Курс лекций по истории и философии науки, который читают преподаватели кафедры «Философия и социальные науки»



Скачать 147.77 Kb.
Дата25.04.2016
Размер147.77 Kb.
ТипКурс лекций


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


  1. «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ




          1. Ректор ИрГУПС

__________________/А.П. Хоменко/

«_____» _____________2011 г.


ПРОГРАММА

кандидатского экзамена по истории и философии науки по специальности

22.00.08 - «Социология управления»

Иркутск 2011



программа кандидатского экзамена
составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»

Программу составил д. филос. наук, профессор В.Е. Осипов

«_____»_______________2011 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»

«______» _________________ 2011 г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой А.А Атанов

Рабочая программа согласована и одобрена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»

«____» _____________ 2011г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

(фамилия, и. о., подпись)

Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении


Кандидатский экзамен по истории и философии науки состоит таким образом, что аспирант должен прослушать курс лекций по истории и философии науки, который читают преподаватели кафедры «Философия и социальные науки». Аспирант (соискатель) должен подготовить вопросы для собеседования по экзаменам, подготовить реферат. Тема реферата выбирается аспирантом совместно с научным руководителем и преподавателем кафедры «Философия и социальные науки».

Содержание реферата утверждается научным руководителем и проверяется преподавателем кафедры «Философия и социальные науки», читающим данный курс. Оценка реферата производится в форме зачтено или не зачтено. Реферат представляется не позднее, чем за месяц до экзамена и защищается в процессе экзамена.

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины состоит в освоении общих закономерностей и конкретного многообразия форм функционирования науки в истории человеческой культуры и в системе философского знания, к пониманию специфики взаимосвязи и взаимодействия с естественными, социогуманитарными и техническими науками. Главным в достижении этой цели является освоение проблемного поля научного знания на «стыке» философии и конкретно-научных и технических дисциплин.
1.2 Задачи изучения дисциплины предполагают:

- усвоение сведений о философских проблемах науки и техники;

- развитие культуры философского и научного исследования;

- формирование умения использовать философские и общенаучные категории, принципы, идеи и подходы в своей специальности;



- развитие ответственности за профессиональную и научную деятельность перед окружающей средой обитания человеческого общества.
2 Межпредметная связь
Дисциплина «Философия науки и техники» базируется на следующих науках:

  • Философия и история философии

  • Естественнонаучные дисциплины и их история: механика, физика, химия, биология, математика и др.

  • Информатика и кибернетика

  • Системный анализ и синергетика

  • Экология и социальная экология

  • Социально и социально-гуманитарные дисциплины


3. Примерные темы рефератов


  1. Специфика философского знания. Объект и предмет философии. Философия как наука.

  2. Основные функции философии. Философия и наука. Философия, идеология, политика.

  3. Материализм, его исторические формы и современные интерпретации.

  4. Идеализм и его разновидности.

  5. Рационализм и рациональность. Основные типы научной рациональности.

  6. Иррационализм и интуитивизм. Интуиция в научном познании.

  7. Философское понимание бытия. Бытие и материя.

  8. Движение и развитие в современной философской картине мира.

  9. Диалектические принципы в научном познании.

  10. Законы диалектики и их методологическое значение для научного познания.

  11. Сущность познания. Ступени и формы познавательного процесса.

  12. Метод и методология познания.

  13. Проблема истины в философии.

  14. Философия науки, ее предмет, задачи и формы существования.

  15. Эволюция подходов к изучению науки (классический позитивизм, аналитическая философия, феноменология).

  16. Основные концепции современной философии науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

  17. Преднаука и становление первых форм теоретической науки.

  18. Становление и мировоззренческая роль опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование дисциплинарно организованной науки.

  19. Историче­ская смена типов научной рациональности: классическая, неклассичес­кая, постнеклассическая наука.

  20. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания. Научное и ненаучное знание.

  21. Структурные уровни научного познания.

  22. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.

  23. Философские основания науки и критерии научности. Нормы и идеалы научного исследования, их социокультурная размерность.

  24. Научная картина мира, ее исторические формы, мировоззренческие, онтологические и гносеологические функции.

  25. Наука как социокультурный феномен. Место науки в современной культуре.

  26. Механизмы порождения и развития научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и эмпирических фактов.

  27. Основные этапы становления научной теории.

  28. Научные традиции и научные революции. Предпосылки и механизмы революционных преобразований в науке. Типология научных революций.

  29. Постнеклассическая наука: основные характеристики и концептуально-методологические новации.

  30. Системный метод и его роль в научном познании.

  31. Нелинейная динамика и синергетика, их роль в современной науке.

  32. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира.

  33. Этичес­кие проблемы современной науки. Проблема гуманитарного и экологического контроля в науке и технике.

  34. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

35. Наука как социальный институт. Социальные проблемы современной науки.

36. Моделирование типов управленческой культуры.

37. Социальные технологии политической власти.

38. Социальные технологизации государственного управления.

39. Управление рисками. Виды рисков.

40. Управленческая культура: сущность, структурные элементы.



4. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Рекомендуемая основная литература

  1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теории. -М., 1978.

  2. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. -М., 1961.

  3. Борн М. Физика в жизни моего поколения. -М., 1962.

  4. Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. -M., 1998.

  5. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч. В 2-х тт. Т.2. -М., 1978.

  6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М., 1958.

  7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. -М., 1980.

  9. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. -М., 1948.

  10. Гемпель К. Логика объяснения. -М., 1998.

  11. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. -М., 2000.

  12. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. -М., 1989.

  13. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. -М., 1987.

  14. Идеалы и нормы научного исследования. -Минск, 1981.

  15. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. -М., 1987.

  16. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М., 1985.

  17. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М., 1991.

  18. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М., 1995.

  19. Лебедев С.А. Основные линии развития классической индукции Индуктивная логика и формирование научного знания. -М., 1987.

  20. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. -М., 1980.

  21. Лекции 1 и 8 // Павлов И.П. Полн. собр. соч., -М.-Л., 1951, т. II, кн. 2.

  22. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М., 1998.

  23. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. -М., 1975.

  24. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

  25. Наука в зеркале философии XX в. -М., 1992.

  26. Научные революции и динамика культуры. -Минск, 1987.

  27. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. -М., 1970.

  28. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. -М., 1998.

  29. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

  30. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.

  31. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.

  32. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

  33. Пуанкаре А. О науке. -М., 1983.

  34. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. -М., 1998.

  35. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. -М., 1986.

  36. Сачков Ю. В. Научный метод: вопросы и развитие. -М., 2003.

  37. Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. -М., 1981.

  38. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. -М., 1996.

  39. Степин B.C. Современная философия науки. Хрестоматия. -М., 1994.

  40. Степин B.C. Теоретическое знание. -М., 2000.

  41. Стёпин В.С. Цивилизация и культура. – Спб., 2011

  42. Структура и развитие науки. -М., 1978.

  43. Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.

  44. Чирикова A.F. Женщина во главе фирмы. - М.:1998.

  45. Юнаева В.С. Управленческие решения. М.,1999.

  46. Яковец Ю. В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. М., 1992.

Дополнительная литература

  1. Автономова И.С. Рассудок, разум, рациональность. -М., 1988.

  2. Башляр Г. Новый рационализм. -М., 1987.

  3. Бернал Д. Наука в истории общества. -М., 1958.

  4. Бондаренко Н. Г. и др. Лекции по философии науки. – Ростов н/Д., 2008.

  5. Бунге М. Интуиция и наука. -М., 1967.

  6. Введение в историю и философию науки /Под ред. С.А.Лебедева. – М., 2007.

  7. Вебер М. Избранные произведения. -М., 1990.

  8. Грунвальд А. Технология и общество. – М., 2011

  9. Друянов Л. А. Законы природы и их познание. -М., 1982.

  10. Зеленов Л. А. История и философия науки. – М., 2008.

  11. Злобин Н. Культурные смыслы науки. -М., 1997.

  12. Истина и ценности и научном познании. -М., 1991.

  13. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. -М., 1988.

  14. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. -М., 1989.

  15. Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов, 1999.

  16. Кун Т. Структура научных революций. -М., 1975.

  17. Лоренц К. Эволюция и априори // Вестник Московского Университета, серия «Философия», 1994, №5.

  18. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -Минск, 1990.

  19. Малкей М. Наука и социология знания. -М., 1983.

  20. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. -М., 1997.

  21. Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. -М., 1980.

  22. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М., 1997.

  23. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. -М., 1980.

  24. Наука о науке. -М., 1966.

  25. Научная деятельность: структура и институты. -М., 1980.

  26. Научные и вненаучные формы мышления. -М., 1996.

  27. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. -М., 1993.

  28. Новая технологическая волна на Западе. -М., 1986.

  29. Очерки по истории и теории развития науки. -М., 1969.

  30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969.

  31. Позитивизм и наука. -М., 1975.

  32. Познание в социальном контексте. -М., 1994.

  33. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992.

  34. Проблемы методологии постнеклассической науки. -М., 1992.

  35. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. -М., 1969.

  36. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. -М., 1977.

  37. Рожанский И.Д. Античная наука. -М., 1980.

  38. Рузавин Г. И. Методология научного познания. – М., 2009.

  39. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. -М., 1984.

  40. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. -М., 1974.

  41. Степин В. С. Наука и философия // Вопр. философии. – 2010. – №8.

  42. Степин В. С. Философия науки: Общие проблемы. – М., 2007.

  43. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. –М., 1996.

  44. Творческая природа научного познания. -М., 1984.

  45. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М., 1984.

  46. Теория и метод. -М., 1987.

  47. Тоффлер Э. Третья волна. -М., 1999.

  48. Тулмин С. Человеческое понимание. -М., 1984.

  49. У истоков классической науки. -М., 1975.

  50. Федотова В.Г. Критика социокультурной ориентации в современной буржуазной философии. -М., 1981.

  51. Философия и методология науки. -М., 1996.

  52. Философия и методология науки: В 2-х ч. -М., 1974.

  53. Философия науки: Проблема рациональности. -М., 1995.

  54. Философии науки: Учебное пособие/ под ред. А.И. Липкина. – М., 2007

  55. Философия техники в ФРГ. -М., 1989.

  56. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. -М., 1998.

  57. Франк Ф. Философия науки. -М., 1960.

  58. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. -М., 1987.

  59. Холтон Д. Тематический анализ науки. -М., 1981.

  60. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.

  61. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -М.,1978.

  62. Шингаров Г.Х. Научное творчество И.П. Павлова. Проблемы теории и метода познания. -М., 1985.

  63. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978.

  64. Эволюционная эпистемология: Проблемы и перспективы. - М., 1996.

  65. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М.,1965.

110. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1966.




Каталог: web-edu -> sites -> files
files -> Методическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008 (075. 8) Ббк 87а7 М20
files -> Курс лекций по экономике Тема Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории, ее взаимосвязи с другими экономическими науками
files -> Вопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»
files -> Программа учебной дисциплины по дисциплине Иностранный язык (профессиональный) направление подготовки: 080100 экономика
files -> Рабочая программа производственной практики 3,4 курс Направление подготовки 090900. 62 «Информационная безопасность»
files -> Вопросы к кандидатскому экзамену по направлению подготовки 38. 06. 01


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница