Курс лекций для магистрантов по дисциплине «Методология исследования социально-педагогических явлений»



Скачать 58,45 Kb.
Дата11.02.2016
Размер58,45 Kb.
#772
ТипКурс лекций
ОТЧЕТ

о деятельности научной лаборатории кафедры педагогики и психологии ИИГСО «Социальное воспитание»

за 2013 год
В связи с утверждением Правительством Российской Федерации Национальной стратегии в интересах детей научно-исследовательская деятельность лаборатории в 2013 г. расширяется такими темами, как исследование педагогических условий вовлечения детей в принятие решений относительно своей жизнедеятельности; изучение педагогических условий развития социальной мобильности и социальной ответственности детей и подростков. Акцент в исследовании воспитательных возможностей приемных семей также делается на развитие субъектности ребенка в принятии решений.

Методологические проблемы исследования активности детей в современной социальной ситуации развития обсуждались на методологических семинарах лаборатории (март, июнь, сентябрь). В результате был разработан курс лекций для магистрантов по дисциплине «Методология исследования социально-педагогических явлений» (автор Ромм Т.А.); издана монография Е.В. Богдановой «Теория и практика волонтерской деятельности студентов»; вышли в свет научно-методическое пособие З.И. Лаврентьевой, С.А. Расчетиной «Технологии социально-педагогической деятельности с детьми», учебное пособие Ромм Т.А. «Педагогика социального воспитания».

Расширилась база научно-экспериментальной деятельности лаборатории. Школа № 206 стала экспериментальной площадкой изучения условий формирования социальной ответственности подростков (рук. – аспирант кафедры Лаврентьева О.А.); в центре детского творчества Калининского района открылась экспериментальная площадка по изучению социальной мобильности подростков (рук. – магистрант кафедры Федоренко Е.Н.); детский дом № 7 стал экспериментальной площадкой по апробации технологии модульной квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (рук. – магистрант кафедры Леонова Е.Е.); гимназия №16 «Французская» работает по программе развития самостоятельности школьников при реализации своих прав (рук. – магистрант кафедры Скрыпникова Е.М.). В качестве экспериментальной площадки работы с приемными семьями стала дополнительно рассматриваться школа приемных родителей при детском доме №7. На базе психологического центра Дома творчества им. В. Дубинина (Ленинский район) открыта площадка по разработке условий инклюзивного образования в дополнительном образовании (рук. Хромова И.В.). В ноябре был проведен научно-методический семинар для сотрудников школы-интерната для незрячих и слабовидящих №39 по теме: «Возможности специализированного и инклюзивного образования» (рук. Хромова И.В.).

Результаты опытно-экспериментальной деятельности студентов и магистрантов, вовлеченных в научную работу посредством лаборатории, традиционно были представлены на Открытых педагогических чтениях. В сборнике 2013 г. «Педагогика в пространстве науки и практики» был выделен раздел «Научно-исследовательская лаборатория магистрантов и аспирантов «Социальное воспитание», где было опубликовано 22 статьи по итогам Открытых педагогических чтений. В этом году лаборатория стала организатором работы секции «Педагогика» на студенческой научно-практической конференции «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации». Всего было заслушано 16 докладов. Студенты со статусом «Приемные родители» разработали цикл занятий в школе приемных родителей и провели первое занятие с кандидатами в приемные родители Ленинского района (декабрь 2013). В сентябре группа магистрантов и аспирантов кафедры провели выездной сбор школьного актива гимназии № 16 «Французская». Открывается студенческий исследовательский клуб, изучающий воспитательный потенциал каникулярного отдыха школьников (рук. Е.В. Богданова).

На заседаниях лаборатории обсуждались результаты исследований магистрантов выпускного курса программы «Педагогика и психология воспитания». С докладами выступили: Филимонова З.О., Кушова А.В., Лысенко Е.С., Максимов С.А., Колесникова Т.А., Макаревич М.Н., Юсова М.В. Материалы их исследований представлены в методических рекомендациях для студентов и практиков воспитательной деятельности. В 2013 г. начинает работать магистерская программа, организованная совместно с Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева. В качестве базы исследования начинает использоваться Красноярский краевой детский дом для умственно отсталых детей. Это позволяет проводить сравнительный анализ и выявлять региональные особенности педагогической реабилитации. Практикуются регулярные видеоконференции по проблемам социального воспитания, проводятся совместные научно-практические конференции по проблемам воспитания детей-сирот (Новосибирск, октябрь 2013) и детей с ограниченными возможностями (Красноярск, ноябрь 2013).

Результаты исследований ученых кафедры были представлены в виде докладов на пленарных заседаниях международных конференций:

Ромм Т.А. Международный симпозиум «Социальная педагогика в социальных практиках» (Арзамас –Москва, май).

Богданова Е.В. Всероссийский форум «Доброволец России – 2013» (Пермь, ноябрь).

Богданова Е.В. Международная конференция ООН «Добровольчество –технологии социальных преобразований» (Женева, май).

Лаврентьева З.И. «Социальное служение: институциональные и общественные практики в современном мире» (Красноярск, ноябрь).



Основные публикации членов лаборатории:

  1. Аникеева Н.П., Киселев Н.Н. Неформальные образования в педвузе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 93-98.

  2. Богданова Е.В. Students’ Voluntary Activities , Reporst of the International conference "Volunteerism - avenue for social transformation" (14-17 may 2013). United Nations office at Geneva, Пермский центр развития добровольчества. – Пермь, 2013. - C.44 – 45

  3. Богданова Е.В. Students’ Voluntary Activities , Reporst of the International conference "Volunteerism - avenue for social transformation" (14-17 may 2013) United Nations office at Geneva, Пермский центр развития добровольчества, Пермь, 2013/ - C.44 – 45

  4. Богданова Е.В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 158 с.

  5. Богданова Е.В., Ромм Т.А. Моделирование содержания волонтерской деятельности молодежи: монография. – Новосибирск: ООО «НЕМО ПРЕСС», 2013. – 480 с.

  6. Лаврентьева З.И Современные проблемы опеки и попечительства: институциональные и общественные практики // Сибирский вестник специального образования. - № 4. – 2013. – с. 12-16.

  7. Лаврентьева З.И. Ресурсы и риски патроната: социально-педагогический аспект // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 192-197

  8. Лаврентьева О.А. Критерии и уровни социальной ответственности в подростковом возрасте // Педагогика в пространстве науки и практики: сборник статей по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 9-11 апреля 2013 г.). – Вып. 5. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 81 – 86.

  9. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26 – 31.

  10. Ромм Т.А. Социальные практики в воспитании: традиция и перспективы // ПостМетодика. – 2013. - № 2 (11). – С. 46 – 50.

  11. Скрыпникова Е.М. Участие детей в принятии решений как современная педагогическая проблема// Педагогика в пространстве науки и практики: сборник статей по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 9-11 апреля 2013 г.). – Вып. 5. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 143 – 149.

  12. Хромова И.В. Диагностика социального запроса на дополнительное образование детей Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2013. - № 4. – С.7–15.

  13. Хромова И.В., Малюшина Т.Г. Проект «Модель инклюзивного образования в районном многопрофильном учреждении дополнительного образования детей»: Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте: Научно-методическое пособие. – Новосибирск, 2013. – 124 с.

Научный руководитель лаборатории Лаврентьева З.И.


Зав. каф. педагогики и психологии ИИГСО Ромм Т.А.
Каталог: scientific -> NII NOC NIL
NII NOC NIL -> Семинар для магистрантов первого года обучения и аспирантов «Начало большого пути: определение структуры диссертации»
NII NOC NIL -> Научно-исследовательская лаборатория «Психология детской одаренности»
NII NOC NIL -> Отчет по работе научно-исследовательской лаборатории «Психодиагностика и тестология»
NII NOC NIL -> Отчет ноц иигсо «Гуманитарные и социальные исследования»
NII NOC NIL -> Отчет о деятельности научной лаборатории «Социальное воспитание» иигсо
NII NOC NIL -> Отчет по работе научно-исследовательской лаборатории «Психодиагностика и тестология»
NII NOC NIL -> Отчет о деятельности научной лаборатории кафедры педагогики и психологии иигсо «Социальное воспитание»
NII NOC NIL -> Курс лекций для магистрантов по дисциплине «Методология исследования социально-педагогических явлений»

Скачать 58,45 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница