«Кубанские композиторы детям»



Скачать 23,94 Kb.
Дата24.04.2016
Размер23,94 Kb.
ТипИзложение
Открытый урок

по музыкальной литературе для учащихся 1 класса (пятилетнее обучение)

на тему:

«Кубанские композиторы – детям»

Преподаватели ДШИ №12

Колтун Е.А. и

Нехаенко Д.С.



Цели:

- дать представление детям о символах города Краснодара: флаге, гимне, гербе;

- сформировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой родины и непосредственно к творчеству В. Захарченко и В. Кеворкова;

- сформировать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре у учащихся Краснодарского края.

- привлечь внимание педагогической общественности, учащихся Кубани к личностям композиторов;

- сформировать культуроведческую компетентность учащихся.



Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, фотографии, портреты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.

Лекция.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композиторами нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Краснодарский край — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля и одетые в изумруд виноградники. И, конечно же, столицей нашего края является прекрасный город Краснодар.

Ребята, скажите, а какие символы есть у каждого города?



Учитель: Итак, символами любого города являются: флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим как выглядит флаг города Краснодара (показ). Он состоит из двух горизонтальных полос желтого внизу и белого вверху цветов. В центре флага помещена красная крепостная стена с двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя желтыми Императорскими коронами, на груди которого в красном щите обращенный влево всадник на коне, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия. Поверх стены красный с желтой каймой сердцевой щиток, и в нем коронованный вензель Екатерины II желтого цвета.

Желтый цвет - цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Белый цвет - цвет чистоты, правдивости, благородства.

Красный цвет - символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет - мудрости, осторожности, постоянства.



А это герб города Краснодара (показ). А теперь мы с вами подошли к музыкальному символу города Краснодара, гимну.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

Учитель: Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого либо или что либо.  Гимны исполняются в торжественной обстановке на официальных  мероприятиях. При это все присутствующие должны встать и снять головные уборы.

Ребята, а вы знаете авторов гимна города Краснодара?

Итак, стихи были написаны С.Хохловым, а музыка В.Г. Захарченко. Известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко (показ портрета, фотографий).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным композитором.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором (показ фотографий хора). В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора (просмотр видео с выступлением Кубанского казачьего хора, песня «Ой стога, стога…»).

Учитель:А сейчас ребята, мы познакомимся ещё с одним замечательным кубанским композитором.

О таких людях, как он, говорят: неуемный, творческий, находящийся в постоянном поиске. Еще в 1980 году народный артист СССР композитор Карен Хачатурян, рекомендовавший Виталия Александровича в Союз композиторов СССР, писал: «Музыка Кеворкова — искренняя, серьезная. Чувствуется, что композитор старается идти в ногу со временем, что это человек, беспредельно влюбленный в свое дело…»

Музыкой Виталий стал заниматься еще в пять лет. Именно с этого возраста начались его первые уроки игры на фортепиано. Талант и стремление постичь чудесный мир музыки помогли ему быстро достичь мастерства. Уже в шестнадцать лет он начал работать концертмейстером, затем преподавателем по классу фортепиано и композиции в музыкальных школах, училищах Краснодара и Майкопа.

Но на этом Виталий Кеворков решил не останавливаться, поступил на музыкально-педагогический факультет Краснодарского государственного педагогического института. Здесь уроки мастерства и профессионализма он получил у лучших музыкантов Краснодара: Н.Хлопкова, Г.Плотниченко, М.Лубяновского.

Благодаря им понял, что композитор не просто человек, который знает нотную грамоту, а творец, способный с помощью звуков дотронуться до самых тонких струн души каждого. Уже в 1963 году он создает свое первое профессиональное произведение — Первую прелюдию для фортепиано. Затем сонатину-галоп, которая после войдет в сюиту «Веселые нотки» для оркестра русских народных инструментов.

Виталий Кеворков работает в разных музыкальных жанрах. Он автор двух симфоний, симфонических поэм, кантат, сонат для скрипки, фортепиано, вокальных циклов, струнного квартета, камерных сочинений, джазовой музыки. С 1975 года Виталий Кеворков дал свыше четырех тысяч авторских концертов от Риги до Южно-Курильских островов. Помимо исполнения собственных сочинений он как пианист-солист выступал с оркестрами Всесоюзного радио и Центрального телевидения на крупнейших концертных подмостках Москвы, Ленинграда и Омска.

Как и у любого музыканта, у Виталия Кеворкова есть свой особый стиль — поиск нового музыкального языка, эксперименты в области применения темброкрасочных звуков. Особое внимание в своих произведениях композитор уделяет ритму. Именно поэтому они легко узнаваемы, наполнены своеобразным блеском и особым кеворковским размахом.

Совершенно иные по стилю детские композиции всегда встречаются публикой на ура. Не так много сегодня в стране композиторов, которые пишут музыку для детей. Старые, хотя и любимые песни уже стали привычными, некоторые, пионерские, устарели. А о пьесах в современной обработке для детей, обучающихся в музыкальных школах, вообще не приходится и говорить. Поэтому в 70-х годах Кеворков обращается к фортепианной музыке для детей. Среди наиболее популярных его пьес — «Солнечный зайчик», «Медвежонок», «Дюймовочка». Одна из последних работ — «Детский альбом» для фортепиано, изданный в 2005 году в Москве. В него вошли двадцать концертных, характерных пьес для самых маленьких артистов.

Особое место в творчестве Виталия Кеворкова занимают симфонические поэмы. Одна из них — «Память». Она посвящена бессмертному подвигу советских людей во время Великой Отечественной войны.

— Когда я сочинял музыку, старался зримо представить происходящие события, вспышки ракет и грохот орудий, рев самолетов, шум торпедных катеров. Мне хотелось создать искреннее, проникновенное симфоническое произведение о доблести наших солдат, так и не вернувшихся домой, — вспоминает Виталий Кеворков. — Мой отец погиб в бою с фашистами и похоронен в братской могиле в Махачкале.

Военная тема звучит не только в симфонических поэмах, но и в кантатах «Дорогой отцов», «Русские женщины» и «Бессмертная юность».

Многие кубанцы знают Виталия Кеворкова по его лирическим и шуточным, героико-патриотическим и танцевальным песням, в которых проявился настоящий природный мелодический дар композитора. Любовь к песне ему передала мама Ирина Карповна Буланкина, казачка из знаменитой «шолоховской» станицы Григорополисской. За годы своей творческой деятельности он написал около четырехсот песен. Многие из них вошли в репертуар звезд российской эстрады Льва Лещенко, Рената Ибрагимова.

Первая же песня «Над Кубанью-реченькой» была написана автором на слова Виталия Бакалдина в 1968 году. Ее исполнила солистка Ленинградского мюзик-холла Ольга Сорокина. Песня сразу же прославила молодого композитора и стала его визитной карточкой. Именно ею долгие годы каждый свой концерт начинал ансамбль Краснодарской филармонии «Ива» под управлением С.Полежаева. Известный исследователь творчества кубанских композиторов И.Петрусенко в книге «Кубань в песнях» написал, что «Над Кубанью-реченькой» можно отнести к разряду тех музыкальных творений, об авторах которых принято говорить: достаточно написать одну такую песню, чтобы войти в летопись музыкальной культуры Кубани.

Разучивание песни В. Кеворкова «Радуга детства»

- первое прослушивание

-знакомство с текстом

- прослушивание с анализом гармонии

-отработка мелодической основы

Подведение итогов:

- Какие символы есть у нашего города?

- Что такое гимн? Кто написал гимн города Краснодара?

- Чем запомнился вам В. Захарченко? Каким коллективом он руководит?

- Чем запомнилась вам музыка Кеворкова?

- Какие мысли навевает песня «Радуга детства»?



-Хотели бы вы попасть на концерт Виталия Кеворкова или Виктора Захарченко?

Подведение итогов.

Домашнее задание: сделать коллаж в формате А3, посвященный Кубани и Кубанским композиторам.
Каталог: upload -> content -> medium
content -> Рабочая учебная программа По дисциплине: Проектирование и архитектура программных систем По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
content -> Элективный курс «Программируем на Паскале»
content -> Мир образования образование в мире №3 2007 г
content -> Образование и экономика сагинова о. В
content -> Управление финансами предприятия
content -> Рабочая учебная программа По дисциплине: Цифровая обработка сигналов По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
content -> Исследование психического в работах Б. Ф. Ломова В. А. Барабанщиков, А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова 5
medium -> Осуществления педагогической, научной, исследовательской, учебной деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница