Критерии выбора и алгоритм принятия эффективного решения



Скачать 33.99 Kb.
страница1/5
Дата22.02.2018
Размер33.99 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5

Критерии выбора и алгоритм принятия эффективного решения

Принятие решения включает три последовательные стадии: разработку, принятие и реализацию. Решение должно быть обоснованным, реальным (то есть его можно реализовать), своевременным, гибким и приносить максимальную выгоду. Вот как этого достичь с помощью алгоритма принятия управленческих решений.



Автор: Oлeг Михайлович Рой, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления территориями Омского государственного университета, руководитель Центра региональных и стратегических исследований.

 

Решением следует называть определение варианта преодоления проблемной ситуации.



Ключевым свойством эффективного решения следует считать обязательное наличие альтернатив, обеспечивающих целесообразность и осознанность их свободного выбора.

Формальным основанием принятия эффективных решений является использование алгоритма, обобщающего опыт в принятии управленческих решений значительным количеством успешных предприятий.

В основе взятого для рассмотрения алгоритма лежит процедура, разработанная американскими исследователями Л. Планкеттом и Г. Хейлом, перекликающаяся с алгоритмами других авторов и включающая в себя выполнение следующих пунктов.

 

1. Определение цели и направления в решении проблемной ситуации



Определение цели, направления в разрешении проблемной ситуации должно проводиться в том же порядке, что и реализация стратегической цели. При реализации мелких проектов цель в разрешении проблемной ситуации и стратегическая цель, как правило, совпадают.

 

2. Установка критериев решения



При установлении критериев решения должны быть выработаны такие контрольные показатели, которые максимально полно охватывали бы наилучшие условия реализации поставленной цели.

К примеру, при выборе места для размещения общественной приемной должны быть учтены следующие условия, которые принимают значения критериев: минимальная площадь помещения, максимальные затраты (размеры арендной платы), местонахождение (включая подъездные пути, автостоянку и т. д.)

 

3. Разделение критериев (ограничения/желательные характеристики)



Выделяются желательные характеристики и ограничения, критерии принятия решения с точки зрения отношения к ним субъекта управления.

Установление цифровых значений минимальной площади, максимальных затрат, характера местности как раз и выступают ограничениями, определяющими практический диапазон выбора в принятии решения, связанного с проблемой выбора места для аренды помещения.

Балльные значения желательных характеристик, принимаемых с целью эффективного принятия решения, могут быть распределены между различными критериями: близостью к поставщикам продукции, легкостью подъезда клиентов, расположением в крупной промышленной зоне с интенсивным движением, минимальными затратами на строительство и завоз оборудования и пр.

 

4. Выработка альтернатив решения



Альтернативы являются ключевым компонентом эффективного решения. Эффективность решения во многом определяется тем, из какого количества альтернативных вариантов выбран данный вариант решения.

Отсутствие альтернативных вариантов свидетельствует либо о недостаточной информированности лица, принимающего решение, либо о дефиците времени, отводимого на тщательную проверку эмпирической базы для этого решения. Это повышает степень вероятности ошибочности в принятии решения, затрудняет выбор оптимального варианта.

При выработке альтернатив необходимо соблюдение следующих требований:


  • альтернативы должны взаимно исключать друг друга;

  • альтернативы должны предполагать максимальные различия по выделенным критериям;

  • альтернативы должны быть одинаково вероятны.

 

5. Сравнение альтернатив

Чтобы сделать успешный выбор альтернативы, нужно все возможные варианты решений разделить по одному основанию и совместить друг с другом. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по нескольким факторам: времени, качеству объекта, масштабу (объему) производства объекта, ожиданию материальной выгоды, соответствия профилю деятельности организации, привлечения дополнительной информации, а также фактору риска и неопределенности.

При этом сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения должна отвечать ряду правил:



  • количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

  • в качестве базового варианта решения должен приниматься последний по времени вариант. Остальные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

  • формирование альтернативных вариантов должно отображать весь возможный спектр возможностей.

 

После этого вырабатываются и сравниваются альтернативы в принятии решения. За основание сравнения берется вопрос о том, какая альтернатива лучше всего отвечает данному критерию. С учетом этого обстоятельства каждой альтернативе присуждается свой балл, в значение которого входит характер возможных последствий принятого решения. Оценка каждой альтернативы может быть осуществлена в отношении каждого из критериев по порядковой (ранговой шкале) (табл. 1).

 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница