Курс лекций учебной дисциплины «социология»



страница1/11
Дата02.06.2016
Размер1.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»


Курс лекций учебной дисциплины


«СОЦИОЛОГИЯ»

Часть II

Глоссарий терминов и понятий

Направление подготовки/специальность: 43.03.02 Туризм

(100400 Туризм)

Профиль: Технология и организация развлечений

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Выпускающая кафедра: социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства

Факультет медиакоммуникаций и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства

Санкт-Петербург

2016


Составитель: Биржаков М.Б., к.т.н. профессор, Терехова В.И. к.ист.н. доцент. каф. СКДТиГ,
Биржаков М.Б., Терехова В.И. Курс лекций учебной дисциплины «Социология». Часть II. Глоссарий терминов и понятий — СПб.: СПБКИТ, 2016. — с.

Глоссарий представляет собой предметный узкоспециализированный толковый словарь особенной терминологии — понятий, определений, терминов и фразеологических сочетаний с комментариями и примерами — для более полного понимания существа учебного материала лекций и практических занятий по курсу «Социология». Рассматриваются особенности истории философии, теории социологии, закономерности формирования и развития социальных институтов обществ, социальных норм, закономерности массового повеления людей , а также отношения между личностью и обществом, вопросы общей психологии. Для некоторых особенных терминов дается два или три толкования в зависимости от контекста использования и области знаний. Для педагогов, а также студентов учебных заведений высшего образования при изучении вопросов развития социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства.


Глоссарий составлен:

  • в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 489 от 28.10.2009 и с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 100400 Туризм;

  • на основании учебного плана направления 43.03.02 Туризм.

Курс лекций учебной дисциплины «Социология» одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности, туризма и гостеприимства


протокол № __________ от «__________»____________________ 2016 г.

Заведующий кафедрой М.А. Морозова
Одобрено Методическим советом факультета медиакоммуникаций и туризма

протокол № __________ от «__________»____________________ 2016 г.
Председатель П.Н. Демченко
Заведующий выпускающей кафедрой М.А. Морозова

Декан факультета М.А. Морозова


ГЛОССАРИЙ
особенной терминологии, понятий и определений
по учебному курсу «Социология»


АДАПТАЦИЯ — (1) состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. (2) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация. — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие Адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности Адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.). Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

АЛБИОН СМОЛЛ (1854–1926) — социальная жизнь – это результат взаимодействия естественных интересов людей. В обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

АНОМИЯ (Дюркгейм) девиация — возникает в результате аномии — разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом девиантного проведения понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Имеет место необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям. Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.

АНН РОБЕР ТЮРГО (1727–1781) создал идею социального прогресса. Прогресс – основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».

АНРИ СЕН-СИМОН (1760–1825) создал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система постепенно развивает свои идеи и господствующие формы собственности, но в какой-то момент эпоха созидательная, «органическая», сменяется эпохой, разрушительной, «критической», благодаря чему возникает возможность построения более совершенных общественных отношений. Общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ — представляет государство как некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например, общность имущества, женщин, детей приводит к уничтожению государства. С позиции защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал проект платоновского государства. Государство — понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь уже идет не о таких первичных элементах государства, как индивид семь и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. понятие гражданина. Гражданин — это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (не отделяется идея общества от идеи государства). Первый результат социальной жизни образование семьи – муж и жена, родители и дети … Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. Государство же создается не для того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенный гражданин в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта идея характеризуется так: совершенство гражданина обуславливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Положение человека в обществе определяется его собственностью (стратификация). Аристотель критикует платоновский «коммунистический проект». Общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе человека. Человеку свойственно любить себя. В разумных пределах это нормально. Частная собственность – следствие себялюбия. Это стимул к труду, производству, обогащению. Общность имущества не дает стимулов к производству, ей трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других. Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать чрезмерное обогащение. Он выделяет две формы накопления богатства. Первая – своим трудом, через производство, создание материальных благ, что увеличивает общее богатство. При второй форме – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества – ничего нового не создается (эгоистическое обогащение). Идеал в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага. Упразднение семьи также уничтожает стимулы к труду. В государстве должно господствовать право, а не люди (цари – философы по Платону). Законы – это уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии, антипатии. Право — тождественно справедливости. Законное и справедливое должны совпадать.

АУТГРУППА – это группа, которая противопоставляется ингруппе, как «чужая группа», обобщенный образ «они» в противовес образу ингруппы – «мы». Ингруппа – это группа, которую индивид считает своей, т.е. соотносит себя с ней, считает себя принадлежащим ей.

БЕ́ЖЕНЦЫ — лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств. Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений. В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое. Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» — т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения. По российскому законодательству — беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.

БРАК — традиционно это союз мужчины и женщины. Как правило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки либо договора, поскольку помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляется, такое понимание акцентирует внимание на внеправовых аспектах брачных отношений. (1) Юридическое же определение брака предполагает понимание слова «союз» как состояния, т.е. юридического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия. (2) Это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.(3) Обычно брак — это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство). (4) — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным. (5) — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. (6) — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, защищаемые государством. (7) цель брака — создание семьи. Это является весьма существенным признаком понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно имущественные отношения между супругами, предполагает отказ от данного признака. (8) — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

ВАЛИДНОСТЬ — (1) обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях, (2) мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики. Как в психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, понятию "конструктная валидность"). То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений. Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах). Важная особенность валидности - её нельзя установить единожды и использовать это доказательство как финальный аргумент "за" качество того или иного эксперимента или методики. Валидность необходимо постоянно обосновывать новыми данными, перепроверять в независимых исследованиях.

ВАЛОВО́Й ВНУ́ТРЕННИЙ ПРОДУ́КТ (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом. ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений). По объёму ВВП по ППС Россия занимала 5-е место, находясь после КНР (1-е место), США (2-е), Индии (3-е) и Японии (4-е). В целом мировой ВВП за 46 лет возрос почти в 5,9 раза. При этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины 20 века – Северной Америки, Европы, Австралии и Океании – увеличивался медленнее, чем мировой экономики в среднем. В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счет снижения в ней удельного веса США, в то время как доля остальных североамериканских стран возросла. Общий ВПП в 2014 г. составил 78220 млрд $.

ВХОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ — три стадии: 1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности. 2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. 3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность, либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.

ГАБРИЭЛЬ ТАРД (1843–1904) основная задача социологии в изучении законов подражания, психологии толпы, механизмов группового внушения. Общество есть мозг, клеткой которого является сознание отдельного человека. Общество продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Задачу социологической науки состоит в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения. Общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего – всемирное повторение, принимающее форму волнообразного движения в неорганической природе, наследственности – в мире органическом и подражания – в жизни общества.

ГЕ́НДЕР (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. Паспортный пол, приписанный человеку от имени общества уполномоченными на то государственными органами при выдаче документов, в частности, свидетельства о рождении, паспорта и др. обычно совпадает с социальным полом, исключая случаи трансгендерности. Однако, нередки случаи, когда транссексуалов и транссексуалок общество (коллеги, друзья, родственники, одноклассники и одногруппники по месту учёбы и даже случайные прохожие) начинает воспринимать в соответствии не с полом, закреплённым в документах, а с психическим полом, гендерной идентичностью ещё до (или без) смены документов и коррекции биологических характеристик индивида. Паспортный пол, как правило, совпадает с «акушерским полом», определёным у младенца врачом-акушером после рождения, являющимся юридическим основанием для оформления гражданского пола младенца. Однако пол, определённый акушером, не всегда совпадает с действительным биологическим полом ребёнка.

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации.

ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО — феминистский теоретический подход в части тендерного неравенства характеризуется четырьмя аспектами. Во-первых, мужчины и женщины занимают в обществе не только различные, но и неравные положения. Конкретнее, женщины получают меньше материальных ресурсов, имеют более низкий социальный статус, меньше власти и возможностей для самореализации, чем мужчины того же социального положения — будь оно основано на классовом, расовом, профессиональном, этническом, религиозном, образовательном, национальном или любом другом социально значимом факторе. Во-вторых, такое неравенство возникает вследствие самой организации общества, а не каких-то существенных биологических или личностных различий между женщинами и мужчинами. В-третьих, хотя люди отличаются друг от друга по своим возможностям и характерным чертам, нет никаких естественных различий, разделяющих мужской и женский пол. Напротив, всем людям свойственна потребность свободы в самореализации и гибкость, помогающая им адаптироваться к условиям или границам ситуаций, в которых они оказываются. Сказать, что существует гендерное неравенство — значит заявить, что женщины но своему положению имеют меньше возможностей, чем мужчины, осуществить такую же потребность в самореализации. В-четвертых, все теории неравенства исходят из того, что и мужчины, и женщины прореагируют на более уравнительные социальные структуры и ситуации безболезненно и достаточно органично. Иными словами, утверждается, что изменить ситуацию возможно. В этом теоретики гендерного неравенства не согласны с последователями теории гендерного различия, которые воспринимают социальную жизнь так, что гендерные различия, какова бы ни была их причина, более устойчивы, более глубоко проникают в личность и не столь легко изменяются.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница