Критерий Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе



Скачать 406.9 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер406.9 Kb.
  1   2   3
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания: нужно распространять их возможно шире и применять в жизни...» – эти слова Н.А. Рубакина послужили мне руководством к созданию собственной методической системы учителя.

Работа по собственной методической системе позволяет сформировать личность свободную и толерантную, умеющую самостоятельно добывать и применять знания, не только видеть проблемы, но и решать их, чётко планировать действия, сотрудничать в коллективе, проводить анализ результатов своей деятельности. Именно такие требования наше государство предъявляет к современным выпускникам школы.

Поэтому главной целью моей методической системы является формирование компетентной и толерантной личности школьника через создание индивидуальной траектории развития на основе применения инновационных технологий обучения. В каждом ребенке природой заложены определенные наклонности и способности, поэтому для меня, как учителя, важно чтобы обучение на моих уроках было комфортным для любого ребенка. Именно такие условия способствуют более полному раскрытию творческого потенциала личности.

В 2008 году моя методическая система претерпела изменения: центральное положение в ней занял компетентностный подход. Это был ответ времени и требованиям программы развития «СОШ № 2» г. Колпашево «Школы компетентностного подхода», в которой я начала работать по причине смены места жительства (перевод мужа в другую школу). Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения, компетентностный подход удачно вписался в мою методическую систему потому, что он направлен на развитие компетенций обучающихся, на повышение мотивации к непрерывному обучению, на ответственный выбор индивидуальной траектории обучения и профессионального становления. Смягчить такой резкий переход мне помогла инновационная деятельность, которой отличается школа № 2, и самообразование. Работая над аспектами компетентностного подхода, я изучила работы Вербицкого А.А «Компетентностный подход и теория контекстного обучения», Андреенко В.М. Активные формы и методы в обучении географии и др.

В основе собственной системы лежит построение индивидуальной траектории развития обучающихся, которая предполагает возможность планирования учебной деятельности школьника согласно поставленным целям урока и возможностям ученика через использование, как коллективной формы организации учебной деятельности, так и самостоятельной. Главная задача учителя заключается не только в определении индивидуальной траектории развития ученика, но и в последствии помочь ученику реализовать её, двигаться по этой образовательной траектории. Принцип обучения состоит в том, что ученик более самостоятельно или совсем самостоятельно будет работать над решением проблемы, в ходе чего формируются ключевые компетентности.

При этом мои функции, как учителя, теперь варьируют от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Школьник, используя право выбора путей индивидуального развития, планирует свою учебную деятельность, ставит перед собой цели и достигает их. Такая форма обучения позволяет вести более полный учёт потребностей, интересов и способностей ученика, построить индивидуальную траекторию его развития.

В своей работе ориентируюсь на развитие таких гражданских качеств личности ребенка, как:


  • Осознание личной причастности к преобразованию действительности.

  • Глубокое понимание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего сохранение цивилизации на планете.

  • Убеждение в универсальной ценности природы, её целостности и неделимости

  • Ответственность за сохранение природы перед будущими поколениями.

  • Нетерпимость к проявлениям бесхозяйственности и  безответственности по отношению к природе.

  • Потребность к самообразованию, умение ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке географической информации, творчески мыслить и логически связно излагать свои суждения.

  • Умение извлекать из географических карт максимум информации; постоянная потребность обращения к карте, как к основному и универсальному источнику знаний.

В основу обучения и воспитания мною положены следующие принципы:

  • Научность и системность

  • Воспитывающий характер

  • Чувственное познание

  • Доступность, сознательность и активность

  • Прочность знаний, навыков и умений

  • Индивидуализация обучения

  • Принцип дидактического кольца

  • Принцип «целостности здоровья»

  • Пирамида знаний

Рассмотрим компоненты собственной методической системы:

1. Целевой компонент.

Основным компонентом, образующим методическую систему, выступает цель, которая соответствует государственным образовательным стандартам, социальному заказу общества, образовательной программе и представляет единство четырех составных:



  • Образовательная: формирование целостной системы ЗУН, необходимой для самостоятельной практической деятельности; развитие индивидуальной интеллектуальной сферы школьника.

  • Развивающая: развитие ключевых компетенций (информационной, проектной, исследовательской, коммуникативной и др.), интеллектуальной и творческой сферы ученика.

  • Воспитательная: профилактика искажений и формирование высоко нравственных ценностей обучающегося.

  • Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, формирование адекватной самооценки (уверенность в своих силах).

Цель в свою очередь определила и все другие компоненты.

2. Программный компонент.

Обучение предмету «География» строится по модифицированной инновационной программе, составленной на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта и примерной программы общего образования по географии. Программа построена с целью формирования у обучающихся не только базовых компетенций, но и наиболее востребованных ключевых: исследовательских, информационно-коммуникативных, проектных. Данная программа прошла экспертизу методического совета школы, утверждена приказом ОУ от 14.09.2010 № 369. Программа размещена на личной странице сайта (http://kolpschool2.ru/?page_id=378 )..



3. Технологический компонент.

Фактором повышения качества обучения и выстраивания индивидуальной раектории развития ученика в рамках собственной методической системы выступает интеграция современных эффективных технологий обучения (табл.13). Цели, способы и этапы их использования я подробно раскрыла в критерии 4 на конкретных примерах процесса обучения. Методически наиболее освоенные информационно-коммуникационные и проектные.

Таблица 13. Использование современных технологий в обучении

Технология

Использую в системе


Использую периодически


Темы авторских методических разработок-победители проф. конкурсов

Эффективность


Проектные






Катаклизмы

Повышается мотивация обучения, способствуют формированию информационных компетенций

Развитие критического мышления







«Живые клетки»

Кейс стадии







«Литосфера»

Способствует формированию и развитию учебно-познавательных и информационных компетенций

Развивающие






«Relief. Перевод с французского»

Повышается мотивация обучения, способствует развитию ключевых компетенций

Личностно-ориентированные







«Relief. Перевод с французского»

ИКТ







«Банк интеллекта УРСА»,

«Слово о погибели земли русской, или нашествие монголо-татар»



Развитие информационных компетенций, повышается мотивация обучения

4. Процессуально-содержательный компонент.

Организационный компонент представлен тремя формами обучения: основная – урочная, дополнительная – внеурочная, инновационная – дистанционная. Рассмотрим кратко каждую отдельно:



  • Урочная форма является основной частью моей методической системы. Именно современный урок позволяет реализовать компетентностный подход и развивающее обучение, даже по индивидуальной траектории. При планировании современного урока я использую работы М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока», а также периодику: журналы «Современный урок» и «Открытое образование» Цель урока определяю через конечный результат с учетом места урока в системе, возрастных особенностей и уровня подготовки обучающихся. Не маловажное значение имеет стиль взаимного общения, сложившийся с конкретными детьми. Содержание, методы, темп, последовательность обучения на уроке выбираю адекватные и эффективные в конкретном уроке и классе. Предпочтение отдаю становлению ключевых компетенций как личностной установки ребенка. В методической копилке моих современных уроков преобладают медиауроки с использованием интерактивной доски и компьютера, проблемно-эвристические уроки. При создании таких уроков мне помогают знания, полученные на курсах повышения квалификации «Возможности информационных компьютерных технологий для организации и сопровождения процессов проблемного обучения» (ТОИПКРО, 2009 год).

С 2008 года в целях внешней оценки и независимого мониторинга разработанные авторские сценарии медиауроков представляю на различных областных фестивалях. С каждым годом уроки совершенствовались. Многие авторские сценарии уроков по критериям педагогической эффективности удостоены высокой экспертной оценки (I, II, III категория), отмечены дипломами Областных фестивалей и рекомендованы учителям Томской области к использованию в педагогической деятельности.



Разнообразие типов и форм моих уроков я систематизировала в таблицу (табл.14). Такой набор современных уроков не только повышает интерес к обучению, но и повышает его качество.

Таблица14. Классификация уроков географии





Основные типы уроков


Уроки

формирования

новых

знаний


Уроки

обучения


умениям,

навыкам


Уроки

повторения и

обобщения

знаний,


закрепление

умений


Уроки

проверки и

учета

знаний,


умений

Комбинир.

уроки


Ф

О

Р

М

Ы

 

У



Р

О

К

О

В

Уроки лекции

Уроки-экспедиции

Уроки путешествия

Уроки исследования

Конференции

Интегрирован. уроки

Работа

учебных


центров с

ротацией


Модульные

уроки


 

Уроки-практикумыУроки-диалоги

Ролевые игры

«Литературные

мастерские»

Составление

творческих

ЛОК

Уроки-


репортажи

Уроки-


проекты

 

 



 

Семинары

Диспуты


КВН

«Что? Где? Когда?»

«Поле чудес»

Игра «Эрудит»

«Счастливый случай»

Уроки-конкурсы

Уроки-соревнования

Уроки- «покорение вершины»



Уроки-зачеты

Защита творческих работ, рефератов, проектов

Творческие отчеты

Тестирование

Викторины

Контрольные проверочные работы






  • Внеурочная форма обусловлена в основном интересами и потребностями ребенка, при правильной организации играет важную роль в индивидуальном развитии обучающегося. Именно после уроков раскрываются интересы ребенка, его увлечения. Здесь для меня главное помочь ребенку сделать выбор и раскрыть его, как личность. Поэтому основной формой внеурочной деятельности служит организация индивидуальной работы с обучающимися на основе применения современных технологий, что дает огромные возможности для выявления способных обучающихся, развивает их творчество и компетентности. Эффективность такой организации внеурочной деятельности подтверждается наличием 32 победителей и призеров академических и неакадемических конкурсов, олимпиад разного уровня (табл. 5, 6, 8).

  • Дистанционная форма обучения на сегодня является инновационной, более востребованной у педагогов и обучающихся, поэтому остановлюсь на ней более подробно.

Эта форма меня привлекает, потому что имеет ряд преимуществ:

  1. Учитель через дистанционное обучение решает проблему недостатка времени на уроке для более подробного освещения изучаемого вопроса и позволяет ликвидировать отставание по программе, которое возникло из-за карантинных мероприятий и сильных морозов (в ходе которых занятия не проводились).

  2. Обучающиеся получают возможность более подробного изучения заинтересовавшей темы или приготовить дополнительное задание и получить оценку (необходимость в этом возникает обычно в конце учебной четверти).

  3. Дистанционное обучение дает обучающимся возможность освоения образовательный программ в удобное для них время и независимо от местонахождения (единственное условие – наличие компьютера и Интернета).

При организации такой формы я учитываю следующие факторы:

  1. Уровень своей компетенции, как учителя, и компетентностей обучающихся в области применения различных телекоммуникаций.

  2. Диагностика технических возможностей.

  3. Определение уровня мотивации обучающихся, так как любая форма дистанционного обучения требует продуктивной личной деятельности.

  4. Разработка и проведение форм дистанционных занятий;

  5. Анализ результатов.

Одним из самых удобных, на мой взгляд, инструментов реализации дистанционного обучения служит школьный сайт:

На школьном сайте я первой из учителей школы создала персональную страницу (http://kolpschool2.ru/?page_id=378 ), где представляю не только свои достижения, но и предлагаю своим ученикам получить возможность расширить свои знания по предмету, дополнительно изучить заинтересовавший на уроке вопрос, приготовить дополнительное сообщение или проект на предложенную тему.

Реализую вышеизложенные задачи через рубрику «Продленка». С ее помощью каждый ученик может найти информацию по пропущенной во время болезни теме. При этом стоит отметить, что материал, предлагаемый детям, прошел качественную экспертизу и сайты, на которые даются ссылки, вполне безопасны с информационной точки зрения. Почему вода в море соленая? Что такое Мировой океан? «Фрики» - морские волны-убийцы. Самые необычные озера мира. Вот такой дополнительный материал увлеченный ребенок может найти со страницы «Продленка» и использовать его по ситуации: посмотреть, что бы знать (развивается эрудированность), приготовить дополнительное сообщение (учебно-познавательная компетентность), увлекшись начать искать еще больше материала по заинтересовавшей теме и начать выполнение нового проекта.




Размещая те или иные ссылки на дополнительный материал, я учитываю конкретные задачи – поддержать любознательность, формировать ИКТ компетентности, вовлечение в проектную деятельность. При этом я их не заставляю учиться, а лишь предлагаю познакомиться самостоятельно с тем или иным материалом, а потом уже самим решать применить го для дальнейшей работы или просто использовать для удовлетворения интереса к теме.

Моя персональная страница – это еще возможность организации учебной деятельности в виде дистанционного урока. Эта одна из самых молодых и инновационных форм организации урока, помогающая решить такие задачи обучения как: получения навыков практического применения теоретических знаний, творческий подход к выполнению работ, установление метапредметных связей, развитие любознательности и др.

Дистанционный урок – это, так же как и проблемно-эвристическое обучение, ИД, самое молодое направление в методической системе, помогающее выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Все новое мне интересно осваивать и примерять. Поэтому урок вне класса, организованный через школьный сайт – одна из важных задач, которую я решаю в настоящее время. Так был создан первый дистанционный урок и с интересным названием «Relief. Перевод с французского». Первый опыт оказался очень удачным, в уроке я сочетала разные подходы в изложении материала, разнообразные виды практических работ. Самостоятельность в выполнении заданий, поиск дополнительной информации для их выполнения, элементы эвристического обучения и развитие компетентностей – такой широкий круг задач решался в ходе этого дистанционного урока.

Авторская методическая разработка была представлена на областной Фестиваль IT – уроков. По итогам фестиваля я была награждена дипломом 1 степени и получила приглашение ТГПУ на вебинар для публичной презентации дистанционного урока. Авторский материал и публичная его защита получили положительные отклики и общественное признание коллегами из Томска, Северска, Усть–Кута, Колпашево, что подтверждается справкой от 21.12.2010 № 112.




Авторский современный дистанционный урок «Рельеф. Перевод с французского»



http://kolpschool2.tomsk.ru/kollektpv/metod/est_nau/shhukina-nataliya-aleksandrovna/1025-2.



Цель данного урока формирование знания географического характера, но содержание составлено так, что бы дать направление для практической работы. В целях повышения мотивации выполнения заданий содержание не повторяет текст учебника, а идет по совершенно новому направлению.

Тема урока отталкивается от лингвистической характеристики термина «relief» у слова французский корень, поэтому дальнейшее изучение неровностей поверхности строиться на примере рельефа Франции. Это расширяет рамки учебника, развивает эрудированность. Теоретический блок выстроен по принципу самостоятельной работы обучающегося.

Практический блок состоит из пяти заданий:

Задачи урока:


  1. Дать понятие «рельеф», его формы, их различия.

  2. Сформировать представление о формах рельефа через составление их описания по литературным произведениям.

  3. Разобраться с особенностями основных форм рельефа Франции через практические работы.

Ход занятия




Структурные элементы

Деятельность учителя, материал

Продуктивная деятельность обучающихся

1

Введение

Материал

мини-лекции



Осмысление теоретического материала

2

Объяснение терминологии урока

Материал

мини-лекции



Осмысление теоретического материала

3

Знакомство с основными формами рельефа и выяснение их различий по высоте.

Материал

мини-лекции, проверка работ обучающихся



Осмысление и расширение теоретического материала, поиск информации в сети, или на стр. учебника

4

Основные формы рельефа на территории Франции

Материал практической работы, проверка работ

Поиск информации в сети, выполнение задания практической работы №1

5

Знакомство с литературным описанием основных форм рельефа

Материал

мини-лекции, проверка практической работы



Осмысление теоретического материала, выполнение задания практической работы №2

6

Изучение гор и равнин Франции

Материал практической работы, проверка работ

Поиск информации в сети, выполнение задания практической работы №3

7

Классификация гор Франции по высоте, построение диаграмм.

Материал практической работы, проверка работ

Поиск информации в сети, выполнение задания практической работы №4

8

«География» рельефа Франции

Материал практической работы, проверка работ

Поиск информации в сети, выполнение задания практической работы №5

9

Творческое задание

Материал практической работы, проверка работ

Поиск информации в сети, выполнение творческого задания
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница