Л. м шляхтина, Е. Н. Мастеница Образование в контексте социальных функций музея



Скачать 97.23 Kb.
Дата27.05.2016
Размер97.23 Kb.


Опубликовано: Образовательная деятельность художественного музея. (Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. VI. – СПб., 2000. – С.45-51.
Л. М Шляхтина, Е. Н.Мастеница
Образование в контексте социальных функций музея.
Уходящий век ознаменован революционными сдвигами в различных областях человеческой жизни, которые происходили на глазах одного поколения людей. Сложность и противоречивость нынешней исторической ситуации также обусловлена кардинальной «сменой вех». По мнению В. С. Библера, «в ХХ веке феномен культуры … все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей нашего века». Очевидно, что «просветительская» модель мира исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем культуры и образования.

В связи с этим принципиально важным является понимание такого неоднозначного и многогранного явления как культура. Можно согласиться с тем, что она трактуется как одновременное, диалогическое сосуществование различных форм осознания человеческого бытия, в котором происходит общение полноправных субъектов. Каждая культурная эпоха представляется как «целостная, извечно существующая, но и способная развиваться, проявлять свои бесконечные возможности».2 Постижение ценностного потенциала ушедших культурных реальностей становится возможным только посредством деятельностного включения в межкультурный диалог, который дает импульс процессу становления нового культурологического типа сознания. Его сущность заключается в ином, нерационалистическом постижении мира. Такой взгляд на мир подобен художественным, эстетическим формам его освоения, в основе которых лежит субъективное, духовное начало. Современному сознанию свойственно стремление создать целостную картину мира, глубже проникнуть в тайны мироздания, познать мир культуры.

Социокультурные трансформации проявились и в области научного знания, в котором все более очевидным становится переход к междисциплинарным исследованиям. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин. Ведущим принципом признается феноменологический подход к познанию действительности, при котором явления, события и факты предстают «не в объективном своем существовании, отраженном в знании о нем, а в субъективированном выражении, иначе говоря, предстает как носитель ценности».3 Таким образом, в исследовательскую деятельность вносится субъективное начало, а процесс познания приобретает характер субъектно-объектных отношений, что является одним из признаков гуманизации научного знания.

Происходящие глобальные изменения в сфере человеческого сознания, в сфере культуры и науки привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена, что выразилось в переходе к новой образовательной парадигме. Ее сущность заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе, что обуславливает изменение взгляда на роль индивида в процессе образования (он признается полноправным субъектом процесса), ориентацию на самореализацию индивида в его личностной и социальной ипостасях.

Культурологический подход в образовании предполагает создание условий для самоопределения личности. Культура как результат творческой деятельности рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий ее пласт. Данный подход позволяет трактовать образование как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонентой социализации, характеризующейся приобретением культурной компетенции».4 Элемент аккультурации становится все более важным в современных образовательно-педагогических стратегиях. Кризис традиционной парадигмы образования, смена антропологических оснований педагогики, необходимость перехода к непрерывному образованию привели к формированию новой концепции образования, в основе которой лежит «ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития».5 Целью образования становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с идеями разных культур, готового к поликультурному диалогу. «Новая образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание».6 Иначе говоря, происходит переориентация образовательной парадигмы с когнитивно-информационной на аккультурирующую, что соответствует мировым тенденциям.

Ценностный аспект в образовательном процессе предопределяет необходимость включения индивида в историко-культурное пространство, что позволило бы ему осознать себя как субъекта культуры, понять свое место в историко-культурном процессе. Особая роль в осуществлении этой задачи принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, в мир культуры.

В этом ракурсе представляется актуальным рассмотрение образования в контексте социальных функций музея. Именно музей является исторически сложившимся институтом, построенным на принципе диалога культур, хранящим в подлинных материальных предметах, несуществующих уже культурных реальностях непреходящие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия. Во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного и культурного опыта, накопленного человечеством за долгие века своего существования. Таким образом, музей обладает, на наш взгляд, неисчерпаемым образовательным потенциалом, который заложен в самом феномене музея, в имманентно присущих музею качествах, проявляющихся в реализации его социальных функций.

Изменение взглядов на культуру, признание за каждой эпохой права на собственное видение мира, права на диалог с современной культурой позволило переосмыслить содержание феномена культурной среды музея. Она стала пониматься не как «созерцательное пространство», где человек выступает в роли наблюдателя раскрывающихся перед ним нравственных, духовных коллизий ушедших эпох, а как «живое», развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. В этом пространстве человек, выполняя определенные поведенческие действия, вступает в диалог с уже несуществующими культурными реальностями. В силу этого, современное понимание предназначения музея тесно связано с осознанием его функций в обществе.

Осуществляя функцию документирования, музей производит непрерывный отбор событий, явлений и фактов на основе познания действительности и специфического (музейного) отношения к ней. Это отношение является по сути гносеологическим и одновременно аксиологическим и, ибо отбираются ценности высшего порядка, необходимые для сохранения в общественной «системе памяти». Таким образом, в музее аккумулируются их носители – музейные предметы, то есть разнообразные социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ.

Музейный предмет играет первостепенную роль в образовательном процессе, поскольку является подлинным свидетельством, убедительным доказательством исторического прошлого или настоящего национальной, инонациональной или мировой культуры. Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами. Информативность предполагает способность музейного предмета выступать в качестве источника, несущего информацию, как о самом предмете, так и о людях, событиях с ним связанных. Репрезентативность музейного предмета позволяет отражать стороны или характеристики действительности, получившие общественное признание, то есть демонстрировать типичное или уникальное в действительности. Кроме того, свойством музейного предмета является экспрессивность, то есть способность воздействовать эмоционально через его внешние признаки (аттрактивность), либо вызывать чувство сопричастности, создавая эффект присутствия (ассоциативность). Благодаря информативности, репрезентативности и экспрессивности музейный предмет является важнейшим средством образовательного процесса в музее.

Совокупность свойств музейного предмета, вступающего во взаимодействие с другими предметами (в коллекции, экспозиции), выступает не только как специфическое средство образовательного процесса, но и является основой реализации музеем образовательной функции. Очевидно, что в XXI веке ее развитие, предопределенное феноменом музейного предмета и музейной среды, будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. Анализируемая динамика социальных функций музея подтверждает высокую степень востребованности обществом ценностного, информационного потенциала, сосредоточенного в музее, что совпадает с изначальным смыслом его предназначения быть хранителем и транслятором ценностей и смыслов, сконцентрированных в музейных предметах - подлинных свидетелях ушедших культур.

Так, в современном социокультурном пространстве музей становится средством адаптации человека к культурной среде. С одной стороны, он является своеобразным психологическим «убежищем» в быстроменяющейся обстановке, обусловленной динамичными изменениями политической ситуации, экономических условий, идеологических установок, духовных и нравственных ориентиров. Присущая музею стабильность в сохранении ценностей высшего порядка, необходимых для сохранения в общественной «системе памяти», приверженность традициям и даже тишина музейных залов выступают своеобразным антиподом «агрессии» аудио-визуальных средств и компьютерных технологий.

С другой стороны, музей продолжает оставаться местом разного рода общения индивидуума с классическими образцами культуры и искусства или с людьми, близкими по духу, носителями определенных культурных норм. Таковыми являются как музейные сотрудники, так и посетители музея – участники культурно-образовательного процесса. Сложный процесс адаптирования, безусловно, включает в себя формирование визуальной культуры, испытывающей явную деформацию под натиском рекламы или широко тиражируемыми экземплярами массовой культуры.

Следует также отметить, что музей служит средством социальной адаптации для людей с особыми потребностями (посетителей, имеющих недостатки физического или психического развития). Арттерапия сегодня является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в музее. В сферу воздействия музея попадают все новые категории реальных и потенциальных посетителей, в частности, воспитанники детских домов, пожилые люди, участники военных конфликтов и др.

Активно включаясь в сферу образования, музей берет на себя миссию образовательного учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Уникальность музея заключается в том, что он может оказывать одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Такое воздействие музея наиболее эффективно реализуется в долговременных комплексных образовательных программах, основанных на новых педагогических технологиях. При всем различии концептуальных подходов и методического обеспечения, конечной целью таких программ признается формирование в ходе межсубъектного диалога творчески развитой личности, которая способна воспринять в свое сознание ценностный потенциал иных культур, при этом, не отказываясь от своих собственных суждений и взглядов и развивая «определенную форму мировидения, характерную для этой культуры».7Очевидно, что сегодня музей является равноправным участником столь необходимого перехода «от идеи «образованного человека» - к идее «человека культуры».8

Следует также отметить все возрастающую роль образовательного компонента в осуществлении музеем рекреационной функции. Современное постиндустриальное общество, обремененное разнообразными психологическими стрессами, зачастую не приемлет музейный консерватизм, требуя большей аттрактивности и зрелищности, что, в свою очередь, приводит к активизации рекреационных возможностей музея. Во избежание превращения музеев в общедоступные места развлечения, необходимо создание определенного баланса, который позволил бы им, выполняя образовательную миссию, учитывать потребности и интересы аудитории. Музеи все более активно завоевывают свое место в индустрии досуга с учетом собственной рекреативно-познавательной специфики, постепенно преодолевая сложившуюся точку зрения на него как научно-просветительное учреждение. Стратегически важным представляется развитие системы развлекательных форм, использующих метод театрализации, стимулирования самостоятельной деятельности, а также разнообразные игровые методы.



В заключении отметим, что образование рассматривается нами как один из смысловых векторов развития социальных функций музея, реализация которых происходит, с одной стороны, под влиянием социокультурной ситуации, а, с другой, - обусловлена интересами и запросами личности. Различное соотношение этих факторов предопределяет методологию и технологию деятельности музея в целом. В современных условиях важно учитывать это соотношение и использовать образовательный потенциал музея в решении целого комплекса задач, и в первую очередь, связанных с личностными проблемами – самореализацией, самообразованием, открывая путь культурной инициации человека и обретению им образовательной компетенции.


 В данной статье речь идет о наиболее общей характеристике музея как феномена культуры. Мы абстрагируемся от специфики профильных групп музеев (исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др.)

 Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.,1990. С. 261

2 Библер В. С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. Сб. статей. Кемерово, 1993. С. 32

3 Каган М. С. Проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания.// Ученые записки кафедры общественных наук вузов Ленинграда: Философские и социологические исследования. Вып. 26. Л.,1990. С.61.

4 Морфология культуры. Структура и динамика. М.,1994 С.396.

5 Голубева О. И., Суханов А. Д. Проблемы целостности в современном образовании. // Философия образования. М.,1996 С. 57.

6 Там же. С.58.

7 Библер В. С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. Сб. статей. Кемерово, 1993. С. 35.

8 Там же. С.33.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница