Оглавление 2
ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ 11
Тема №2. Школа и воспитание в Древнем мире: 12
2.1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 12
а) «Дома табличек» 12
б) Школа в Древнем Египте 14
в) Воспитание и обучение в Древней Индии 15
г) Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 18
Вопросы и задания 21
2.2. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья: 22
а) воспитание и школы в Древней Греции 22
б) Философы Древней Греции о воспитании 25
в) Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 29
г) Воспитание и школа в Древнем Риме 30
д) Педагогические идеи Древнего Рима 31
е) Воспитание и обучение у ранних христиан 33
3.3. Воспитание у восточных славян в VI – IX вв.: 35
Вопросы и задания 38
Тема 3. Воспитание и школа в эпоху Средневековья. 40
3.1. Воспитание и школа в Византии 40
а) Педагогическая мысль 41
б) Система воспитания и образования 42
в) Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 44
Вопросы и задания 46
3.2. Воспитание и школа на Средневековом Востоке: 46
а) Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII – XVII вв.) 46
б) Воспитание и обучение в Средневековой Индии 51
в) Воспитание и школа в Средневековом Китае 52
Вопросы и задания 55
3.3. Воспитание и школа в станах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации: 55
а) педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации 55
б) школа в XV – начале XVII в. 61
Вопросы и здания 67
Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X- конец XVII в.) 68
а) Воспитание и обучение в Киевской Руси (X – XIII вв.) 69
б) Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв.) 72
в) Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV – XVII вв.); 78
Вопросы и задания 80
Тема 4. Школа и педагогика в Новое время: 82
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина XVII – конец XVIII в.) 82
а) Педагогическая мысль начала Нового времени 83
б) Педагогическая мысль эпохи Просвещения 87
в) Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 96
г) Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 97
Вопросы и задания 103
Школа и педагогика в России XVIIIв. 105
а) Школьные реформы первой половины XVIIIв. 105
б) Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIIIв.; 109
Вопросы и задания 113
Школы и педагогика в странах Западной Европы и США вXIX в.: 113
а) Педагогические идеи в философии 114
б) Классики педагогика XIX столетия 117
в) Полемика вокруг школы 120
г) Главные направления развития школы. 124
Вопросы и задания 132
Школа и педагогика России в первой половине XIX в.: 133
а) Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 134
б) Школьная политика второй четверти XIX в. 136
в) Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 138
Школа и педагогика во второй половине XIX в.: 140
а) Школьные реформы 1860-х годов 141
б) Период реакции школьной политики 142
в) Педагогическая мысль во второй половине XIX в. 143
Вопросы и задания 154
Тема 5. Школа и педагогика в Новейшее время. 155
Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в.: 155
а) Основные педагогические течения 155
б) Итоги школьных реформ к середине XX в. 161
в) Попытки модернизации общеобразовательной школы 163
Вопросы и задания 166
Современная школа и педагогика за рубежом: 167
а) Основные направления развития педагогической мысли 167
б) Приоритеты и проблемы воспитания и образования 168
в) Школьные системы 170
г) Практика школьного обучения и воспитания 170
д) Реформирование обучения и воспитания 173
Вопросы и задания 176
Школа и педагогика России в конце XIX – начале XX вв. 177
а) школьные реформы 177
б) педагогические направления и идеи 182
Вопросы и задания 186
Отечественная школа и педагогика советского периода: 187
а)школа и школьная политика 187
б)развитие педагогической науки 191
Вопросы и задания 197
Школа и педагогика России в конце XX в.: 198
а) школьная система 199
б) полемика о путях образования и воспитания 203
в) практика образования и воспитания 204
Вопросы и задания 214