Курсовая работа Особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста



Скачать 312,54 Kb.
Дата07.06.2022
Размер312,54 Kb.
#185539
ТипКурсовая
Связанные:
КУРСОВАЯ РАБОТА №1


Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Башкирский государственный университет»

Научно-инновационное управление


Курсовая работа

Особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:
слушатель программы
профессиональной переподготовки
«Дошкольная педагогика и психология»
Шахмаева Наталья Александровна

Научный руководитель :


Ст.преподаватель
Косцова Светлана Александровна

Стерлитамак 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….…………….6
1.1.Понятие умственного развития…………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...8
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….……………..15
2.1.Организация и методики исследования…………………………………15
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…25

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3 – 4 годам ребёнок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Примерно с 5лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и т.д. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения. Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.Актуальность изучения умственной структуры ребёнка дошкольного возраста всегда поможет любому человеку понять процессы развития своего ребёнка и тем самым помочь наиболее активно развить в нём какие-либо способности. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить особенности умственного развития старших дошкольников.
Объект исследования: умственное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют особенности умственного развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментально исследовать уровень умственного развития старших дошкольников.
3. Разработать рекомендации по проблеме умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы (тестирование, констатирующий эксперимент); методы обработки полученных данных (качественные и количественные, методы математической статистики).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №87» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан). В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 40 человек..
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с данной категорией школьников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие умственного развития
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%). Подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, и какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [4, с. 123]. Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [8, с. 64].
Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности [15, с. 34].
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат.
Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучения геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения [15, с. 156].
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения [18, с. 116]. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения. «Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями».В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более, младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию [24, с. 73]. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенною эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок дня оценки себя и окружающих людей. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей: во взаимоотношении с игрой последняя имеет доминирующее значение. В этом возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношений людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми [28, с. 80].
Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.).В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование его отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасам представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры руг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь – десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующие количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании [34, с. 134].
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на, те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. В старшем дошкольном возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их.Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представленияо конструируемых ими объекта.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1.Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование особенностей умственного развития детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №87» городского округа г. Стерлитамак (Республика Башкортостан). В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 40 человек.
Цель эксперимента: изучить особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования подобрать методики для диагностики умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

  2. Провести исследование и проанализировать его результаты.

  3. Проинтерпретировать и оформить результаты исследования.

Организация психологического исследования  единый научно–обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно–исследовательских работ.
В нашем исследовании использовался комплекс методов и методик: тестирование; констатирующий эксперимент; методы математической обработки данных; интерпретация; сравнительно-сопоставительный анализ.
Тестирование – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей сопоставимость означает, что оценки, получаемые про помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно [7, с. 146].
Эксперимент (от лат. experimentum – опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия.
По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.
Констатирующий эксперимент  это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента [5, с.189].
Математические методы в психологии используются для обработки данных исследований и установления закономерностей между изучаемыми явлениями. Обработка данных может осуществляться вручную, а может – с применением специального программного обеспечения. Итоговый результат может выглядеть как таблица; методы математической статистики в психологии позволяют и графически отображать полученные данные.
Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня умственного развития.
Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).
Цель: определить уровень умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.
Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.
Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).
Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок. Материалы: наборы последовательных картинок.
Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.
Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).
Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения.
Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
1 - выраженность сказочного содержания;
2 - соответствие названия содержанию;
3 - логичность, законченность построения;
4 - грамматическая правильность речи;
5 - использование языковых выразительных средств.
Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.
Выбор методов и методик определялся задачами исследования. Задействованные методы и методики позволили собрать данные об интересующих нас явлениях, классифицировать их, выявлять психологические закономерности. Результаты исследования особенностей умственного развития детей старшего дошкольного возраста представлены в 2.2.
2.2. Анализ результатов исследования
Анализ результатов по первой методике.
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).
2 балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).
3 балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).
Результаты обследования детей по данной методике представлены на рисунке 2.1.
Результаты в контрольной группе позволяют сделать выводы:
– высокий уровень показали 3 ребенка;
– средний уровень – 8 детей;
– низкий уровень – 9 детей.
Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.
Данные позволяют сделать следующие выводы для экспериментальной группы:
– высокий уровень имеют 2 ребенка;
– средний уровень – 8 детей;
– низкий уровень – 10 детей.
Также как и у детей контрольной группы, в среднем, уровень умственного развития при составлении рассказа по картинке довольно низкий.

Рисунок 1. Уровень умственного развития при составлении рассказа по картинке в контрольной и экспериментальной группе
Анализ результатов по второй методике.
1 балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;
2 балл – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;
3 балла – рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.
Результаты на диаграмме 2. Дети контрольной группы имеют следующие показатели:
– высокий уровень имеет 2 ребенка;
– средний уровень – 11 детей;
– низкий уровень – 7 детей.
По результатам в можно сделать выводы: экспериментальной группе
– высокий уровень имеет 3 ребенка;
– средний уровень – 8 детей;
– низкий уровень – 9 детей.
Мы видим из результатов данной методики, что умственное развитие на основе составления рассказа по серии картинок в контрольной и экспериментальной группе примерно одинаковое.


Рисунок 2. Уровень умственного развития на основе составления рассказа по серии картинок в контрольной и экспериментальной группе
Результаты представлены на диаграмме 3.
Результаты обследования детей контрольной группы следующие:
– высокий уровень – 3 ребенка;
– средний уровень – 11 детей;
– низкий уровень – 6 детей.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы позволяют сделать вывод, что уровень построения связного высказывания следующий:
– высокий уровень показал 2 ребенка;
– средний уровень – 10 детей;
– низкий уровень – 8 детей.

Рисунок 3. Уровень построения связного высказывания в контрольной и экспериментальной группе

После диагностики детей по всем трем методикам, можно сделать выводы об умственном развитии старших дошкольников.


Анализ результатов.
– высокий уровень – 18 - 21 балл;
– средний уровень – 11 - 17 баллов;
– низкий уровень – 7 - 10 баллов.
Результаты представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.4.
Таблица 1
Уровень умственного развития в контрольной группе




методики

общий балл

уровень развития

1
2
3


4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1

2

3

9
12


20
11
14
11
10
13
8
18
12
11
16
10
14
10
15
13
11
17

низкий
средний


высокий
средний
средний
средний
низкий
средний
низкий
высокий
средний
средний
средний
низкий
средний
низкий
средний
средний
средний
средний

1
2
3
2
2
1
1
2
1
3
1
1
2
1
2
2
1
1
2
3

1
2
3
1
2
2
2
2
1
2
3
1
2
2
1
1
1
2
2
2

7
8
14
8
10
8
7
9
6
13
8
9
12
7
11
7
13
10
7
12

Из таблицы 2.1 видно, что


– высокий уровень умственного развития показали 2 ребенка;
– средний уровень – 13 детей;
– низкий уровень – 5 детей.
Данные результаты, занесенные в таблицу 2.2, показывают, что
– высокий уровень умственного развития имеет 1 ребенок;
– средний уровень – 12 детей;
– низкий уровень – 7 детей.
Таблица 2
Уровень умственного развития в экспериментальной группе




методики

общий балл

уровень развития

1
2
3


4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1

2

3

20
8


10
12
12
8
9
12
9
17
9
15
14
15
9
11
13
13
14
11

высокий
низкий


низкий
средний
средний
низкий
низкий
средний
низкий
средний
низкий
средний
средний
средний
низкий
средний
средний
средний
средний
средний

3
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
3
2
1
1

3
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
2
1
1
1
3
3
2
1
2

14
5
7
8
9
6
7
9
6
13
5
11
12
13
7
7
7
9
12
8



Рисунок 4. Уровень умственного развития в контрольной и экспериментальной группе
Примерно одинаковые результаты констатирующего этапа эксперимента давали нам возможность сравнивать результаты эксперимента в дальнейшем. На этом констатирующий этап эксперимента был закончен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное учреждение, являясь государственным институтом, создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный на развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.
Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) – составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Умственные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
В ходе экспериментальной работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, проведено исследование умственного развития детей дошкольного возраста. Следует отметить, что особенности умственного развития в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных и развивающих программ.
Полученные результаты дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. – 2010. – № 2. – С. 34.

  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 178 с.

  3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 422 с.

  4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Ч. II. – М.: Наука, 2010. – 416 с.

  5. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2000. – 440 с.

  6. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 2004. – 265 с.

  7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351с.

  8. Венгер А.А. Домашняя школа мышления. – М.: Знания, 1994. – 150 с.

  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

  10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Наука. – 2001. – 190 с.

  11. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.– М., 1985. – 335 с.

  12. Доронова Т.Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

  13. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М., 1996. –260 с.

  14. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // В сб.: Принцип развития в психологии. – М., 1978. С. 243-265.

  15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия.– 2008. – 416 с.

  16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика // Учебное пособие для студентов дошкольн. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М: Издат. центр "Академия", 2009. – С. 56.

  17. Козырева Л. М. Развиваем логическое мышление. – М.: Академия Развития, 2005. – 32 с.

  18. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1988. – 190 с.

  19. Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996. – 167 с.

  20. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

  21. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.

  22. Никитин Б.В. Развивающие игры. – М.: Айрис-пресс. – 2000. – 326 с.

  23. Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997. –19 с.

  24. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 2009. – 147 с.

  25. Панько Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников // Учебное пособие. – Минск, 1984. – 391 с.

  26. Парамонова Л. А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. – С. 66.

  27. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия,1997.

  28. Ратанова Т.Л. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание. 2006. № 8. – С. 80.

  29. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго. – 1996. – 247 с.

  30. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение. – 1987. – 97 с.

  31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.– М.: Педагогика. – 1982. – 87 с.

  32. Тихомирова Л.Ф. Логика. 5-7 лет. – Ярославль: Академия, 2010. – 143 с.

  33. Титкова Л. С. Психодиагностика. Пособие для студентов вузов. –Владивосток.: Издательство Дальневосточного университета, 2003 .–76 с.

  34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология . – М.: Академия,1996. – 342 с.

Скачать 312,54 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница