Культурный центр вооруженных сил



Скачать 453.5 Kb.
страница1/2
Дата24.02.2016
Размер453.5 Kb.
  1   2


КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

им. М.В. ФРУНЗЕ

Методический отдел


Воспитательный потенциал

семейного досуга

Москва

2010

Ответственный за выпуск – начальник методического отдела,

заслуженный работник культуры РФ

подполковник Хробостов Д.В.

Составитель:

методист, кандидат социологических наук Таран Ю.Я.

Компьютерная обработка:

Гурьянова Е.К., Еркович Е.И., Лещинская Т.П., Шипилова Н.М.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять по адресу:

129110, Москва, Суворовская пл., дом 2

Культурный центр ВС РФ, методический отдел

Конт. телефоны: 681-40-36; 681-56-17.

Факс: 681-52-20




Воспитательный потенциал семейного досуга
Вступление
Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем - к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.

Семья - в русском народном сознании - особый союз, в основе которого лежит любовь. Любовь понимается как высшее чувство. Народная этика отвергала столь распространившийся ныне взгляд на женщину как на объект потребления, осуждала торговлю любовью, ее публичную огласку, выставление на показ. Безоговорочно осуждался «блуд», капризы плоти, похоть. В русской народной культуре утверждался идеал «чистой любви». Способность видеть в любимом существе не только телесное явление, но и «душу», стремление к единению, основанному на однородности духовных оценок и общности жизненной цели, взаимное доверие и уважение - вот тот «состав» любовного чувства, который позволяет считать духовный элемент любви преобладающим в русской культурной традиции.

Все современные исследователи признают, что современное общество поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям - трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их составляющей - семьи.

Не вдаваясь в научные изыскания, необходимо подчеркнуть, что общая тенденция, которая проявляется в современном мире, связана с ослаблением семьи. Но важно понять, что именно в период кризисов, возрастают роль семьи и ее значение, как важного буфера между личностью и социальными переменами. Многочисленные исследования последнего времени убедительно демонстрируют, что, несмотря на грандиозные перемены в структуре семьи, ее количественном составе, изменении внутрисемейной роли буквально всех ее членов – она остается ни с чем не сравнимым организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей.

И хотя в сознании современного человека происходит поляризация представлений о роли семьи в жизни человека, культ семьи, домашнего очага вновь набирает силу.

Сегодня в нашем обществе недостаточно осознана закономерная взаимосвязь между здоровой семьей и здоровым обществом. Это парадоксально, если вспомнить, что именно России принадлежат замечательные мысли Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Бердяева, А. Островского о семье, как особой воспитательной среде. Наше общество, к сожалению, не видит в ней той нравственной силы, которая способна преобразить и оздоровить духовную жизнь. Общественное сознание еще не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности. А ведь семья – это единственная общность, с которой человек связан всю свою жизнь, и именно ей он обязан своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром.

От уровня культуры семьи как ячейки социума во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал искусства, чтения, активного досуга, общения с природой, занятий спортом. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие, формируя позитивную жизненную стратегию. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Жизнедеятельность семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать в семье благоприятную культурную среду развития, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и художественного творчества.

Особая роль в реализации воспитательной функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Исторический опыт становления и развития народного творчества, культурно-бытовых, трудовых праздников и обычаев русского народа подтверждает, что семейные культурно-художественные традиции были основным средством передачи социального опыта новым поколениям, способом формирования нравственной и эстетический культуры в конкретной семье. Эти традиции гармонично регулировали отношения поколений и разных социальных групп, стимулировали многогранное самодеятельное творчество населения. Поэтому сегодня, когда в очередной раз покачнулись житейские устои и критерии нравственности, актуализировалась проблема восстановления во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. А культурно-досуговая сфера становится реальным ресурсом в деле возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремесел и других видов национальной культуры. Сохранение традиций народной культуры формирует в людях чувство принадлежности к своему народу, способствует сохранению нравственных норм и ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Этот процесс естественным путем отражается на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, способствует снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, формирует гуманистические традиции, которые становятся нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.

Особую роль в современном досуге играет искусство, ставшее тем инструментом, который позволяет усовершенствовать процесс формирования человека, особенно в плане целостного развития личности. Искусство - одна из форм познания окружающей действительности и ее отражения - представляет важную часть духовного мира человека. Надо сказать, что именно недооценка, а часто и прямое отрицание роли искусства в жизни человека влечет за собой и непонимание его воспитательного значения. Любое искусство, независимо от вида и жанра, оказывает на человека определенное влияние, и воздействие это универсально: оно воспитывает его вкус, формирует духовные потребности, мотивы деятельности, побуждает к творчеству, развивает культуру поведения.

Необходимо отметить, что сегодня не столь важно констатировать значимость формирования культуры досуга, гораздо важнее раскрыть механизм формирования этой культуры; обосновать технологию решения этой задачи, разработать методику выработки умения и навыков досуговой деятельности у разных членов семьи. Анализ опыта работы с членами семей военнослужащих военных учреждений культуры привел к необходимости поставить вопрос о досуговой квалификации семьи военнослужащего как качественной характеристики ее соответствия социальным и нравственно-эстетическим требованиям формирующегося общества XXI века.
Сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры чтения.

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе читательской. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы и, в конечном итоге, его литературные интересы.

Семейное чтение призвано заложить основы, породить интерес к чтению, развить потребность читать. Чтение необходимо рассматривать как непреложное семейное занятие, придать ему творческую направленность, духовно обогащающую семью.

В приобщении детей к книжной культуре родителям не обойтись без библиотек, способных помочь в стимулировании у детей интереса к чтению, формированию устойчивой привычки обращаться к книге, как источнику духовного, интеллектуального, творческого развития. Военные библиотеки, в содружестве с библиотеками региона дислокации, могут построить свою деятельность так, чтобы привлечь как можно больше детей и подростков к систематическому чтению, развить умение адаптировать полученную из книг информацию к своим жизненным задачам, научить самостоятельному библиографическому поиску необходимой литературы, пробудить интерес к учебе, сформировать культуру общения и коммуникативные способности, научить искусству диалога с любым собеседником, снять стрессовые состояния, полученные в учебном заведении, в семье, на улице ит.д.

По результатам анкетирования, проведенного в нескольких гарнизонах Подмосковья, воспитание современного ребенка печатным словом в каждой семье протекает по-разному. И далеко не у всех родителей отношение к литературному воспитанию детей однозначно.

Преобладает категория родителей (56%), которых мало интересуют вопросы, касающиеся места книги и чтения в процессе духовного созревания личности ребенка. В таких семьях культивируется ежедневный просмотр телевизионных передач, но при этом не делается отбор для детей с учетом их возрастных особенностей.

Далее можно назвать семьи (27%), где родители заинтересованы в приобщении ребенка к книжному богатству – стараются, как можно чаще читать, внимательно следят за тем, как ребенок воспринимает литературное произведение и т.д. Тем не менее, процесс читательского общения у них осуществляется не в полной мере по причине явной их неподготовленности.

Недооценивая роль беседы о прочитанном, родители тем самым ограничивают работу второго уровня восприятия – интеллектуального переживания, вступившего в силу после того, как немотивированное впечатление эмоционально дозрело. А это, несомненно, наносит большой урон росту юного читателя.

В меньшинстве оказалась та категория родителей, которые хотят и умеют руководить чтением (6%). Благодаря своему личному опыту детства, активной включенности в книжную культуру, они отличаются достаточно высоким уровнем литературной осведомленности в вопросах не только детской литературы, но и литературы в целом. Их отличает стремление к развитию духовного, интеллектуального потенциала своей личности и личности ребенка.

Изучение опыта показывает, что во многих современных семьях военнослужащих недооценивается роль литературного воспитания детей как одного из важных условий полноценного развития личности, анализ показал причины низкой детской читательской активности. Это:

- изменение семейных условий. Современные родители все больше заняты добыванием средств к существованию, и на культурное развитие самих себя и своих детей им практически не хватает времени и финансовых возможностей;

- утрата интереса к чтению у современных детей во многом обусловлена пассивным отношением со стороны взрослых. В большинстве случаев родители не интересуются, что и как читают их дети;

- трактовка чтения, как сугубо информационной, рациональной деятельности ведет к отчуждению ребенка от книги, а книги от личности;

- у детей наблюдается слишком ранняя привычка к средствам массовой информации. В молодых семьях, зачастую, даже поощряют многочасовое пользование СМИ, и у детей оказывается мало побудительных поводов развивать собственную речь. Ведь развитие речи нуждается в диалоге, а дети, видимо, утратили партнеров;

- родителей юных читателей отличает педагогическая неграмотность, низкая степень информированности о книгах для детей, недооценка воспитательной ценности искусства, узость понимания целей руководства чтением детей в семье.

Обозначенные выше причины предполагают принятие военными учреждениями культуры в работе с семьями военнослужащих следующих мер:



Во-первых, по повышению психолого-педагогической культуры родителей, то есть формирование у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических, психологических знаний, знаний в области литературы для детей, психологии чтения, значения искусства в эстетическом воспитании и целостном развитии ребенка. Это могут быть университеты родителей, различные библиотечные мероприятия и др.

Во-вторых, по возрождению традиций семейного чтения, во время которого реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении выступает ребенок. Родители лишь направляют его познавательную деятельность и побуждают к размышлению.

В этих условиях важным средством и одним из ведущих методов организации семейного чтения, как неотъемлемой части духовной культуры семьи, является рекомендательная библиография.

Для ориентации родителей в огромном массиве литературы, библиотекам необходимо уделять особое внимание подготовке рекомендательных списков, указателей и пособий по семейному чтению, где указать книги, способные сформировать у ребенка потребность в чтении, помочь интересно и разумно проводить с детства свободное время. Полезно включить в пособия не только лучшие литературные образцы, но и обращаться к талантливо иллюстрированным книгам. Это позволит ребенку воспринимать услышанное и увиденное не только пассивно (слушание текста, рассматривание иллюстраций), но и активизирует фантазию, воображение и потребность самовыражения в различных видах творческой деятельности (декламация, пение, рисование и т.д.).

Опыт работы в войсках показывает, что библиотеки сегодня в состоянии проводить и проводят самые разнообразные мероприятия для семьи: дни семейного отдыха, дни родителей, бенефисы читающих семей, проведение совместных семейных праздников. А это, в свою очередь, создает потребность в обращении к книге для получения необходимой информации о творчестве писателя, литературном герое и т.д. для подготовки к планируемому мероприятию. Таким образом, семейное чтение правомерно рассматривать как творческое читательское общение родителей и детей, как средство духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи. Поэтому можно сказать, что библиотека в современных условиях должна быть «больше чем библиотека». Именно библиотеки могут представить каждому «лекарство для души», учитывая известную силу художественного слова, благотворность влияния книги. Сегодня в библиотеку идут не просто за книгой, но и за советом, консультацией, ради минут общения. (См. «Записки библиотекаря», стр. 9., подготовленную методическим отделом Культурного центра ВС РФ).

А это значит, что современным библиотекам, особенно военным, необходимо обращать особое внимание на осуществление относительно новой функции – библиотерапевтической (библиотерапия – перспективная, развивающаяся область на стыке медицины, психологии, педагогики и библиотечного дела).

В качестве благотворного влияния библиотерапии на детей, достаточно привести несколько цитат из самостоятельных работ по библиотерапии учащихся, входящих в общественный совет Санкт-Петербургского ТЮЗа: «…Если ты сделал ошибку, то прочитай М. Твена «Принц и Нищий». Это помогает, когда ты кому-нибудь завидуешь и хочешь занять его место. Ты прочитаешь и поймешь, что тебе лучше всего на своем месте. …Если тебе грустно и кажется, что ты один такой несчастный на целом свете, то прочитай книгу «Белый Бим Черное Ухо», и ты поймешь, что ты такой несчастный не один на свете. …Когда тебе грустно, прочитай рассказы М. Зощенко «Встреча», «Галоша», и тебе станет весело и смешно…».

Ныне большие требования предъявляются детям для поступления в первый класс. И библиотеки могут помочь родителям подготовить ребенка к учебе, создав обучающие и развивающие циклы и курсы – «школа раннего развития», в которую могут войти кружки, где дети учатся читать, рисовать, правильно говорить, логически мыслить, развивать воображение и т.д., где занятия могли бы сочетать в себе как традиционную методику, так и игровые формы. Сегодня таких школ множество, но преимущество и отличие школ при библиотеках в том, что в ее задачи входит не только подготовка ребенка к школе, научить определенным навыкам, но и воспитать литературный вкус, выработать потребность в постоянном общении с книгой. Более того, образовательная деятельность библиотек закреплена в Законе о библиотечном деле.

Известно, что распространенной причиной неуспеваемости школьников является отсутствие эффективных и разнообразных приемов работы с текстом. Обучение и корректировка на ранних ступенях обучения рациональнее, чем переучивание взрослых.

Современный школьник в настоящее время вынужден осваивать определенный объем литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о таких формах самостоятельной работы, как рефераты, доклады, семинары. Например, учащиеся 8 классов в течение четверти выполняют по 5-6 объемных самостоятельных работ, учащиеся 9 классов – по 7-8, учащиеся 10 классов – по 9-10. Старшеклассник, в течение четверти прочитывает от 12 до 25 изданий, это позволяет утверждать, что школа влияет на расширение репертуара чтения подростка самым активным образом. Однако, все мы понимаем, что любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорее наоборот – из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такового, и, как следствие, исчезновение чтения из досуговой деятельности.

В чтении, в основном, превалируют фантастика, детективы, сентиментальный роман, которые не могут положительно влиять на формирование моральных и эстетических норм и способствовать развитию словарного запаса. С этой целью можно обратиться к опыту библиотечной работы начала ХХ века, того периода, когда в культурный обиход вошло понятие «бульварная литература». Именно тогда Н. Рубакин1 предложил термин «книга приманка» в отношении «сногсшибательных романов, занимающих свое место в читательской системе». Он отмечал, что без этой книги многие потенциальные читатели, вероятно, просто не пошли бы в библиотеку. Поддерживая эту позицию, А. Покровский2 разработал «теорию мостов», которую с успехом можно использовать и в сегодняшней ситуации. Смысл этой теории в том, чтобы от книги, не обладающей высокими художественными достоинствами, но интересной читателю, либо от сиюминутного, коньюнктурного интереса перекинуть мост к шедеврам мировой культуры или иным отраслям знания.

Современная библиотека – это уже не только книгохранилище, это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации на традиционных носителях и в электронном виде. Он-лайновое обслуживание, как удаленных пользователей библиотек, так и предоставление информации из удаленных источников в библиотеках западных стран стало нормой; отсутствие такого сервиса – чрезвычайная редкость, вызывающая недоумение. И хотя для военных библиотек эта тема, пока, преждевременна, тем не менее, новый этап в информационном обслуживании читателей можно начинать, имея один компьютер. Это позволит изменить основной принцип функционирования библиотеки: от накопления печатных документов внутри библиотеки можно переходить к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в т.ч. в Интернете.

В недалеком будущем для военных массовых библиотек, при многих положительных аспектах процесса компьютеризации, может возникнуть ряд негативных моментов, требующих особого рассмотрения. Как известно, крупнейшим завоеванием цивилизации является общедоступность публичной библиотеки. Но теперь «мир библиотек» трансформируется в «мир информации», а последний быстро коммерциализируется. Но супермагистрали – это не бесплатная дорога, проезд по ней платный. А тарифы будут постоянно расти. В мире практически нет библиотек, которые бесплатно оказывают такие услуги, как дистанционный доступ к текстам, справки, требующие интеллектуальных разысканий библиотекаря, хотя далеко не всегда платит сам потребитель. Таким образом, электронные технологии расширяют возможности доступа к информации, но не гарантируют ее доступность для всех без исключения. Библиотеки, в т.ч. и военные, должны отстаивать право каждого человека на бесплатную информацию, какие бы экономические и другие аргументы им не предъявляло государство.

Для Вооруженных Сил России сохранение этого принципа особенно важно, учитывая, что библиотека военного городка, гарнизона часто оказывается единственным источником получения информации и общеобразовательных знаний. Отказ от принципа бесплатности равноценен началу самоуничтожения библиотеки как одного из самых благородных и демократических достижений цивилизации.

Формирование потребности в постоянном общении с театральным, музыкальным и киноискусством
Театр. Одной из наиболее значимых характеристик современной социально-культурной ситуации является объем приобщения населения к художественной культуре. Важно то обстоятельство, что потребление культурных благ стало всеобщим и постоянным. В том или ином виде, общение с художественной культурой сегодня доступно практически каждому и стало обязательным элементом структуры свободного времени. Даже в том случае, когда человек в силу объективных или субъективных причин оказывается вне сферы воздействия системы учреждений культурного обслуживания населения, - художественная культура входит в его жизнь через радио, телевидение, домашние библиотеки, газеты, журналы, открытки и другие виды репродуцирования на предметах, включенных в бытовой обиход.

Всеохватность телевидения делает возможным знакомство широких слоев населения с лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства, но, вместе с тем, развивает и интерес к ценностям массовой культуры.

Факты свидетельствуют, что увеличение культурной информированности человека не сопровождается автоматическим повышением его культурной образованности и углублением понимания явлений художественной жизни. Более того, телецентрическая система общения с художественной культурой формирует в индивидуальном и общественном сознании представление о доступности (без особых усилий и специальной подготовки) художественного восприятия любого произведения искусства, что, в свою очередь, негативно сказывается на культурной активности населения.

Поэтому проблема «подготовленного грамотного зрителя» достаточно остро стоит сегодня даже у традиционно-массовых видов искусства: цирка и эстрады. Тем более значима она для театра, язык которого сложен и неоднороден в силу синтетической природы искусства сцены.

Придя в театр впервые, зритель может либо разочароваться, либо заинтересоваться. Безусловно, театру важно его удержать, сохранить в орбите своего влияния, превратить в любителя. Кто-то будет разочарован, но часть – задержится, придет еще раз, постепенно превращаясь в «настоящего зрителя».

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на устойчивость интереса к театральному искусству, оказывается возраст приобщения к театру. Те, кто начали ходить в театр с детства, и, что особенно важно, посещали его в подростковом возрасте, чаще всего в дальнейшем ощущают потребность в постоянном общении с театральным искусством. И это, в первую очередь, должны понимать родители.

Научные исследования последних лет убеждают, что для того, чтобы театр мог свободно разговаривать со зрителем на «своем» языке, необходимо с самого начала помогать ребенку осваивать своеобразный способ отражения жизни на сцене. То есть, для посещения учреждений искусств ребенок должен быть подготовлен. В этом и заключается главная задача родителей и педагогов.

В настоящее время мало просто посетить спектакль родителей с детьми. Принципиально важно, чтобы эти родители обладали таким уровнем культуры, который позволил бы им помочь своим детям осмыслить увиденное. Это ставит проблему организации эстетического всеобуча родителей - школы для родителей, университеты для родителей, семейные клубы - в рамках которых может решаться комплекс задач работы с семьей военнослужащего в военном учреждении культуры, начиная с лекций о сути и целях той или иной постановки, до бесед с детьми и подростками о правилах поведения в театрально-зрелищных учреждениях.



Киноискусство. В советские времена кинотеатр был почитаемым очагом культуры. Его функции далеко не ограничивались кинопоказом. Он играл роль координатора родственных и дружеских связей, содействовал их интеграции и укреплению. Само посещение кино носило характер своеобразного социокультурного ритуала. Оказываясь в пространстве кинотеатра, погружаясь в мир пропагандируемых в нем норм и ценностей, человек ощущал себя значимой величиной, что еще больше усиливало существующую атмосферу морально-психологического комфорта. В свою очередь, микроклимат закреплял интерес к кино, способствовал продолжению негласного диалога публики с создателями фильмов. Сегодня эта атмосфера в кинотеатре, кинозале, аура очага культуры, к сожалению, уходит в прошлое. Некогда популярный способ проведения семейного досуга в настоящее время оказался на одном из последних мест.

Основными причинами можно назвать:

- снижение планки функционирующего репертуара;

- высокие цены на билеты;

- низкий уровень сервиса и техники демонстрации картин;

- развитие аудиовизуальной техники.

Разнообразие и уровень репертуара, на наш взгляд, является главным условием повышения посещаемости кинотеатров, а в условиях гарнизонов – кинозалов.

Во многом причиной того, что наше массовое кино не назовешь «кинематографом качества» виноваты зрители. Как отмечают сами режиссеры – они всего лишь выполняют массовый заказ. Виноваты (точнее, без вины виноватые) зрители, аудитория, которая такой заказ делает. Этим обстоятельством часто и объясняют кинематографисты посредственность своих постановок.

В настоящее время большой популярностью пользуются те фильмы, которые «не страдают» профессионализмом. Бестселлерами стали все картины Л Эйрамджана – от «Бабника» до «Импотента», «Не валяй дурака» и «Не послать ли нам … гонца?» В. Чикова, а «Жениха из Майами» на телевидении крутят как «наше новое кино». Наш зритель любит это кино, несмотря на его непрофессионализм, который американцы, даже в категории «Б», позволить себе не могут (просто, на уровне элементарной кинематографической техники). Этот факт говорит не столько о нашем зрителе, сколько о способе массового восприятия «мимо техники». Так сложилась история американского кино, и, возможно, в том была определенная роль продюсеров, что техника кино была востребована всегда. Были важны мелочи в производстве зрелища. И в результате, зритель научился мелочи ценить. Американская промышленность сделала профессионализм достоянием масс, «впаяла» в восприятие зрителя некоторые штампы профессионального кино. Непрофессиональное кино там, просто, не может иметь успех. А практика России свидетельствует, что многим, обладающим деньгами, достаточно примитивного сюжета и несколько штампов, чтобы «делать» кино. Естественно, это не может не сказываться на качестве.

Ситуацию осложняет и сложившаяся в нашей стране квазирыночная ситуация. Каждому продюсеру нужно вернуть вложенные в кинопроизводство деньги, а с другой стороны – попасть со своим фильмом на кинофестиваль. А это принципиально разные задачи. В статистическом смысле сегодня в России нет массового кино. Потому что, российский фильм, как правило, не выходит за пределы ста тысяч проданных билетов. Как известно, у нас до 1986 года было не менее 20-30 «миллионников» в год. Теперь только тот, кто реально вышел на видеорынок, имеет шанс получить прибыль и вернуть деньги продюсеру. Исследование видеорынка показало интересные процессы. По мнению экспертов, функции массового кино должны уйти в дешевые сериалы на телевидении. Только через сериалы реанимируется институт звезд в России. Все то кино, которое мы по традиции воспринимаем как авторское, становится маргинальным, уходит либо на видеорынок малыми тиражами, либо в элитарные киноцентры.

В 2006-2007 годах начался обнадеживающий процесс возрождения российского кинематографа. Существенно увеличилось число выпускаемых фильмов, появились картины, способные удовлетворить высокие критерии качества.

Главная особенность последних лет проявилась в переносе центра тяжести кинопоказа из кинотеатров и кинозалов в условия семейного досуга. Сегодня каждый может смотреть новый фильм, не выходя из дома. Этот факт можно лишь приветствовать. Однако семейное кино ставит новые проблемы готовности каждого члена семьи к восприятию формирования у детей и подростков способности избирательно относиться к киноленте, уметь отличать высокое искусство от подделок. И здесь решающая роль принадлежит родителям.

Наше выборочное исследование (военные городки и гарнизоны Московской области) показало, что в семьях военнослужащих сложилось твердое неприятие американских боевиков и триллеров, которые пропагандируют насилие и зло. Но, в то же время, большинство родителей не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими помочь детям увидеть гуманистические достоинства игровых и мультфильмов, которые раскрывают нравственный мир героев русских сказок или экранизируют классическую литературу.

Учитывая культуросозидающий потенциал общественного просмотра фильмов в кинозалах армейских и флотских учреждений культуры, мы рассмотрели и пути совершенствования этого направления работы.

Мы убедились, что одним из ведущих способов привлечения семей на просмотр фильмов является повышение качественного уровня репертуара. Желательно, чтобы прокатная афиша была построена так, чтобы постоянно повышать культуру зрителей, приобщать их к настоящему киноискусству, а не грубой ее подделке.

Современные запросы населения диктуют необходимость изменить и качество сервиса, и саму технику демонстрации картин.

Огромную роль в пропаганде киноискусства играет реклама (как бы мы к ней не относились). Необходимо задействовать все современные способы рекламы (телевидение, радио, Интернет, внешняя реклама и т.п.), чтобы донести информацию в каждый дом, в каждую отдельную семью, чтобы зародить в них интерес, желание увидеть, и, как следствие, придти в Дом офицеров.

Методика формирования культуры кинозрителя, как мы убедились, не может строиться на дидактических принципах обучения. Несравнимо более эффективной представляются социально-культурные методики неформального привлечения родителей и детей в развлекательно-игровые формы постижения киноискусства. Наиболее распространенные из них – кинолектории, тематические киновечера и кинофестивали, клубы любителей кино.



Кинолекция. В практике военных учреждений культуры известны эпизодические и цикловые кинолекции. Но, если их проводят систематически, это уже кинолекторий. Во врем кинолекции, фильм или его фрагменты демонстрируются по ходу разговора, когда лектор иллюстрирует свое выступление, эпизодами фильма, поясняя рассказ. Часто фильм идет после лекции, дополняя ее. Вполне понятно, что для лектора важно хорошо знать содержание кинокартины, предварительно просмотрев ее.

Фильм непременно должен помогать раскрытию основной темы лекции. Без этого нет и не может быть кинолектория.



Киновечер. Опыт военных учреждений культуры показывает, что большой интерес у военнослужащих имеют различные тематические киновечера. Причем, они могут быть эпизодическими или составлять серию, цикл, посвященный какой-либо одной теме.

На таком вечере используются и другие компоненты: художественное чтение, концерт художественной самодеятельности, выставку литературы, - которые помогут глубже раскрыть тему, послужит отличным дополнительным материалом для передачи интересных сведений или фактов.

К примеру, программа киновечера, посвященного защитникам Отечества, прошедшего в Сергиево-Посадском Доме офицеров. Военнослужащие и члены их семей оповещены о нем заранее. По гарнизону выставлены яркие щиты, расклеены афиши.

Вечер состоял из нескольких отрывков из фильмов, каждый из которых демонстрируется после короткого 10-12-минутного рассказа. В углу сцены, возле экрана, небольшой столик и несколько стульев для почетных гостей и, конечно, цветы.

Первое слово – командиру части. Он рассказал о том, какую роль в его жизни сыграл фильм «Офицеры».

Ветеран и молодой офицер поделились со зрителями своими впечатлениями о фильмах «Щит и меч», «В зоне особого внимания».


Кинофестиваль. Иногда под этим словом понимают обычный многодневный показ фильмов. Но это, конечно, неверно. Фестиваль – праздник, в его программе, кроме демонстрации лучших фильмов, предусмотрены выставки, беседы, встречи с деятелями культуры и искусства. Поскольку кинофестиваль – праздник, он должен открываться торжественно.

На открытии зрителям раздают памятные значки и другие сувениры, которые при желании несложно сделать, а также приглашение посетить другие дни фестиваля. После краткой торжественной части показывают фильм.

Последующие дни фестиваля проводятся также в торжественной обстановке, причем желательно, чтобы каждый имел свою особенность. Например, второй день может начаться кратким вступительным словом одного из почетных гостей. Он расскажет о кинофильме, который предстоит посмотреть, и о его создателях, о творческом пути режиссера-постановщика фильма, исполнителях главных ролей, об операторском искусстве.

На третий день можно устроить читательскую конференцию по литературному произведению, которое легло в основу демонстрируемого кинофильма. Важно, чтобы каждая такая встреча, беседа, конференция оставила след в душе человека.

Хорошим дополнением программы послужит викторина о кинематографе. Многие вопросы и ответы можно связать с прошлым и настоящим нашей Родины, с славными боевыми традициями ее Вооруженных Сил.

Клуб любителей кино. Развитие кинолюбительства в нашей стране началось после организации (в 1925 г.) Общества друзей советского кино в Москве, ячейки которого зарождались по всей стране. Во многих городах возникали комсомольские любительские кинокружки – Кинорабмол. Широкому развитию кинолюбительства способствовала созданная в 1957 году Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов. Многие любительские фильмы посвящаются семейным событиям и туристским походам; большую ценность представляют киносъемки, осуществляемые специалистами различных отраслей наук и являющиеся важным материалом для научной работы и обмена опытом.

Киносамодеятельность создает своеобразную летопись жизни страны, фиксирует достижения других видов художественной самодеятельности, имеет большое значение как один из видов культурно-досуговой деятельности, способствует эстетическому росту людей. В конце 50-х начале 60-х годов прошлого столетия в стране стали активно создаваться киноклубы и народные киностудии.

Рекомендуем проводить фестивали семейных фильмов. В условиях фестиваля может быть такая оговорка: важно не только победить, но и участвовать, ибо есть прекрасная возможность «не только себя показать, но и на других посмотреть», то есть, поучиться.

Мы должны учитывать, что домашнее кино – это не только занятие для себя. На деле идет накопление знаний и умений. Через какое-то время семейные ленты станут теми документами, по которым будут изучать образ жизни и быт российских военнослужащих, их поведение, манеры, вообще их восприятие мира. Вывод здесь один: домашнее кино с социальной точки зрения – накопительный материал для наших потомков.



Музыкальное искусство. Неотъемлемым атрибутом семейного досуга является музыка и песня. Они сопровождают каждого от рождения до смерти, звучат по радио и телевидению, проявляются на семейных праздниках, составляют определенный фон повседневной жизни.

Сегодня на концертах классической музыки, эстрадных и, в первую очередь, дома можно услышать самую разнообразную музыку: классическую, народную, серьезную и развлекательную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает, порой, очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем, порой, равнодушны к музыке глубокого содержания. И все потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию.

Общеобразовательная школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно, если занятия проводит любящий свое дело учитель. Однако, старания учителя станут более эффективными, если в семье ребенка поддерживается постоянный интерес и уважение к музыке.

Таким образом, необходимо привлечь родителей к совместной работе с культурно-досуговым учреждением гарнизона и школой, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты. Поэтому возникает вопрос о музыкальном просвещении самих родителей, их методической подготовке к работе по музыкальному воспитанию в семье.

Знакомство родителей с музыкальным искусством разумно построить по плану, охватывающему следующие темы:


  • Значение музыкального искусства в жизни человека; значение музыки в жизни ребенка.

  • Что нужно знать родителям о голосе детей, их певческом и речевом развитии.

  • Как научиться слушать и понимать музыку.

  • Домашняя фонотека.

  • Музыкальные вечера в семье.

Результатом работы с родителями должно явиться понимание, что музыка – это необходимый вид искусства в воспитании личности. Она заставляет детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру.

Другим положительным моментом является то, что музыка способна увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми порывами, что, в конечном итоге, ведет к укреплению семьи.



Песня является самым популярным видом музыкального искусства. Она звучит повсюду: по радио, телевидению, в кино, школе, на улице и т.д. И не случайно, поэтому знакомство детей с музыкой начинается с песни. Поэтому важно акцентировать внимание родителей на том, что если дети поют дома, большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения.

Опыт работы в Домах офицеров и офицерских клубах показывает, что специалисты по социально-культурной деятельности и родители нуждаются в методических советах, рекомендациях по созданию в доме фонотеки и т.п. В ходе работы мы также убедились, что знакомить ребенка с музыкальным миром нужно поэтапно, постепенно усложняя тематику. Целесообразно вначале приобретать записи детских музыкальных сказок. Следующие этапы – пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой современных композиторов, классической, джазовой и развлекательной музыкой.

Сегодня необходимо вести работу по возрождению «старой доброй» традиции семейных музыкальных вечеров. Большинство опрошенных нами семей военнослужащих не имеют такого рода практики.

Немаловажную роль в приобщении детей к музыкальной культуре играют семейные традиции хорового пения и музицирования, учитывая безусловную эффективность этой формы семейного досуга, можно разработать программу пропаганды музыкальных семейных традиций, которая включила бы в себя демонстрацию образцов семейного пения, фольклорных форм музыкального досуга, примеры детского музицирования.



Формирование избирательного отношения к телевидению. Просмотр телепередач становится обязательным элементом образа жизни современного человека. Эта тенденция существенно влияет на содержание свободного времени.

На основании социологического опроса зрителей 4-го канала (в задачи которого входило зафиксировать, какие виды телепередач предпочитают смотреть всей семьей), было выявлено, что для семейного просмотра отдается предпочтение художественным фильмам и телесериалам, развлекательным, юмористическим программам, телеиграм, детскому телевидению. Рассмотрев подробно эти формы телепередач и направления их развития, можно понять, как они влияют на уровень культуры семейного досуга, и что необходимо предпринять для его повышения.

Телевидение – как средство массовой коммуникации, выгодно отличается от театрального и видео кинопоказа тем, что может более эффективно влиять на формирование вкусов зрительской аудитории. Это происходит посредством того, что оно имеет возможность создать систему кинопоказа, с определенной смысловой нагрузкой, целенаправленно влияющей на вкусы зрительской аудитории. Составляющей подобной системы являются кинопрограммы, с помощью которых телевидение имеет возможность разъяснять и пояснять, то есть позволяет зрителю лучше понять то или иное кинопроизведение. Кинопрограммы существуют на всех телеканалах, но проблема заключается в том, что потенциал телевидения в этой области реализован только частично.

Рост числа телеканалов приводит к тому, что сетки вещания каналов становятся все более схожими, а внимание зрителей рассеивается и растет число тех, кто не имеет четко выраженных предпочтений в выборе каналов, передач, фильмов. На сегодняшний день каждый пятый телезритель не смотрит программы определенного канала, а «гуляет по эфиру». Таким образом, телеаудитории свойственна разобщенность, разрозненность, отсутствие ценностных ориентаций.

Объем и качество предлагаемой телепродукции сильно влияет на уровень культуры зрительской аудитории. Учитывая высокий рейтинг популярности художественных фильмов (87% респондентов), мы выяснили, насколько телеканалы посвящают свое время показу художественных фильмов.

Самыми преуспевающими в этом телеканалами оказались НТВ и ТВ-6, у них общее количество показанных фильмов за год составило, примерно, 1200 и 1150 картин. Дальше, примерно на одном уровне, с незначительным отрывом друг от друга идут телеканалы – ОРТ – 890 фильмов; РТР – 780; 36 канал – 728; 11 канал (ТНТ) – 630; и РЕГ ТВ – 580 картин. А самыми малопоказывающими телеканалами стали 5 канал СПб – 370 фильмов и 6 канал – 260 фильмов.

Теперь, что касается показа кинофильмов по отношению к общему вещанию телеканала: НТВ – 30%; ТВ-6 – 28%; ОРТ – 20%; РТР – 18%; 36 канал – 17%; 11 канал – 15%; РЕГ ТВ – 13%; 5 канал – 10%; 6 канал – 6%. При этом необходимо отметить, что здесь учитываются только художественные фильмы, без сериалов и других видов фильмов. Таким образом, видно, что показ художественных фильмов на популярных телеканалах занимает значительную часть эфирного времени.

Появление НТВ в корне изменило соотношение сил. Новый канал (его вечерняя часть) сделал ставку на две вещи – кинопоказ и информацию. НТВ тогда стало, практически, единственным российским каналом, выходящим прямо на мировой рынок фильмов и программ.

Это дало возможность НТВ быстро скупить «пакеты» у крупных американских компаний, коллекции которых, помимо собственной продукции, включали и самые знаменитые европейские картины. Но НТВ вынуждено было приобретать не только шедевры, созданным мировым кино на протяжении пятидесяти лет, а и «нагрузку» - киноленты второго и третьего уровня, телефильмы и сериалы. Оставляя последние «на будущее» (время которого пришло сейчас), НТВ удалось быстро завоевать ведущие позиции в кинопоказе (компанию тогда консультировал С. Кудрявцев, один из лучших фильмографов и знатоков кино).

Ошибка, которую сделало на том этапе НТВ и за которую оно сегодня расплачивается падением популярности и уровня кинопоказа, параллельно коренилась в чрезмерном богатстве, позволяющем беспрерывно (то есть ежедневно) показывать выдающиеся произведения современного мирового кино. В первые полгода на НТВ демонстрировалось 7-10 крупных картин в неделю, таких, которые на западных каналах показывают раз в месяц, причем с суперрекламой. В результате, зритель, даже искушенный, был переутомлен этим потоком, в котором иные шедевры попросту терялись, и, естественно, рейтинг медленно пополз вниз. Ведь организация программы не позволяла выделить вершины на фоне обычной для любого телевидения продукции среднего уровня, и тем самым «растянуть» во времени показ самых качественных картин. На наш взгляд, именно одноплановость репертуара (пусть и отменного качества) привела к тому, что «утомление стало хроническим».

В результате необдуманной политики кинопоказа рейтинг НТВ стал понижаться. Технология ясна. Когда покупается большой «пакет», то в большинстве случаев он содержит, к примеру, десять гениальных картин, пятьдесят – среднего уровня и сотня – балласта. Когда показаны десять шедевров подряд, зритель ожидает еще таких же, но в виду отсутствия таковых, канал выдает рядовую продукцию, которая уже большинство не удовлетворяет. Это мы и наблюдаем: на экране доминирует «ширпотреб». Новые качественные (то есть дорогие) закупки делать никто не торопится, аргументируя тем, что и так еще есть тысячи часов непоказанных картин.

Учитывая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Показ художественных фильмов занимает значительную часть эфирного времени (от 6% до 30% по отношению к другим программам). А это налагает определенную ответственность на родителей, как организаторов свободного времени своих детей.



Просмотр отечественных телесериалов занимает также одно из ведущих мест в семейном досуге.

В настоящее время наблюдается высокий рейтинг русских сериалов. Этому можно найти несколько объяснений. Это явное снижение качества иностранного материала. Интерес к зарубежному кино и зарубежному телевидению был вызван тем, что у нас о нем, практически, ничего не знали долгие годы. Сейчас же отечественный рынок перенасыщен зарубежной продукцией разного качества. Во-вторых, желание людей знать в какой стране они живут.

Используя возникший реальный спрос на российские сериалы, телекомпании стали активно заниматься их выпуском (так как это реальный путь повышения рейтинга популярности). Большой популярностью пользуются сериалы, созданные телекомпанией НТВ: «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Каменская».

Сейчас телекомпании «делают» сериалы, исходя из своих финансовых возможностей. И не слишком заботятся о качестве.

С целью повышения качества отечественной телепродукции, создана Национальная Академия Телекино, которая призвана отмечать лучшие телевизионные сериалы и телевизионные фильмы сразу по нескольким номинациям: ТЭФИ, например, определяет, какой из каналов «лучше», «Ника» отмечает лучшие работы в кино.

Большим спросом в семейном кругу пользуются развлекательные программы. Это передачи юмористического, музыкального, игрового характера, создающие атмосферу отдыха. Вещательная политика большинства телевизионных каналов России в большей степени на них и ориентируется.

Популярность телеигр во многом основана на участии зрителей. Непосредственными игроками могут быть всего несколько человек, однако наслаждаться игрой, а также косвенно принимать в ней участие может множество людей и наоборот. Активное использование телевизионных средств художественной выразительности делает телеигру зрелищной.

Каждый день телевидение собирает перед экранами миллионы людей. Учитывая, что спрос на телеигры велик, актуален вопрос качества и количества предлагаемой телепродукции. Нас, помимо структурных особенностей существующих телеигр, художественно-постановочных достоинств и недостатков, интересует степень социально-педагогического воздействия на зрителей.

Основываясь на социологических данных3, социально-педагогический потенциал воздействия на зрителя реализуется незначительно. Основной упор делается на развлекательности, при этом, содержательная часть телеигры несет гораздо меньше смысловой нагрузки, чем могла бы (в этом и заключается один из ее недостатков).

Потенциал игры используется односторонне: проведение досуга зрителей и привлечение внимания к телеканалу. Телезритель расслабляется перед экраном, отдыхает, погружаясь в мир игры, но выносит из этого процесса гораздо меньше пользы, чем хотелось бы. Визуальное и звуковой пространство телеигры вместо того, чтобы быть наполненным социально значимой информацией, заполняется рекламой. Таким образом, коммерциализация игры – еще одно ее слабое место.

Анализируя основные тенденции в построении отечественных телеигр, было выявлено какие игровые формы наиболее популярны среди телезрителей и каковы причины этого.

Структура телевизионной игровой программы состоит из нескольких составляющих, влияющих на особенности и специфику настроения данной программы. Это тематика, аудитория, форма и командность. Они определенным образом позволяют характеризовать телеигру и выделить основные тенденции, наиболее популярные средства построения подобных телепередач.

Анализ показывает, что наибольшее предпочтение при создании телеигр отдается передачам, построенным в форме викторины. Эта форма предполагает участие в телеигре ведущего, который задает игрокам вопросы и одновременно может общаться со зрительской аудиторией. Это делает игру понятной для телезрителей. Телеигры с элементами викторины относятся, как правило, к интеллектуальным играм, которые развивают человека (развивая эрудицию как игроков, так и телезрителей за счет информационной насыщенности).

Значительную долю существующих телеигровых форм составляют «игры на интерес», в которых можно выиграть или получить ценный подарок или приз, при этом, не вкладывая каких-либо финансовых средств.

Наибольшее распространение по «тематике» получили информационно-познавательные игры. Зрителей привлекает в них возможность проверить уже имеющиеся знания и получить посредством телепередачи – новые. Поэтому, подобные телеигры, социально значимы для телезрителей.

На втором месте по степени использования стоят юмористические телеигры. На третьем месте – музыкальные, спортивно-силовые и семейно-детские. Данные передачи, в основном, ориентированы на семейную аудиторию. Можно сказать, что большинство телеигр ориентировано на семейную аудиторию. Это положительный факт, так как телеигра – это наиболее приемлемая форма в организации семейного досуга.

На втором месте – юношеские телеигры, многие из которых развлекательны, а их социально-педагогическое воздействие минимально.

Далее идут игры для взрослых, представленные интеллектуальными викторинами, азартными играми и играми на интерес.

Таким образом, телеигры, как форма проведения семейного досуга, способствуют:


  • Повышению интеллектуального уровня и эрудиции телезрителей;

  • Снятию психологического напряжения;

  • Развитию творческого потенциала;

  • Пропаганде семейных ценностей;

  • Формированию чувства юмора и оптимизма;

  • Пропаганде спорта и здорового образа жизни.

Телевидение сегодня вносит существенные изменения в режим детей. Школьники проводят перед экраном в среднем от 12 до 24 часов в неделю. Но, несмотря на это, плохо ориентируются в телеэфире.

Основная масса школьников имеет возможность свободного и целенаправленного выбора различных телепередач. В первую очередь их привлекают художественные фильмы и телесериалы, в особенности молодежные», которые получили сегодня широкое распространение почти на всех каналах российского телевидения (83%), развлекательно-познавательные программы (65%), концерты популярной музыки и хит-парады (54%).

Что касается публицистических, проблемных передач, то внимание к ним проявляют подростки, когда речь идет о проблемах современной молодежи.

Таким образом, у современных подростков наблюдается низкий уровень культуры пользования телевидением. Положение усложняется дефицитом детских передач, способствующих разностороннему развитию личности.

В условиях военных культурно-досуговых учреждений, выход из сложившейся ситуации видится с двух сторон. Во-первых, родителям необходимо учить детей выбирать из потока программ самое интересное и полезное, учитывая психологические и физиологические аспекты при выборе и просмотре тех или иных передач, развивать у ребенка эстетическую восприимчивость, которая приведет к культуре потребления информации.

Во-вторых, культурно-досуговое учреждение гарнизона в содружестве со школой и родителями может влиять на развитие полноценной личности, как в воспитательной, так и в образовательной сферах. Для этого могут быть созданы школы, кружки, студии, а для взрослых – университеты культуры, клубы родителей, которые будут иметь ярко выраженный обучающий характер и которые, в большей или меньшей степени, будут влиять на восприятие телевизионных программ.

При организации социально-культурной деятельности, в частности семейного досуга военнослужащих необходимо помнить, что брошенное на самотек эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, в немалой степени протекающее под воздействием телевидения, испытывает сильное влияние американской массовой культуры, чуждой особенностям российского менталитета. Спустя какое-то время, мы можем получить американизированную личность, которая и будет, во многом, определять будущее России и ее Вооруженных Сил.
Стимулирование семейного художественного творчества
Будущее человечества зависит не только от достатка материальных благ, а в первую очередь, от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, культуры, образования и производства от того, что называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Сегодня, когда отсутствует прямое идеологическое давление и разрушены привычные, регламентирующие художественную деятельность, механизмы, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества – фольклора и декоративно-прикладного искусства, городского «примитива», любительства и художественной самодеятельности.

Тесное переплетение современных форм народного художественного творчества можно проследить на конкретных явлениях и процессах. «Так, если на свадьбах спонтанно исполняются народные песни с импровизацией, то это – фольклор; если один из «самородков» собирает вокруг себя ансамбль, чтобы вечерами вместе играть и петь – это любительство; если ансамбль песни занимается в клубном учреждении под руководством педагога – это уже художественная самодеятельность. Когда в авторской песне звучат интонации фольклора и иных музыкальных направлений и стилей – это городской «примитив». Многочисленные изделия народных ремесел, которые мы сегодня в изобилии видим на рынках в качестве сувениров или изделий быта – это явление городского «примитива» либо декоративно-прикладного искусства в народных традициях»4. Но не так уж важно, как называется то или иное направление народного творчества. Существеннее суть явления – живое творчество народа в сфере художественной деятельности. Именно творчество – то есть созидание, а не потребление.

В настоящее время народное творчество переживает интересный этап: длительный период кризиса сменяется всплеском художественной активности различных слоев населения, обострение национальных проблем и возрастание интереса к национальным культурам. Не все в этом всплеске ценное, устойчивое, перспективное, хотя сама активизация имеет огромное значение для нашей культуры.

Перед государством, общественностью, образовательными, культурно-досуговыми учреждениями, семьей стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

В поисках общения, интересных дел дети и подростки обращаются к неформальным групповым формам деятельности (несущих в себе, порой, отрицательный заряд):



  • Отсутствие культурно-художественных традиций и элементарных условий для занятий творчеством в семье, во дворе, в гарнизоне, микрорайоне;

  • Равнодушие и невнимание родителей, воспитателей дошкольных учреждений и школ в вопросах воспитания, выявления и стимулирования творческих качеств ребенка;

  • Неэффективность и застойность традиционных форм воспитания и обучения в школе, сдерживающих в детях самодеятельность, инициативу и творчество;

  • Нарушение принципа социальной справедливости, проявляющейся в диспропорции в социально-культурном развитии регионов и военных городков, гарнизонов, ЗАТО и, даже, отдельных семей – все это приводит к тому, что дети уходят в свой мир, основывают свои территории «тусовки» - подъезды, подвалы, чердаки, дворы, улицы, то есть везде, где придется, непременно, тени, в прямом и в переносном смысле. В результате чего, сегодня мы наблюдаем усиливающийся процесс противоправных действий среди различных неформальных группировок. «Безделье, как говорил в свое время К.Д. Ушинский – портит голову, сердце и нравственность».

В этой связи актуальной и злободневной становится проблема поиска и выявления резервов самодеятельного творчества.

Опыт работы военных учреждений культуры с членами семей военнослужащих показывает, что, при наличии у детей интереса к творчеству, большинство родителей в (силу своих возможностей) поощряют эту инициативу и ведут детей в кружки, студии при Домах офицеров, ГДО, Домах культуры Министерства обороны Российской Армии, создают условия дома, помогают сами, либо привлекают специалистов.


Реализация воспитательного потенциала семейного праздника.

Существующий тысячелетиями праздник – явление сложное, многогранное, синтезирующее в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа. Его можно охарактеризовать как специфическую форму жизни общества, в которой образно и активно выражается социально-эстетическое, эмоциональное поведение личности, ее настроение, морально-нравственные нормы, степень развития культуры. Таким образом, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека.

Система праздников любого народа – результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Преемственность поколений, верность детей обычаям и традициям отцов народ рассматривал как основной закон своей жизни.

На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздничных дней, что позволяло занимать первое место в Европе по праздничным «загулам». Не потому, что в эти дни «суетные дела спят», а потому, что духовное чтили выше телесного, потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться. В старину праздники были яркими, их ждали, к ним готовились, и с детства знали суть отмечаемого события.

Праздники, как часть духовного наследия народа, на многовековом пути своего развития впитывали в себя и аккумулировали народные идеалы добра и красоты. Участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству: песням, танцам, играм. Праздник предоставлял человеку возможности для более полного выражения самых лучших сторон личности.

В настоящее время происходит переосмысление такой популярной и широко распространенной формы организации досуга, как праздник. Этот факт подтверждает анализ изучения опыта оказания помощи в проведении и подготовке семейных праздников, а также причины предпочтения тех или иных праздников некоторыми окружными Домами офицеров.

Практика Домов офицеров показывает, что большинство семей военнослужащих считают праздники неотъемлемой частью их семейной жизни. Как бы трудно не жилось в период реформирования, сколько бы проблем не пришлось решать, значение праздника от этого не уменьшается. Это можно объяснить тем, что в жесткие времена нашей психике, уставшей от стрессов, больше, чем при обычных обстоятельствах, необходимы праздник, отдушина, сброс негативных эмоций, просто отдых от постоянного напряжения. Как бы оптимистично мы не относились к будничной жизни, она все-таки однообразна, перегружена непростыми заботами, вечными проблемами. Благодаря праздникам можно выйти на яркий свет из некоего сумрака обыденности.

Для большинства семейные праздники – это весомый повод собраться вместе, что не так часто удается, учитывая всю интенсивность современной жизни. В большинстве случаев в семейной компании отмечаются дни рождения, годовщины свадеб, Новый год, 8 марта и т.п.



Свадьба – важное событие в жизни любой семьи. Традиционный русский свадебный обряд – это сложное ритуальное действо, настоящий многоактный спектакль с большим количеством действующих лиц, прекрасно знающих свои роли: недаром в народе говорили – «играть свадьбу». Сейчас же этот обряд сильно сокращен. Большинство семей «не ломают голову» и не впадают в философские настроения, а справляют свадьбу так, как это делали их предки. Конечно, есть изменения, привнесенные временем, но они не слишком важны. В основном, все упирается в денежный фактор. Если средства позволяют, то свадьба превращается в настоящее торжество, иногда переходя все мыслимые и немыслимые границы.

Процессы отхода от религии в советский период породили равнодушие к религиозным праздникам, хотя находились семьи, которые их отмечали выборочно без учета их внутреннего смысла, но с привлечением некоторой внешней символики. Сейчас же в разряд семейных относят и ряд церковных праздников, таких как Рождество (в 1994 году празднованию Рождества был придан статус государственного праздника), Пасха, крещение ребенка. Мотивировка проведения многих праздников у ветеранов – религиозная, у более молодых – нравственно-эстетическая, связанная со стремлением поддерживать традицию.

Если еще недавно считалось, что люди устали от массовых праздников, приуроченных к «красным датам календаря», с обязательным участием, то сегодня наблюдается картина совершенно обратная. Люди пытаются использовать каждое мгновение, уносящее их в мир прекрасного, в мир веселья и радости. Т.е. наблюдается потребность в массовых празднествах, не имеющих политической основы.

Все большее значение приобретают




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница