Курс «Риторика и стилистика»



страница1/9
Дата16.02.2016
Размер1.24 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Курс «Риторика и стилистика»



Авторы: Н.А.Квасов, Л.В.Городняя, Г.П.Несговорова

"Ни в каком другом отношении групповая

деятельность людей не подвергается столь

жесткой стандартизации, как в формах языка."



А. Блумфильд

Оглавление



Часть 1. Риторика
1. Введение

2. Риторика. Искусство убеждать

3. Инвенция. Создание единомышленников

4. Диспозиция. Составление планов

5. Аргументация

6. Элокуция. Стиль подачи материала

7. Введение в НЛП

Часть 2. Стилистика



8. Понятие информационной стилистики

9. Деловая проза

10. Лингвистическая обработка текстов

11. Построение программных средств и информационных моделей

12. Язык как средство коммуникации

13. Дифференциация языка и функциональные стили

14. Композиционные особенности делового текста

15. Состав лексико-фразеологических единиц официально-деловых текстов

16. Синтаксис официально-делового текста

17. Стандартизация и унификация средств в деловых текстах
Часть 3. Языковые и стилистические нормы русского языка
18. Культура речи и языковая норма

19. Стилистический синтаксис

20. Порядок слов в русском языке

21. Типы синтаксической связи в предложении

22. Модель управления, критерии выбора грамматической формы


1. Введение
Предлагается электронный учебник, представляющий собой набор конкретных сведений по риторике и лингвистике для информатиков. Цель обучения – развитие у школьников навыков устной и письменной речи, способствующей плодотворному участию в коллективных проектах, выполняемых с применением информационных систем.
Курс начинается с изучения приемов риторики как искусства убеждать собеседника, превращать его в союзника. Сознательное планирование речевого поведения, выбор образной картины изложения, аргументации и логики, учет особенностей восприятия устной речи и написанного текста – все эти важные аспекты любой профессиональной деятельности вносят немалый вклад в трудовой успех. Переход от риторики к лингвистике выполнен как знакомство с идеями нейро-лингвистического программирования (НЛП).
В качестве предмета дальнейшего изучения не случайно выбрана информационная стилистика русского языка. Этот выбор обусловлен тем, что без хорошего знания языка общения (в данном случае – русского) сложно овладеть изучаемым предметом и стать квалифицированым специалистом. В предлагаемом учебнике за основу взят не традиционный курс русского языка, а специальный – ориентированный на математиков и информатиков с учетом особенностей их профессиональной деятельности и лексики соответствующей предметной области.
Эта ориентация объясняется еще и тем, что люди, избравшие объектом своего изучения точные дисциплины, информатика в их числе, могут быть не в ладах с гуманитарными, к которым относится и русский язык, знание которого так необходимо при написании статей, отчетов, спецификаций, инструкций по применению программ и другой научной документации. Для профессиональных программистов отсутствие навыков составления такого рода документации может в целом значительно снизить качество и конкурентоспособность создаваемой программной продукции.
Умение понимать смысл текста поддерживается построением тематических словарных моделей в рамках деловой прозы.
Курс состоит из двух частей, посвященных риторике (Н.А.Квасов) и лингвистике (Л.В.Городняя, Г.П.Несговорова).

Часть 1. Риторика



2. Риторика – искусство убеждать
В школе учат искусству составления плана сочинений и изложений. Но оказывается этого недостаточно. Практика вузов показывает, что многие студенты не могут подготовить такой план, путаются в вопросах, не могут отличить главное от второстепенного, избежать повторений в словах и мыслях.

Особенно обидно, когда проблема не в отсутствии идей или знаний, а в недостатке навыков их связного выражения устно или письменно. В большей степени, конечно же, эта проблема касается технических специалистов, хотя и гуманитарии не всегда могут изложить мысль доступно для аудитории. Дело в том, что связное выражение мысли, как показывает многовековой опыт риторики, включает в себя как исследовательскую и логическую составляющие, к работе над которыми лучше подготовлены технические специалисты, так и собственно коммуникативную часть, лучшим образом освоенную гуманитариями.

Для практического освоения и технических и гуманитарных аспектов подготовлен данный курс. Он не зависит от уровня студента и не рассчитан на студентов, с какой либо специфической подготовкой, его можно начать осваивать с нуля. За основу был взят упрощенный риторический подход, и добавлены некоторые современные методы подготовки устных и письменных текстов и разработки идей изложения. В результате прочтения этого курса студент сможет осознанно выражать свои идеи, видя все аспекты подготовки изложения и целенаправленно работая по ним.

Нужно также учитывать, что в этом коротком курсе используются упрощенные методики, которые должны будут дать возможность студенту обозреть возможные методы подготовки изложения за как можно меньшее количество лекций. Дальнейшее развитие студента в области написания текстов или устного рассказа должно будет осуществляться с использованием специальной литературы.

С нашей точки зрения, жизненный цикл текста представляет собой следующее.



  1. Идея.

  2. Контекст идеи.

  3. План изложения.

  4. Изложение.

  5. Восприятие текста целевой аудиторией.

Нужно учитывать, что целевая аудитория может иметь свое собственное представление о раскрываемой в работе теме. И уж тем более она может иметь отличные от автора области интересов. В идеале каждое изложение для новой аудитории должно готовиться с нуля, с учетом специфики ее восприятия.

Таким образом, цель данного курса – научиться представлять свои идеи целевой аудитории.

В курсе мы рассмотрим процесс написания текстовой работы, оттачивая методы, адаптированные из курса риторики и НЛП, дополненные знакомством с информационной стилистикой.


Начнем с методов, разработанных в рамках науки излагать – риторики.

Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо, как нужно в данном случае.

Как наука риторика имеет пять разделов:



  1. нахождение материала – инвенция;

  2. расположение материала в наилучшем порядке – логичность;

  3. последовательность в изложении тезисов – диспозиция;

  4. выражение – о стилях , выбор слов, сочетаний и украшений – элокуция;

  5. запоминание материала, произнесение речи.

По сравнению с устным выражением мыслей, изложение текстовое имеет ряд отличий: нет человека, который доносит мысль, и таким образом аудитория лишена информации, передаваемой невербально – жестами, мимикой, тоном голоса. Кроме того, автор не может сразу увидеть результат своего воздействия на аудиторию и поменять свое изложение: автор письменного текста должен предвидеть реакцию читателя в процессе чтения его текста. Так же может быть использована разная речь, ведь письменная и устная речь имеют довольно много отличий.

Основным отличием в восприятии текста от устной речи является возможность возврата к предыдущему и перечитывание уже прочтенного. В то же время нельзя недооценивать возможность задать вопросы непосредственно оратору и получить дополнительную информацию или разъяснения, если что-то осталось неясным в процессе восприятия при устном изложении. В последнем случае иногда бывает лучше оставить какие-то знания на случай появления вопросов, чем неоправданно растягивать изложение с риском того, что это знание будет утеряно аудиторией в процессе восприятия.

Нужно помнить и о том, что существуют несколько способов чтения. Выбор конкретного способа зависит как от аудитории, так и от контекста прочтения. Этими способами являются, по Д. Н. Александрову: изучающее чтение, ознакомительное чтение, просмотровое чтение, поисковое чтение и реферативное чтение, причем способ может меняться как в рамках единичного акта работы с текстом, так и нескольких прочтениях того же самого отрывка текста, в зависимости от текущих задач читателя. Таким образом, писатель должен учитывать и предполагаемый способ прочтения.

Для начала в этом курсе возьмем из риторики методы разработки инвенции и диспозиции.

Далее, воспользуемся теориями НЛП при подготовке текста как устного, так и письменного, для наиболее успешного восприятия его аудиторией. Изучим общую теорию, лежащую в основе НЛП, но в детали углубляться не будем. Ограничимся экскурсом в информационную стилистику.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница