Курсовая работа по пм. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей на тему «Особенности организации музыкально-ритмической деятельности в доо»



Скачать 288,1 Kb.
страница1/2
Дата12.01.2020
Размер288,1 Kb.
ТипКурсовая
  1   2


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГБПОУ РО «ВПК им. М. А. Шолохова»

Курсовая работа

по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

на тему

«Особенности организации музыкально-ритмической деятельности в ДОО»




Выполнила:

Грачева Марина Алексеевна
Форма обучения – заочная,
V курс, _____________________

(подпись)

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Руководитель:

Анистратенко Александр Викторович

Оценка «_______________» ________________

(подпись)

«___»__________________ 2019г.

Вёшенская

2019


Содержание

1 Введение ………………………………………………………….….…………..3

2 Теоретические основы организации музыкально –ритмической деятельности в ДОО…………………………………………………………………………………..7

2.1 Значение музыкально-ритмического воспитания для формирования личности ребёнка, цели и задачи ритмики……………….……..…..…………….7

2.2 Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Виды музыкально-ритмических движений в ДОО ……..……………………………………………………………11

2.3 Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям……….16

3 Заключение………………………………………………………………………..24

4 Список литературы………………………………………………………………26

Введение

Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Музыкальное развитие детей зависит от форм организации  музыкально-ритмической деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
     Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста.    Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.      На занятиях детям дают представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

В процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста необходимо не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, что составляет психологическую основу, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка-дошкольника может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Изучение особенностей развития музкальности в процессе организованных музыкальных занятий является актуальной проблемой педагогической науки. Педагог дошкольной образовательной организации, музыкальный руководитель должны научно обосновать реальное состояние развития музыкальных способностей у воспитанников и направить свою профессиональную деятельность на организацию необходимой помощи, что обусловливает развивающую стратегию музыкального воспитания. Мы обратились к исследованию комплекса музыкальности в его становлении на этапе дошкольного детства. Изучалась динамика развития основных музыкальных способностей в процессе организации музыкально-ритмической деятельности в ДОО. Объект – музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования – уровень развития музыкально-ритмических способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

Мы предположили, что развитие музыкальных способностей у дошкольников зависит от организации в ДОО творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение. Цель исследования – разработать эффективные пути организации музыкально-ритмической деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть значение музыкально-ритмического воспитания в ДОО.

2. Дать определение понятиям: музыкально-ритмическая деятельность, музыкальная игра.

3. Обобщить педагогический опыт, спланировать, организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

4. Обобщить полученные данные, сделать выводы.

Проводились диагностические занятия с детьми, целью которых было определение уровней развития общих музыкальных способностей. Они включали несколько видов деятельности: музыкально-ритмическую, игровую слушание, пение. Соблюдалась последовательность в разучивании материала, обеспечивалось взаимодействие всех видов музыкальных деятельностей. Использовались разные методические приемы, выбор которых зависел от этапа разучивания музыкального произведения. Произведения, предлагаемые для музыкально-ритмической деятельности, по своей музыкальной характеристике давались ярко эмоциональными. Детям предлагалось с начало прослушать произведение, затем учится выполнять движения в соответствии с текстом. Учили сравнивать произведения, для этого давали прослушивать их несколько раз. Первое прослушивание – знакомство с произведением и эстетическое восприятие его в целом. Второе и третье прослушивания – восприятие музыкального произведения с более подробным обсуждением его характера и содержания, исполнение наиболее ярких фрагментов. На последующих занятиях дети, как правило, узнавали произведение по вступлению, заключению и отдельным фрагментам. В конце учебной практики мы провели диагностику. Обобщение полученных данных позволило нам провести сравнительный анализ динамики музыкального развития детей. Результаты, полученные при проверке исполнения заданий, были следующими. В основном все дети выполнили предложенное им задание, особенно ярко и успешно импровизировали танцы, понадобились отдельные замечания, разъяснения заданий и коррективы качества их исполнения. Лишь для 1 ребенка задания оказались нелегкими. Причиной являются его индивидуальные особенности – излишняя заторможенность, застенчивость, что стало очевидным лишь при более длительном наблюдении. Анализ способов действий детей показал, что их успешность зависела от разных причин. Прямая зависимость успехов детей от накопленного ранее музыкального опыта. Каковы бы ни были природные задатки детей, их творчество ярче и полнее проявляется в привычных и хорошо освоенных формах пения и музыкально-ритмического движения. Таким образом, система работы по организации музыкально-ритмической деятельности детей позволила нам повысить уровень музыкального развития детей дошкольного возраста. Заключение. Проведенные исследования позволили нам сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте музыкальность у детей уже представлена комплексом элементарных компонентов всех музыкальных способностей. В процессе организации детской музыкальной деятельности, мы установили, что чем более продвинуты дети, как в общем, так и в музыкальном развитии, тем раньше у них наступают те или иные этапы становления музыкальности.

2 Теоретические основы организации музыкально-ритмической деятельности в ДОО


    1. Значение музыкально-ритмического воспитания для формирования личности ребенка, цели и задачи ритмики

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус. Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом».

Цель музыкально – ритмических занятий (не занятий, а деятельности)– дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму. Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950), который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость , иначе он теряет половину своей цены».

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э.Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнешем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста ( эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ. Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;

- укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности( эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры( марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;

- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

- воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

- формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Таким образом, выполнение вышесказанного, зависит, прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.



    1. Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Виды музыкально-ритмических движений в ДОО

Музыкально-ритмическая деятельность - это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, "языком движений", происходит совершенствование движений, появляется их выразительность. Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей. Движение под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:

- музыкально-ритмических навыков (умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);

- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку решаются задачи:

- развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

- овладение "языком движений", умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

- развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

- осуществление средствами движений развития познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку, используемые в дошкольных образовательных учреждениях. Из физических упражнений в музыкально-ритмической деятельности применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки), обще развивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). В музыкально-ритмической деятельности используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий и т.д.

Музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Л.С. Выготский считал игру генетической основой, источником, корнем всякого творчества, его подготовительной ступенью и видел проявления связи детского творчества с игрой в синкретичности его первичных форм, его импровизационном характере, тесной связи с личными переживаниями. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания.

Тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальными окружением, с природой и т.д., стоит отметить также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику ее сказочными персонажами и форму музыкальных игр.

Различие музыкальных игр в методике музыкального воспитания можно представить в виде схемы. (какой схемы?) Следует заметить, что сюжетные игры - это вид деятельности, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача - передать игровой образ персонажа. Несюжетные - игры, правила которых связаны с музыкой, и решается задача - двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Построение игр зависит от их содержания. В целом можно отметить, что музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со сливом???. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста.

Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские, хороводы, пляски, включающие элементы народных и классических танцевальных движений. Выделяют следующие виды детских танцев, хороводов, плясок:

-Пляски с зафиксированными движениями (их построение всегда зависит от структуры музыкального произведения, двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска);

-Пляски комбинированные (имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию, для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю);

-Свободные пляски (носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии, дети используют знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-своему, придумывают "свою" пляску);

-Хороводы плясового характера (они чаще связаны с народными песнями, исполняя их, дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями, для примера можно назвать широко известную бытующую пляску "Каравай", а так же другие, связанные с развлечениями, праздниками, например с елкой новогодние хороводы);

-Детский "бальный" танец (включает в себя разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения, легкий оживляющий характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными движениями. Используются так же простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста);

-"Характерный" танец (в нем плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере -танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и др.).

Большинство музыкально-ритмических навыков с легкостью усваиваются в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. И все же некоторые из них требуют большей тренировки, дополнительных усилий. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Упражнения, главным образом игрового характера, несложны по построению, развивают детские двигательные умение: бег и кружение с "султанчиками" в руках, бег в парах, притоптывание, прихлопывание и др.



Приемы обучения ритмике: (это материал п 2.3) наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Таким образом, в основе музыкально-ритмической деятельности лежит взаимодействие музыки и движения. Музыкальное воспитание ритмическими движениями осуществляется в играх, хороводах, плясках, упражнениях доступных и интересных детям.


    1. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
В методике обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.

Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное - восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру, то в образной форме, то в форме чётких коротких указаний. Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Например, в русской народной песне "Как на тоненький ледок" повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести. Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям говорят, что они будут играть в "поезд": "Поезд сначала идет медленно, не спеша, потом все быстрее, стремительнее. Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается - приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музыка расскажет".

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приёмов. Разучивание одной из них - "Медведь и зайцы" начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни "Заинька" в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: "Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил", и исполняется пьеса "Медведь" В. Ребикова. Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приёмов - исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание - очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребёнку почувствовать богатство "языка музыки" и передать это в движениях. Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе разучивания игры Н. Ладухина "Будь ловким!". Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте - подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движением шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении - дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул. Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения. На первом занятии - слушание музыки, внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер. На втором занятии ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение - руки "показались" (первая доля такта), руки "спрятались" (вторая доля такта). Второе предложение - руки "танцуют" (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания:

- Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение - быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение - бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений;

- Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их "ищет" (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движения;

- Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется "спортивный" интерес.

Таким образом (итога не должно быть в середине пункта), последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, выразительный показ взрослого, который определяет качество детского исполнения. Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

- Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём эпизодических обследований, а также путём наблюдения за поведением ребёнка, его успехами;

- Использование в процессе занятия приёмов, обращенных к каждому ребенку;

- Создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

- Индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

-Исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку;

- Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т.д. Движения, придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приёмы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как "Поиграй в мяч", "Поиграй в снежки" (одновременно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа "Угадай, что мы показываем" (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом который должен исполнить соответствующую музыку, другие отгадывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочерёдно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее интересно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим (чья методика, автор?)

- В ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

- разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

- Неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

- Постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;



- Предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям: (автор? Источник?)

- Начальный этап обучения

- Углубленное изучение

-  Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем. Совместное исполнение движений способствует созданию общего при­поднятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизи­ологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения). Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.  Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Этапы разучивания упражнений:

- Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения под музыкальное сопровождение;

-  Разучивание сложных движений (переменный шаг, шаг польки) по частям: сначала под счет, затем под музыку;

-  Показ ребенка, освоившего это упражнение;

-  Закрепление упражнения всеми детьми;

-  Оценка выполнения упражнения детьми.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.



  1. Заключение

Изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, мы можем сделать вывод о том, что занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов. Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями, выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки. Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.
Из выше сказанного ясно что, музыкальному воспитанию и развитию дошкольников способствуют разнообразные виды музыкально-ритмических движений, учет возрастных возможностей, последовательное разучивание с использованием разнообразных методов и приемов.

  1. Список литературы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница