Курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды



Скачать 127.58 Kb.
Дата20.05.2016
Размер127.58 Kb.
ТипКурс лекций
МОУ «Оболенская СОШ»
Согласовано Утверждено

Заместитель директора по ВР Директор школы

__________Милюсина И.С. ____________Евсеева И.А.

«31» августа 2015 год «31» августа 2015год


Программа

экологического воспитания школьников «РОСТОК»

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —

значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан деСент-Экзюпери
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

  • организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

  • усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:



    • изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

    • организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

    • осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

    • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).


Предполагаемые результаты работы по программе:

Образовательные:



    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;

    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

    • активизации познавательной деятельности учащихся;

    • вовлечение учащихся в практическую деятельность;

    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков:



http://www.togur-school.tom.ru/pic/00001.gif

Система экологического воспитания и образования в школе

 


Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

Научный уровень информации

Системность излагаемой информации

Интеграция предметных знаний

Экологизация теоретического учебного материала

Практические работы, проектная деятельность учащихся


Тематические недели

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Просветительская работа с учениками и родителями

Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.



Экскурсии

Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская и познавательная деятельность на занятиях «ЮНИС»



Преемственность содержания экологического образования


Ступень обучения

Задачи


Ключевые понятия

Ведущий вид деятельности

Начальная школа

Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни

Правила экологической безопасности.

Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

Забота об окружающей среде.


Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению»*



Основная школа

Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления

Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.



Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции

«учусь управлять собой или моя экологическая культура»*




Виды деятельности школы

по экологическому образованию и воспитанию


Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

1.Предметы Базисного учебного плана (БУП).

2.Предметы вариативной части БУП

(часть плана, формируемая участниками образователь-

ного процесса).


Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации

Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг)

Экологическая исследовательская и проектная деятельность

Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.)

Встречи с представителями природоохранных структур Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, к памятникам зодчества и на объектам современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей

Озеленение класса, школьной территории



Объединения по интересам

Научные общества «ЮНИС»,

Кружки и ВД: «Юный эколог» и другие,

Общешкольные мероприятия

Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие

Выставки творческих работ

Внешкольные виды деятельности

Эколого-образовательные акции и движения, десанты

Проектирование и уход за ландшафтом

Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)



Участники Программы.

Участниками Программы являются:



  • Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках факультатива «Мы и окружающий мир». Ученики начальной школы являются членами детской общественной организации «Дружные ребята», основным направлением деятельности которой является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог организатор.

  • Учащиеся 5-11 классов, которые изучают экологию на кружковой деятельности, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов. Воспитательная система школы позволяет учащимся среднего звена быть членами школьного совета экологии, спорта, знаний, организаторских дел; участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.

  • Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.

  • Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний. 


Мероприятия по реализации Программы:

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.






мероприятия

сроки

ответственный

Укрепление материально-технической базы школы

1

Огораживание и благоустройство школьного двора

ежегодно

Отв за участок

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

ежегодно

Отв за участок, учащиеся

3.

Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов

Ежегодно

Администрация школы,отв за экологич работу

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

ежегодно

библиотекарь

2

Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт

ежегодно

Зам.директора по ВР

3

Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка, руководителя учебно-опытного участка

1 раз в год

Администрация школы

4.

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы

5

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Ежегодно

Начальник лагеря

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах

весь период

Учителя, отв за экол работу

2

Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины»

весь период

Учителя-предметники, руководители ШМО

3

Проведение предметных недель, месячника экологии.

ежегодно

Учителя-предметники, Учитель биологии, географии

4

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

ежегодно

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

5

Участие в районной экологической конференции школьников

Ежегодно

Учителя-предметники

6

Участие в районных мероприятиях по экологии

ежегодно

Отв за экол работу


Внеклассные мероприятия

1

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

ежегодно

Отв за экол работу.

2

Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет»

ежегодно

Зам.директора по ВР

3

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам

ежегодно

Отв за экол работу, зам.директора по ВР

4

Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах.

ежегодно

Отв за экол работу, зам.директора по ВР

5.

Трудовые десанты, экологические субботники

ежегодно

Администрация школы

6.

Летняя трудовая четверть

ежегодно

Отв за школьный участок

7.

Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере  «Веселый туристенок»

ежегодно

Начальник лагеря

8.

Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу

ежегодно

Кл. руководители

9.

Работа научного общества «ЮНИС»

ежегодно

Рук. Научного общества

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

ежегодно

Зам.директора по УВР, по ВР

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

ежегодно

Администрация школы

3

Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания.

по мере необходимости

Зам. директора по ВР, Учитель биологии, географии


Ожидаемые конечные результаты Программы:


  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей

  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в  поселке.

  • Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

  • Анализ занятия экологической направленности на основе требований ФГОС


Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

  • Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

  • Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница