Курс 1 Занятие №29 Раздел 3 программы: «Литература первой половины XX века» Тема №3 раздела: «Михаил Булгаков» Тип занятия: Изучение нового материала



Скачать 146.93 Kb.
Дата24.04.2016
Размер146.93 Kb.
Тимошенко Т.И.,

преподаватель русского языка и литературы

ФГОУ СПО «Петуховский техникум МЭСХ»

Курс 1

Занятие №29

Раздел 3 программы: «Литература первой половины XX века»

Тема № 3 раздела: «Михаил Булгаков»

Тип занятия: Изучение нового материала

Тема занятия: «Мастер и Маргарита». Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести.

Цели занятия

Учебная приобщить к размышлению над мотивами создания автором новых трактовок библейских образов, сути интерпретации вечного сюжета

Развивающая развивать умение использования Web-пространства с пользой для познавательного процесса

Воспитательная воспитывать на примере этико-философских проблем романа: добра, истины, совести, нравственного выбора, возмездия, раскаяния, прощения, бессмертия

Форма занятия: индивидуально-фронтальная.

Виды занятия: Интернет-лекция

Методы занятия: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Дидактическое обеспечение занятия: презентация, проектор, экран, ПК с подключением к Интернету.

Продолжительность занятия: 90 минут
1. Организационный момент

2. Актуализация. Этап проверки домашнего задания

Слайд второй

Кого когда-то называли люди

                      Царем в усмешку, Богом, в самом деле,

                      Кто был убит – и чье орудие пытки

                      Согрето теплотой моей груди…

                      Вкусили смерть свидетели Христовы,

                      И сплетницы – старухи, и солдаты,

                      И прокуратор Рима – все прошли

                      Там, где когда–то возвышалась арка,

                      Где море билось, где чернел утес, -

                      Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

                      И с запахом священных роз.

Это стихотворение А.Ахматовой о Булгакове, но и о Мастере, его герое, и о Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого для Булгакова послужил Иисус Христос. Эти три человека: автор и два его героя – тесно связаны между собой. Ведь Булгаков через своих героев пытается ответить на вечные  вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение? Мы сегодня с помощью Интернета тоже попытаемся дать ответы на эти вопросы.

А пока объясните мне, кто такой Иешуа Га-Ноцри?



3. Этап подготовки обучающихся к восприятию учебного материала

Слайд третий

Запишем тему занятия.



Слайд пятый ссылка 1

На сайте «М.А.Булгаков» http://www.masterapera.ru/nlp.php, во вкладке «Наши любимые персонажи» нет образа Иешуа Га-Ноцри. Зато есть какие? Как вы думаете, почему? Для ответа на этот вопрос прочитайте о главных героях романа Булгакова (Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Bоланд) и перескажите кратко, что там говорится о совести и чести главных героев.


Строки, на которые студенты должны обратить внимание

Воланд


Воланд - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).
Вывод: Воланд – это наказание человека за грехи его

Маргарита


С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия.

Вывод: если Воланд – это зло, то Маргарита – милосердие, готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. И если человек по-настоящему милосерден, не может устоять даже дьявол.


Понтий Пилат


На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте. Ключом здесь является упоминание битвы при Идиставизо, где будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели окруженного германцами великана Марка Крысобоя.

Иисус арестован по доносу Иуды, "синедрион, сановники... все требовали мщенья". А Понтий Пилат "трусости своей не может победить

Вывод: Пилат – храбрый солдат, но не может победить своей трусости и подписывает смертный приговор Иешуа, так как открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом, а трус на это не спсобен.


Мастер


"Зловещий смысл (понятия мастер) становится очевидным, если учесть, что Система подразумевала под ним писателей, готовых наступить на горло своей песне

Предпосылки


Образ Мастера во многом автобиографичен — Михаил Булгаков также сжёг первую редакцию своего романа и, даже написав его заново, понимал, что опубликовать столь ортодоксальное произведение в СССР 1930-х — 1940-х годов почти нереально.

Вывод: Булгаков сохранил роман для потомков, а Мастер спасовал перед системой.

Иешуа – это воплощение нравственности, идеал, человек без пороков, богочеловек, поэтому его нет на сайте. Там только грешные люди и тот, кто наказывает их за грехи.

Слайд пятый ссылка 2

На сайте http://aforism.ru/winged/bulgakov/161 выпишите 3-4 афоризма, понравившиеся вам и соответстующие нашей теме, тем добра, чести, совести, из романа «Мастер и Маргарита»



Правду говорить легко и приятно ("Мастер и Маргарита")
Трусость - самый страшный порок ("Мастер и Маргарита")
Бояться - неразумно ("Мастер и Маргарита")
Никогда и ничего не просите! ("Мастер и Маргарита")

Студенты выписывают афоризмы, после проверки их работы, на экране появляется надпись для проверки правильности работы обучаемых.


4. Этап объяснения нового материала
Слайд шестой ссылка 1

Познакомьтесь с приложением (Евангелие) к роману Домбровского «Суд Синедриона над Христом. Понтий Пилат», http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/addition.txt, начиная со слов: «Был седьмой час, когда Христа доставили к Пилату» и заканчивая словами: «Ввиду их выразительности приведем два главных» (глава «Пилат» 2 до 2).



Ответ на вопрос после чтения отрывков из текста студентам подскажут следующие строки:

Пилат вышел к толпе и спросил: "В чем вы обвиняете человека сего?"

Обвинители бурно протестуют, слышится обвинение в "возмущении народа". Кто-то кричит, что Христос галилеянин.

Пилат выходит к толпе, стоящей внизу. Он говорит о том, что арестованный невиновен,

"Распять его, распять! - кричал народ. - Мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что назвал себя сыном Божьим". И еще кричали: "Если ты отпустишь его - ты не друг Кесарю". Это было уже концом.

Слайд шестой ссылка 2

Сравните текст Писания с эпизодом суда Пилата в романе «Мастер и Маргарита», посмотрев отрывок из фильма http://video.mail.ru/mail/mildor/195/198.html. Что изменил Булгаков? Почему?

Вывод: в евангелии Понтий Пилат принимает решение под давлением толпы, народа, в романе Булгакова – единолично. Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: солги, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Автор романа намеренно обостряет ситуацию, где бывший храбрый солдат струсил из-за боязни лишиться земных благ. Но сохранив их, он теряет душевный покой и начинает жить, мучимый совестью, и умирает с этими муками, и в загробном мире живёт с ними же.
5. Этап первичного закрепления материала

Слайд седьмой

Познакомьтесь с содержанием статьи http://www.licey.net/lit/eretic/ieshua

и ответьте на вопросы

1.Почему герою дано такое имя, хотя прототип его Иисус Христос?

2.Приведите 5 отличий истории Иешуа и Евангельской истории Иисуса Христа

3.Приведите 3 сходства судьбы Мастера с судьбой Иешуа Га-Ноцри

Вывод: Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. А Иешуа повторяет путь Иисуса Христа, только более очеловечен автором, приближен к нам, самым обычным людям. Мы тоже можем страдать, но, несмотря на наши страдания, должны быть милосердными к другим страждущим.

(Ввиду большого объёма материала веб-страницы, ответы на вопросы не приводятся, но материал для понимания на данной странице для восприятия прост)
6.Усвоение и осмысление полученных знаний
Слайд восьмой
К какому образу Иисуса Христа, изображенному в иконописи и на полотнах великих художников, по вашему мнению, наиболее близок образ Иешуа Га-Ноцри?

-В.Васнецов «Христос-Вседержитель»

http://files.smallbay.ru/images2/vasneztov103.jpg

-«Спас в силах» (икона, первая половина XV века) http://www.iro.yar.ru/resource/distant/music/sekret/zubko/Spas_sil.gif

- Тициан «Динарий кесаря»

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/338/47338908_Dinariy_kesarya_1516.jpg

-Бартоломео Мурильо «Распятие»

http://gallerix.ru/pic/Hermitage-8/image/glrx-668624877.JPG

- Л.Моралес «Се человек»

http://www.darkgrot.ru/images/cult/article83.jpg

Ответьте на вопрос письменно

Вывод: чаще всего студенты выбирают полотно Моралеса, так как на нём Иисус изображен в муках и страдании.


7. Проверка понимания нового материала
Слайд девятый

Посмотрите отрывок из фильма http://www.youtube.com/watch?v=39ko5-bvCJI

и ответьте на вопрос «Почему Иешуа говорит Понтию Пилату, что он жив?»

Вывод: Иешуа милосерден, он не отступил от  истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть.

Сотвори добро - так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком  так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как  сложно порой бывает выполнить старинное правило…

В жизни каждого человека  бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.


8.Рефлексия
Слайд девятый

http://www.samsdam.net/rusliter/00086.php Проверьте свои знания, полученные на трёх предыдущих занятиях, выполнив тест (свыше 3 правильных ответов – 1 бонус, свыше 6 – 2 бонуса, 9 – 3 бонуса в зачёт)


Правильные ответы: первоначальное название романа – «Инженер с копытом», год написания романа – 1940, «...был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лиц его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе» - это Берлиоз, особенности композиции – роман в романе, в романе 3 мира, псевдоним Ивана Бездомного означает «без дома, без почвы, без родины», основная проблема романа – добра и зла, «Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-итальянски» - Мастер, «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами» - Фрида, «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» - Мастер.


9.Информация о домашнем задании
Слайд 10

Посмотрите дома видеолекцию http://www.youtube.com/watch?v=ZG7BEwwmWdY&feature=related и ответьте письменно на вопросы



  1. Каково было первое название романа Булгакова?

  2. Проведите аналогии между реальной евангельской историей и событиями романа, заполнив таблицу

«Мастер и Маргарита»

Евангелие

Сеанс чёрной магии в варьете




Похороны безголового Берлиоза




Бал у Сатаны




Сатана покидает Москву





Образец выполнения домашней работы

  1. Каково было первое название романа Булгакова?

- «Чёрный богослов»

«Мастер и Маргарита»

Евангелие

Сеанс чёрной магии в варьете

Чистый четверг

Похороны безголового Берлиоза

Вынос плащаницы

Бал у Сатаны

Крестины в ночь с пятницы на субботу

Сатана покидает Москву

Субботняя тишина



Дидактический материал к занятию


  1. Презентация

  2. Страницы Web-сайтов

  3. Отрывки из фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита»

  4. Полотна мировой живописи и иконописи: Л.Моралес «Се человек», Бартоломео Мурильо «Распятие», Тициан «Динарий кесаря», «Спас в силах» (икона, первая половина XV века), В.Васнецов «Христос-Вседержитель»


Список Web-страниц для обучающихся


  1. http://elib.crimea.edu/index.php?option=com_content&task=view&id=208

  2. http://www.eidos.ru/journal/2004/0420.htm

  3. http://titova.ffl.msu.ru/statia10.html

  4. http://www.masterapera.ru/nlp.php

  5. http://video.mail.ru/mail/tatianochhka/805/849.html

  6. http://www.aphorism.ru/author/a7163.shtml

  7. http://aforism.ru/winged/bulgakov/161

  8. http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/addition.txt

  9. http://video.mail.ru/mail/mildor/195/198.html

  10. http://www.licey.net/lit/eretic/ieshua

  11. http://files.smallbay.ru/images2/vasneztov103.jpg

  12. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/music/sekret/zubko/Spas_sil.gif

  13. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/338/47338908_Dinariy_kesarya_1516.jpg

  14. http://gallerix.ru/pic/Hermitage-8/image/glrx-668624877.JPG

  15. http://www.darkgrot.ru/images/cult/article83.jpg

  16. http://russlitxx.narod.ru/master2.html

  17. http://www.youtube.com/watch?v=ZG7BEwwmWdY&feature=related


Список Web-страниц для преподавателя


  1. http://ozersk-school.ucoz.ru

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://gumanus.blogspot.com

  4. http://forum.zavuch.info

  5. http://www.prosv.ru

  6. http://jesuschrist.ru

  7. http://www.rusedu.ru

  8. http://proflicey21.lipetsk.ru

  9. http://tvorchestvo.mypen.su

  10. http://www.masterimargarita.ru

  11. http://www.fsu-expert.ru


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница