Кто он – ваш ребенок: хирург, художник или… президент? Нейропсихологические типы Просто о самом главном



Скачать 82.83 Kb.
Дата27.04.2016
Размер82.83 Kb.
КТО ОН – ВАШ РЕБЕНОК: ХИРУРГ, ХУДОЖНИК ИЛИ… ПРЕЗИДЕНТ?

Нейропсихологические типы

Просто о самом главном

« Многие черты характера, темперамент, особенности мышления и восприятия, памяти, способности человека зависят от, так называемого, межполушарного взаимодействия или функциональной асимметрии мозга. То есть, от того, какое полушарие является ведущим, и насколько хорошо налажена совместная работа полушарий.

Проблема функциональных асимметрий мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том числе она вызывает большой интерес и у представителей психологии, нейропсихологии и дифференциальной психофизиологии.

Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей. Несмотря на имеющиеся сложности, проблема исследования особенностей функциональной асимметрии мозга человека имеет большую актуальность, и данное пособие обязательно внесет весомый вклад в расширение возможностей диагностики, как ребенка, так и взрослого, в изменение условий воспитания и обучения.

Автор на протяжении нескольких лет проводил нейропсихологическую диагностику детей, что позволило создать к настоящему времени достаточно простую в проведении и очень информативную и достоверную по результатам экспресс-диагностику ребенка по авторской методике. Экспресс-диагностика входит важной составной частью в универсальную систему Нейройога.

Система Нейройога на данный момент представляет собой не только Сказочные комплексы полезных для мозга и всего организма ребенка упражнений, сказочные истории в Волшебной сенсорной комнате, «работу» детей на Фабрике чудес. Это и целая система воспитания, включающая консультации родителей и конкретные советы по развитию и коррекции детей, семинары и тренинги для родителей и педагогов. В систему Нейройога органичной и необходимой частью входит и нейропсихологическая диагностика.



Нейропсихологическая диагностика необходима:

1. Детям с теми или иными проблемами в развитии, так как выявляет причины имеющихся трудностей, их влияние на жизнь ребенка и необходимые направления коррекции, что способствует изменениям в сторону нормы психического и неврологического статуса ребенка.

2. Детям с обычными способностями, так как выявляет все интеллектуальные и психические возможности, а также все трудности ребенка, перспективы в учебе и в выборе профессии.

3. Детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить все способности ребенка, направить его развитие в самое перспективное русло.

4. Всем детям, участвующим в занятиях по системе Нейройога для оценки изменений (несомненно, позитивных), происходящих с ребенком в результате прохождения Сказочных комплексов системы Нейройога. Именно поэтому так важно провести диагностику до и после курса упражнений.

Нейропсихологическое обследование выявляет:

• Все явные и скрытые трудности в развитии ребенка.

• Основные особенности характера и темперамента.

• Виды памяти и возможности ее использования.

• Особенности интеллекта (мыслитель-художник, анализ-синтез).

• Уровень развития пространственного, образного мышления, его нестандартности.

• Ведущий канал восприятия (визуал-аудиал-кинестетик).

• Способности к языкам.

• Музыкальные способности.

• Особенности зрительно-моторной координации.

• Наличие творческих способностей и возможностей для их развития.

• Профессиональные склонности.

• Лидерские качества, уверенность, самостоятельность.

• Развитие эмоционально-коммуникативной сферы.

• Уровень готовности ребенка к обучению в школе.

• Причины школьной неуспеваемости (усталость, невнимательность, неусидчивость, дисграфия, дислексия и т.д.).

• Причины тревожности, страхов, заикания, энуреза, гиперактивности, агрессивности, плохого сна и аппетита.

Авторская экспресс-диагностика модифицирована из «большой» нейропсихологической диагностики и позволяет неспециалистам, в том числе и родителям, самостоятельно провести достаточно достоверную оценку ребенка и с пользой применить полученные данные.

Экспресс-диагностика помогает оценить все задатки, способности ребенка, его профессиональные склонности. И тут главная задача родителей – развить эти способности, учесть возможные трудности, отправить ребенка на обучение в соответствующую школу и наиболее благоприятные кружки и секции, чтобы наиболее гармонично, причем, с наименьшими временными, материальными и психическими потерями развивать ребенка.

Дополнительные и очень познавательные знания, приведенные в книге, обязательно пригодятся родителям в воспитании детей. Но эта картина далеко не полная, так как здесь не учитываются все другие особенности работы мозга ребенка, а также особенности его появления на свет, перенесенные заболевания, травмы, наследственные и социальные факторы. Все это можно учесть только при полном нейропсихологическом обследовании.
Особенности работы полушарий головного мозга

Всем известно деление людей на «мыслителей» и «художников» в зависимости от того, какое полушарие (соответственно, левое или правое) является ведущим. Это деление достаточно примитивно. Вовсе не обязательно, чтобы у правополушарника не было способностей к решению задач, а левополушарник не мог бы сочинить музыку. И вовсе не обязательно правополушарник – левша. Всегда необходимо учитывать множество других факторов и смотреть немного глубже.

Правшество и левшество формируются к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Изначально все дети «левши», так как ведущим у них является правое полушарие. Постепенно оно передает левому полушарию те основные функции, которые то и должно выполнять. У детей с теми или иными трудностями в развитии такая передача может задержаться и проходить несвоевременно.

Итак, каковы же основные структурно-функциональные особенности полушарий головного мозга человека?

Левое полушарие является вербальным (регуляция речи), отвечает за анализ, классификацию, «разложение по полочкам» информации, осуществляет строгий контроль за произвольными движениями, за выполнением правил. Это полушарие делит всю информацию на части, на детали и анализирует их. Оно отвечает за абстрактно-логическое мышление, за последовательную обработку сигналов, осуществляет анализ времени.

Правое полушарие является невербальным, отвечает за синтез, целостность, «собирание в кучу» информации, за параллельную обработку сигналов и предвидение движений. Именно оно отвечает за образное конкретное мышление, за анализ пространственных признаков.



И еще особенности:

Описание зрительных образов при восприятии левым полушарием: лаконичное, аналитическое, абстрактное, последовательное. Правым: избыточно-подробное, целостное, конкретное, одновременное.

Память при ведущем левом полушарии логическая, вербальная, осознаваемая; при ведущем правом – образная, невербальная, подсознательная.

Левое полушарие лучше распознает стимулы: вербальные, знакомые, легко различимые, сходные, холодные цвета. Правое: невербальные, незнакомые, трудно различимые, различные, теплые цвета.

Левое полушарие лучше выполняет задачи: вербальная кодировка информации, счет, конструирование, оценка настоящего-будущего времени. Правое: зрительно-пространственный анализ информации, образное представление, оценка настоящего-прошлого времени.

Особенности левополушарного творчества: ритмичная музыка, абстрактная живопись, научный анализ. Правополушарного: мелодичная музыка, «пейзажная» живопись, научный инсайт.

Левое полушарие лучше воспринимает речь: источник речи, логичное создание речи, глаголы, прилагательные, числительные, деепричастия, местоимения, сложные конструкции, стихи (размер, ритм). Правое лучше воспринимает: модуляцию, интонацию, певческую речь, существительные, простые грамматические конструкции, стихи (мелодику, рифму).

Левое полушарие лучше воспроизводит компоненты речи: письмо, чтение, артикуляцию и ее связь с жестами, мимикой, позой. Правое: разборчивость речи, фонацию, эмоциональную окраску речи.

Оба полушария по-своему важны, важно их здоровое, гармоничное взаимодействие, ведь каждое из них вносит свой вклад в развитие психики, в возможность активного познания и освоения окружающего мира и нахождения в нем человеком своего достойного места.

Правши, левши и не только

Есть дети правши и левши. Но есть и лево-, правополушарники, с высокой или низкой степенью праворукости. Эти особенности обязательно надо учитывать, например, при подготовке детей к школе, при выборе школы или дополнительных занятий, просто при воспитании. Ведь данные факторы серьезно влияют и на черты характера, и на поведение, и на возможности ребенка в освоении знаний, даже на возможности ребенка, а затем и взрослого, добиться успехов в той или иной профессиональной деятельности.

Праворукие, с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники («мыслители»). Праворукие и левши с ведущим левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники («художники»).

Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом; праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом – смешанный тип функциональной ассиметрии мозга.

«Мыслители», левополушарники характеризуются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью, но при этом некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью и неумением контролировать свои эмоции.

«Художники», правополушарники эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без анализа деталей. Такие дети, в отличие от «мыслителей», «видят за деревьями лес». И они могут, например, выдать ответ задачи, затрудняясь объяснить последовательность своих рассуждений.

Почему так важно иметь представление об особенностях ребенка с точки зрения функционирования и зрелости его конкретного мозга, его межполушарной асимметрии? Например, потому, что в настоящее время многие специалисты выделяют следующие основные причины школьной неуспеваемости:

• Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать со стадией функционального развития его мозга, опережая возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

• Отдельные структуры мозга могут отставать в анатомическом развитии и, следовательно, в формировании функциональных систем психики ребенка.

• Могут оказаться недостаточно развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.

• Предлагаемые методики обучения могут не соответствовать типу мышления и даже половым особенностям познавательных процессов школьника.

• Предлагаемые методики могут также не учитывать ведущий канал восприятия ребенка, что может в разы сокращать объем информации, реально получаемый и перерабатываемый мозгом. Например, массовая школа чаще всего ориентирована на аудиалов (получают информацию посредством слуха), и, если ребенок кинестетик, то ему сложно будет воспринимать слуховую информацию.

• В настоящее время основной упор при подготовке к школе делается (особенно в частных школах раннего развития) на обучение письму, чтению, счету, а на самом деле важно развивать познавательное мышление ребенка, умение размышлять, классифицировать, обобщать. Поэтому важно оценить на экспресс-диагностике уровень понятийного мышления ребенка. Если ребенок достаточно здоров, а уровень понятийного мышления несколько отстает, то этот факт может являться основанием для предъявления претензий школе раннего развития.

В результате такого неправильного подхода, отсутствия учета фундаментальных особенностей развития мозга возможны нарушения межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария, что приведет в результате не только к снижению обучаемости, худшим результатам в учебной деятельности, но даже и к невротизации детей.



Поэтому так важны дифференцированное обучение, а также, несомненно, и все воспитание в целом, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, что будет способствовать устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости………..»

Более подробную информацию и методику вы можете найти на сайте http://www.proza.ru/2013/05/30/2015 автор Светлана Кузнеченкова
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница