Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер0,72 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ТЕСЛЕНКО Александр Николаевич

КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА


(на примере Республики Казахстан)


Специальность 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук



Саратов 2009
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» и Центре ювенологических исследований ЧОУ «Институт управления» г. Астаны (Казахстан)

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Зубок Юлия Альбертовна
доктор социологических наук, профессор

Омельченко Елена Леонидовна


доктор социологических наук, профессор

Яковлев Лев Сергеевич

Ведущая организация: Российский государственный социальный университет, г. Москва
Защита состоится « 18 » июня 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул.Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.


Автореферат разослан « 15» мая 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета В.В. Печенкин



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена своеобразием и уникальностью переживаемого Республикой Казахстан и другими странами СНГ исторического момента. Глобальные изменения в технике, технологии, природной среде, общественной жизни и их взаимодействие в условиях системной и структурной трансформации, изменения пространства социальной нормативности повлияли на процессы социализации молодых людей, на все стороны их повседневной жизни. Радикально изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в современных исторических условиях требуют качественно новых подходов в эффективном взаимодействии молодого поколения и общества.

В процессе социализации молодой человек выступает самоорганизую-щимся и самореализующимся субъектом, который, с одной стороны усваивает социальный опыт, интегрируя в систему социальных связей, с другой – воспроизводит эту систему за счет активного преобразования социальной среды. Отсюда сущностью социализации является вхождение личности в социум, обусловленное конкретными социальными условиями, а роль социума – целенаправленное, систематическое создание благоприятных условий. Официально декларируемый в Республике Казахстан стратегичес-кий ориентир социализации молодежи – формирование новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру – ставит перед социологической наукой задачу адекватной модернизации теоретического арсенала социализации в соответствии с социальным заказом гражданского общества и демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Однако трансформационные процессы в молодежной среде в условиях личностной свободы и социального выбора создают определенные социализационные риски, среди которых особо следует выделить размывание и девальвацию системы традиционных культурных ценностей, сложившегося механизма преемственности поколений и, как следствие, разрыв социокультурных связей, процессы унификации духовной и материальной культуры. Каскадная диффузия западных стандартов поведения на постсоветском пространстве, в том числе в Казахстане, не всегда и не во всем приемлемых для сложившегося менталитета общества, способствует усилению бездуховности, падению образовательного и культурного уровня значительной части молодежи и вызывает в обществе моральные паники, негативно влияющие на все стороны ее общественной жизни.

Среди многообразных факторов и процессов, влияющих на культурную социализацию молодежи, особо выделяется специфика Казахстана как уникального региона. В Казахстане мирно проживают более 115 этносов и народностей, сложилась толерантная модель сосуществования христианства и ислама, позволяющая молодому государству, находящемуся в центре Евразии, концентрировать влияния Запада и Востока. Природные богатства и гуманитарный потенциал страны позволяют Казахстану наращивать темпы экономического роста и ставить перед собой амбициозные цели, стремиться войти в число пятидесяти наиболее развитых стран мира. В то же время ментальные архетипы кочевой цивилизации и традиционного общества, форсированный характер аккультурации титульной нации создают противоречия: между культурными практиками традиционно-патриархального и урбанизационно-промышленного образа жизни, между инерцией кочевой ментальности со свойственным ей авторитаризмом, патернализмом, трайбализмом и идеями западной демократии, либерализма, гуманизма, между культурно-психологическими установками современного общества и мировоззренческими ценностями аграрно-кочевой цивилизации.

Оптимизация процесса культурной социализации молодежи как важнейшей компоненты духовной жизни казахстанского общества прямо связана с достижениями нового качества социологической рефлексии, отвечающих как текущим условиям, так и динамике социокультурной ситуации, тенденциям развития общества. Именно этим обусловлено обращение диссертанта к обозначенной теме.



Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный фонд теоретических знаний, характеризующих сущность процесса социализации. Вместе с тем анализ многочисленных концепций социализации показывает, что не существует единой всеохватывающей теории. Из всего многообразия подходов, тенденций и научных школ можно выделить ряд основополагающих: теория социального функционирования (Э. Дюркгейм, Ф. Гиддингс), теория интериоризации и идентификации (З. Фрейд, Э. Маккоби, С. Холл), теория социального научения (А. Бандура, С. Беккер), ролевая теория (Дж. Мид, Р. Кули), теория групповой динамики (К. Левин, Дж. Картрайт), структурно-функциональный анализ (О. Брим, Т. Парсонс, В. Уиллер), гуманистическая психология (А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс) и другие.

Каждая западная социологическая школа имеет собственную интерпретацию процесса социализации личности. Представители бихевиоризма и необихевиризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джексом, Л. Колберг, Т. Ньюком) исследовали социализацию как процесс и результат социального взаимодействия людей. Представители структурно-функционального направления представляют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление (Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон). Теоретические разработки теории социализации последних лет (Д. Гойлен, К. Харрельман, Н. Смелзер, К.-Ю. Тильман, Р. Тернер, П. Штомпка.) представляют процесс социализации как акт продуктивной переработки внешней и внутренней социальной реальности. По Ю. Хабермасу, личность индивидуализируется через процессы социализации внутри исторического процесса.

В сферу внимания исследователей так или иначе попадала молодежь как социально-возрастная когорта, наделенная рядом черт, обусловленных физиологическим созреванием организма и особыми социокультурными детерминантами формирования личности. Молодежь как носитель определенных психологических и социальных черт представлена в работах таких авторов как Дж. Колеман, Ф. Райс, С. Холл, Х. Шельски, Э. Эриксон.

Научное рассмотрение феномена «молодежь» способствовало развитию особого научно-исследовательского направления – социологии молодежи с широким спектром исследовательских подходов. Ведущая позиция принадлежит структурному функционализму, сыгралшему важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон, Ш. Эйзенштадт), социальной мобильности и профессиональной социализации молодежи (В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, В. Шубкин, В. Ярская). На стыке структурного функционализма и марксистской теории рассматривается проблематика в работах И. Ильинского, Б. Ручкина, В. Чупрова, А. Шарова и ряда других исследователей. Культурологическое направление, исследуя социальные процессы и явления в аспекте феноменологии человеческой культуры, раскрывает механизмы поколенческого единства, социокультурной трансляции материального и духовного опыта человечества новым поколениям молодежи (М. Елютина, И. Кон, Д. Константиновский, Ю. Левада, В. Павловский, А. Понукалин, В. Ярская), социально-психологические механизмы отношений в социуме (Г. Андреева, Б. Ананьев, Б. Парыгин, Р. Шамионов, А. Голованова), этнокультурные детерминанты социализации молодежи (М. Мид, К.Д. Келли, Л. Коган, К. Калиновская, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова).

В центре внимания современных исследователей оказываются, с одной стороны, особенности молодежных субкультур и молодежных групповых идентичностей (Т. Исламшина, Е. Омельченко, А. Салагаев), с другой – общетеоретическое обоснование места и роли молодежи в трансформирующемся обществе, выработка новых стратегий ее социального взаимодействия (А. Запесоцкий, Ю. Зубок, Ю. Хайруллина). Свой вклад в развитие теории и практики социализации молодежи вносят и казахстанские ученые. Социально-философский анализ взаимодействия личности и общества осуществлен в трудах Ж. Абдильдина, К. Абишева, М. Аженова, В. Шабельникова. Молодежная тематика затрагивалась в работах таких казахстанских социологов как Г. Габдуллина, Н. Намысбаева, Ж. Леднева, Т. Калдыбаева, Г. Телебаева, А. Шакенова. Особенностям этнокультурной социализации молодежи посвящены исследования К. Жарикбаева, Ж. Наурызбая, С. Калиева, К. Кожахметовой, С. Узакбаевой.

Вместе с тем в научных исследованиях казахстанских ученых, касающихся многообразных факторов социализации, до сих пор не исследован целый ряд значительных аспектов, таких, как генезис и развитие идей социализации и их адаптация в культурных практиках суверенного Казахстана, влияние многообразных факторов на процесс и результаты культурной социализации молодежи, ее механизмы и типология.

В целом можно говорить о системе противоречий: между современными требованиями к социализации молодого поколения и отсутствием научно обоснованной концепции социокультурной поддержки молодежи; между естественной не только внутренней, но и внешней потребностью молодежи в социальной самореализации, культурной инновации и отсутствием реальных условий, возможностей ее успешной социализации, как правило, не в силу возрастной социокультурной несостоятельности, а чаще из-за исходной маргинальности аграрно-кочевой ментальности и неготовности социального окружения к удовлетворению актуальных потребностей молодежи; между широким спектром научных знаний, теоретико-методологических подходов к проблеме культурной социализации и необходимостью выработки качественно новых подходов к социальной работе с молодежью, проведению взвешенной, эффективной политики государства по отношению к ней.

Все это дает основание полагать, что культурная социализация молодежи как научная проблема представляет существенный интерес и требует глубокого исследования средствами социологического анализа.



Методологические основания диссертации. Методологическая позиция исследования ориентирована на открытый диалог различных концептуальных подходов к проблеме социализации, позволяющих анализировать объект исследования как рефлексивный, самоорганизующийся индивидуальный процесс и результат социальной интеграции. При анализе теоретических подходов к проблеме социализации личности диссертант опирается на социологические традиции М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина, Г. Тарда. Автор работает в русле культурной антропологии (М. Мид, Р. Бенедикт, М.Д. Шипмен, Дж. Уайтинг, А. Бертранд), культурного детерминизма и культурного релятивизма, т.к. социализация личности, ее модели, формы, позиции определяются окружающими социальными условиями.

Исследование основывается на концептуальных положениях социализации личности, разработанных зарубежными учеными (А. Адлер, А. Бандура, Ф.О. Джиринг, Дж. Мида, Дж. Хоррокс, Д. Джексон, Л. Колберг, Б. Скиннер, У.М. Уэнтворт, Э. Эриксон и др.), ряд идей, важных для разработки авторской концепции молодежи, диссертант находит в трудах В. Вишневского, И. Ильинского, Ю. Зубок, И. Кон, Е. Омельченко В. Лисовского, В. Чупрова, Ю. Хайруллиной, В. Ярской. Методологические принципы эмпирических исследований базировались на подходах П. Романова, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой.

В процессе социокультурного моделирования и типологизации социализационного процесса на современном этапе развития казахстанского общества автор руководствуется следующими положениями. Во-первых, это анализ этнокультурных особенностей менталитета казахов как представителей кочевой цивилизации. Во-вторых, важнейшим шагом исследования выступает выявление моделей социализации в соответствии с объективными изменениями, произошедшими в постсоветском пространстве в условиях смены политического режима. В-третьих, необходимым звеном оказывается факторный анализ социальной интеграции молодого поколения в условиях урбанизации и глобализации.

Процесс социализации молодого поколения в условиях постмодернистского (постсоветского) общества представляется на базе синтеза культурной традиции и инновации, цикличности и прогресса, авторитаризма и демократии, коллективизма и индивидуализма, модернизации без вестернизации (А. Зиновьев). Анализ социокультурного потенциала казахстанского общества базируется на исследовании семьи как культурной детерминанты первичной социализации личности (А. Антонов, И. Дементьева, А. Кузьмин, Н. Ловцова, Е. Ярская-Смирнова), системы образования как технологического механизма социокультурного воспроизводства (А. Ковалева, В. Нечаев, Ж. Тощенко, В.Ярская), молодежной политики государства как новой функции социализации с положительной социальной ориентацией (С. Алещенок, В. Луков, А. Скробов, В. Чупров), досуга и молодежной культуры как полей социальной активности молодежи (Е. Омельченко, С. Сергеев, Т. Щепанская).

Методологическое значение для диссертационного исследования имели международные правовые акты и законодательные документы Республики Казахстан по образовательной и молодежной политике, а также документы, отчеты и материалы международных, правительственных и неправительственных организаций.

Многоаспектность и многогранность изучаемого явления определили цель исследования – разработку теоретико-методологических основ культурной социализации молодежи в современных условиях трансформирующегося казахстанского общества. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие теоретические и эмпирические задачи диссертационного исследования:



  • осмыслить эволюцию научных представлений о личности как объекте и субъекте социализации; выявить теоретические континуумы исследовательской программы;

  • осуществить критическую рефлексию исследовательских подходов и социолого-антропологических условий взаимодействия человека, общества и государства в процессе социализации;

  • проанализировать и систематизировать социологические теории личности, имеющие отношение к осуществлению культурной социализации молодежи, применение которых целесообразно в условиях транзитивного общества;

  • обосновать методологический поворот к новейшим теоретическим и методологическим принципам социологического анализа культурной социализации молодежи;

  • разработать типологию культурных моделей казахстанской молодежи, позволяющую выявить национальную специфику социальной интеграции в Республике Казахстан;

  • дать оценку социальным механизмам организации и самоорганизации молодежи в процессе культурной социализации;

  • выявить социокультурный потенциал казахстанского социума и концептуальные подходы к организации культурного пространства молодежи на современном этапе общественного развития Республики Казахстан;

  • осуществить сравнительный дискурс-анализ риторики официальных документов и СМИ с целью выявления социальных стереотипов и противоречий в отношении молодежи и молодежной политики государства;

  • определить динамику ценностных ориентаций, установок, интересов и мотивов казахстанской молодежи, характеризующую ее как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений;

  • выявить социокультурный потенциал казахстанской системы образования в контексте социальных изменений;

  • разработать концепцию социокультурной поддержки процесса социализации молодежи в условиях изменяющегося социума.

Объектом исследования является культурная социализация молодежи в специфических условиях современного казахстанского общества, предметом исследования – культурные модели и практики социализации.

Эмпирическую базу исследования составили результаты собственных исследований диссертанта, проведенных при помощи количественных и качественных методов сбора, обработки и анализа данных в разное время в рамках следующих исследовательских проектов:

- «Социальная адаптация молодежи в условиях конкурентности и плюрализма» (2000), в ходе социологического исследования было опрошено более 800 молодых людей обоего пола в возрасте 16-25 лет с целью определения системы ценностных ориентаций и оценки жизненных перспектив (методика Е.Б. Фанталовой);

- «Девиантное поведение подростков: социолого-педагогический мониторинг столичного социума» (2004), социологическое исследование проведено на базе 12 организаций образования г. Астаны в рамках проекта «Коалиции против курения детей и подростков»; было опрошено 968 респондентов, из них 498 – учащиеся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений образования г. Астаны обоего пола в возрасте 15-18 лет и 470 родителей;

- «Динамика самоорганизации студенческой молодежи в условиях Центра молодежных инициатив» (1999, 2001, 2004), лонгитюдное социологическое исследование проведено на базе Института управления г. Астана; было опрошено в разные годы 1602 студента;

- «Социокультурные стили и жизненные стратегии молодых казахстанцев», цикл фокус-групп с целью социокультурного анализа складывающихся стратегий реализации потенциальных ресурсов молодежи (2004-2005). В работе фокус-групп принимали участие представители школьной и студенческой молодежи, молодые рабочие и служащие из трех регионов Казахстана (N =128);

- «Молодежь Казахстана: социальный портрет поколения» (2004), социологическое исследование по заказу Департамента молодежной политики МОН РК проведено с целью теоретического и статистического анализа тенденций, наметившихся в социально-экономическом положении казахстанской молодежи, в ее социализации, выработки предложений и рекомендаций по повышению эффективности проводимой государством молодежной политики. Объем выборки составил 2000 молодых граждан. Сбор первичной социологической информации проводился методом анкетирования. Эмпирические данные обработаны с применением статистического пакета программ для социальных наук SPSS;

- «Досуг современного подростка» (2006), социологическое исследование с целью анализа социокультурных факторов и структуры подросткового досуга. Использован метод главных компонент Varimax Кайзера (по методике В.С. Собкина), с последующим факторным анализом данных (N =166);

- «Молодежь – 2006», республиканское социологическое исследование по заказу Департамента молодежной политики МОН РК проведено с целью теоретического и статистического анализа роли и места молодежи в социально-экономической и политической жизни казахстанского общества. Объектом исследования являются молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, постоянно проживающие на территории республики. Объем выборки составил 2002 анкеты молодых граждан Казахстана, в ней представлены все четыре региона республики. Сбор первичной социологической информации проводился методом анкетирования. Эмпирические данные обработаны с применением статистического пакета программ для социальных наук SPSS;

- «Ценностные ориентации и смыслы жизни молодого поколения», кросскультурное исследование ученых Белоруссии, Украины, Казахстана и России по программе Российского гуманитарного фонда (2008).



Полученные данные дополнялись анализом законодательной базы в сфере образования и молодежной политики, данными государственной и ведомственной статистики, а также первичным контент-анализом литературы и вторичным анализом данных казахстанских, российских и зарубежных социологов.

Достоверность и обоснованность результатов работы определяются непротиворечивостью теоретических положений, комплексным использованием теоретических и прикладных методов, корректным применением известных положений социологии. Результаты и интерпретации исследования автора сопоставлены с известными исследовательскими данными зарубежных и отечественных ученых по проблемам социализации молодежи.

Основная гипотеза исследования: социализация молодежи как процесс вхождения личности в социум успешна, если социум и его культура обеспечивают адекватные условия для самоорганизации и самореализации молодого человека на основе признания безусловного приоритета культуры и личности как субъекта общественных отношений. При этом создаются структуры, обеспечивающие открытость и адаптивность социума к личности с учетом глобальных цивилизационных процессов и национально-культурных традиций. Баланс между инновациями и традициями в условиях транзитивного общества позволит удержать в поле социокультурного притяжения наиболее мобильную, инновационную группу общества – молодежь.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой нового научного направления и авторского подхода в комплексном исследовании процессов культурной социализации молодежи в условиях социальных и экономических изменений. Новизна работы раскрывается в следующих позициях:

  • продемонстрирована перспективность интеграции макросоциологи-ческого и микросоциологического подходов, позволяющих изучать процесс культурной социализации молодежи через призму взаимодействия общества и индивида;

  • в авторской интерпретации проанализированы и систематизированы основные подходы к изучению некоторых методологически значимых для раскрытия антропологической сущности социализации молодежи положений;

  • по–новому выполнена концептуализация теоретических основ культурной социализации в условиях трансформации казахстанского общества через призму накопленных социологических знаний о социальной сущности личности и ее социальном взаимодействии;

  • предложена принципиально новая плюралистическая методология как синтез современных теоретико-методологических подходов к раскрытию сущности социализации молодежи;

  • осуществлена авторская систематизация и инвентаризация существующих теоретико-методологических подходов и результатов исследований социализации молодежи в научной литературе, что позволило выявить не только специфику, механизмы регулирования и логику развития взаимоотношений молодого человека (поколения в целом) с социумом, но и выявить культурно-исторические модели социализации молодежи, механизмы ее организации и самоорганизации;

  • впервые разработана классификация культурных моделей социализации казахстанской молодежи, детерминированные социокультурной поляризацией казахстанского общества;

  • разработана и апробирована авторская программа социокультурного мониторинга «Молодежь Казахстана» (2000, 2004, 2006 гг.), проведены эмпирические исследования на республиканском уровне, позволяющие выявить реальное положение молодежи, степень ее культурной интеграции и удовлетворения социальных потребностей;

  • в авторской интерпретации проанализирован социокультурный потенциал казахстанского общества, ведущих факторов культурной социализации: семьи, образовательной и молодежной политики государства в Республике Казахстан;

  • в свете авторского подхода на основе дискурс-анализа официальной риторики вскрыты противоречия во взаимодействиях молодежи, общества и государства;

  • получены новые эмпирические данные о влиянии преобладающих в  казахстанском обществе ценностей массового сознания на культурные  модели социализации молодежи;

  • представлено авторское видение инновационных  процессов в системе образования Республики Казахстан, вскрыты ее  основные проблемы (отсутствие четкой стратегии и тактик  модернизации, дефицит учебно-методической литературы, снижение  уровня профессионализма педагогов и мотивации учащихся);

  • впервые на основе социологического осмысления культурных практик и ценностных ориентаций казахстанской молодежи разработана  концепция социокультурной поддержки процесса социализации  молодежи в условиях изменяющегося социума (практическая  реализация данной концепции осуществлялась в рамках Программы  государственной молодежной политики на 2003-2004 и 2005-2007 гг.).

В ходе проведения диссертационного исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором как положения, выносимые на защиту:

1. Базовыми в исследовании сущности культурной социализации являются положения о взаимодействии общества и личности. Социальная модель человека позволяет выделить типы взаимодействия общества и индивида: индивид как пассивный объект социализации (субъект-объектные отношения), индивид как субъект социализации (субъект-субъектные отношения) и индивид как объект и субъект социализации. Исследование субъектной, культурообразующей деятельности человека включает необходимость изучения всесторонних воздействий на его личность многообразных факторов культуры, обеспечивающих воспроизводство, саморегуляцию и трансформацию социальных отношений и процессов.

2. Исходным пунктом и единицей анализа природы взаимодействия общества и индивида выступает положение о гармоничном самосогласовании активности действующих индивидов, социальных групп, их самоорганизации и самоактуализации. При этом объектом исследования становятся социализирующие отношения как отношения ответственной зависимости всех субъектов социокультурного процесса не только между собой, но и с реальными культурными практиками, социумом в целом. Источником позитивной социализации личности является социокультурный потенциал как системная характеристика культурологических возможностей конкретного социума.

3. В концептуальном пространстве социологии выделены теоретические континуумы, дающие основание полагать, что исследовательская характеристика культурной социализации выражается следующими подходами: социологический, культурологический, факторно-институциальный,  интеракционистский, интериоризационный, интраиндивидуальный. Социализация в большинстве концептуальных подходов рассматривается как социально-исторический процесс включения индивида в сферу общественных отношений в качестве субъекта и интериоризация культурного опыта предшествующих поколений. Культурная социализация в условиях транзитивного общества представляется процессом усвоения культурных ценностей, цивилизационных норм и форм поведения, осуществляемый на базе синтеза традиции и инновации, прогресса и регресса, коллективизма и индивидуальных импровизаций. Новые культурные формы, испытывая на себе влияние традиционализма, модифицируются, но сохраняют свое ядро, поэтому методологически верно и более плодотворно не противопоставление традиционных и инновационных форм социального поведения, а учет их взаимодействия и взаимосвязи.

4. На современном этапе развития общества и науки для изучения целостного процесса социализации личности и поколения в целом, молодежной проблематики необходима плюралистическая методология, позволяющая при разнообразии молодежи в разнообразном мире выявить условия реализации ею своей субъектной сущности. Наиболее перспективен путь создания новой плюралистической методологии, базирующейся на синтезе, целостном единстве разнообразных методологических подходов. В результате социологического анализа современных теоретико-методологических подходов к раскрытию сущности социализации (системный, синергетический, антропологический, социокультурный, культурологический) выявляется неклассический взгляд на социокультурную действительность, фиксирующий как специфические черты ментальности, образа жизни и моделей поведения групповых идентичностей (этнических, возрастных, территориальных, профессиональных), так и качественное своеобразие исторически сложившихся культурных практик.

5. Молодежь – социологическая категория, критерием анализа которой выступает динамика освоения социальных ролей и функций, достижение определенного социального положения (зависимости - независимости) как комплексного показателя социализированности индивида/поколения. Система индикаторов социализации молодежи вытекает из ее универсального свойства – субъектности, свидетельствующая о переходе от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. Параметры моделей социализации в транзитивном обществе определяются соотношением процессов организации и самоорганизации молодежи.

6. Культурная социализация казахстанской молодежи осуществляется в условиях цивилизационных противоречий между социокультурными полюсами евроцентризма и пантюркизма по территориальной вертикали «аул – город». С учетом исторического развития и социальных реалий современного транзитивного общества в Казахстане сложились три основные модели культурной социализации: традиционная, мобилизационная и модернизационная, каждой из которых свойственны особые культурно-психологические, социально-цивилизационные и мировоззренческие характеристики.

7. Основными механизмами организации и самоорганизации молодежи являются: традиционный (через семью и микросоциальное окружение), институциальный (через образование и другие институты общества), стилизированный (через субкультуры), межличностный (через значимых лиц), рефлексивный (индивидуальное переживание и осознание). Самоорганизация молодого поколения как результат социокультурного взаимодействия представляет собой инициативный способ и результат поколенческой идентификации. Самоорганизация через формы молодежной культуры являются на сегодня действительно привлекательной и, главное, реально интересной формой социального негосударственного участия молодежи. Основные векторы самоорганизации молодежного пространства: а) субкультурное участие, б) неполитизированное участие, в) стилевое поведение.

8. Социокультурный потенциал как интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности, обеспечивающих благополучие ее социальных субъектов, в условиях казахстанского общества характеризуется следующими специфическими особенностями. В качестве важнейших необходимо отметить утрату семьей статуса основного института социализации; снижение координирующей роли системы образования как институционального механизма социализации и социокультурного воспроизводства; рост социализирующих влияний молодежной субкультуры и СМИ.

9. Молодежная политика государства в современных условиях сфокусирована на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации и создании развернутой к социуму системы социокультурной поддержки молодого поколения. Однако на практике существует разрыв между целями молодежной политики и государственной деятельностью по отношению к молодежи. Молодежное пространство – поле культурного самовыражения и самоутверждения, но государство различными способами продолжает навязывать ей политические идентичности. Более того, общественное мнение, его представления об образе жизни современной молодежи очень часто не соответствуют сложившимся реалиям. В настоящее время реализация основных положений государственной молодежной политики сталкивается с рядом трудностей, причины которых кроются в общем несовершенстве, кадровой, организационной, научной необеспеченности молодежной политики государства.

10. В молодежном сообществе происходят значительные трансформационные процессы, выражаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях молодежи и проявляющиеся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падении престижа честного труда, росте гедонистических и потребительских настроений. Увеличивается разрыв между растущими запросами молодых казахстанцев и возможностями их удовлетворения. В значительной мере это обусловлено коммерциализацией и вестернизацией сферы культуры. СМИ популяризируют формы культуры, нравственные образцы, стиль жизни потребительского общества. В то же время имеется ряд объективных и субъективных факторов, создающих реальные возможности для актуализации субъектности как результата социально-ответственного поведения личности, прежде всего в сфере досуга. В выборе молодежных форм досуга прослеживается прямая зависимость от возраста, уровня образования, социально-экономического статуса, места жительства. Раскованный индивидуализм молодежного досуга – инвестиция в гуманистический потенциал будущего.

11. Образование – технологический механизм культурной социали-зации, основной функцией которого является воспроизводство молодого поколения, адекватного требованиям динамично развивающегося общества. Для образовательного пространства Казахстана характерна поверхностная модернизация рынка образовательных услуг, волюнтаристский характер которой разрушает «генетическую матрицу» культуры и «культурное ядро» общества. В жизненных стратегиях молодых людей образование выступает как фактор социальной мобильности. Социокультурный анализ позволил выделить следующие жизненные стили казахстанской молодежи: «бегущие», «идущие», «догоняющие», «отстающие».

12. Казахстанское общество вплотную подошло к пониманию, что традиционные институты социализации уже не обеспечивают параметры, необходимые для самосохранения и воспроизводства общества. Концепция социокультурной поддержки молодежи строится на эффективной молодежной работе как совокупности средств и форм социализации, призванных интегрировать молодое поколение в социальную жизнь, гарантируя необходимые личности и обществу изменения. На фоне этих изменений возникает необходимость в создании системы ювенальных служб и формировании специализированной социализаторской деятельности (Программа государственной молодежной политики на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан).


Каталог: files -> aspirantura
aspirantura -> Ресоциализационный потенциал семьи осужденного
aspirantura -> Вопросы для кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
aspirantura -> Интеллектуальная миграция малого российского города
aspirantura -> Дискурс социальных последствий военного синдрома в современном медийном пространстве
aspirantura -> Программа вступительного испытания по образовательной программе высшего образования
aspirantura -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
aspirantura -> Формирование учительской интеллигенции во второй половине XIX начале XX в. Как фактор социокультурного развития российской провинции (на примере мордовского края) 24. 00. 01 Теория и история культуры
aspirantura -> Народов дальнего востока
aspirantura -> Практики брачно-семейных отношений в студенческой среде


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница