Л. А. Аухадеева Гуманистическая направленность коммуникативной культуры учителя Анализируя достижения цивилизации в начале третьего тысячелетия, ученые приходят к выводу, что человек «не успевает»



Скачать 36.51 Kb.
Дата12.02.2016
Размер36.51 Kb.
Л.А. Аухадеева

Гуманистическая направленность коммуникативной

культуры учителя

Анализируя достижения цивилизации в начале третьего тысячелетия, ученые приходят к выводу, что человек «не успевает» за темпами развития цивилизации и «качество человека» имеет тенденцию к снижению. Это в значительной степени связано с глубокими изменениями в содержании мировых коммуникативных процессов.

Коммуникация представляет собой объективное гуманитарное явление социальной действительности, определяющее возможности развития социокультурной практики мирового сообщества, а интенсификация мировых коммуникативных процессов как отражение научно-технических достижений требует повышенного внимания к ее качественным гуманистическим характеристикам, особо востребованным на фоне технизации, прагматизации, коммерциализации, размытости духовных ориентиров, международного терроризма и агрессии.

Глобальная система коммуникации затрагивает каждого человека, приобщает его к общечеловеческим ценностям, становится условием осознания своей свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.

Поэтому проблема коммуникативной подготовки и формирования коммуникативной культуры личности современных специалистов приобретает особое значение.

Коммуникативная культура – это системная характеристика человека, позволяющая эффективно определиться в культурно-образовательном пространстве, способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Коммуникативная культура тесно связана с такими категориями как: культура общества (исторически сложившаяся система духовных и материальных ценностей, способов их сохранения, трансляции и созидания); культура личности (освоенная и преобразованная личностью система духовных общечеловеческих ценностей и способов их созидания); культура профессиональной деятельности (система общественных, личностных и профессиональных ценностей и способов их реализации, как результат личностно-профессионального развития, основа которого закладывается в процессе вузовской подготовки).

Как часть общей культуры коммуникативная культура реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, и позволяет человеку овладеть, «присвоить» ценности культуры, войти в мировое культурное пространство, совершенствовать себя и участвовать в творческом позитивном преобразовании общества. Такой подход позволяет нам рассматривать коммуникативную культуру специалиста как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности.

Исследуя коммуникативную культуру в контексте современных проблем культуры общества в целом, где обостряются противоречия между материальными и духовными ценностями, и, выделяя аналогичные проблемы в коммуникативной культуре, мы обозначаем ее гуманистическую направленность как ведущую характеристику, определяющую вектор развития процессуальной стороны коммуникативной культуры, стремительно возросшей в последние годы в связи с «информационным взрывом» и всеобщей компьютеризацией. Если смотреть на эту проблему глобально, то главным субъектом ее решения является педагогическое сообщество как исторически сложившийся носитель гуманистических идей и тенденций и целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры является приоритетным направлением личностного развития и профессиональной подготовки учителя.

Коммуникативная культура современного учителя является сложноорганизованной социальной и индивидуально-личностной системой, ведущей характеристикой которой является ее гуманистическая направленность.

В современной философии гуманизм понимается как система идей, определяющих высшую ценность человека, его право на жизнь, свободу и счастье, развитие, реализацию способностей и творческой индивидуальности. Гуманистическая направленность и творческий потенциал – важнейшие характеристики общественной и индивидуальной культуры.

Из ведущего значения гуманистической направленности коммуникативной культуры вытекает ее духовная ценность, и коммуникативная культура учителя функционирует как индивидуально-личностное достояние, культурный наполнитель профессии учителя, определяющий качество профессиональной деятельности, ее эффективность.



Коммуникативная культура учителя – это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в реализации функций и задач профессиональной и социально-педагогический деятельности. Это определяет гуманотворческую направленность всех составляющих коммуникативной культуры учителя: культуры восприятия, мышления, взаимодействия, саморегуляции, эмпатии, рефлексии, коммуникативного ядра личности, культуры речи, диалога (этикета общения), коммуникативного эффекта педагогического общения (направленности и текстовой организации речи), культуры межнационального общения вообще и культуры общения в условиях татарско-русского двуязычия в частности и др.

Технология формирования коммуникативной культуры будущих учителей, должна учитывать реальное состояние и особенности проявления коммуникативной культуры, обусловленные социальной, индивидуально-личностной, национально-этнической и гендерной дифференциацией студентов.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница