размер308,44 Kb.
#196490
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Связанные:
ответ Тема 6


21. Школа П.Я.Гальперина. Исследовательская программа изучения психики, ее важнейшие проблемы и понятия в соотношении с культурно-исторической и деятельностной программами. Персональный состав школы.
10 .Основные стратегии сбора данных в качественном исследовании: наблюдение, опрос, анализ. Наблюдение и этнографические исследования. Индивидуальные и групповые опросные методы. Анализ документов.Методические приемы и техники качественного исследования. Вопрос как методический прием. Зондирующие методы. Вербальные и невербальные ассоциативные методы. Процедуры завершения и конструкции. Экспрессивные методы: игровые и графические методические приемы. Методы качественного анализа. Гипотезы в качественном анализе.
Тема 6.
Проблема возрастной периодизации в современной психологии
Назвать и раскрыть:
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
Критерии периодизации психического развития.
Проблема возраста — неизменными проявле­ниями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные пози­ции в решении проблемы возраста:

  • последовательность и содержание периодов детства врождены и определяются наследственностью (теории нативизма, двух факторов);

  • детство имеет социально-историческую природу, новые перио­
    ды детства возникают в связи с развитием общественного про­
    изводства и социальных отношений (Д. Б. Эльконин).

Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» сформулировал принципы и крите­рии построения научной периодизации, создал новую теорию кри­зисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям:

  1. Соотнесение психического развития ребенка с другим про­
    цессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак
    (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образователь­
    ных ступеней).

  2. Критерий — один признак, абстрагированный из целостного
    развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального
    развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория П. П. Блонского на основе развития мышления или дентиции). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в осно­ве развития.

3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).


Л. С. Выготский предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о струк­туре и динамике возраста). Структура возраста — социальная си­туация развития и возрастные новообразования. Динамика — че­редование кризисов и стабильных периодов. Критериями психи­ческого развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социаль­ной ситуации развития; формирование психологических новообра­зований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитив­ное понимание кризисов.
Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в тру­дах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина.

Скачать 308,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница