Критерии психического здоровья (по воз)



страница1/8
Дата22.04.2016
Размер0,96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (по ВОЗ):
- сознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать это;

- способность изменять способ поведения в зависимости от степени жизненных ситуаций и обстоятельств.

В соответствии с этим, любую психическую болезнь, расстройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья.


ГЛАВА I

ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ПСИХИАТРИЮ.

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ПОНЯТИЕ О СУДЕБНО- И ВОЕННО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ.

1. 1. Введение в медицинскую психологию, цели и задачи.

Прежде, чем приступить к изучению такой сложной, но вместе с тем очень интересной дисциплины как психиатрия, необходимо уточнить, что послужило основой для развития психиатрии как науки.

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдаёт себе отчёт в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолёта. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не видели, например, тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует — сказочный персонаж или фантастическую машину.

Человек не только познаёт окружающий мир, но имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определённые чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок — восхищение.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.

Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой — спортом; один проявляет способности в области математики, а другой в области литературного творчества; один горяч и вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Всё это - восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Основой, то есть фундаментальной дисциплиной для психиатрии, а также психотерапии, служит медицинская психология, которая, в свою очередь, является одним из разделов психологии.

Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действия, на основе которого и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.

Психология — это наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, её механизмах и проявлениях.

Задачи психологии:

1. Изучение конкретных фактов психической жизни, характеризуемых качественно и количественно.

2. Изучение психических законов, то есть закономерностей.

З. Установление механизмов психической деятельности - каким образом происходит развитие того или иного психического состояния, психической реакции.



Медицинская психология является неотъемлемой составной частью медицины - клинической и профилактической, изучающей закономерности развития и формирования психической сферы человека в условиях патологии или предпатологии, а также психологические особенности деятельности медицинского работника.

Предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы психологических целебных влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих обслуживанию больного, которые правомерно объединить в систему – «врач-пациент».



Медицинская психология делится на два раздела:

1. Общая медицинская психология.

2. Частная медицинская психология.

Общая медицинская психология изучает:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно изменённой и болезненной психики), врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактического учреждения.

2. Учение о психосоматических и соматопсихических взаимоотношениях.

З. Учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), об эволюции и этапах постнатального онтогенеза психики, об аффективно-волевых процессах.

4. Медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики и врачебной тайны.

5. Психогигиену и психопрофилактику, включая медико-генетическое консультирование.

6. Психотерапию.

Частная медицинская психология изучает все вышеназванные вопросы применительно к каждой конкретной специальности, при общении с конкретными больными и при определённых формах болезней.

1.2. Основные концепции медицинской психологии.

1 .Фрейдизм.

Автор этой концепции - венский врач-клиницист, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.). После наблюдений больных истерией в клинике Жана Мартина Шарко он выступил со своей теорией психологии, которая со временем приобрела всеобъемлющий характер системы философских взглядов. Правильно поставив вопрос о важности инстинктивных форм деятельности, Фрейд гипертрофировал их значение до предела. Ведущая позиция его учения сводится к тому, что в основе жизни и всех тончайших её проявлений лежит энергия либидо (энергия полового влечения), которая собственно и организует всю деятельность человека. Жизнь человека направляется влечением к жизни (сексуальное), влечением к смерти и к разрушению. Все же факты окружающей среды — всего лишь преходящие, несущие обстоятельства. Будучи последовательным в своих взглядах, Фрейд биологизирует и уровни сознания личности, обозначая их терминами “Оно”, “Я” и “сверх-Я”. “Оно” — глубинная, инстинктивная, врожденная основа сознания – «бессознательное», «истинная психическая реальность», “главный источник силы”. “Я” — система внешнего объективного опыта, зависит от “Оно”, получая необходимую силу для контроля действий. “Сверх-Я” — результат приобретенных в жизни оценок идеалов общества, которое в конечном счёте также является производным «Оно».



2. Неофрейдизм.

Салливен, Фромм, Хорни, не удовлетворённые пансексуализмом 3.Фрейда и игнорированием им культурных условий развития человека, пытались избежать ошибок основ психоанализа. Однако в своих позициях “интерперсональных отношений”, “культуральной психологии” они не только сохранили индивидуалистический подход к пониманию личности, но и активно использовали понятия традиционного психоанализа. Хорни, например, настаивает на значении культуры, однако последнюю она понимает абстрактно, в обрыве от социальной культуры общества.

3. Экзистенциализм (философия существования).

Основоположниками этой теории являются Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр, Бинсвангер. В основе этой теории лежит следующее утверждение - не сущность порождает существование, а существование предшествует сущности. Например, окружающий мир существует лишь потому, что человек его воспринимает.



4. Антипсихиатрия и антипсихология.

Основоположниками теории, принятой на Международном конгрессе в 1967 году, являются Мишель Фуко, Купер.

Сущность этой концепции заключается в том, что не существует такой науки, как психология, потому что каждый человек имеет право на проявление своей психики. Согласно этой теории люди не делятся на нормальных и ненормальных, психическая болезнь не имеет ничего общего с болезнями, а является оппортунистической выдумкой общества.

1.3. Психологическая структура личности и критерии психической нормы.

Психологическая структура личности включает в себя:



1. Направленность личности, то есть систему побуждения, всё то, что побуждает человека к деятельности (материальные — потребность в еде, одежде, жилище, духовные — потребность в познании, эстетике и общественные — потребность в труде, общении, общественной деятельности).

2. Возможности личности — это система потребностей, которая обеспечивает успех деятельности.

З. Система самоуправления (“Я”).

4. Психические процессы и состояния.

Необходимо знать также о таких состояниях как:



Психика, или психическая деятельность - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникшая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию;

Психические свойства — это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно- количественный уровень психической деятельности и поведения, типичной для индивида;

Психическое состояние — это совокупность признаков психической деятельности, характеризующих её со стояние в данное время;

Психические процессы — это отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции и чувства).

Критерии психической нормы:

1.Психические явления у человека упорядочены и их причина обусловлена.

2.Психические явления соответствуют возрастной зрелости и месту нахождения, силе и частоте раздражителя.

3.Ясное понимание своего положения и места в окружающей среде и среди людей.

4.Гармоничное соотношение уровня притязаний реальным способностям и возможностям.

5.Умение уживаться с людьми и самим собой.

6.Критический подход к себе, своему поведению и к обстоятельствам жизни.

7.Самоуправление своим поведением, самообладание.

8.Чувство ответственности за себя, членов семьи, за потомство.

9.Способность планировать свой жизненный путь, утверждать себя без ущерба для других.



1.4. Введение в психиатрию, её цели и задачи.

Медицинская психология очень тесно связана с такой наукой как психиатрия. Многие методики психологии нашли применение в обследовании психически больных, а теоретические концепции - для объяснения отдельных психопатологических проявлений.

Психические расстройства возникают не только при сугубо психических, но и при многих соматических, инфекционных, хирургических и других заболеваниях.

По современным эпидемиологическим данным, распространённость психических заболеваний составляет 25-33 на 1000 населения. Однако реальные показатели значительно выше.

По данным американских учёных, которые провели сплошное эпидемиологическое обследование жителей не скольких штатов (2001 г.), психические расстройства отсутствуют только у 18,0 % населения. У 50,0-58,0% обнаружены пограничные или нерезко выраженные психические расстройства. У 23,0-30,0% обнаружены выраженные психотические расстройства, то есть это больные, нуждающиеся в помощи психиатра.

По прогнозам экспертов ВОЗ, в ХХI веке будет отмечаться снижение соматических и инфекционных заболеваний, но отмечаться рост психических заболеваний.



Психиатрияэто отрасль клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространённость психических болезней, разрабатывающая методы их диагностики, лечения, профилактики, порядок, методы экспертизы и реабилитации психически больных. Одной из основных задач психиатрии является психопрофилактика.

Различают несколько видов психопрофилактики:



Первичная психопрофилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и развития психических расстройств. При эффективности первичной психопрофилактики снижаются показатели заболеваемости основными психическими болезнями.

Вторичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение перехода уже начавшегося заболевания в хронические формы. При её эффективности снижаются показатели болезненности.

Третичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение инвалидизации и сохранение трудоспособности психически больных. При её эффективности снижаются показатели нетрудоспособности (инвалидизации) психически больных.

Психиатрия, так же как и медицинская психология, делится на два раздела:



1 .Общая психопатология — это раздел психиатрии, изучающий общие закономерности возникновения и развития психических болезней, психопатологических процессов и состояний.

2.Частная психиатрия — это раздел психиатрии, изучающий отдельные психические болезни, их этиологию, патогенез, клинические закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности.

1.5. Краткая история развития медицинской психологии и психиатрии.

Психология берёт своё начало на заре развития всей науки. Ещё Демокрит, Лукреций, Эпикур придавали большое значение психологии и психическим особенностям личности человека.

Уже в VIII-IV вв. до н.э. некоторые мыслители находились на стойких материалистических позициях. Основоположники медицины Гиппократ и Гален в своих сочинениях указывали, что психические болезни — это результат нарушенной работы мозга.

В то же время другие, в частности Платон и его ученик Аристотель (III в н. э.), считали психическую деятельность самостоятельным субстрактом, оторванным от тела человека. В своём трактате “О душе” Аристотель выделил три вида души: растительную, чувствительную и разумную. Аристотель впервые в этом трактате применил такие поня ия как ощущение, память, чувства, произвольные движения.

Большой вклад в учение о психической жизни человека и больного внёс Авиценна, который подробно описал восприятие, большое внимание уделял изучению памяти и пытался ввести в практику новое учение о психике больного человека, которое назвал пнеулогия.

В ХVII-ХIХ вв. многие исследователи придерживались материалистических позиций. Томас Гесли прямо указывал, что основы психической деятельности надо искать в физиологии нервной системы. Однако такие исследователи, как Иммануил Кант, считали, что к изучению психических процессов естественнонаучные методы применены быть не могут.

Австрийский учёный Франц Галь в ХVIII в. пытался соотнести особенности психической деятельности человека со строением черепа.

З. Фрейд заложил основы совершенно нового подхода к изучению больных людей — психоанализ (метод, широко применяемый в настоящее время).

В начале ХIХ в. центр изучения психологии перемещается во Францию. Такие научные деятели, как Марель, Шарко, Жанне, Бабинский, Маньян, не только придавали значение изучению психологии, но и высказали мысль о роли психики в развитии болезней внутренних органов.

Впервые термин психологии в ХVIII в. ввёл Христиан Вольф.

Как самостоятельная наука психология была выделена после того, как в 1874 году Вильгельм Вундт издал первую монографию “Основы физиологической психологии”. Через 5 лет (в 1879 году) он же, в Лейпциге, открыл первую лабораторию экспериментальной психологии и положил начало научному изучению психологии.

В 1820 году М.Я. Мудров издал книгу “Слово о способе учить и учиться медицине”, которая, по сути дела, является пособием по медицинской психологии.

В 1863 году И.М.Сеченов, который по праву является отцом русской психологии и физиологии, издал монографию “Рефлексы головного мозга”.

И.П.Павлов разработал оригинальные методики исследования нервной деятельности, описал патогенетические механизмы развития экспериментальных неврозов, характериологические типы людей.

С.П.Боткин и Г.А.Захарьин пропагандировали принципы приоритета нервных механизмов в развитии патологических процессов.

В.М.Бехтерев в 1885 году в Казани открыл первую в России лабораторию экспериментальной психологии. В 1893 году он издал солидный труд “Проводящие пути головного и спинного мозга”.

В 1792 году в Европе, во Франции, Филиппом Пинелем была осуществлена реформа, которая послужила началом клинического направления в психиатрии. Ф.Пинель возвёл сумасшедших в ранг больных и снял с них цепи.

В 1837 году английский психиатр Джон Конолли обосновал систему нестеснения, выступил против применения смирительньх рубашек. Впервые предложил открыть специальные лечебницы, в которых методы физического стеснения не применялись.

В 1845 году немецкий психиатр В. Гризингер издал первое научное руководство по психиатрии. В это же время Модсли реализовал теорию эволюции — принцип единства организма и среды, что послужило благодатной почвой для создания в 1896 году Эмилем Крепелиным первой нозологической классификации психических болезней.

Открытие первых психиатрических больниц.

В 1773 году в США, в штате Вирджиния, в городе Вильямсбурге, была открыта первая в мире психиатрическая больница.

В 1776 году в Новгороде была открыта первая психиатрическая больница в России. В 1809 году была открыта первая психиатрическая больница в Москве, ныне Преображенская психиатрическая больница.

В Ташкенте первая психиатрическая больница была открыта в 1896 году. Ныне Первая городская клиническая психиатрическая больница.

В 1959 году в сентябре месяце была открыта психиатрическая больница в Андижане. В 1975 году больница была переведена в типовое здание по улице Ю.Отабекова. Ныне АОЦОПЗ — Андижанский областной центр охраны психического здоровья.

Кафедры психиатрии:

Первая кафедра психиатрии и медицинской психологии была открыта в 1857г. в г.Санкт-Петербург при Медико - хирургической академии. Возглавил кафедру профессор И. М. Балинский, который первым обосновал выделение детской психиатрии.

В 1887 г. была открыта кафедра психиатрии в Москве. Руководство кафедрой и клиникой, на базе которой она была открыта, было поручено С.С.Корсакову. В 1889 г. С.С.Корсаков защитил докторскую диссертацию и первым описал амнестический синдромокомплекс, встречающийся при алкоголизме и получивший в дальнейшем название синдрома Корсакова.

Первая кафедра психиатрии в Ташкенте при Среднеазиатском медицинском институте была открыта в 1920 г.. Возглавил кафедру профессор Ю.В.Каннабих.

В Андижане кафедра психиатрии была открыта в 1959 г. в августе месяце. В течение года кафедру возглавляла доцент Р.С.Турсунова, затем (1960-1963 гг.) её возглавил профессор Х.А.Алимов. С 1964 г. по 1983 г. - доцент Р. С. Турсунова, с 1983 г. по 1986 г. - доцент В.П.Исхаков.

С 1986 года кафедру возглавляет автор данного труда, впервые в Республике Узбекистан разработавший самостоятельные новые методы лечения алкоголизма и наркомании, на которые получен патент на изобретение «двойное кодирование» по методу профессора М.Л.Аграновского.



1.6. Современная классификация психических болезней.

Все факторы, вызывающие психические расстройства, делятся на:



1. Экзогенные факторы:

а) физические (температура, излучение, радиация, электромагнитное излучение);

б) химические (яды, алкалоиды, алкаголь);

в) механические (травмы черепа);

г) биологические (инфекционные, глистные инвазии);

д) психические (эмоциональное и физическое перенапряжение, стрессы, конфликты, психические травмы);

е) социальные (работа в ночную смену, неурядицы на производстве, воздействие вредных факторов, шум на работе).

2. Эндогенные факторы:

а) генетические (наследственность);

б) конституциональные (темперамент, особенности организации нервных процессов ЦНС);

в) эндокринные (нарушения функции эндокринных желез);

г) половые особенности (послеродовые психозы);

д) возрастные особенности (у детей чаще возникают оглушение, судорожный синдром, нарушения поведения, у пожилых людей — психоорганический синдром);

е) личностные особенности (вносят большой вклад в течение заболевания).

Современная классификация психических болезней включает в себя:

1. Эндогенные психические заболевания — шизофрения, МДП, инволюционные психозы, функциональные психозы позднего возраста.

2. Эндогенно-органические заболевания — эпилепсия, сенильные психозы, наследственные органические заболевания.

3. Экзогенно-органические заболевания — психические расстройства при ЧМТ, сосудистые психозы, психические расстройства при опухолях мозга, инфекционно- органические заболевания (сифилис мозга, прогрессивный паралич, энцефалиты), периодические органические психозы.

4. Экзогенные заболевания — симптоматические психозы (соматогенные и инфекционные психозы), токсикомании (алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании, токсикомании).

5. Психогенные заболевания – неврозы, реактивные психозы.

6. Патология психического развития — психопатии (аномалии характера, то есть извращения психического развития), олигофрении (задержка психического развития).

1.7. Методы психиатрии:

I. Клинические:

1. Беседа — эксплорация (управляемый разговор), расспрос.

2. Метод прямого наблюдения:

а) Интраспекция;

б) Экстраспекция.

З. Метод управляемого наблюдения:

а) Естественный эксперимент;

б) Лабораторный эксперимент.



II. Параклинические:

1. Лабораторно-инструментальные, цитологические исследования сред организма.

2. ЭЭГ, R0-графия, компьютерная томография, ЯМР.

З. Методы психодиагностики:

а) шкалы оценки поведения — шкала Маламуд-Сандса, шкала Випенборга;

б) анкетные методы — индивидуальная анкета Айзенка, анкета невротизма Кноблоха, профиль личности;

в) проекционные методы — рисунок человеческой фигуры по Маховеру, тест Вартегга, тест Роршаха, ТАТ (тематический аперцепционный тест) , тест для исследования фрустрации С. Розенцвейга;

г) методы определения способностей — исследование интеллекта, памяти, моторики, тест Векслера, тест Бентона, для исследования внимания — методика Шульте-Горбова;

д) социометрические методы — Лира, Морено.

1.8. Структура психоневрологической помощи в Республике Узбекистан.

Структура психоневрологической помощи представлена различными учреждениями в системе трёх министерств:



1. Здравоохранения — психоневрологическими диспансерами, психиатрическими больницами, кабинетами, отделениями при общесоматических больницах.

2. Социального обеспечения — домами - интернатами для психически больных инвалидов, специализированными психиатрическими врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК).

3. Просвещения – спецшколампи и школами-интернатами для психоаномальных детей, санаторными школами, сезонными спецлагерями, специальными детсадами и яслями.

Структура и деятельность психоневрологического диспансера.

Диспансер состоит из поликлинического и стационарного отделений.

Структура поликлинического отделения: регистратура, кабинеты участковых психиатров, детского психоневролога, психотерапевта, нарколога, логопеда, невропатолога, лаборатория, рентгенкабинет, процедурная, физиотерапевтический кабинет, аптека, кабинет ВКК, кабинет социально-правовой помощи.

Деятельность поликлинического отделения: раннее активное выявление больных, их обследование, диагностика и лечение (поликлинически, на дому, направление в стационар), активное и пассивное наблюдение за больными, социально-трудовая адаптация, ВКК, направление на ВТЭК, психогигиена и психопрофилактика, консультативная помощь лечебным учреждениям города и области, профилактика общественно-опасных действий больных, военная, трудовая, судебно-психиатрическая экспертизы, эпидемиологический анализ заболеваемости, разработка мероприятий по её снижению, повышение квалификации.

Структура стационарного отделения: приёмный блок, лечебно-диагностические отделения (профилированы по полу, возрасту (детские), остроте состояния больных): наркологическое, экспертное, фтизиатрическое, пограничных состояний, кабинеты консультантов: стоматолог, лор, окулист, терапевт, невропатолог, гинеколог, хирург; лаборатории: клиническая и биохимическая, психологическая; рентген, ЭЭГ, ЭКГ, ПЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ; лечебные кабинеты: гипнотерапии, физиотерапии, электросудорожной терапии, электросон, трудотерапии, аптека, организационно-методический отдел (кабинет).

Деятельность стационара: диагностика, лечение, социально-трудовая реадаптация, трудовая, военная, судебно-психиатрическая экспертизы, консультативная помощь, предупреждение ООД, психогигиена и психопрофилактика, организационно-методическая работа. Консультативно-шефскую помощь АОЦОПЗ оказывает автор данного труда (еженедельные обходы отделений, консультации стационарных и поликлинических больных).



Категории учёта больных в поликлиническом отделении диспансера.

В зависимости от необходимой частоты наблюдения, которая зависит от состояния больных, выделяют следующие категории учёта:

1. Одно посещение делается в 3-5 дней, а в отдельных случаях — ежедневно (недавно выписанные из стационара; поликлинические больные, находящиеся в состоянии обострения; больные, имеющие больничные листки).

2. Одно посещение в 7-15-30 дней (больные с подострым течением, находящиеся на “А” и “Б” ООД учёте).

3. Одно посещение в 2-3 месяца (больные с длительно текущими формами заболевания при неполной компенсации и последствиями психозов).

4. Одно посещение в 6-12 месяцев (больные, не требующие систематического лечения и активных социально- профилактических мероприятий после острых психозов).

5. Больные, находящиеся на стационарном лечении.

6. Архивный учёт (выздоровевшие, находящиеся в стойкой ремиссии, переехавшие, умершие).



1.9. Показания для неотложной госпитализации психически больных.

(без согласия родственников и близких больного)

Если психическое состояние опасно как для самого больного, так и для окружающих — неправильное поведение вследствие острого психотического состояния (психомоторное возбуждение со склонностью к агрессивным действиям; галлюцинации, бред, синдром психического автоматизма, синдромы расстроенного сознания, патологическая импульсивность, тяжёлые дистрофии); систематизированные бредовые идеи, если они определяют общественно-опасное поведение больных; ипохондрический бред; депрессии с суицидальными тенденциями; маниакальные и гипоманиакальные состояния, приводящие к нарушению общественного порядка или агрессии в отношении окружающих; острые психотические состояния у олигофренов и больных с остаточными явлениями органического поражения головного мозга, сопровождающиеся возбуждением, агрессией и иными действиями, опасными для больных и окружающих.

Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке четко сформулированы в ст. 27 Закона Республики Узбекистан «О психиатрической помощи» (31 августа 2000 года).

Показания для госпитализации психически больных:

1. Если обследование и диагностика состояния больного возможны только в стационарных условиях, это касается прежде всего первичных больных, а также направленных на военную, трудовую и судебно-психиатрическую экспертизы.

2. Если необходимое лечение возможно осуществить только в стационаре.

3. Если амбулаторное лечение невозможно из-за отсутствия необходимого ухода и надзора за больным в домашних условиях.

Основания для госпитализации в психиатрический стационар подробно изложены в ст. 26 Закона Республики Узбекистан «О психиатрической помощи».



Деятельность районных психоневрологических кабинетов.

Здесь проводится та же работа, что и в поликлиническом отделении диспансера, но по масштабам своим в более узком объёме.



Особенности ухода и надзора за больными в стационаре.

В связи с опасностью состояния некоторых больных для себя и окружающих, психической беспомощностью больных, страха, тревожности или, напротив, полного безразличия к себе, следует обратить внимание на систему мероприятий, предупреждающих возможность побега, самоубийства и агрессии, нарушения сна, питания и совершения противоестественных отправлений. К таким мероприятиям относятся: “закрытые” двери, наблюдение, надзор и строгий надзор за больными (в специальных палатах), описание поведения дежурным медицинским персоналом, регулярные осмотры нательного белья, телесные осмотры, контроль за проглатыванием больными лекарств, назначенных внутрь, особенности оборудования палат, столовой, прогулочных дворов.



Деонтологические требования к медицинскому персоналу в работе с больными.

Все, кто так или иначе соприкасается с больными, должны стремиться к созданию психотерапевтической среды в стационаре, способствовать авторитету учреждения за пределами его стен. Сохранять врачебную тайну, душевно относиться к больным, предупреждать ятрогении, требовательно относиться к своему внешнему виду, соблюдать все правила поведения в психиатрическом стационаре.



1.10. Психиатрические экспертизы.

1.10.1. Понятие о врачебно-трудовой экспертной комиссии.

При наличии длительной или постоянной потери трудоспособности, возникшей вследствие психического заболевания, возникает необходимость направления больного на ВТЭК, где решаются следующие вопросы:

— определение группы инвалидности;

— определение причины инвалидности;

− определение срока освидетельствования;

− трудовые рекомендации;

− рекомендуемые мероприятия по трудовой реадаптации.

Критериями инвалидности являются:

I группа — больные со стойкой и полной утратой трудоспособности, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе;

II группа − больные со стойкой и полной потерей трудоспособности, не нуждающиеся при уходе за собой в посторонней помощи;

III группа — больные со стойкой, но частичной утратой трудоспособности.



Инвалидность является понятием юридическим:

лица, признанные инвалидами, приобретают определённые правовые особенности. Они могут претендовать на трудовое устройство, направление на профессиональное переобучение в соответствии с рекомендацией ВТЭК, или же (инвалиды I и II групп) могут совсем прекратить работу. Инвалиды получают право на пенсионное обеспечение, а при установлении I и II групп могут претендовать на полное государственное обеспечение (дома-интернаты). Больные, в зависимости от причин инвалидности, получают право на различные льготы, предусмотренные для соответствующих контингентов инвалидов.



1.10.2. Понятие о судебно-психиатрической экспертизе (СПЭ).

СПЭ назначается в следующих случаях:

1. Сомнение по поводу психического здоровья обвиняемого в период совершения правонарушения.

2. Сомнение в способности обвиняемого правильно воспринимать обстоятельства дела и давать о них правильные показания.

3. Отсутствие понятных поводов и мотивов преступления, особая жестокость его совершения.

4. Пребывание в прошлом в психиатрической больнице.

В зависимости от места и обстоятельств проведения различают следующие виды СПЭ: стационарная, поликлиническая, у следователя, в суде, заочная, посмертная. Целью СПЭ является определение вменяемости-невменяемости или дееспособности-недееспособности. Понятие “невменяемости” определяется статьёй 11 УК Республики Узбекистан: “Не подлежит уголовной ответстненности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера”.

Понятие “недееспособности” определяется ст.15 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан: “Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия, не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опёка”.



1.10.3. Понятие о военно-психиатрической экспертизе.

Назначается медицинской комиссией призывных пунктов военкоматов. Направление (акт) экспертизы подписывает военком, где указывается срок экспертизы. Для принятия экспертного решения используется специальный приказ Министерства обороны Республики Узбекистан.



Военно-психиатрическая экспертиза и её этапы.

1. Осмотр психиатра в составе медкомиссии военкомата и направление на экспертизу.

2. Стационарное или поликлиническое обследование.

3. Заключение врачебно-контрольной комиссии, оформление “Акта исследования состояния здоровья”.



Выписка из приказа министра обороны Республики Узбекистан:

Негодны в мирное время, годны к нестроевой в военное время:

1. Дебильность умеренно выраженная.

2. Эпилепсия с единичными припадками и без изменений личности.

3. Маниакально-депрессивный психоз при длительных (годы) ремиссиях.

4. Психозы экзогенно-органические при наличии остаточных, умеренно выраженных нарушений.

5. Психопатии с неустойчивой компенсацией.

6. Неврозы, реактивные состояния при умеренно выраженных, но длительных болезненных проявлениях.

7. Посттравматические нарушения психики — остаточные, умеренно выраженные, астенические.



Негодны, с исключением с воинского учёта:

1. Дебильность резкой степени, имбецильность, идиотия.

2. Эпилепсия с частыми припадками или выраженными изменениями личности.

3. Маниакально-депрессивный психоз с частыми или затяжными приступами.

4. Шизофрения.

5. Психозы экзогенно-органические при стойких выраженных нарушениях.

6. Психопатии — резко, стойко декомпенсированные.

7. Неврозы, реактивные состояния — резко, стойко декомпенсированные.

8. Посттравматические нарушения психики — резко, стойко выраженные.

Годные к нестроевой службе:

1. Дебильность лёгкой степени при наличии трудовых навыков и положительных характеристик.


1.11. Тесты к главе I

1. Что такое ММРI - тест?

А. Субъективный тест

В. Проекционный тест

С. Личностный тест

Д. Интеллектуальный тест

Е. Специальный тест склонности.

2. Качество диагностики в психиатрии зависит от:

А. Нравственных качеств врача

В. Уровня знания предмета

С. Уровня овладения методологией и методиками диагностики

Д. Объёма личного опыта

Е. Все ответы правильные

З. В психиатрии использование электроэнцефалографии (ЭЭГ) наиболее полезно для диагностики:

А. Неврозов

В. Шизофрении

С. Инволюционных психозов

Д. Алкоголизма

Е. Эпилепсии

4. Какие исследования используются для установления влияния генетических факторов на психические рассройства?

А. Исследование близнецов

В. Изучение приёмных детей и их семей

С. Изучение семейного риска

Д. Изучение действия лекарств на членов семьи

Е. Ответы А, В и С правильные

5. Каково соотношение между полами (Ж : М) при завершённых суицидах с летальным исходом?

А. 4: 1

В. 2: 1


С. 1: 1

Д. 1: 3


Е. 1: 6

6. В стандартные схемы обследования психического статуса включается всё, кроме:

А. Появления заболевания

В. Модели сна больного

С. Поведения больного

д. Речи больного

Е. Настроения и аффекта больного

7. Интерпретация ответов на тест Роршаха может быть наиболее полезной для:

А. диагностики шизофрении

В. Описания личности

С. Выявления состояния межличностных отношений

д. для измерения коэффициента интеллектуальности (IQ)

Е. Ответы А и С правильные

8. Что должен сделать психиатр для установления роли генетических факторов в развитии психических нарушений?

А. Попросить больного рассказать о недавнем сне

В. Расспросить больного о его психосексуальной истории

С. Взять анализ крови для полного обследования

д. Собрать информацию о психиатрических госпигализациях родственников больного

Е. Провести психологический тест

9. Люди, которые в конечном счёте совершают суицид, вероятнее всего:

А. Скрывают свои намерения

В. Не желают врачебной помощи

С. Тщательно контролируют поведение

д. Находятся в состоянии психоза

Е. У одного из членов семьи обычно имеется история суицида

10. К какой форме утилитарного отношения к болезни относится: преувеличение больным признаков заболевания и субъективных жалоб с целью освобождения от воинской службы?

А. диссимуляция

В. Импрегнация

С. Симуляция

д. Ассимуляция

Е. Агравация

11. У больных с какими особенностями личности наиболее часто развиваются ятрогении?

А. У аффективно - лабильных

В. У демонстративных

С. У циклотимных “субдепрессивных”

д. У тревожных, мнительных больных

Е. У возбудимых

12. К проективным патопсихологическим методам ис следования личности относятся все, кроме:

А. Метод Роршаха

В. Тематический апперцепционный тест ( ТАТ)

С. Тест фрустрации

д. Тест Вартега

Е. Тест ММРI

13. Проективные методы обследования личности не основаны на изучении:

А. Индивидуального подхода исследуемого к ситуации

В. Особенностей снятия неопределённости

С. Своеобразного снятия неойределённости

д. Материалов самооценки

Е. Индивидуальных тенденций, эмощiонального состояния

14. Для патопсихологического исследования интеллекта используются все методы, кроме:

А. Метод Люшера

В. Определение IQ

С. Метод Векслера

д. Таблицы Равена

Е. Аналитический тест

15. Вследствие неправильного общения медицинской сестры с больным у него развились невротические расстройства, которые можно квалифицировать как:

А. Соррогения

В. Ятрогения

С. Ятропатия

Д. Психопатия

Г. Миопатия

16. Ликвородиагностика занимает большое место в клинической психиатрии при всех следующих заболеваниях, кроме:

А. Травматическое

В. Инфекционное

С. Сосудистое

д. Эндогенное

Е. Интоксикационное

17. Частотно-амплитудная характеристика ЭЭГ у здоровых людей составляет бета-ритм - 13-25 кол/сек, дельта-ритм - 1-3 кол/сек, а альфа-ритм?

А. 3-4 кол/сек

В. 4-7 кол/сек

С. 7-8 кол/сек

д. 8-12 кол/сек

Е. 12-16 кол/сек

18. Какая социальная группа людей наиболее подвержена суицидам?

А. Врачи

В. Инженеры

С. Педагоги

Д. Писатели

Е. Бухгалтера

19. Какие исследования используются для установления влияния генетических факторов на эмоциональные расстройства?

А. Исследование близнецов

В. Изучение приёмных детей и их семей

С. Изучение семейного риска

д. Изучение действия лекарств на членов семьи

Е. Эпидемиологические исследования

20. К эндогенным факторам развития психических болезней относятся:

А. Психические

В. Социальные

С. Генетические

д. Биологические

Е. Химические.

1.12. Задачи к главе I
Задача №1

В поликлинике на приёме больная 18 лет. Вяла, пассивна, двигательно заторможена. Мимика бедная, выражение лица печальное. В беседе односложна, голос тихий, эмоционально не окрашенный. Монотонно предъявляет жалобы на боли в области сердца, считает себя неудачницей, высказывает мысли о нежелании жить. Настроение снижено, подавлена.

Какова тактика врача поликлиники по организации психиатрической помощи?
Задача №2

В лор-отделении после операции тонзилэктомии у больного внезапно и резко изменилось состояние, стало нарастать психомоторное возбуждение. Больной беспокоен, импульсивен, ночами не спит, неусидчив, многоречив, постоянно находится в движении, мешает другим больным.

Какова правильная тактика лечащего врача по организации психиатрической помощи больному?
Задача №З

Во время военно-медицинской экспертной комиссии у юноши 18 лет выявлено снижение интеллекта. Из анамнеза: в школу пошел в 7 лет, но учёба давалась с большим трудом, дублировал классы. Учился формально. После окончания школы нигде не учился, работал разнорабочим. В детстве перенёс обычные детские инфекции.

Тактика врача экспертной комиссии?
Задача №4

В хирургическом отделении у больного в возрасте 32 года, госпитализированного по поводу операции геморроя, внезапно к вечеру изменилось состояние: стал подозрительным, настороженным к соседу по палате. Обратился с жалобой к дежурному врачу, что сосед наводит на него “порчу”, подсыпает ему какие-то травы в чай, с целью избавиться от него. Разубеждению не поддается. Ночью беспокойство продолжалось. Вновь вызвал дежурного врача и попросил перевести его в другую палату. После перевода в другую палату больной стал утверждать, что голос соседа по- прежнему преследует его, угрожает расправой.

Тактика врача хирургического отделения?
Задача №5

У ребёнка 2,5 лет всякий раз при повышении температуры тела до 38,5-39°С отмечаются судорожные припадки. 1,5 мес. назад судороги появились среди полного здоровья.

Из анамнеза: родился 2-м по счёту ребёнком весом 3000,0 г. в срок. Беременность у матери протекала на фоне гестоза и хронической анемии II степени. В первые три месяца беременности мать перенесла грипп. У отца также в детстве отмечались судорожные припадки.

Какое обследование необходимо провести ребёнку?



ГЛАВА II

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ

ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ.

2.1. Медицинская психология ощущений.

2.1.1. Физиологический механизм ощущений.

Познание окружающего мира можно условно разделить на два этапа:

1 этап — это живое созерцание, то есть познание окружающего мира с помощью органов чувств, непосредственного воздействия раздражителя на те или иные периферические рецепторы того или иного анализатора.

2 этап — это познание с помощью мыслительных операций, когда вскрывается внутренняя сущность предмета или явления вне зависимости от его непосредственного воздействия или при его отсутствии.

Чувственное познание имеет огромную роль при обследовании больного, потому что вся первичная объективная информация о состоянии больного может быть получена врачом с помощью органов чувств, процессов чувственного познания — это ощущения восприятия и представления.

Изучение развития познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребёнка (в онтогенезе) показывает, что ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. В первые дни жизни новорожденные отражают только отдельные свойства предметов и явлений, имеющих непосредственное значение для их жизнедеятельности. Это говорит о том, что ощущения являются исходящей формой развития познавательной деятельности.

Жизненное значение ощущений заключается ещё в том, что они всегда эмоционально окрашены.

Ощущениеэто простейший психический процесс, отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений реального мира, при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

С помощью ощущений отражаются отдельные признаки, свойства предметов и явлений окружающего мира такие как цвет, вкус, запах и т. д. Ощущения имеют колоссальное значение в практической деятельности врача.



Каталог: uum2
uum2 -> Учебно-методическое пособие для преподователей и студентов IV курса лечебного факультета медицинских вузов новые педагогические технологии по практическим занятиям
uum2 -> Знаниям, умениям и навыкам в соответствии с указанными целями и задачами после окончания изучения дисциплины «Акушерство и гинекология»
uum2 -> Синдром Лихорадки
uum2 -> Лекция для студентов 7 курса лечебного факультета по теме
uum2 -> Нарушения сознания
uum2 -> Министерство здравоохранения республики узбекистан


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница